ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ПРИГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 21
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ПРИГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ПРИГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 21
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ПРИГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность выпускной квалификационной работы обоснована необходимостью формирования безопасной информационной среды приграничных регионов, которые должны стать зонами активного взаимодействия сопредельных государств. Освоение новых информационных и коммуникационных технологий активно влияет на развитие общества в целом и на развитие приграничных регионов, в частности. Существенной особенностью современного развития приграничных территорий является необходимость применения новых информационных технологий для стимулирования дальнейшего сотрудничества.
Информационная среда включает в себя множество информационных объектов и связей между ними. Среди них средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки и распространения информации, которые являются универсальной платформой для размещения и последующего использования, необходимого для развития приграничных отношений, контента.
Специфика приграничных регионов России обусловливает необходимость выработки и применения дополнительных мер обеспечения безопасности информационной среды. Уровень развития информационного пространства приграничных регионов оказывает существенное влияние как на экономику и социальную сферу, так и на политику. Развитие благоприятного информационного пространства позволяет оперативно решать проблемы приграничного взаимодействия на местном уровне, создавать гибкие хозяйственные структуры с привлечением внешних инвестиций для строительства и расширения инфраструктуры, налаживать приграничную торговлю, туризм, расширять сотрудничество в культурной, социальной, природоохранной и других областях. Основным процессом, который создает технические условия для формирования и расширения масштабов информационной среды, является развитие и распространение Интернет-технологий. Наиболее применяемые в настоящее время виды Интернет-технологий состоят из средств оперативного обмена и распространения информации (текстовая, звуковая, видео и т.п. электронная почта и основанные на ней групповые дискуссионные форумы), а также средств создания и поддержания информационных ресурсов в сети Интернет.
Важность формирования безопасной информационной среды обусловлена наличием угроз в различных сферах, связанных с информационной и национальной безопасностью приграничных регионов России.
На современном этапе развития, проблемы, связанные с формированием безопасной информационной среды в приграничных регионах, решаются недостаточно успешно и требуют более глубокого теоретического обоснования и практического изучения.
Анализ степени изученности выбранной темы. Вопросы развития приграничных регионов наиболее полно освещены в работах В.В. Астахова, Т.В. Бутовой, В.С. Горбунова Л.М. Корытного, Н.И. Кузьменко, А.Б. Мункодугаровой, И.А. Студентовой.
Теоретические аспекты разработки и реализации проектов и программ приграничного сотрудничества обстоятельно изучены в работах К.В. Павлова, В.А. Сапрыка.
Информационную безопасность регионов изучали: Ю.М. Брумштейн, Е.П. Ерошенко, А.В. Жогаль, Н. Е. Ильина.
Проблемы создания безопасной информационной среды в условиях приграничья рассматривали: А.И. Ахметьянова, К.В. Горбунов, Н.Е. Ильина, И.Е. Ильичев, А.П. Кружков, А.В. Кулаков, Е.Н. Холопова.
Несмотря на широкий спектр научных работ посвященных изучению проблем, связанных с формированием безопасной информационной среды в приграничных регионах, информационная среда Белгородской области остается недостаточно изученной.
Проблема исследования обусловлена противоречием между необходимостью создания зон активного взаимодействия приграничных регионов на основе использования современных информационных технологий и недостаточным организационно-технологическим обеспечением формирования безопасной информационной среды в Белгородской области.
Объектом выпускного квалификационного исследования является обеспечение информационной безопасности приграничных регионов.
В качестве предмета исследования выступают особенности формирования безопасной информационной среды в Белгородской области.
Цель исследования — разработка практических рекомендаций по формированию безопасной информационной среды в Белгородской области.
Для решения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические основы формирования безопасной информационной среды на региональном уровне;
2) проанализировать процесс формирования безопасной информационной среды в Белгородской области;
3) определить направления совершенствования формирования безопасной информационной среды в приграничном регионе.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения системного подхода, разработанного в исследовании Ц. Мадры, Л.Б. Вардомского, Л.И. Попковой, Ю.В. Сахарова и позволившего рассмотреть формирование безопасной информационной среды регионов как систему, изменяющуюся в результате взаимодействия сопредельных стран.
Качественный подход описан в теории трансграничного сотрудничества Н.А. Микула и теории межрегиональных экономических взаимодействий В. Кристаллера, Б.В. Мелентьева.
Важную роль в процессе исследования играли методы сравнительного и логического анализа, научное обобщение, анализ документов, опрос, проведенный на основе квотной выборки (N =100). Обработка эмпирических данных осуществлялась посредством метода линейной группировки данных.
