Введение 3
1. Теоретические основы конкурентоспособности гостиничных услуг 7
1.1. Экономическое содержание гостиничных услуг, их особенности
и классификация 7
1.2. Сущность и особенности конкурентоспособности гостиничных
услуг 18
1.3. Концептуальный подход к формированию конкурентоспособности
гостиничных предприятий 28
2. Аналитическая оценка развития рынка гостиничных услуг 41
2.1. Основные направления развития рынка гостиничной индустрии
в Российской Федерации 41
2.2. Состояние и динамика развития регионального рынка
гостиничных услуг в Белгородской области 53
2.3. Анализ внутренней и внешней среды деятельности производителей
гостиничных услуг 62
3. Реализация стратегического подхода в развитии комплекса услуг
гостиничного предприятия с целью повышения конкурентоспособности 72
3.1. Использование конкурентных стратегий при формировании
комплекса гостиничных услуг 72
3.2. Формирование комплекса маркетинга гостиничных услуг с целью
повышения конкурентоспособности 81
3.3. Разработка механизма повышения конкурентоспособности
гостиничных услуг 87
Заключение 98
Список использованных источников 102
Приложения
Согласно аналитическим данным индустрия путешествий и туризма продолжает стремительно развиваться и опережать глобальную экономику. За 2017 год мировой туристический поток вырос на 3,7%, денежные поступления от международного туризма увеличились на 4,1%, в то время как рост ВВП в мире составил 3,5%.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности российских предприятий. Сегодня обеспечение качества в деятельности предприятия играет роль приоритетного фактора, создающего истинную ценность для общества и человека, а также формирующего конкурентное преимущество в условиях усиления конкуренции при различных политических и экономических ситуациях как в период финансового кризиса, так и в периоды экономического роста. Имеется достаточное большое количество проблем, связанных с низкой конкурентоспособностью российских предприятий, тормозящих дальнейшее развитие экономики Рос-сии.
В настоящее время сфера гостиничных услуг в туристической индустрии - динамически развивающаяся как в мире, так и в России. Отрасль из узконаправленной деятельности превращается в отдельный значимый сектор экономики. Достаточно отметить, что в ВВП России сохраняется стабильный удельный вес отрасли гостиничного и ресторанного бизнеса как самостоятельного вида экономической деятельности национальной экономики. Между тем процесс глобализации в мировой экономике обуславливает рост требований к устойчивости и повышению конкурентоспособности гостиничного бизнеса. В России идет становление рыка гостиничных услуг и требуется решение проблем его конкурентоспособности в особенности на основе обеспечения и улучшения качества деятельности гостиничных предприятий и применения маркетинговых механизмов.
Степень разработанности научной проблемы. Исследование конкурентоспособности в том числе в гостиничном секторе проводили такие ученые как Л.А. Васильева, М.В. Виноградова, Е.А. Горбашко, Л.П. Дашков, В.М. Дедок, О.В. Каурова, Ф. Котлер, М. Портер, А. Стрикленд, А. Томпсон, Р.А. Фатхутдинов, Н.Ю. Четыркина, А.Д. Чудновский и другие.
В области управления качеством и применения методов менеджмента качества можно выделить труды: Г.Г. Азгальдова, Э. Деминга, Д.С. Демиденко, Дж. Джурана, К. Исикавы, Т. Конти, Ф. Кросби, Т.И. Леоновой, В.А. Лапидуса, В.В. Макарова, В.В. Окрепилова, Т.А. Салимовой, А. Фейгенбаума, Дж. Харрингтона и других. В области экономики качества можно выде-лить труды Ю.А. Антохиной, М.С. Бабарина, М.Л. Джорджа, М.А. Дьяченко, И.В. Кулика, В.И. Кузина, Э.Э. Мамедова, В.В. Окрепилова, Т.Б. Пяршиной, Л.Е. Скрипко, Ю.С. Тишкова и других.
