Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности временной парадигмы в художественной литературе (Орловский Государственный Университет)

Работа №177551

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы81
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере романа А. Иванова «Ненастье»

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 6
1.1. Время как литературоведческая категория: основные подходы и концепции 6
1.2. Способы репрезентации времени в художественном тексте 25
1.3. Биография и творчество А. Иванова 37
ГЛАВА 2. ТИПЫ И ФОРМЫ ВРЕМЕНИ В РОМАНЕ А. ИВАНОВА «НЕНАСТЬЕ» 41
2.1. Хронотоп в романе «Ненастье» и отражение исторического времени 90-х годов 41
2.2. Судьбы героев романа Алексея Иванова «Ненастье» как типичных представителей эпохи постсоветской России 52
2.3. Специфика организации времени в романе Алексея Иванова «Ненастье» 65
2.4. Конспект урока по литературе на тему: Особенности временной парадигмы в романе Алексея Иванова «Ненастье» 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80

Тема времени остается центральной в литературе, отражая сложность восприятия человеком исторических процессов, личных переживаний, связей прошлого, настоящего и будущего. От античной до современной литературы писатели исследовали различные аспекты времени: циклическое и линейное время, субъективное и объективное время, психологическое и историческое время. Анализ временной структуры художественных текстов позволяет проследить, как менялось восприятие времени в литературе и какую роль оно играло в создании художественного пространства произведения. Роман Алексея Иванова «Ненастье» представляет собой уникальный объект для таких исследований, поскольку его временная структура очень сложна и своеобразна. «Ненастье» — философская книга, рассматривающая судьбы людей на фоне сложных исторических событий в России. Одной из главных особенностей романа является уникальная концепция времени, которая оказывает существенное влияние на развитие сюжета и эволюцию персонажей. Автор умело использует время для построения многослойной истории в романе, в которой переплетаются прошлое, настоящее и будущее, подчеркивая цикличность жизни и искусно изображая психологические противоречия персонажей. Используя различные приемы манипулирования временем, Иванов создает собственную временную парадигму, характеризующуюся нелинейным повествованием. Автор обнаруживает свое существование, постоянно перемещаясь между различными временными слоями, от современных событий до военных действий в Афганистане и детства своих персонажей.
Время в романе играет роль психологической категории, так как прошлое для героев – это живое пространство тех болезненных воспоминаний, травм, незаживающих ран, которое становится инструментом раскрытия внутреннего мира героев, их психологических проблем.
Несмотря на широкое признание романа «Ненастье» как одного из ярких явлений современной русской прозы, его временная структура получила недостаточное исследование. Большинство критических работ направлено на анализ тематических и идеологических аспектов произведения, а временная организация романа остается недостаточно рассмотренной. В данной работе мы постараемся заполнить этот пробел, проведя детальный анализ временной парадигмы романа, выявив ее особенности и роль в формировании общего замысла произведения, рассмотрим, как именно использование нелинейного повествования, фокусирование на психологическом времени и мотив цикличности способствуют глубокому пониманию трагичности судеб героев романа и сложности их прошлого опыта.
Тема нашей дипломной работы – «Особенности временной парадигмы в романе А. Иванова «Ненастье».
Актуальность работы заключается в том, что роман имеет огромное значение в современной русской литературе, отражая сложные реалии и духовные искания человека в быстро меняющемся мире, анализ особенностей временной парадигмы романа «Ненастье» позволит глубже понять ключевые идеи произведения. Исследование временной структуры романа поможет осветить проблемы памяти, идентичности и, возможно, экзистенции, что имеет значение как для литературоведения, так и для психологии и социологии. Также наша работа может помочь сформировать новые подходы к исследованию произведений Алексея Иванова, обратив внимание на его уникальные стратегии организации времени в художественном тексте.
Цель нашей работы – проанализировать и выявить особенности временной парадигмы в романе А. Иванова «Ненастье».
Задачи дипломной работы:
1. Определить основные типы времени, представленные в романе.
2. Рассмотреть способы репрезентации времени в тексте (хронотоп, нарративные приёмы, символика).
3. Проанализировать взаимосвязь между разными временными пластами романа.
4. Выявить функции временной структуры в раскрытии идейного содержания романа и развития характера героев.
