ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ
РОССИИ И В ПЕРИОД 1917-1991 ГОДОВ 7
1.1. Зарождение пенсионного обеспечения в России 7
1.2. Становление советской системы пенсионного обеспечения после
революции 1917 года и до окончания Великой Отечественной войны 17
1.3. Состояние системы пенсионного обеспечения СССР в период 1945-1991
годов 22
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 29
2.1. Пенсионная система России в 1991-2010 годах 29
2.2. Пенсионная реформа 2010 года: предпосылки, реализация, результаты . .. 344
2.3. Российское пенсионное обеспечение на современном этапе: проблемы и
перспективы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 522
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 555
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ
РОССИИ И В ПЕРИОД 1917-1991 ГОДОВ 7
1.1. Зарождение пенсионного обеспечения в России 7
1.2. Становление советской системы пенсионного обеспечения после
революции 1917 года и до окончания Великой Отечественной войны 17
1.3. Состояние системы пенсионного обеспечения СССР в период 1945-1991
годов 22
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 29
2.1. Пенсионная система России в 1991-2010 годах 29
2.2. Пенсионная реформа 2010 года: предпосылки, реализация, результаты . .. 344
2.3. Российское пенсионное обеспечение на современном этапе: проблемы и
перспективы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 522
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 555
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что пенсионное обеспечение в нашей стране прошло долгий исторический путь, и по настоящее время продолжаются попытки найти его оптимальную модель. Безусловно, в данных поисках представляется необходимым учитывать прошлый исторический опыт. Таким образом, пенсионное обеспечение интенсивно изучается, и предлагаются множество разнообразных вариантов его реформации. Пенсионное обеспечение является составляющей частью социального обеспечения. Из слова «социальный» становится понятно, что социальное обеспечение находит своей целью помощь обществу разными видами социальной поддержки. Пенсионное же обеспечение - это определённый механизм, входящий в институт социального обеспечения и обеспечивающий полноценную жизнь престарелых, инвалидов, семей потерявших кормильца. Пенсионное обеспечение представляет собой механизм по аккумулированию и выдаче средств населению с целью замены заработной платы в определённых случаях. На сегодняшний день в мире чаще всего встречаются два пути формирования пенсионных накоплений: распределительный и накопительный. Распределительный путь заключается в том, что пенсионеры получают выплаты из перечисленных средств трудящихся. Накопительный путь предусматривает прямую зависимость пенсии от отчислений. Пенсии существуют множества видов, разделяемые в зависимости от категории граждан и источников финансирования. Наибольшее распространение имеет пенсия по старости, выдаваемая в случае достижения пенсионного возраста заменяя утраченную заработную платы. Системы пенсионного обеспечения различаются в зависимости от политического и экономического устройства государства, большинства стран имеют разные системы пенсионного обеспечения, различающиеся по разным аспектам. Наиболее частыми различиями в пенсионных системах является порядок начисления пенсионных накоплений, пенсионный возраст, средний размер пенсии, порядок формирования пенсионных накоплений. Для достижения успехов в реформировании системы пенсионного обеспечения необходимо учитывать и зарубежный опыт.
Степень научной разработанности изучаемой темы находится на достаточно высоком уровне. Теоретический анализ зарождения пенсионной системы, её развития и изменения на различных исторических этапах государственного регулирования был проведён в работах И.М. Айзиновой, В.С. Аркачеева, Н.И. Биюшкиной, М.Л. Захарова, А.А. Кастарной, А.В. Кульчитцкого, М.В. Левшука, А.В Пудовкина, И.В Скаридова, Э.Г. Тучковой, Ю.В. Чесноковой, Ю.В. Щербининой и других учёных.
Исследование потенциальных возможностей совершенствования пенсионной системы, анализ итогов её реформ проводилось в работах таких исследователей, как С.А. Барбашовой, Е.Т. Гурвича, И.С. Соколова А.О. Соломатина, Е.В. Сухоруковой, Н.В. Тютюнова, О.Ю. Украинцева, А.Ю. Червяковой, М.Е. Щербакова.