Однако ряд вопросов повышения конкурентоспособности предприятий и в том числе гостиничного сектора на основе маркетинговых инструментов требует дополнительных исследований. Так для теоретических и практических выводов в исследуемой области необходимо решение проблем, связанных с формализацией понятия конкурентоспособности предприятия, в том числе гостиничного предприятия; решение задач стратегического выбора эффективных инструментов маркетинга для повышения конкурентоспособности на основе экономических показателей.
На основе изучения научных разработок ведущих ученых по исследуемой проблематике установлено, что методические основы и практические рекомендации по повышению конкурентоспособности гостиничных пред-приятий требуют дальнейшего углубленного изучения.
Целью исследования является исследование и теоретическое обоснование и разработка методических положений и научно-практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности гостиничных услуг.
Указанная цель исследования обусловила постановку и необходимость решения следующих основных задач:
- исследовать теоретические основы конкурентоспособности гостиничных услуг;
- изучить экономическое содержание гостиничных услуг, их особенности и классификации;
- исследовать научные подходы к формированию конкурентоспособности гостиничных предприятий;
- провести анализ развития рынка гостиничных услуг;
- сделать оценку состояния и динамики развития регионального рынка гостиничных услуг в Белгородской области;
- проанализировать внутреннюю и внешнюю среду деятельности производителей гостиничных услуг;
- изучить формирование комплекса маркетинга гостиничных услуг с целью повышения конкурентоспособности;
- разработать механизм повышения конкурентоспособности гостиничных услуг.
Объектом исследования выступает процесс формирования и повышения конкурентоспособности гостиничных услуг.
Предметом исследования является совокупность положений теоретического и методического характера по обеспечению повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий.
Методологической и теоретической основой диссертационной работы и поставленных в ней проблем явились научные концепции и теоретические разработки отечественных, российских и зарубежных ученых по проблемам управления конкурентоспособностью и качеством гостиничных услуг, законодательные и нормативные акты, информационные материалы статистических, справочных, периодических изданий; ресурсы Internet; материалы научных и научно-практических конференций, семинаров.
В процессе исследования использовались такие общенаучные методы, как системный подход, метод сравнительного анализа, логическое моделирование.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- выделены особенности конкурентоспособности гостиничных услуг;
- обоснован концептуальный подход к формированию конкурентоспособности гостиничных предприятий;
- проведен анализ развития рынка гостиничных услуг;
- дана оценка состояния и динамики развития регионального рынка гостиничных услуг в Белгородской области;
- проведен анализ внутренней и внешней среды деятельности производителей гостиничных услуг;
- разработаны теоретические положения формирования комплекса маркетинга гостиничных услуг с целью повышения конкурентоспособности;
- разработан механизм повышения конкурентоспособности гостиничных услуг.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена вкладом автора в разработку теоретико-методологических основ формирования конкурентоспособности гостиничных услуг.
Результаты, полученные в ходе выполнения исследования, могут быть использованы региональными и муниципальными органами власти и управления при разработке программных документов, касающихся развития индустрии гостеприимства.
Основные научные положения, методические рекомендации и практические результаты диссертации докладывались и обсуждались на трех научно-практических конференциях.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений. В работе 101 страница основного текста, 12 таблиц, 32 рисунка. Список использованных источников включает 82 наименования.
В соответствии с целью исследования было проведено исследование и теоретическое обоснование и разработка методических положений и научно-практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности гостиничных услуг.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования были решены следующие взаимосвязанные задачи:
- выделены особенности конкурентоспособности гостиничных услуг;
- обоснован концептуальный подход к формированию конкурентоспособности гостиничных предприятий;
- проведен анализ развития рынка гостиничных услуг;
- дана оценка состояния и динамики развития регионального рынка гостиничных услуг в Белгородской области;
- проведен анализ внутренней и внешней среды деятельности производителей гостиничных услуг;
- разработаны теоретические положения формирования комплекса маркетинга гостиничных услуг с целью повышения конкурентоспособности;
- разработан механизм повышения конкурентоспособности гостиничных услуг.
