ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ
ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ 9
1.1 Понятие и сущность внешней и внутренней среды компании 9
1.2 Анализ методик оценки внешней и внутренней среды компании 18
1.3 Оценка российского рынка розничной торговли продуктами питания .... 25
Вывод по главе 34
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 36
2.1 Анализ внешней среды компаний розничной торговли в Белгородской
области 36
2.2 Оценка внутренней среды компаний розничной торговли в Белгородской
области 44
2.3 Позиция АО «Тандер» на региональном рынке розничной торговли 49
Вывод по главе 57
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ
КОМПАНИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 59
3.1 Выявленные угрозы и риски внешней и внутренней среды АО Тандер 59
3.2 Направления совершенствования деятельности АО Тандер на
региональном рынке 64
3.3 Оценка эффективности и практическая значимость 72
Вывод по главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. На сегодняшний день значимость отрасли розничной торговли пищевыми продуктами очевидна. Большинство населения посещает продовольственные магазины как минимум несколько раз в неделю, и данный показатель диктуется не только простой необходимостью ежедневного потребления пищи. Наиболее важные продукты первой необходимости, относятся к категории скоропортящихся. Поэтому, с точки зрения современного государства, где велика доля городского населения, эффективно работающая сеть предприятий розничной торговли, является жизненно необходимой.
На современном этапе процессы преобразования рынка розничной торговли продуктами питания в России весьма спорны. Предприятия, осуществляющие розничную торговлю продуктами питания, функционируют только в частной собственности. Поэтому на данном рынке возникает высокая конкуренция.
Поэтому в современной экономической среде существование предприятий розничной торговли возможно только при наличии разработанной эффективной стратегии развития компании. Стратегия определяет основные приоритетные направления развития компании, а также позволяет учитывать основные возможности и угрозы, связанные внешними факторами и внутрифирменными процессами управления.
Стратегия также способствует формированию реального конкурентного преимущества, способного сохранятся в течение длительного времени. В настоящее время не существует единой стратегии развития, подходящей для всех компаний. Каждая компания даже в пределах одной отрасли является уникальной, поэтому необходимо индивидуально подходить к определению ее стратегии, которая зависит от потенциала компании, а также от множества внешних факторов.
В каждой отросли, сформирована своя конкурентная среда. Поэтому для того чтобы обеспечить предприятию розничной торговли высокую конкурентоспособность необходимо выработать эффективную стратегию. Для этого нужно провести анализ рынка и существующих конкурентов, другими словами анализ внешней среды организации. Так же необходимо дать оценку своему предложению на рынке, т.е. ликвидность предлагаемых товаров или услуг.
Самым главным основанием для выработки стратегии, то на что необходимо опираться при принятии стратегических решений - это внешние факторы, которые могут повлиять на работу и даже существование организации.
Анализ внешней среды - это оценка состояния и перспектив развития субъектов и факторов окружающей среды, важнейших, по мнению организации, те, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние: рынки отрасли, поставщики и другие глобальные факторы внешней среды.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки мероприятий для эффективного стратегического развития предприятия розничной торговли в условиях сложившейся экономической обстановки. Процесс разработки эффективной стратегии развития внешней и внутренней среды компании является трудоемким процессом, т.к. должен включать в себя множество взаимосвязанных факторов и обстоятельств, от которых зависит деятельность компании и ее потенциал.
Степень научной разработанности темы исследования. В последние годы тематике оценки внутренней и внешней среды уделяли большое внимание такие авторы, как Аббасходжаева Е.П., Куликова В.В., Заярная И.А., Аврамова О.С., Акимова Е.В., Алексеева Д.А., Альхамова Г.К., Антипина А.А., Аранжин В.В., Баззел Р.Д., Веприкова М.Я., Витина Ю.А., Воротникова Е.П., Куликова В.В., Гармашов В.С., Горбашко Е.А., Евдокимова Н. А., Закирова В.Н., Захаркина Н.В., Плахова Л.В., Ковалева Т. В., Кудряшова Ю.В., Макеева Е.Д., Макеева Е.И., Довлатян Г.П., Романенко Г.Н., Менх Л.В.