Объектом исследования выступает роман А. Иванова «Ненастье».
Предмет исследования – временная парадигма романа «Ненастье».
При анализе временной парадигмы романа мы применяли следующие методы исследования: биографический, культурно-исторический метод, структурно-семиотический метод, нарративный анализ, метод интерпретации.
Теоретическая база нашего исследования состоит из работ по теории литературы таких известных литературоведов, как: М.М. Бахтин, Д.С. Лихачёв, Ю.М. Лотман и др. А также использовались исследования творчества А. Иванова.
Научная новизна исследования состоит в выявлении специфических особенностей авторского использования времени в романе А. Иванова «Ненастье». В исследовании демонстрируется, как А. Иванов, посредством оригинальной организации темпорального пространства, создает эффект документальности и достоверности, погружая читателя в атмосферу 90-х годов и раскрывая трагическую судьбу ветеранов афганской войны.
Теоретическая значимость данной работы заключается в ее вкладе в развитие литературной теории, углублении понимания сложных художественных структур и создании базы для дальнейших исследований в области времени и нарратива в литературе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в преподавании литературы в школе и в вузе, а также для дальнейшего изучения творчества А. Иванова.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников. Общий объем – 86 с. Количество источников - 25.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящая дипломная работа посвящена комплексному анализу типов и форм времени в романе Алексея Иванова «Ненастье», раскрывая его многогранный художественный мир через призму хронотопа и судеб героев, типичных представителей постсоветской эпохи. Проведенное исследование подтвердило ключевой тезис: время в романе не является пассивным фоном, но выступает как активная смыслообразующая категория, глубоко интегрированная в пространственные координаты и определяющая конфликты, характеры и общую идейную направленность произведения.
Мы убедились, что хронотоп «Ненастья» искусно сконструирован, превращая вымышленные локации, такие как Батуев и дачный поселок «Ненастье», в символические узлы, где прошлое и настоящее, личное и общественное, обыденное и трагическое неразрывно переплетаются. Город Батуев с его контрастным обликом — от «сверкающей» современности 2008 года до неприглядных реалий 1990-х — служит наглядным примером того, как физический ландшафт сохраняет «шрамы» исторической травмы, не позволяя героям сбежать от её последствий. Мы подробно рассмотрели, как «долгие девяностые» не просто выступают историческим периодом, но функционируют как всеобъемлющий, почти мифический хронотоп, формирующий идентичность персонажей и диктующий логику событий даже спустя годы.
Анализ повествовательной структуры романа, с её постоянными переключениями между 2008 годом и флешбэками в 1990-е, выявил временную цикличность. События настоящего оказываются неразрывно связанными и зачастую причинно обусловленными прошлым, что создаёт ощущение «ненастья» как циклической, неизменной силы, глубоко укоренившейся в исторической ткани. Этот феномен находит отражение и в языке романа, который передает грубость и неформальность эпохи через сленг и экспрессивную лексику, подчеркивая распад прежних формальных структур и норм.
Особое внимание в работе было уделено судьбам героев романа – Германа Неволина, Сергея Лихолетова, Татьяны Куделиной, Ярослава Саныча Куделина, Виктора Басунова и Георгия Николаевича Щебетовского. Они предстают перед нами как типичные представители своей эпохи, чьи личные трагедии и выборы глубоко укоренены в социально-исторических потрясениях постсоветской России. Их «ненастье в душе» — это не просто индивидуальное переживание, но коллективное состояние, порожденное распадом идеалов, вакуумом власти и необходимостью выживать в условиях новой, зачастую жестокой реальности. Опыт Афганской войны для многих из них стал определяющим, сформировав их мировоззрение и став причиной глубокой психологической травмы. Поступки Германа, его попытка «рывка к счастью» через ограбление, были проанализированы как отчаянная, но типичная для эпохи попытка исправить «ненастье» в условиях разрушенных традиционных институтов и норм.
Таким образом, роман Алексея Иванова «Ненастье» предстаёт как глубокое литературное исследование постсоветской российской идентичности, навечно отмеченной «лихими девяностыми». Произведение убедительно демонстрирует, что прошлое не уходит бесследно; оно продолжает активно влиять на настоящее, диктуя условия существования персонажей и определяя их судьбы. «Ненастье» — это не только личное состояние, но и глубокое общественное явление, своеобразный «капкан», из которого сложно вырваться, что делает роман актуальным предостережением и призывом к осмыслению уроков истории.



1. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Ок. 11 000 синоним. Рядов / З. Е. Александрова. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Рус. яз., 2001. — 568 с. — (Библиотека словарей рус. яз.).
2. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин. — М.: Художественная литература, 1986. — 544 с.
3. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Художественная литература, 1969. — 423 с.
4. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике/ М. М. Бахтин // Бахтин М.М. Эпос и роман. — СПб.: Азбука, 2000. — 193 с.
5. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. — СПб.: Паритет, 2006. — 314 с. — ISBN 5-93437-258-0.
6. Кассирер, Э. Философия символических форм. Том 1. Язык / Э. Кассиер. — М.; СПб.: Университетская книга, 2002. — 272 с.
7. Категории хронотопа и темпорального ритма в литературе: Монография. — Алматы: Ценные бумаги, 2009. — 429 с. — ISBN 978-601-247-032-1.
8. Лебедева, Т.А. Природа и человек в русской литературе / Т. А. Лебедева. — М.: Наука, 2012. — 187 с.
9. Лихачёв, Д.С. Избранные работы: В 3 т. / Д. С. Лихачев. — Л.: Советский писатель, 1987. — Т. 3. — С. 76.
10. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М. Лотман. — М.: Просвещение, 1988. —293 с.
11. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. — Тарту: Тартуский университет, 1970. — 384 с.
12. Нестерик, Э.В. Событийные и процессные предикаты как способ моделирования ускоренного времени в художественном тексте/ Э. В. Нестерик // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2012. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sobytiynye-i-protsessnye-predikaty-kak-sposob-modelirovaniya-uskorennogo-vremeni-v-hudozhestvennom-tekste-na-materiale-angliyskogo (дата обращения: 15.11.2024).
13. Одинцов, В.В. Стилистика текста / В. В. Одинцов. — М.: Наука, 1980. — 264 с.
14. Павис, П. Словарь театра: термины, понятия и анализ / П. Павис. — Торонто: Издательство Торонтского университета, 1998. — 469 с. — ISBN 0802081630.
15. Папакина, Л.Н. Формирование темпорального пространства в художественном тексте: специальность 10.02.01 «Русский язык»: диссертация на соискание кандидата филологических наук / Папакина Людмила Николаевна ; Дагестанский государственный педагогический университет. — Махачкала, 2012. — 177 с.
16. Прохорова, И. Время и память в поэзии Ахматовой / И. Прохорова. — М.: Наука, 2005.
17. Рикёр, П. Память, история, забвение / Пер. с франц. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004. — 728 с. — (Французская философия XX века).
18. Русова, Н.Ю. От аллегории до ямба: терминологический словарь-тезаурус по литературоведению: словарь / Н. Ю. Русова. — 3-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2018. — 304 с. — ISBN 978-5-89349-585-0.
19. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Советская энциклопедия: ОГИЗ, 1935—1940. — Т. 1: А — Кюрины / Сост. Г.О. Винокур, проф. Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Томашевский, проф. Д.Н. Ушаков; Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ, 1935. — 1562 стб.
20. Фрейд, З. Толкование сновидений / З. Фрейд. — М.: Психология, 1997. — С. 307.
21. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. — М.: Республика, 1994. — 447 с.
22. Хализев, В.Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. — М.: Академия, 2013. — 404 с.
23. Иванов, А.В. Ненастье: роман / Алексей Викторович Иванов. — М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2015. — 637, [2] с. — (Новый Алексей Иванов). — ISBN 978-5-17-089923-4.
24. Иванов А. — о писателе // LiveLib. — URL: https://www.livelib.ru/author/28724-aleksej-ivanov (дата обращения: 23.12.2024).
25. Иванов, А. 100 лет УрФУ: как студент Ельцин играл в волейбол, а «Уральские пельмени» учились сварке. Рассказываем о самых известных выпускниках вуза / Иванов А. // Комсомольская правда. — URL: https://www.ural.kp.ru/daily/217196.5/4305275/ (дата обращения: 23.12.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