Гостиничная услуга определяется как процесс взаимодействия потребителя и исполнителя, с целью удовлетворения потребностей гостя в размещении, питании и дополнительных услугах, а также получении прибыли. Гостиничный продукт - результат хозяйственной, интеллектуальной, сервис-ной деятельности исполнителя, создаваемый для удовлетворения потребителя в процессе оказания услуги.
Под конкурентоспособностью гостиничных услуг следует понимать способность гостиничных услуг достигать успеха в конкурентной борьбе за счет обладания лучшими конкурентными преимуществами (цена номера, безопасность, условия размещения, расположение, качество обслуживания, наличие дополнительных услуг, имидж и т.д.) в сравнении с гостиничными услугами предприятий одного класса.
Согласно официальным данным, Россия по общим показателям обеспеченности номерным фондом в расчете на душу населения продолжает от-ставать от европейских партнеров. Вместе с тем большинство предпринимателей отмечает низкий уровень клиентского спроса. Результатом низкого потребления становится резкое сокращение расходов на содержание гостиниц и, как следствие, ухудшение качества обслуживания. В 2017 г. в России функционировало 21284 средств размещения. По сравнению с 2016 г. их количество выросло на 6,3%. Суммарное число производителей гостиничных услуг в Белгородской области в 2017 году составило 100 единиц, что на 14 единицы меньше, чем в 2015 году, т.е. произошло уменьшение количества производителей гостиничных услуг в 2016-2017 годах на 12,3%.
Правительство Белгородской области проводит активную политику по формированию туристского бренда региона и его продвижению в российских регионах. Необходимо отметить, что ежегодно совершенствуется инфра-структура сферы туризма и гостеприимства области, расширяется календарь событийных мероприятий, разрабатываются новые продукты индустрии туризма и гостеприимства. Однако, нерешенными остаются проблемы гостиничного сектора Белгородской области, которые проявляются в несоответствии между ожидаемым и реальным качеством гостиничных услуг, что обусловлено рядом проблем в отрасли.
С целью выявления потребительских предпочтений и поведения при потреблении гостиничных услуг был проведен опрос потребителей услуг в г. Белгороде в форме анкетирования. На основании результатов комплексного анализа потребительских предпочтений и оценки качества гостиничных услуг, предлагаемых гостиницами Белгородской области, и применяемых инструментов маркетинга было установлено, что для повышения результативности их функционирования на рынке гостиничных услуг целесообразно использовать стратегию маркетинга, ориентированную на потребителя гостиничных услуг.
Главными направлениями обеспечения конкурентного преимущества гостиниц являются: концентрация ресурсов для упреждения действий конкурентов, удержание инициативы в конкурентной борьбе, обеспечение ресурсного потенциала для достижения поставленных целей, разработка гибкой системы планирования деятельности на рынке путем обоснования эффективной стратегии взаимодействия с конкурентами.
Разработана модель формирования конкурентного преимущества, в основу которой положены следующие принципы: системность и сопряженность приоритетных целей и задач, сроков реализации, ресурсов; приоритет потребителя во взаимодействии с гостиничным предприятием на рынке гостиничных услуг; ориентация на мировые стандарты развития гостиниц; формирование конкурентной среды как условия эффективности гостиничных предприятий; оптимальное взаимодействие государства и частного бизнеса.
Концепция комплексной услуги включает в себя оценку влияния внешней и внутренней среды, определение целевых сегментов, расчет прогноза продаж гостиничных услуг. Именно прогноз возможного объема продаж - главный итог разработки комплекса маркетинга и основа для финансового анализа и определения экономических индикаторов проекта внедрения комплексной гостиничной услуги.