Проблематике рынка розничной торговли посвящены такие работы авторов, как Бекирова О.Н., Агафонова М.С., Кузнецова К.С., Бердова Ю.С., Битюцких А.Н., Боровских Н. В., Паскевич Е. В., Борчаева М.Ш., Бурдюгова О.В., Куприянова В.С., Ваниева А.Р., Зашакуев Р.Р., Карпенко К.В., Иванова О.М., Индан А.А.
Также стоит отметить, что процессы совершенствования внешней и внутренней среды организаций розничной торговли в условиях регионального рынка, практически не исследован в научной литературе, в чем и возникает необходимость данного магистерского исследования.
Проблема исследования заключается в противоречии между состоянием внешней и внутренней среды компании и необходимостью ее совершенствования в современных условиях.
Объектом исследования является рынок розничной торговли Белгородской области.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе оценки влияния внешней и внутренней среды на эффективность компаний регионального рынка розничной торговли.
Целью данного исследования является оценка внешней и внутренней среды компании розничной торговли для обоснования методических направлений совершенствования анализа.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1. изучить теоретико-методологические основы оценки внешней и внутренней среды компании;
2. предложить модель оценки внешней и внутренней среды с учетом особенностей деятельности региональных компаний розничной торговли;
3. провести апробацию предложенной модели в условиях региональной сетевой компании розничной торговли АО «Тандер».
Теоретико-методологическую основу данного исследования включают:
- теоретическую базу по теме данного исследования, а именно научные публикации и статьи, учебная литература, статистические данные о рынке розничной торговли за 2015 - 2017 год, другие исследования и разработки;
- нормативную базу исследования, включающую нормативно-правовые акты, регулирующие рынок розничной торговли, а именно: Федеральный закон РФ «О защите конкуренции», Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Методами исследования являются: анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования; статистические методы исследования конъюнктуры рынка розничной торговли, методы наблюдения.
Эмпирическую базу исследования составили официальные данные организаций розничной торговли Белгородской области (официальный сайт, годовая отчетность), а также их финансовая отчетность за 2015 - 2017 год.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- в теоретической части данного исследования была разработана модель оценки внешней и внутренней среды организации. Существующие модели оценки внешней и внутренней среды, в научных работах, не позволяют комплексно оценить внутреннюю и внешнюю среду организации в условиях регионального рынка, которая осуществляет свою деятельность в определенном секторе экономики, в нашем случае розничная торговля продуктами питания. Таким образом, данная модель учитывает все факторы, влияющие на внешнюю и внутреннюю среду организации в условиях регионального рынка розничной торговли;
- в практической части данного исследования была проведена апробация предложенной модели оценки внешней и внутренней среды в условиях региональной сетевой компании розничной торговли АО «Тандер», которая позволила установить основных положительные и отрицательные стороны организации в условиях регионального рынка;
- на основе проведенного анализа, были выявлены угрозы и риски внешней и внутренней среды АО Тандер, на основе которых было установлено, что в региональных магазинах организации АО «Тандер» существует не проработанность системы управления персоналом, поэтому в качестве решения данной проблемы было предложено внедрение кадрового консультирования, которое будет весьма эффективным и улучшит состояние внутренней среды организации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения по улучшению внешней и внутренней среды предприятия розничной торговли могут применены на практике, а теоретическая база данного исследования может быть применена и использована в научных и лекционных материалах.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения магистерской диссертации были представлены в ряде публикаций в Электронном научно-практическом периодическом издании «Экономика и социум», выпуск №1(156) январь 2019. Сайт: http://www.iupr.ru:
- Позиция АО «Тандер» на рынке розничной торговли в Белгородской области
- Оценка Российского рынка розничной торговли продуктами питания
Структура данного исследования состоит из введения, трех глав, 24 таблиц, 17 рисунков, заключения, списка литераторы, состоящего из 83 источников и 1 приложения.
