Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: Кубанский государственный университет.
Выборка: 49 человек.
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………….... 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ………………………………………………..…7
1.1 Сущность и особенности игрового метода обучения в начальной школе …………………………7
1.2 Психолого-педагогические основы применения игрового метода на уроках литературного чтения 10
1.3 Виды игр и их применение на уроках литературного чтения … 13
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 18
2.1 Организация и методика экспериментального исследования 18
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 24
2.3 Методические рекомендации по применению игрового метода на уроках литературного чтения в начальной школе. 29
Заключение………………………………………………………………… 38
Список использованных источников…………………41
Приложение 44
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной системе образования особое внимание уделяется поиску эффективных методов обучения, способствующих не только усвоению знаний, но и развитию познавательной активности, творческого мышления и коммуникативных навыков учащихся. Одним из таких методов является игровой метод, который имеет особое значение в начальной школе, где происходит переход от игровой деятельности к учебной.
Литературное чтение как учебный предмет занимает особое место в системе начального образования. Оно не только формирует навык чтения и умение работать с текстом, но и способствует развитию воображения, эмоциональной сферы, нравственных представлений и эстетического вкуса младших школьников. Однако в современных условиях, когда информация к человеку поступает благодаря стремительному развитию информационных технологий самыми различными способами, потребность в чтении до минимума сведена вообще, а тем более в чтении как источнике эстетического наслаждения. Темпы современной жизни не позволяют современному человеку концентрироваться на прочитанном, создавать мысленные, эмоциональные образы.
Как отмечает Л.С. Выготский, игра является постоянным феноменом в жизни человека. Именно с помощью игр дети усваивают основные формы поведения, учатся решать сложные задачи и взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса [6]. Игровые технологии на данный момент занимают лидирующее место среди технологий, которые используются во время учебного процесса в начальной школе.
Проблему игровой деятельности разрабатывали в России К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной педагогике и психологии — З. Фрейд, Ж. Пиаже и др. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, в усвоении и использовании человеком общественного опыта.
Несмотря на то, что учебная деятельность является ведущей для младшего школьника, для него все еще актуальна ведущая деятельность дошкольного периода — игра. Применение игровых методов на уроках литературного чтения позволяет интенсифицировать процессы формирования духовного мира учащихся, их читательского опыта, развитие коммуникативной компетенции, способности к самостоятельному литературному творчеству.
Объект исследования: процесс обучения литературному чтению в начальной школе.
Предмет исследования: применение игрового метода на уроках литературного чтения в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения игрового метода на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность и особенности игрового метода обучения в начальной школе.
3. Определить возможности применения игрового метода на уроках литературного чтения.
4. Разработать и апробировать комплекс игровых заданий для уроков литературного чтения в начальной школе.
5. Экспериментально проверить эффективность применения игрового метода на уроках литературного чтения.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта;
- эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся;
- методы математической обработки данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении теоретических положений об использовании игрового метода на уроках литературного чтения в начальной школе.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса игровых заданий для уроков литературного чтения, который может быть использован учителями начальных классов в практической деятельности.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В ходе проведенного исследования была рассмотрена проблема применения игрового метода на уроках литературного чтения в начальной школе. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также результаты экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы.
Игровой метод обучения в начальной школе представляет собой важный инструмент педагогического воздействия, позволяющий эффективно решать образовательные задачи с учетом возрастных особенностей младших школьников. Игра создает условия для активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей, формирования коммуникативных навыков и социализации учащихся.
Психолого-педагогические основы применения игрового метода на уроках литературного чтения базируются на понимании особенностей восприятия художественной литературы младшими школьниками и закономерностей их литературного развития. Игровые методы позволяют создать условия для полноценного восприятия художественного произведения, развития читательской самостоятельности, формирования интереса к чтению и потребности в нем.
На уроках литературного чтения в начальной школе могут применяться различные виды игр: игры, направленные на развитие техники чтения; игры, направленные на развитие восприятия и понимания текста; игры, направленные на развитие творческого воображения; игры на этапе подготовки к восприятию текста; игры на этапе первичного восприятия текста; игры на этапе анализа текста; игры на этапе обобщения; театрализация как особый вид игровой деятельности; игры-соревнования.
Экспериментальное исследование, подтвердило эффективность применения игрового метода на уроках литературного чтения в начальной школе. В результате систематического применения комплекса игровых заданий в экспериментальной группе наблюдалось значительное повышение уровня читательской компетентности учащихся: высокий уровень выявлен у 40% учащихся (на констатирующем этапе – 16%), средний уровень – у 52% учащихся (на констатирующем этапе – 60%), низкий уровень – у 8% учащихся (на констатирующем этапе – 24%).