Для формирования конкурентных преимуществ гостиничных предприятий и повышения конкурентоспособности гостиничного продукта на макро-уровне необходимо внедрение нормативных требований к основным пара-метрам качества в соответствии с европейскими стандартами. Это позволит сформировать определенные экономические, организационные, маркетинговые и технические условия для реализации гостиничного продукта высокого качества на уровне гостиничного предприятия, учитывая при этом запросы рынка.
Гостиничная отрасль является важной составляющей развития экономики в целом. Она даёт мощный толчок к развитию территориальных экономических систем и решает проблемные вопросы депрессивных территорий. Обеспечение конкурентоспособности гостиничного хозяйства региона должно базироваться на укреплении материальной базы, повышении качества предоставления гостиничных продуктов, эффективного формирования системы конкурентных преимуществ в соответствии с условиями международного рынка. Значительное влияние на формирование конкурентоспособности гостиничной отрасли оказывает государственная политика, которая должна быть направлена на информационную поддержку гостиничных предприятий.
Таким образом, конкурентоспособность гостиничных предприятий - это комплексный набор конкурентных преимуществ (компетенций и ценностей), выраженных в активах и параметрах гостиничного хозяйства, по которым будут формироваться качественные и количественные характеристики гостиничного продукта конкретного субъекта хозяйствования. В таких обстоятельствах конкурентоспособность гостиничных предприятий будет отображать системный процесс взаимодействия между внутренней и внешней средой всех участников гостиничного хозяйства с целью создания условий для формирования новых конкурентных преимуществ.
Структурно механизм формирования конкурентоспособности гостиничных предприятий можно представить в виде двух внутренних взаимосвязанных механизмов - организационно-управленческого и экономического. В процессе реализации внутреннего экономического механизма обеспечивается, во-первых, взаимодействие ресурсных потоков гостиничного предприятия для получения желаемых доходов при наличии конкурентных преимуществ; во-вторых, проведение аналитической оценки результатов взаимодействия ресурсных потоков гостиничного предприятия с использованием методов планирования и контроля. Эффективность внутреннего организационно-управленческого механизма зависит от организации ресурсного обеспечения гостиничного предприятия, которая характеризуется сбалансированным процессом управления ресурсами, что проявляется через разработку и реализацию управленческих решений и функций управления.
1. ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные
положения и словарь: введен в действие Приказом Госстандарта от 22.12.2011 N 1574-ст. [Электронный ресурс]. URL:
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145478/ (дата обращения: 12.04.2018).
2. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ: Постановление правительства от 25.04.1997 г. № 490 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
3. Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014 - 2020 годы: государственная программа Белгородской области, утв. Постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 522-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
4. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования: ГОСТ Р 51185-2014, дата введения 2016-01-01, Утв. и введ. в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11ноября 2014 г. N 1542-ст // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
5. Алмосов, С.М. Гостиничный бизнес. М.: Лаборатория книги, 2011. 94 с.
6. Амирова З.Б. Инфраструктура туризма и гостеприимства: учебное пособие / З.Б. Амирова. М.: Альтаир: МГАВТ, 2014. 85 с.
7. Арбузова Н.Ю. Технология и организация гостиничных услуг: учебное пособие. М.: Академия, 2012. 224 с.
8. Арсений К.А., Куценко Е.И. Инновации как фактор конкурентоспособности гостиничных услуг // Вестник магистратуры. 2016. № 6-4 (57). С. 89-91.
9. Балаева А. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. 2016. № 3. С. 23-29.
10. Барчуков И.С. Индустрия размещения и гостиничный бизнес: учеб-ник. М.: КноРусс, 2013. 168 с.
11. Барышев А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2014. 159 с.
12. Белгородская область в цифрах. 2018: Крат. стат. сб. / Белгородстат. 2018. 300 с.
13. Березин А.А. Модель организационного и экономического механизма повышения конкурентоспособности организации // Вестник Академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы. 2013. № 2. С. 90-93.