Во введении представлены актуальность, проблема исследования, степень научной разработанности темы, проблема исследования, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи исследования, теоретико-методологическая основа исследования, методы исследования, эмпирическая база исследования, научная новизна работы, практическая значимость, апробация и внедрение результатов исследования, структура и содержание работы.
В первой главе «Теоретико-методологические основы оценки внешней и внутренней среды компании» рассмотрено понятие и сущность внешней и внутренней среды компании; анализ методик оценки внешней и внутренней среды компании; оценка российского рынка розничной торговли продуктами питания.
Во второй главе «Оценка внешней и внутренней среды региональных компаний розничной торговли» проведен анализ внешней среды компаний розничной торговли в Белгородской области; оценка внутренней среды компаний розничной торговли в Белгородской области; позиция АО «Тандер» на региональном рынке розничной торговли.
В третьей главе «Совершенствование деятельности региональных компании розничной торговли в условиях рынка» были выявлены угрозы и риски внешней и внутренней среды АО Тандер; предложены направления совершенствования деятельности АО Тандер на региональном рынке; проведена оценка эффективности и практическая значимость.
В ходе проведенного исследования можно сделать ряд выводов.
В теоретической части настоящего исследования было установлено, что внутренняя среда обладает определенным потенциалом, дает набор возможностей для реагирования на изменения рынка, поведение конкурентов.
Внешняя среда организации - это совокупность факторов, условий и сил, которые влияют на организацию извне и тем самым меняют как ситуацию на рынке, так и поведение организации.
Анализ внешней среды проводится различными методами: конкурентный анализ рынка; сравнение по различным показателям; анкетирование потребителя; метод экспертных оценок; прогнозирование; опросы потребителей; расчет коэффициента удовлетворенности; прочие маркетинговые исследования.
Анализ внутренней среды организации состоит из следующих аспектов: сбор общих данных о предприятии: форме собственности, отраслевой принадлежность и виде собственности, количестве работающих, основных потребителях продукции (услуг) и основных поставщиках сырья; обобщение данных о производственных и материальных потоках; исследование экономического положения, затрагивающего рентабельность, доходы, оборачиваемость фондов и пр.; проведение анализа системы управления, затрагивающего организационную структуру управления, применяемые методы управления, преимущественный стиль управления, используемая методика принятия решений; анализ персонала фирмы, включающий в себя оценку квалификации, знаний и навыков работников, сплоченности коллектива, доминирующих интересов персонала
Также в рамках настоящей главы, была проведена оценка российского рынка розничной торговли продуктами питания, которая показала, что оборот розничной торговли в 2017 году значительно увеличился. Всего такой показатель в 2017 году составил 27,54 трлн. руб. Оборот розничной торговли в области продуктов питания в 2017 году составил 13,43 трлн. руб., что на 1,05 трлн. руб. больше, в сравнении с 2016 годом. Доля продуктов питания в обороте розничной торговли в 2017 году составила 49%, что на 2% больше, чем в предыдущем году.
Оборот розничной торговли по товарам пищевой группы в России в области продуктов питания, включая напитки, табачные изделия составил в 2017 году - 13,43 трлн. руб., что на 1,05 трлн. руб. больше, чем в 2016 году. Причем продукты питания в данном обороте составили 10,9 трлн руб. (81%). Большую часть оборота сетевого продуктового ретейлера составляют так называемые магазины у дома. К ним относятся магазины в шаговой доступности от места жительства потребителей (например, Магнит, Пятёрочка, Дикси и т.д.). Также весомую долю занимают гипермаркеты, которые имеют больший ассортимент товаров, нежели магазины у дома. В целом, можно констатировать, что рынок розничной торговли в России ежегодно будет расти.
Во второй главе настоящего магистерского исследования был проведен анализ внешней среды компаний розничной торговли в Белгородской области, который показал, что к угрозам внешней среды компаний розничной торговли Белгородской области относят: жители Белгородской области тратят деньги за его пределами: в Курской области и др. городах, так как уровень цен на продукты питания значительно ниже, чем в Белгородской области; увеличение требований потребителей к качеству товаров и к качеству обслуживания в компаниях розничной торговли Белгородской области; неконтролируемый рост цен со стороны поставщиков за пределами Белгородской области, а в частности от иностранных поставщиков (из-за уровня валюты); недостаточный объем и высокие цены на производимую в Белгородской области; перебои с поставками продукции в компании розничной торговли Белгородской области; возможно проникновение на рынок розничной торговли в Белгородской области низкокачественной продукции.