Наиболее значительные изменения в экспериментальной группе произошли по критериям «понимание прочитанного» (увеличение высокого уровня с 16% до 44%) и «эмоционально-оценочное отношение к чтению» (увеличение высокого уровня с 20% до 48%), что свидетельствует о развитии у учащихся умения анализировать текст, интерпретировать его, выражать свое отношение к прочитанному.
Значительное снижение количества учащихся с низким уровнем читательской компетентности в экспериментальной группе (с 24% до 8%) свидетельствует об эффективности игрового метода для работы со слабоуспевающими учащимися.
На основе теоретического анализа и результатов экспериментального исследования были разработаны методические рекомендации по применению игрового метода на уроках литературного чтения в начальной школе, включающие общие рекомендации по организации игровой деятельности, рекомендации по применению игрового метода на различных этапах урока, при изучении различных жанров литературы, для развития различных аспектов читательской компетентности, а также рекомендации по оценке эффективности применения игрового метода.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза о том, что применение игрового метода на уроках литературного чтения в начальной школе способствует повышению уровня читательской компетентности учащихся, подтверждена.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в разработке и апробации комплекса игровых заданий для уроков литературного чтения в различных классах начальной школы с учетом возрастных особенностей учащихся и специфики изучаемых произведений, а также в исследовании возможностей применения игрового метода во внеурочной деятельности по литературному чтению.
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2019. – 144 с.
2. Балан, Э.С. Инсценирование и драматизация в литературном образовании школьников / Э.С. Балан, Н.Н. Иванов // Начальная школа. – 2020. – № 7. – С. 61-65.
3. Бессонова, Н.В. Игровые технологии на уроках литературного чтения / Н.В. Бессонова // Начальная школа. – 2021. – № 5. – С. 41-45.
4. Буранова, Н.Ш. Игровые технологии на уроках внеклассного чтения в школе / Н.Ш. Буранова // Молодой ученый. – 2020. – № 5 (295). – С. 25-27.
5. Васильева, Т.П. Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе / Т.П. Васильева // Инфоурок. – 2022. – URL: https://infourok.ru/igrovye-tehnologii-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoj-shkole-6291118.html (дата обращения: 15.05.2025).
6. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62-76.
7. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 2019. – 360 с.
8. Солонько, А.В. Игровые технологии как средство развития читательской компетентности младших школьников / А.В. Солонько, Н.В. Арзамасцева // Начальная школа. – 2022. – № 3. – С. 67-71.
9. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 2018. – 240 с.
10. Амонашвили, Ш.А. В школу – с шести лет / Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 2020. – 176 с.
11. Светловская, Н.Н. Методика внеклассного чтения / Н.Н. Светловская. – М.: Просвещение, 2019. – 207 с.
12. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2020. – 464 с.
13. Рыжкова, Т.В. Литературное развитие младших школьников / Т.В. Рыжкова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 381 с.
14. Колесникова, О.И. Филологические основы работы над произведениями разных жанров / О.И. Колесникова // Начальная школа. – 2020. – № 11. – С. 3-10.
15. Мали, Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах / Л.Д. Мали. – Пенза: ПГУ, 2019. – 219 с.
16. Посашкова, Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя / Е.В. Посашкова. – М.: Академия, 2021. – 384 с.
17. Сундеева, Л.А. Игровые технологии в начальной школе / Л.А. Сундеева // Символ науки. – 2020. – № 4. – С. 213-216.
18. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 474 с.
19. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2018. – 256 с.
20. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 3. – С. 19-32.
21. Первова, Г.М. Формирование читательской самостоятельности младших школьников / Г.М. Первова // Начальная школа. – 2021. – № 9. – С. 34-38.
22. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования / О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2020. – 208 с.
23. Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я: методический словарь-справочник / И.И. Тихомирова. – М.: Школьная библиотека, 2019. – 248 с.
24. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И. Оморокова. – М.: АРКТИ, 2019. – 160 с.
25. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе / Л.А. Ясюкова. – СПб.: ИМАТОН, 2020. – 204 с.
26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2019. – 720 с.
27. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – СПб.: Питер, 2018. – 192 с.
28. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 2019. – 557 с.
29. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – М.: МПСИ, 2018. – 631 с.
30. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд. – М.: Эксмо, 2020. – 160 с.