Эмпирическая база исследования состоит из международных, федеральных нормативных правовых актов ; нормативно-правовых актов Белгородской области ; результатов социологического опроса, проведенного на основе квотной выборки (N =100).
Практическая значимость исследования определяется важностью поиска путей совершенствования формирования безопасной информационной среды в приграничном регионе. Предложенные в рамках работы направления совершенствования и практические рекомендации представляют интерес для самого широкого круга лиц - депутатов, государственных служащих, экспертов-аналитиков, работников государственных органов, организаций и учреждений, связанных с процессами управления информационно-коммуникационной средой приграничных регионов, а также могут быть использованы при разработке проектов приграничного сотрудничества.
Апробация дипломного исследования. Основные результаты исследования опубликованы в 2 научных статьях, объемом 0,6 п.л..
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений.
Информационная среда включает в себя множество информационных объектов и связей между ними. Среди них средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки и распространения информации, которые являются универсальной платформой для размещения и последующего использования, необходимого для развития приграничных отношений, контента.
Специфика приграничных регионов России обусловливает необходимость выработки и применения дополнительных мер обеспечения безопасности информационной среды. Уровень развития информационного пространства приграничных регионов оказывает существенное влияние как на экономику и социальную сферу, так и на политику. Развитие благоприятного информационного пространства позволяет оперативно решать проблемы приграничного взаимодействия на местном уровне, создавать гибкие хозяйственные структуры с привлечением внешних инвестиций для строительства и расширения инфраструктуры, налаживать приграничную торговлю, туризм, расширять сотрудничество в культурной, социальной, природоохранной и других областях. Основным процессом, который создает технические условия для формирования и расширения масштабов информационной среды, является развитие и распространение Интернет-технологий. Наиболее применяемые в настоящее время виды Интернет-технологий состоят из средств оперативного обмена и распространения информации (текстовая, звуковая, видео и т.п. электронная почта и основанные на ней групповые дискуссионные форумы), а также средств создания и поддержания информационных ресурсов в сети Интернет.
Важность формирования безопасной информационной среды обусловлена наличием угроз в различных сферах, связанных с информационной и национальной безопасностью приграничных регионов России.
На современном этапе развития, проблемы, связанные с формированием безопасной информационной среды в приграничных регионах, решаются недостаточно успешно и требуют более глубокого теоретического обоснования и практического изучения.
Анализ степени изученности выбранной темы. Вопросы развития приграничных регионов наиболее полно освещены в работах В.В. Астахова, Т.В. Бутовой, В.С. Горбунова Л.М. Корытного, Н.И. Кузьменко, А.Б. Мункодугаровой, И.А. Студентовой.
Теоретические аспекты разработки и реализации проектов и программ приграничного сотрудничества обстоятельно изучены в работах К.В. Павлова, В.А. Сапрыка.
Информационную безопасность регионов изучали: Ю.М. Брумштейн, Е.П. Ерошенко, А.В. Жогаль, Н. Е. Ильина.
Проблемы создания безопасной информационной среды в условиях приграничья рассматривали: А.И. Ахметьянова, К.В. Горбунов, Н.Е. Ильина, И.Е. Ильичев, А.П. Кружков, А.В. Кулаков, Е.Н. Холопова.
Несмотря на широкий спектр научных работ посвященных изучению проблем, связанных с формированием безопасной информационной среды в приграничных регионах, информационная среда Белгородской области остается недостаточно изученной.
Проблема исследования обусловлена противоречием между необходимостью создания зон активного взаимодействия приграничных регионов на основе использования современных информационных технологий и недостаточным организационно-технологическим обеспечением формирования безопасной информационной среды в Белгородской области.
Объектом выпускного квалификационного исследования является обеспечение информационной безопасности приграничных регионов.
В качестве предмета исследования выступают особенности формирования безопасной информационной среды в Белгородской области.
Цель исследования — разработка практических рекомендаций по формированию безопасной информационной среды в Белгородской области.
Для решения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические основы формирования безопасной информационной среды на региональном уровне;
2) проанализировать процесс формирования безопасной информационной среды в Белгородской области;
3) определить направления совершенствования формирования безопасной информационной среды в приграничном регионе.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения системного подхода, разработанного в исследовании Ц. Мадры, Л.Б. Вардомского, Л.И. Попковой, Ю.В. Сахарова и позволившего рассмотреть формирование безопасной информационной среды регионов как систему, изменяющуюся в результате взаимодействия сопредельных стран.