Оценка внутренней среды компаний розничной торговли в Белгородской области показала, что численность работников в сфере розничной торговли Белгородской области в 2017 году вырос на 10,5 тыс. чел. в сравнении с 2015 годом. Данный рост обусловлен ростом числа предприятий розничной торговли в Белгородской области. Большинство компаний розничной торговли в Белгородской области приходится на крупные организации (33%). 27% компаниями розничной торговли в Белгородской области являются индивидуальные предприниматели, реализующие продукты на рынках. 23% являются малыми предприятиями. 14% занимают розничные рынки и ярмарки.
К основным недостаткам внутренней среды компаний розничной торговли в Белгородской области были отнесены следующие: ограниченность складов в компаниях розничной торговли Белгородской области; отсутствие региональных представительств в компаниях розничной торговли Белгородской области; слабая координация подразделений по обслуживанию потребителей в компаниях розничной торговли Белгородской области; отсутствие опыта у ряда работников в компаниях розничной торговли Белгородской области; отсутствие собственного грузового транспорта в компаниях розничной торговли Белгородской области (касается малых предприятий); недостаток оборотных средств в компаниях розничной торговли Белгородской области.
Анализ позиции АО «Тандер» в Белгородской области показал, что АО «Тандер» можно установить, что основным конкурентом, безусловно, является X5 Retail Group (Пятерочка), доля которого на рынке в Белгородской области составляет 34,77%. Также конкурентом АО «Тандер» является крупная сеть гипермаркетов «Линия», доля которого на рынке Белгородской области составляет 18,66%. В данном случае АО «Тандер» необходимо увеличивать свою долю на рынке в Белгородской области. АО «Тандер» имеет следующие недостатки в отличие от своих конкурентов в Белгородской области: низкое качество обслуживания; низкое качество продуктов не всегда отвечает заявленным требованиям (сроки хранения); график работы; нет программы лояльности (дисконтных карт).
В третьей главе настоящего магистерского исследования были выявлены угрозы и риски внешней и внутренней среды АО Тандер. Угрозами и рисками внешней и внутренней среды АО «Тандер» в Белгородской области являются: высокая конкуренция; снижение финансовых результатов организации, в связи с ростом издержек; низкое качество обслуживания; не проводится обучение персонала; высокая текучесть кадров; высокая просроченность продуктов и слабый контроль за ними; нет собственных производимых товаров.
На основе выявленных угроз и рисков, были предложены направления совершенствования деятельности АО Тандер на региональном рынке. В качестве главного направления совершенствования деятельности АО «Тандер» нами было предложено пересмотреть систему персонала, как внутреннюю среду организации.
Таким образом, для улучшения кадровой составляющей внутренней среды АО «Тандер» было предложено внедрение кадрового консультирования в рамках магазинов по Белгородской области. На основе данных мероприятий, была проведена оценка их эффективности, в ходе которой установлено, что затраты на найм кадровых консультантов составит 4930 тыс. руб. в год., а на реализацию кадрового консультирования, а именно на транспортные расходы, потребуется 4250 тыс. руб.
С учетом данных расходов была проведена оценка эффективности по финансовым результатам организации, в ходе которой установлено, что прибыль от продаж увеличилась, от внедрения кадрового консультирования, не смотря на низкий ее показатель в отчетном году. Внедрение кадрового консультирования, улучшит не только внутреннюю среду АО «Тандер» в Белгородской области, но финансовый показатель - прибыль от продаж.
1. Федеральный закон РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/.