Однако представляется необходимым обобщить в рамках одного исследования весь исторический путь пенсионного обеспечения в нашей стране.
Целью исследования является анализ исторического пути развития пенсионного обеспечения в России.
Достижение указанной цели предполагает необходимость постановки и решения следующих задач:
- изучить зарождение и развитие пенсионного обеспечения в России на дореволюционном этапе;
- охарактеризовать становление и развитие системы пенсионного обеспечения в советской России и СССР;
- исследовать пенсионную систему 1991-2010 гг.;
- дать характеристику предпосылкам, реализации и результатам пенсионной реформы 2010 г.;
Объект исследования - выступает система пенсионного обеспечения, и пенсионные правоотношения на всех исторических этапах в России.
Предмет исследования - нормы права нашей страны, регулирующие организацию пенсионной системы России на различных исторических этапах развития.
Методологической основой работы являются общенаучные методы исследования (индукция, аналогия, абстрагирования, исторический метод, конкретизация, идеализация, классификация) и частнонаучные (формально-юридический, толкование правовых норм, историко-правовой).
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что данное исследование позволяет систематизировать научную информацию о развитии системы пенсионного обеспечения в России. Также исследовательская работа отмечает практические пути решения проблем в современной сфере пенсионного обеспечения. Предложенные в работе рекомендации и сделанные выводы могут в дальнейшем использоваться в качестве основы для решения заявленных проблем в учебном процессе при преподавании дисциплин «Право социального обеспечения» и «История отечественного государства и права».
Структура работы напрямую связана с целью и задачами данного исследования, а также с проблематикой данной темы и включает введение, де главы, объединяющие шесть параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
Во введении определяется актуальность темы, степень научной разработанности проблемы, цели, задачи, объект, предмет исследования, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе проводится анализ пенсионного обеспечение в дореволюционной России в период XVII - XIX.
Вторая глава посвящена изучению развития пенсионной системы современной России.
Заключение имеет в себе выводы по проведённому исследованию, итоги самой оконченной исследовательской работы и рекомендации данные на основе проведённого исследования.
Степень научной разработанности изучаемой темы находится на достаточно высоком уровне. Теоретический анализ зарождения пенсионной системы, её развития и изменения на различных исторических этапах государственного регулирования был проведён в работах И.М. Айзиновой, В.С. Аркачеева, Н.И. Биюшкиной, М.Л. Захарова, А.А. Кастарной, А.В. Кульчитцкого, М.В. Левшука, А.В Пудовкина, И.В Скаридова, Э.Г. Тучковой, Ю.В. Чесноковой, Ю.В. Щербининой и других учёных.
Исследование потенциальных возможностей совершенствования пенсионной системы, анализ итогов её реформ проводилось в работах таких исследователей, как С.А. Барбашовой, Е.Т. Гурвича, И.С. Соколова А.О. Соломатина, Е.В. Сухоруковой, Н.В. Тютюнова, О.Ю. Украинцева, А.Ю. Червяковой, М.Е. Щербакова.
Однако представляется необходимым обобщить в рамках одного исследования весь исторический путь пенсионного обеспечения в нашей стране.
Целью исследования является анализ исторического пути развития пенсионного обеспечения в России.
Достижение указанной цели предполагает необходимость постановки и решения следующих задач:
- изучить зарождение и развитие пенсионного обеспечения в России на дореволюционном этапе;
- охарактеризовать становление и развитие системы пенсионного обеспечения в советской России и СССР;
- исследовать пенсионную систему 1991-2010 гг.;
- дать характеристику предпосылкам, реализации и результатам пенсионной реформы 2010 г.;
Объект исследования - выступает система пенсионного обеспечения, и пенсионные правоотношения на всех исторических этапах в России.
Предмет исследования - нормы права нашей страны, регулирующие организацию пенсионной системы России на различных исторических этапах развития.