Качественный подход описан в теории трансграничного сотрудничества Н.А. Микула и теории межрегиональных экономических взаимодействий В. Кристаллера, Б.В. Мелентьева.
Важную роль в процессе исследования играли методы сравнительного и логического анализа, научное обобщение, анализ документов, опрос, проведенный на основе квотной выборки (N =100). Обработка эмпирических данных осуществлялась посредством метода линейной группировки данных.
Эмпирическая база исследования состоит из международных, федеральных нормативных правовых актов ; нормативно-правовых актов Белгородской области ; результатов социологического опроса, проведенного на основе квотной выборки (N =100).
Практическая значимость исследования определяется важностью поиска путей совершенствования формирования безопасной информационной среды в приграничном регионе. Предложенные в рамках работы направления совершенствования и практические рекомендации представляют интерес для самого широкого круга лиц - депутатов, государственных служащих, экспертов-аналитиков, работников государственных органов, организаций и учреждений, связанных с процессами управления информационно-коммуникационной средой приграничных регионов, а также могут быть использованы при разработке проектов приграничного сотрудничества.
Апробация дипломного исследования. Основные результаты исследования опубликованы в 2 научных статьях, объемом 0,6 п.л..
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений.
Для формирования безопасной информационно-коммуникационной среды в приграничных территориях необходим комплексный анализ соотношения между системой управления, социально-экономическими стандартами и социокультурными нормами, так как немаловажную роль для реализации возможностей информационного общества играет вопрос адекватной политики и своевременных управленческих решений.
Вместе с тем, отдавая должное преимуществам информационного общества, нельзя не учитывать, что оно несет с собой не только новые решения, но и новые риски.
Информационная среда представляет собой совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации. Чаще всего формирование благоприятной информационной среды приграничного региона осуществляется при помощи существующих в регионе каналах доставки информации: социальные сети, блоги, индивидуальные масс-медиа, телекоммуникации, СМИ и т.д.
Формированию безопасной информационной среды в приграничных регионах уделяется особое внимание, так как они являются территориальным пределом государства и местом разграничения двух сопредельных и взаимодействующих между собой государств. А безопасность государства в целом зависит от безопасности его государственной границы и прилегающих к ней территорий.
Анализ состояния информационно-коммуникационной инфраструктуры Белгородской области показал, что регион активно развивается в данном направлении. Развита система телерадиовещания, в большинстве населенных пунктов имеется хороший доступ к интернету, а все организации имеют высокий уровень оснащения компьютерами. Поскольку Белгородская область является приграничным регионом, следует учитывать необходимость более жесткого контроля за информацией.
Проведенное социологическое исследование позволило проанализировать информационную среду Белгородской области, ее сущность и уровень безопасности, а также выявить основные проблемы и угрозы, на основании которых целесообразно дальнейшее повышение уровня безопасности информационной среды в условиях приграничного региона. Также оно помогло выявить основные проблемы формирования безопасной информационной среды, среди которых: проблема достоверности информации, распространение ложной информации, сдерживание реальной информации, ненадежная система массового информирования граждан, отсутствие единого механизма информирования граждан, недоверие граждан к СМИ и др.
В этой связи нами был разработан проект «Платформа добрососедства», которая станет основой интерактивной модели разработки и реализации социально-экономических проектов и программ межрегионального приграничного сотрудничества. Проект включает в себя мероприятия по следующим направлениям: привлечение населения приграничных регионов к процессу инициации и реализации различных межрегиональных проектов; создание условий для обмена информацией между структурами, занимающимися приграничным сотрудничеством, органами региональной власти и местного самоуправления, образовательными учреждениями, общественными организациями и населением приграничных территорий; обеспечение населения исключительно достоверной информацией о реализуемых на территории приграничных регионов проектах; формирование позитивного контента и имиджа приграничных регионов; минимизация информационных угроз в области межрегионального сотрудничества; создание совместных рабочих групп и молодежных организаций Белгородской, Воронежской и Курской областей.
Финансирование проекта планируется за счет привлечения средств федерального бюджета через формы грантовой поддержки, аутсорсинга при кураторстве со стороны Института приграничного сотрудничества и интеграции.