2. Федеральный закон "Об основах государственного
регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/
3. Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых
продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/
4. Аббасходжаева, Е.П. Внешняя и внутренняя среда менеджмента:
сравнительная характеристика [Электронный ресурс] / Е.П. Аббасходжаева // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 6. - Режим доступа: http://eduherald.ru/ru/article/view7idM7916 (дата обращения:
20.09.2018).
5. Аврамова, О.С. Формирование стратегии как фактор повышения конкурентоспособности предприятия [Текст] / О.С. Аврамова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - 2016. - Т. 7. №1. - С. 153-155
6. Акимова, Е.В. Методы и модели стратегического управления предприятием [Текст] / Е.В. Акимова - Саратов: Вузовское образование, 2016. - 183 c.
7. Алексеева, Д. А. Состояние и тенденции развития общественного питания в России [Текст] / Д.А. Алексеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 6. - С. 151-155.
8. Альхамова, Г.К. Перспективы развития рынка твороженных продуктов с функциональными свойствами [Текст] / Г.К. Альхамова // Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы. - 2014. - № 1. - С. 11-12
9. Антипина, А.А. Методы анализа внешней среды предприятия [Электронный ресурс] / А.А. Антипина // Научно-исследовательский журнал http://edrj.ru/article/26-08-17
10. Аранжин, В. Ключевые факторы повышения
конкурентоспособности современных организаций (по материалам российских научных публикаций) [Электронный ресурс] / В.В. Аранжин // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 2. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78086 (дата обращения:
08.06.2018).
11. Баззел, Р.Д. Информация и риск в маркетинге [Текст] / Р.Д. Баззел, Д.Ф. Кокс, Р.В. Браун. - М.: Финстатинформ, 2018. - 587 c.
12. Байхожаева, Б.У. Потребительский рынок: качество и
безопасность продовольственных товаров [Текст] / Б.У. Байхожаева // К вопросу об экономических аспектах качества: Материалы VII
международной научно-практической конференции. - Орёл, 2013. - С. 13 - 15
13. Балашова, Р.И. Конкурентоспособность предприятия как экономическая категория [Электронный ресурс] / Р.И. Балашова // Научно-исследовательский журнал «Экономические исследования и разработки» http://edrj.ru/article/02-03-16
14. Баширова, С.В. Системный подход к экономическому управлению предприятием [Текст] : Коллективная монография / С.В. Баширова - М.: Научный консультант, 2015. - 186 c.
15. Бекирова, О.Н. Повышение конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] / О.Н. Бекирова // Международный студенческий
научный вестник. - 2015. - № 4-2. - Режим доступа:
http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13436(дата обращения: 20.09.2018).
16. Бердова, Ю.С Разработка мероприятий повышения эффективности управления оборотом предприятия розничной торговли [Текст] / Ю.С. Бердова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 10¬2 (63-2). - С. 642-647.
17. Битюцких, А.Н. Современные тенденции развития розничной торговли [Текст] / А.Н. Битюцких, И.Н. Попова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы II междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 20 мая 2014 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - С. 14-20
18. Боровских, Н.В. Обеспечение конкурентоспособности предприятия [Текст] / Н.В. Боровскких // Молодой ученый. - 2017. - №3. - С. 299-302.
19. Борчаева, М.Ш. Динамика развития и анализ потребительских предпочтений на рынке продуктов питания [Текст] / М.Ш. Борчаева // Научное обозрение. Экономические науки. - 2016. - № 6. - С. 32-36
20. Бурдюгова, О.В. Влияние клиентоориентированности на
конкурентные преимущества организации [Электронный ресурс] / О.В. Бурдюгова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2018. - № 1. - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2018/01/15739(дата
обращения: 08.06.2018).
21. Ваниева, А.Р. Направления повышения эффективности торговли в отдельных отраслях экономики [Текст] / А.Р. Ваниева // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2016. - № 3 (22). - С. 113-117.
22. Веприкова, М. Я. Исследование внутренней среды организации в период нестабильной экономической ситуации [Текст] / М.Я. Веприкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1231-1235.
23. Витина, Ю. А. Отдельные методические подходы к стратегическому анализу для малого и среднего бизнеса [Текст] / Ю. А. Витина // СМАЛЬТА - 2015. - №3. - С. 87-91.