Методологической основой работы являются общенаучные методы исследования (индукция, аналогия, абстрагирования, исторический метод, конкретизация, идеализация, классификация) и частнонаучные (формально-юридический, толкование правовых норм, историко-правовой).
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что данное исследование позволяет систематизировать научную информацию о развитии системы пенсионного обеспечения в России. Также исследовательская работа отмечает практические пути решения проблем в современной сфере пенсионного обеспечения. Предложенные в работе рекомендации и сделанные выводы могут в дальнейшем использоваться в качестве основы для решения заявленных проблем в учебном процессе при преподавании дисциплин «Право социального обеспечения» и «История отечественного государства и права».
Структура работы напрямую связана с целью и задачами данного исследования, а также с проблематикой данной темы и включает введение, де главы, объединяющие шесть параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
Во введении определяется актуальность темы, степень научной разработанности проблемы, цели, задачи, объект, предмет исследования, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе проводится анализ пенсионного обеспечение в дореволюционной России в период XVII - XIX.
Вторая глава посвящена изучению развития пенсионной системы современной России.
Заключение имеет в себе выводы по проведённому исследованию, итоги самой оконченной исследовательской работы и рекомендации данные на основе проведённого исследования.
В соответствии с поставленными целью и задачами выпускной квалификационной работы в процессе исследования темы мы пришли к следующим выводам.
Пенсионное обеспечение древней Руси представляло носило эпизодический, несистематический характер. По мере развития государственного управления возникали новые формы социального, а вследствие и пенсионного обеспечения. В период существования Российской империи была создана многоуровневая система пенсионного обеспечения. К концу 19 века стали формироваться первые накопительные пенсии. Государство активно финансировало пенсии военнослужащим, инвалидам и семьям умерших государственных служащих. Тем не менее, на данном этапе ярко выражен избирательный характер пенсионного обеспечения.
Возникновение Советского Союза привело к изменению государственного строя и взгляда на экономическую систему государства. Данные аспекты повлияли на переосмысление системы пенсионного обеспечения. В советский период было принято множество нормативных правовых актов, определяющих пенсионные права государственных служащих и работников. Были введены первые полноценные пенсии по старости, пенсии по инвалидности и по иным основаниям. В качестве одного из основных достоинств данного этапа развития пенсионного обеспечения можно выделить повсеместность пенсионного обеспечения. Из этого следует вывод, что практика СССР по пенсионному обеспечению крайне успешна.
С начала 80-х годов в Советском Союзе возникли внутриполитические и внешнеполитические проблемы, которые привели к развалу государства. Так, после краха СССР возникла Российская Федерация. Данный этап также является принципиально важным в связи с тем, что Россия отказалась от идей коммунизма и перешла к рыночным отношениям. Это означало, что вновь был пересмотрен вопрос касающегося сферы пенсионного обеспечения, в частности, финансирования пенсионного бюджета.
С 1991 года происходит фактический переход государства от распределительной к рыночной экономике. Переход повлиял на пенсионное обеспечение, изменяя при этом принцип накопления пенсий. В 1990 был создан Пенсионный фонд РСФСР с целью управления пенсионными накоплениями.
В 2002 году появилась необходимость реформирования пенсионной системы. Моделью для реформирования послужила шведская пенсионная система. В результате реформирования не были достигнуты поставленные задачи. При построении новой пенсионной системы отсутствовал ряд принципов присущий шведской модели, что привело к отрицательным результатам. С 1992 года в государстве возникла возможность добровольного пенсионного страхования. К 2002 году негосударственные пенсионные фонды стали полноценными участниками пенсионной системы.
В 2010 году проводилась реформа пенсионной системы с целью ликвидации проблем, а именно: дефицит бюджета ПФР, монополизация ПФР, низкий уровень пенсионных накоплений, демографические проблемы. Был реформирован единый социальный налог, в результате чего базовая часть пенсии перестала быть самостоятельной частью пенсии. Базовая часть пенсии стала формироваться за счёт средств взносов работодателей. Была введена социальная доплата тем пенсионерам, доходы которых были ниже установленного прожиточного минимума. Увеличение пенсионных накоплений в связи проводимым трансфертом из федерального бюджета в ПФР носило временный характер. Фактический рост пенсий был ниже. Пенсионная реформа 2010 года привела к нагрузке на экономику государства. Более того, не были решены долгосрочные проблемы, например, соотношение трудящихся и пенсионеров постепенно стало изменяться в сторону последних.