14. Бочков П.В. Особенности основных факторов внутренней среды гостиничного предприятия // Экономика и предпринимательство. 2018. №5(94). С. 822-828.
15. Варивода В.С., Елфимова Ю.М. Организация гостиничного бизнеса: учебное пособие. Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. 167 с.
16. Волков Ю. Ф. Технология гостиничного обслуживания: учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д : Феникс, 2015. 384 с.
17. Гаврильчак И.Н. Конкурентоспособность гостиничного предприятия и его услуг в условиях современного рынка // Актуальные проблемы развития медиаиндустрии на современном этапе: материалы IV международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. 2015. С. 11-17.
18. Гареев Р.Р. Анализ гостиничного рынка Республики Башкортостан и перспективы его развития // Молодой ученый. 2015. № 19. С. 367-370.
19. Глаголева Л.Э., Мещерякова Е.С. Проблемы управления конкурентоспособности гостиничных услуг // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2017. № 2 (19). С. 30-31.
20. Грицай М.А. Финансово-экономический анализ деятельности гостиницы: учебное пособие; Минобрнауки России. Омск: Издательство Ом- ГТУ, 2017. 187 с.
21. Дашков Л.П., Вьюник А.В. Методические подходы к оценке конкурентоспособности гостиничных услуг // Экономические системы. 2016. № 4. С. 20-22.
22. Дмитриев, А.А. Система формирования спроса и стимулирования сбыта / А.А.Дмитриев. М.: Лаборатория книги, 2015. 84 с.
23. Дмитриева Н. В. Формирование комплексного гостиничного продукта (На примере г. Москвы): Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2016. 164 с.
24. Дмитриченко О.П. К вопросу применения методики оценки долго-срочной конкурентоспособности предприятий сферы гостиничных услуг // Технико-технологические проблемы сервиса. 2011. № 1 (15). С. 93-97.
25. Донец А.А. Повышение качества услуг как инструмент управления конкурентоспособностью гостиничного предприятия // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 138-143.
26. Дудникова, А.В. Развитие методологического инструментария по оценке бизнес-моделей компаний // Экономика РФ в 21 веке: сборник научных трудов. Томск: ТПУ. 2014. С. 167-173.
27. Духовная Л.Л., Холодцова И.И. Инновационные технологии в гостиничном бизнесе // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 7 (54). С. 166¬178.
28. Егорова Е.В., Анисимов Т.Ю., Бавина П.А. Повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов гостиничного бизнеса на основе дифференциации услуг // Инновации, технологии, наука: сборник статей международной научно-практической конференции. 2015. С. 215-221.
29. Ермакова Ж. Экономика и организация средств размещения: практикум: учебное пособие. Оренбург: ОГУ, 2013. 100 с.
30. Ермакова Ж., В.В. Марковская Экономика и анализ деятельности организаций туризма: учебное пособие. Оренбург: ОГУ, 2014.315 с.
31. Ефимов О.Н., Гурьянова А.Д. Пути совершенствования услуг гостиничного предприятия в туристском бизнесе в Республике Башкортостан // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12. С. 60-64.
32. Ефремова М.В., Мельничкина Н.В. Проблемы и перспективы развития нижегородского рынка гостиничных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. № 3. C. 3-12.
33. Жуков, А.В. Обеспечение конкурентоспособности гостиничных ус-луг на основе применения инсентив-программ: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / А.В. Жуков; Гос. университет упр. М., 2014. 172 с.
34. Забержинский Б.Э., Карева Н.В. Гостиничная индустрия: ее роль в развитии экономики, основные проблемы и пути их решения // Экономика, предпринимательство и право. 2016. Том 6. № 1. С. 99-110.
35. Зайцева Н.А. Управление кадрами в гостиницах: учебное пособие. М.: Форум, 2013. 416 с.
36. Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности. М.: Норма, 2016. 412 с.
37. Информация о численности граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения Открытые данные Ростуризма [Электронный ресурс]. URL:
http://opendata.russiatourism.ru/7708550300-ChislGrazhdanRFRosturizm (дата обращения: 12.10.2018).