24. Влазнева, С.А. Продовольственная безопасность России в период санкций [Текст] / С.А. Влазнева // Продовольственная политика и безопасность. - 2015. - Том 2. - Выпуск 3. - С. 153-166.
25. Воронин, Б.А. Теоретические проблемы экономики, управления, маркетинга [Текст] / Б.А. Воронин - Екатеринбург, 2016. - 144 с.
26. Воротникова, Е.П. Повышение качества продукции как фактор конкуренции [Электронный ресурс] / Е.П. Воротникова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 12. - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13430(дата обращения: 07.06.2018).
27. Гармашов, В.С. Стратегия обеспечения конкурентоспособности фирмы [Текст] : дис. - Диссертация в виде науч. докл. на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.06 / В.С. Гармашов - СПб.: ЛГУ, 2015. - 221 с.
28. Горбашко, Е.А. Управление конкурентоспособностью. Теория и практика [Текст] / Е.А. Горбашко - М.: Юрайт, 2014. - 447 с.
29. Евдокимова, Н. А. Место стратегического анализа в системе управления предприятием [Текст] / Н. А. Евдокимова // Наука и общество -
2015. - № 2 (21) - С. 78-81
30. Закирова, В.Н. Методологические аспекты оценки конкурентоспособности отрасли [Электронный ресурс] / В.Н. Закирова // Международный научно-исследовательский журнал - Режим доступа: https://research-journal.org/economical/metodologicheskie-aspekty-ocenki-konku-rentosposobnosti-otrasli/
31. Захаркина, Н.В. SWOT-анализ как инструмент управления профессиональным развитием персонала в современных условиях [Текст] / Н.В, Захаркина // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-12. - С. 2673-2678
32. Иванова, О.М. Российский рынок розничной торговли продуктами питания: состояние и перспективы [Электронный ресурс] / О.М. Иванова // Научно-исследовательский журнал - Режим доступа: http://edrj.ru/article/23-04-2018
33. Ильенкова, Н.Д. Стратегический выбор на основе анализа потенциальной конкурентоспособности [Текст] / Н. Д. Ильенкова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки - 2015. - № 6 (146). - С. 119-125
34. Индан, А.А. Оценка влияния расширения сетевого ритейла на перспективы развития малого предпринимательства в розничной торговле [Текст] / А.А. Индан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 4. - С. 147-153.
35. Ковалева, Т. В. Изучение факторов внешней и внутренней среды организации [Текст] / Т.В. Ковалева // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 1293-1296.
36. Кудряшова, Ю.В. SWOT-анализ на примере ООО «Софт сервис», кафе «Вояж» [Текст] / Ю.В. Кудряшова // Синергия наук. - 2017. - № 10. - С. 33-40.
37. Куприянов, А.В. Система обеспечения качества и безопасности пищевой продукции [Текст] / А.В. Куприянов // ВЕСТНИК ОГУ. - 2014. - № 3. - С. 164-167.
38. Лежнина, О.С. Современное состояние и тенденции развития
розничной торговли в России [Электронный ресурс] / О.С. Лежнина // Научное сообщество студентов: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.- практ. конф. № 23(34). - Режим доступа:
https://sibac.info/archive/meghdis/23(34).pdf(дата обращения: 20.09.2018)
39. Майорова, Е.А. К вопросу о социальной эффективности торговли [Текст] / Е.А. Майорова // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 1-4. - С. 718.
40. Макеева, Е.Д. Анализ факторов внутренней и внешней среды предприятия [Электронный ресурс] / Е.Д. Макеева // Научно¬исследовательский журнал - Режим доступа:http://edrj.ru/article/27-08-17
41. Макеева, Е.И. Разработка методики к оценке внутренней среды
промышленного предприятия как инструмент повышения
конкурентоспособности [Электронный ресурс] / Е.И. Макеева // Инженерный вестник Дона. - 2014 - Режим доступа:
ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2604
42. Менх, Л.В. Организация и управление предприятием [Текст] : Учебное пособие / Л.В. Менх - Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2014. - 122 c.