С 2012 года принимается долгосрочная стратегия по реформированию пенсионной системы. Данная стратегия предусматривает три этапа реформирования пенсионного обеспечения. На первом этапе была создана нормативная база, на основе которого функционирует страховое пенсионное обеспечение. На втором этапе предпринимаются действия по стимулированию накопительной пенсии. Государством был осуществлён переход страховой пенсии на систему индивидуального пенсионного коэффициента. С каждым годом минимальный размер индивидуального пенсионного коэффициента для выхода на пенсию будет увеличиваться. На третьем этапе предполагается полный переход пенсионного обеспечения на страховые баллы.
Тем не менее, не были решены прошлые проблемы, а именно: демографический вопрос, дефицит бюджета ПФР. В рамках стратегии пенсионного реформирования с начала 2019 года был увеличен возраст выхода на пенсию. Данное решение является неоднозначным по той причине, что в настоящий момент значительное количество граждан не доживёт до пенсионного возраста. Развитие добровольного пенсионного страхования является необходимой частью для эффективного пенсионного обеспечения. В рамках стратегии долгосрочного развития пенсионного обеспечения не были затронуты аспекты добровольного пенсионного страхования. Для достижения высокого уровня пенсионных накоплений необходимо способствовать развитию НПФ. В результате вышеперечисленных фактов можно выделить следующие сценарии развития пенсионного обеспечения. Первый сценарий заключается в предельном финансировании ПФР. В связи с отрицательными демографическими показателями финансирования станет постоянным, в результате чего пенсионная система станет крайне дестабилизированной. Второй сценарий заключается в стабилизации коэффициента замещения за счёт трансферта. Данный сценарий, на наш взгляд, является самым приемлемым. Третий сценарий возможен в случае стабилизации коэффициента замещения благодаря повышению пенсионных взносов. Такой сценарий приведёт к высокой налоговой нагрузке.
Успешность реформирования пенсионной системы зависит от государства и вовлеченности в эту сферу трудящихся граждан.
Пенсионное обеспечение древней Руси представляло носило эпизодический, несистематический характер. По мере развития государственного управления возникали новые формы социального, а вследствие и пенсионного обеспечения. В период существования Российской империи была создана многоуровневая система пенсионного обеспечения. К концу 19 века стали формироваться первые накопительные пенсии. Государство активно финансировало пенсии военнослужащим, инвалидам и семьям умерших государственных служащих. Тем не менее, на данном этапе ярко выражен избирательный характер пенсионного обеспечения.
Возникновение Советского Союза привело к изменению государственного строя и взгляда на экономическую систему государства. Данные аспекты повлияли на переосмысление системы пенсионного обеспечения. В советский период было принято множество нормативных правовых актов, определяющих пенсионные права государственных служащих и работников. Были введены первые полноценные пенсии по старости, пенсии по инвалидности и по иным основаниям. В качестве одного из основных достоинств данного этапа развития пенсионного обеспечения можно выделить повсеместность пенсионного обеспечения. Из этого следует вывод, что практика СССР по пенсионному обеспечению крайне успешна.
С начала 80-х годов в Советском Союзе возникли внутриполитические и внешнеполитические проблемы, которые привели к развалу государства. Так, после краха СССР возникла Российская Федерация. Данный этап также является принципиально важным в связи с тем, что Россия отказалась от идей коммунизма и перешла к рыночным отношениям. Это означало, что вновь был пересмотрен вопрос касающегося сферы пенсионного обеспечения, в частности, финансирования пенсионного бюджета.