38. Кабушкин Н.И. Менеджмент ресторанов и гостиниц: учебник / под ред. Н.И. Кабушкина. М.: КноРусс, 2013. 416 с.
39. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. М.: Перспектива, 2016. 389 с.
40. Кеся В.И., Кирова А.С. Веб-сайт гостиницы как фактор повышения конкурентоспособности на рынке гостиничных услуг // Российские регионы:взгляд в будущее. 2016. Т. 3. № 1. С. 136-155.
41. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: маркетинг, стратегия, интернационализация: учебное пособие / под ред. А.Я Кибанова.М.: ИНФРА-М, 2013. 301 с.
42. Козлов Д.А. Формирование пакетных услуг в гостиничном бизнесе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.
2016. № 4-4. С. 780-784
43. Колтунова А.А., Колтунова Ю.И. Конкурентоспособность гостиничного предприятия и его услуг в современном гостиничном бизнесе // Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права материалы Международного научного семинара. 2015. С. 200-203.
44. Кондратюков, С.В. Основные подходы к определению и анализа конкурентоспособности организаций на рынке услуг // Омский научный вестник. 2012, № 2 (106). С. 78-82.
45. Костюченко Т.Н., Ермакова Н.Ю. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса: учебное пособие. Ставрополь: СЕКВОЙЯ, 2017. 138 с.
46. Макарова Д.Д., Магжанова Л.П. Инновационные услуги в гостиничном бизнесе как инструмент повышения конкурентоспособности // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 2 (63). С. 173-186.
47. Малых Н.И. Экономика гостиничных предприятий: учебное пособие / Н.Г. Можаева, Н.И. Малых. М.: Форум, 2013. 320 с.
48. Медлик С. Гостиничный бизнес: учебник; пер. А.В. Павлов. М.: Юнити-Дана, 2015. 240 с.
49. Медлик С., Х. Инграм Гостиничный бизнес: учебник; пер. А.В. Павлов. М.: Юнити-Дана, 2015. 240 с.
50. Мещерякова Е.С. Стратегия повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2015. № 4 (13). С. 91.
51. Молоток Е. Принципы маркетингового исследования рыночной
конкуренции [Электронный ресурс]. URL:
http://www.marketing.spb.ru/read/m3/ (дата обращения: 15.10.2018).
52. Носов И.В. Состояние и особенности развития рынка гостиничных услуг в России // Теория и практика общественного развития. 2012. Вып. 2. С. 296-298.
53. Ольшанская О.Г. Мировой рынок гостиничных услуг: место России. М.: Научная книга, 2014. 152 с.
54. Организация гостиничного бизнеса: учебное пособие / под ред.
B. С. Варивода, Ю.М. Елфимова, К.Ю. Михайлова, Я.А. Карнаухова. Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. 167 с.
55. Павловская В.Ю. Обеспечение конкурентоспособности нового малого отеля с оригинальной концепцией на современном рынке гостиничных услуг Санкт-Петербурга // Современные аспекты экономики. 2017. № 6 (238).
C. 60-65.
56. Пекарская О.А. Совершенствование конкурентоспособности пред-приятий гостиничных услуг // Журнал правовых и экономических исследований. 2015. № 2. С. 184-188.
57. Печерица Е.В. Повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов гостиничного бизнеса на основе дифференциации услуг // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 27. С. 45-55.
58. Предводителева М.Д. Подходы к управлению качеством услуг: фокус на потребителя // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 90 - 101.
59. Ромашкина О.П. Проблемы и перспективы развития гостиничного рынка Москвы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. Вып. 8. С. 166-176.
60. Савельев А. В. Особенности маркетинговых коммуникаций в гостиничном бизнесе // Научно-методический электронный журнал «Концепт».