43. Меняйкин, Д.В. Современное состояние розничной торговли в России [Текст] / Д.В. Менякин // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 408¬411.
44. Назмутдинова, Е.В. Обоснование резервов повышения эффективности функционирования предприятия торговли [Текст] / Е.В. Назмутдинова // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 2-2 (67-2). - С. 1023-1026.
45. Немова, П.А. Оценка эффективности функционирования розничной торговли [Текст] / П.А. Немова // В сборнике: Проблемы современного социума глазами молодых исследователей материалы VII Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 113-116.
46. Никифорова, А.А. Особенности организации внутренней среды предприятия [Текст] / А.А. Никифорова, С. Бабаева // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - 2016. - Т. 7. №1. - С. 213-218
47. Нугманова, А.К. Управление конкурентоспособностью предприятия на примере ООО «Нефтехимпромторг» г. Омск [Текст] / А.К. Нугманова // Синергия наук. 2017. № 10. - С. 123-134.
48. Плотицина, А.Э. Анализ внешней и внутренней среды предприятия [Электронный ресурс] / А.Э. Плотицина // Научное сообщество студентов XXI столетия. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. - Режим доступа: http://sibac.info/archive/economy/4.pdf(дата обращения: 20.09.2018)
49. Позняковский, В.М. Безопасность продовольственных товаров (с основами нутрициологии) [Текст] : Учебник / В.М. Позняковский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 271 с.
50. Пономарева, Е. Обзор рынка продуктов здорового питания
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=2487
51. Пономарева, Е. Тенденции на рынке розничной торговли в 2018 году [Текст] / Е. Пономарева // Журнал «Управление магазином». - 2018 - №5. - С. 1-9
52. Пономаренко, А.А. Развитие российского продовольственного
рынка в современных условиях [Электронный ресурс] / А.А. Пономаренко // Научное сообщество студентов XXI столетия. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(51). - Режим доступа:
https://sibac.info/archive/economy/4(52).pdf(дата обращения: 20.09.2018)
53. Портер, М. Международная конкуренция: конкурентные
преимущества стран [Текст] / М. Портер - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 94 с.
54. Поцелуйко, Э.А. Стратегическое планирование
продовольственной политики как фактор поддержания конкуренции рынка продуктов питания [Текст] / Э.А. Поцелуйко // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 937-938.
55. Почицкая, И.М. Качество и безопасность продуктов питания как основа безопасности жизни [Текст] / И.М. Почицкая // Пищевая промышленность: наука и технологии. - 2015. - № 1. - С. 76 - 82.
56. Романов, Б.А. Анализ экономики и управления предприятиями [Текст] : Учебно-практическое пособие / Б.А. Романов - М.: Дашков и К,
2016. - 248 c.
57. Савостенок, О.С. Анализ внутренней среды коммерческой организации на основе модели 7 «S»» [Электронный ресурс] / О.С. Савостенок // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 3. - Ч. 2. - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4061(дата обращения: 07.06.2018).
58. Сарапулова, В.В. Анализ и пути повышения
конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] / В.В. Сарапулова // International Scientific Journal - Режим доступа: http: //www.inter-nauka.com/
59. Сведения о наличии объектов розничной торговли [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#
60. Сидорин, А.В. Методический подход к анализу внешней и
внутренней среды организации с целью разработки ее адаптивной стратегии [Электронный ресурс] / А.В. Сидорин // Научно-технический журнал «Теория. Практика. Инновации». - 2016 - Режим доступа:
http://tpi.vectorscience.ru/
61. Смирнова, И.А. Исследование рынка предприятия розничной торговли [Текст] / И.А. Смирнова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. -Т. 2. №3. - С. 181-186
62. Тухватулина, Л.Р. Понятийно-терминологические проблемы современного менеджмента [Текст] / Л.Р. Тухватулина // Вестник ТГУ. - 2015. - № 359. - С. 139-142.