С 1991 года происходит фактический переход государства от распределительной к рыночной экономике. Переход повлиял на пенсионное обеспечение, изменяя при этом принцип накопления пенсий. В 1990 был создан Пенсионный фонд РСФСР с целью управления пенсионными накоплениями.
В 2002 году появилась необходимость реформирования пенсионной системы. Моделью для реформирования послужила шведская пенсионная система. В результате реформирования не были достигнуты поставленные задачи. При построении новой пенсионной системы отсутствовал ряд принципов присущий шведской модели, что привело к отрицательным результатам. С 1992 года в государстве возникла возможность добровольного пенсионного страхования. К 2002 году негосударственные пенсионные фонды стали полноценными участниками пенсионной системы.
В 2010 году проводилась реформа пенсионной системы с целью ликвидации проблем, а именно: дефицит бюджета ПФР, монополизация ПФР, низкий уровень пенсионных накоплений, демографические проблемы. Был реформирован единый социальный налог, в результате чего базовая часть пенсии перестала быть самостоятельной частью пенсии. Базовая часть пенсии стала формироваться за счёт средств взносов работодателей. Была введена социальная доплата тем пенсионерам, доходы которых были ниже установленного прожиточного минимума. Увеличение пенсионных накоплений в связи проводимым трансфертом из федерального бюджета в ПФР носило временный характер. Фактический рост пенсий был ниже. Пенсионная реформа 2010 года привела к нагрузке на экономику государства. Более того, не были решены долгосрочные проблемы, например, соотношение трудящихся и пенсионеров постепенно стало изменяться в сторону последних.
С 2012 года принимается долгосрочная стратегия по реформированию пенсионной системы. Данная стратегия предусматривает три этапа реформирования пенсионного обеспечения. На первом этапе была создана нормативная база, на основе которого функционирует страховое пенсионное обеспечение. На втором этапе предпринимаются действия по стимулированию накопительной пенсии. Государством был осуществлён переход страховой пенсии на систему индивидуального пенсионного коэффициента. С каждым годом минимальный размер индивидуального пенсионного коэффициента для выхода на пенсию будет увеличиваться. На третьем этапе предполагается полный переход пенсионного обеспечения на страховые баллы.
Тем не менее, не были решены прошлые проблемы, а именно: демографический вопрос, дефицит бюджета ПФР. В рамках стратегии пенсионного реформирования с начала 2019 года был увеличен возраст выхода на пенсию. Данное решение является неоднозначным по той причине, что в настоящий момент значительное количество граждан не доживёт до пенсионного возраста. Развитие добровольного пенсионного страхования является необходимой частью для эффективного пенсионного обеспечения. В рамках стратегии долгосрочного развития пенсионного обеспечения не были затронуты аспекты добровольного пенсионного страхования. Для достижения высокого уровня пенсионных накоплений необходимо способствовать развитию НПФ. В результате вышеперечисленных фактов можно выделить следующие сценарии развития пенсионного обеспечения. Первый сценарий заключается в предельном финансировании ПФР. В связи с отрицательными демографическими показателями финансирования станет постоянным, в результате чего пенсионная система станет крайне дестабилизированной. Второй сценарий заключается в стабилизации коэффициента замещения за счёт трансферта. Данный сценарий, на наш взгляд, является самым приемлемым. Третий сценарий возможен в случае стабилизации коэффициента замещения благодаря повышению пенсионных взносов. Такой сценарий приведёт к высокой налоговой нагрузке.
Успешность реформирования пенсионной системы зависит от государства и вовлеченности в эту сферу трудящихся граждан.
Подобные работы
- Особенности государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации (Московский Гуманитарно-Экономический Университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации:
состояние, перспективы
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ
РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ПФР ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Оценка социально-экономических эффектов повышения пенсионного возраста в Российской Федерации
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Государственное управление пенсионным обеспечением в Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Страховые пенсии по старости
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Развитие пенсионного права в Российской Федерации
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - Этапы развития Пенсионного обеспечения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Пенсионное страхования в Российской федерации: актуальные задачи и проблемы
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022