Реализации предложенных мероприятий позволит не только сформировать безопасную информационную среду приграничных регионов, но и в полной мере наладить приграничное сотрудничество, накопить позитивный опыт межрегионального взаимодействия. Вместе с тем, для совершенствования деятельности региональных органов власти в области формирования безопасной информационной среды в Белгородской области целесообразно рекомендовать:
- обеспечивать полноту и своевременность информирования юридических и физических лиц о состоянии информационной среды и направлениях межрегионального сотрудничества;
- пресекать распространение ложной и сфальсифицированной информации;
- проводить мониторинг состояния информационной среды
(характер контента, наличие и масштаб угроз);
- направить на курсы повышения квалификации по проблемам информационной безопасности представителей региональной и муниципальной власти, курирующих вопросы межрегионального и приграничного сотрудничества;
- разработать и открыть на базе Института управления НИУ «БелГУ» магистерскую программу по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» «Формирование безопасной информационной среды в приграничных регионах».
Вместе с тем, отдавая должное преимуществам информационного общества, нельзя не учитывать, что оно несет с собой не только новые решения, но и новые риски.
Информационная среда представляет собой совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации. Чаще всего формирование благоприятной информационной среды приграничного региона осуществляется при помощи существующих в регионе каналах доставки информации: социальные сети, блоги, индивидуальные масс-медиа, телекоммуникации, СМИ и т.д.
Формированию безопасной информационной среды в приграничных регионах уделяется особое внимание, так как они являются территориальным пределом государства и местом разграничения двух сопредельных и взаимодействующих между собой государств. А безопасность государства в целом зависит от безопасности его государственной границы и прилегающих к ней территорий.
Анализ состояния информационно-коммуникационной инфраструктуры Белгородской области показал, что регион активно развивается в данном направлении. Развита система телерадиовещания, в большинстве населенных пунктов имеется хороший доступ к интернету, а все организации имеют высокий уровень оснащения компьютерами. Поскольку Белгородская область является приграничным регионом, следует учитывать необходимость более жесткого контроля за информацией.
Проведенное социологическое исследование позволило проанализировать информационную среду Белгородской области, ее сущность и уровень безопасности, а также выявить основные проблемы и угрозы, на основании которых целесообразно дальнейшее повышение уровня безопасности информационной среды в условиях приграничного региона. Также оно помогло выявить основные проблемы формирования безопасной информационной среды, среди которых: проблема достоверности информации, распространение ложной информации, сдерживание реальной информации, ненадежная система массового информирования граждан, отсутствие единого механизма информирования граждан, недоверие граждан к СМИ и др.
В этой связи нами был разработан проект «Платформа добрососедства», которая станет основой интерактивной модели разработки и реализации социально-экономических проектов и программ межрегионального приграничного сотрудничества. Проект включает в себя мероприятия по следующим направлениям: привлечение населения приграничных регионов к процессу инициации и реализации различных межрегиональных проектов; создание условий для обмена информацией между структурами, занимающимися приграничным сотрудничеством, органами региональной власти и местного самоуправления, образовательными учреждениями, общественными организациями и населением приграничных территорий; обеспечение населения исключительно достоверной информацией о реализуемых на территории приграничных регионов проектах; формирование позитивного контента и имиджа приграничных регионов; минимизация информационных угроз в области межрегионального сотрудничества; создание совместных рабочих групп и молодежных организаций Белгородской, Воронежской и Курской областей.
Финансирование проекта планируется за счет привлечения средств федерального бюджета через формы грантовой поддержки, аутсорсинга при кураторстве со стороны Института приграничного сотрудничества и интеграции.
Реализации предложенных мероприятий позволит не только сформировать безопасную информационную среду приграничных регионов, но и в полной мере наладить приграничное сотрудничество, накопить позитивный опыт межрегионального взаимодействия. Вместе с тем, для совершенствования деятельности региональных органов власти в области формирования безопасной информационной среды в Белгородской области целесообразно рекомендовать:
- обеспечивать полноту и своевременность информирования юридических и физических лиц о состоянии информационной среды и направлениях межрегионального сотрудничества;
- пресекать распространение ложной и сфальсифицированной информации;
- проводить мониторинг состояния информационной среды
(характер контента, наличие и масштаб угроз);
- направить на курсы повышения квалификации по проблемам информационной безопасности представителей региональной и муниципальной власти, курирующих вопросы межрегионального и приграничного сотрудничества;
- разработать и открыть на базе Института управления НИУ «БелГУ» магистерскую программу по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» «Формирование безопасной информационной среды в приграничных регионах».
Подобные работы
- ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО
МОЛОДЕЖНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЕВРОРЕГИОНА «ДОНБАСС»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ ИЗ СТРАН СНГ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИТОКА
ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАКТИКА ГАРМОНИЗАЦИИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БЕЖЕНЦЕВ С ЮГО-ВОСТОКА УКРАИНЫ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ
В ПРИГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, гражданский процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