63. Ульнырова, О.А. Анализ внешней и внутренней среды оптовой продуктовой компании с помощью метода SWOT-анализ [Электронный ресурс] / О.А. Ульнырова // Научный журнал «SCI-ARTICLE.RU» - Режим доступа:http://sci-article.ru/stat.php?i=1480201764
64. Федорова, М.А. Сущность экономической эффективности предприятия торговли и необходимость ее исследования [Текст] / М.А.
Федерова // Сборник материалов круглого стола. В.М. Юрьев. - 2015. - С. 209-217.
65. Фефелова, А.А. Особенности покупательского поведения
российского потребителя на рынке продуктов питания в условиях экономических санкций [Электронный ресурс] / А.А. Фефелова // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(33). - Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(33).pdf(дата
обращения: 20.09.2018)
66. Шакланова, Р.И. Экономика торговой отрасли: учебник для бакалавров [Текст] / Р.И. Шакланова, В.В. Юсова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 468 с.
67. Шарапова, Н.В. Стратегический анализ, или с чего начать? [Текст] / Н.В. Шарапова // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 4¬1(81-1). - С. 634-637.
68. Шарапова, Н.В. Технология формирования потребительского спроса на микроуровне [Текст] / Н.В. Шарапова // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 12-1 (77-1). - С. 1158-1161.
69. Шарафутдинова, Р.Р. Розничная торговля в России [Электронный ресурс] / Р.Р. Шарафутдинова // Научный журнал «SCI-ARTIKLE» http://sci-article.ru/stat.php?i=1434188489
70. Шкляревская, О.В. Модернизация региональной розничной торговли России [Электронный ресурс] / О.В. Шкляревская // Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики". - Режим доступа:http: //www.nauteh-j ournal .ru/index.php/—ep 13-12/1082
71. Шонесси, Дж. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход [Текст] / Дж. Шонесси. - М.: Питер, 2018. - 864 c.
72. Шумский, А. Д. Подходы и методы изучения внутренней среды [Текст] / А.Д. Шумский // Молодой ученый. - 2017. - №24. - С. 326-329.
73. Эванс, Дж.Р. Маркетинг [Текст] / Дж.Р. Эванс, Б. Берман. - М.: Экономика, 2017. - 352 с.
74. Adams, J. (2018), “Pharmacogenomics and personalized medicine”, Nature Education 1(1): 194.
75. Adhvaryu, A., Kala, N. and Nyshadham, A. (2018), “The light and the heat: Productivity co-benefits of energy-saving technology”, Working Paper No. 24314, Cambridge (MA): National Bureau of Economic Research (NBER).
76. Adlung, R. and Mamdouh, H. (2018), “Plurilateral trade agreements: an escape route for the WTO?”, Journal of World Trade 52(1): 85-111.
77. Agence Nationale de la Securite des Systemes d’Information (ANSSI) (2015), Strategie Nationale pour la Securite du Numerique, Paris: Premier Ministre de la Republique Francaise.
78. Aghion, P., Jones, B. F. and Jones, C. I. (2017), “Artificial Intelligence and Economic Growth”, Working Paper No. 23928, Cambridge (MA): National Bureau of Economic Research (NBER).
79. Agrawal, A., Gans, J. and Goldfarb, A. (2018), Prediction Machines: The Simple Economics of Artificial Intelligence, Boston (MA): Harvard Business Review Press.
80. Agrawal, A., Lacetera, N. and Lyons, E. (2016), “Does standardized information in online markets disproportionately benefit job applicants from less developed countries?”, Journal of International Economics 103: 1-12.
81. Ahmed, U. and Aldonas, G. (2015), Adressing Barriers to Digital Trade, International Center for Trade and Sustainable Development (ICTSD).
82. Aker, J. C., Boumnijel, R., McClelland, A. and Tierney, N. (2016), “Payment Mechanisms and Antipoverty Programs: Evidence from a Mobile Money Cash Transfer Experiment in Niger”, Economic Development and Cultural Change 65(1): 1-37.
83. Aker, J. C. and Mbiti, I. M. (2010), “Mobile Phones and Economic Development in Africa”, Journal of Economic Perspectives 24(3): 207-232.