2017. Т. 24. С. 95-100. URL: http://e-koncept.ru/2017/770468.htm.(дата обращения: 09.11.2018).
61. Салишева Э.Г., Харисов В.И. Диагностика конкурентоспособности отрасли гостиничных услуг в регионе // Наука сегодня: теория и практи¬ка: сборник научных трудов международной заочной научно-практической конференции. Уфимский государственный университет экономики и сервиса. 2015. С. 178-183.
62. Скочилова М.С. Роль и доля гостиничного бизнеса в системе туристического бизнеса. М.: Лаборатория книги, 2014. 137 с.
63. Специфика организации и технологии обслуживания гостиничного
фонда: учебное пособие / под ред. Ю.М. Елфимова, А.Г. Иволга,
К.Ю. Михайлова, Т.А. Радишаускас. Ставрополь: СЕКВОЙЯ, 2016. 74 с.
64. Сухов Р.И. Гостиничное хозяйство международных туристских дестинаций: учебник. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. 196 с.
65. Туватова В.Е. Повышение эффективности маркетинговой деятельности в гостиничном бизнесе// Маркетинг в России и за рубежом. 2015. № 1. С. 92-98.
66. Тультаев Т.А. Маркетинг гостеприимства: Учебно-методический комплекс. Москва: Евразийский открытый институт, 2011. 295 с.
67. Турковский М. Маркетинг гостиничных услуг: учебно¬
методическое пособие; пер. с пол. И. Иванюк. Москва: Финансы и статистика, 2014. 295 с.
68. Удалова И.Б. Менеджмент в туриндустрии: учебное пособие. М.: ИТК Дашков и К, 2013. 256 с.
69. Уокер Д. Введение в гостеприимство: учебное пособие; пер. В.Н. Егоров. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2015. 735 с.
70. Уокер Д. Управление гостеприимством: Вводный курс: учебник; пер. В.Н. Егоров. М.: Юнити-Дана, 2012. 880 с.
71. Ушаков Р.Н. Инновационные технологии формирования и развития ресурсного потенциала гостиничного предприятия: монография. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 230 с.
72. Ушаков Р.Н., Н.Л. Авилова Организация обеспечения безопасности гостиницы: учебное пособие. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 139 с.
73. Фадина Н. В., Байкова О. А. Повышение конкурентоспособности гостиничных предприятий Самары на основе стратегического подхода // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 262-264. URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6804/(дата об-ращения: 09.10.2018).
74. Федоров Р.Г., Кошелева Е.А. О развитии гостиничных услуг в регионах с низкой туристской привлекательностью // Российское предпринимательство. 2013. № 6. С. 127-132.
75. Черненко В.А., Качалова О.И. Современные тенденции в развитии гостиничного сервиса // Технико-технологические проблемы сервиса. 2013. № 1. С. 113-117.
76. Экономика и организация международного туризма / Под ред. Л.Ф. Ходоркова. М.: Высшая школа, 2015. 312 с.
77. Якименко М.В. Состояние, проблемы и перспективы гостиничного рынка России // Известия Южного федерального университета. 2011. Вып. 11. Т. 124. С. 93-97.
78. Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма. М.: Проспект, 2013. 227 с.
79. Lawrence Yu. Hotel development and structures in China // International Journal of Hospitality Management. 2014. Vol. 11. Iss. 2. P. 99-110.
80. Nelson Tsang, Hailin Qu. Service quality in China's hotel industry: a perspective from tourists and hotel managers // International Journal of Contempo-rary Hospitality Management. 2016. Vol. 12. Iss. 5. P. 316-326.
81. Clancy M. Commodity chains, services and development: theory and preliminary evidence from the tourism industry // Review of International Political Economy. 2013. Vol. 5. Iss. 1. P. 122-148.
82. Larry Yu, Gu Huimin. Hotel Reform in China. A SWOT analysis. Cor-nell Hotel and Restaurant Administration Quarterly. 2015. Vol. 46. № 2. P. 153¬169.