РАННЯЯ ЛИРИКА М. ЦВЕТАЕВОЙ: ОПЫТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ: ТЕОРИЯ ВОПРОСА, ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ 7
1.1. Феноменология как метод познания 7
1.2. Феноменологические исследования в отечественном литературоведении 9
1.3. Алгоритм феноменологического анализа: рабочая модель 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ УСТАНОВОК М. ЦВЕТАЕВОЙ (НА МАТЕРИАЛЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА) 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 26
ГЛАВА 3. «ВЕЧЕРНИЙ АЛЬБОМ» И «ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ»: ОПЫТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 27
3.1. «Прыжок» как сверхустановка творческого сознания Марины Цветаевой:
инобытие сказки 27
3.2. «Прыжок» как сверхустановка творческого сознания Марины Цветаевой:
инобытие Другого 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ: ТЕОРИЯ ВОПРОСА, ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ 7
1.1. Феноменология как метод познания 7
1.2. Феноменологические исследования в отечественном литературоведении 9
1.3. Алгоритм феноменологического анализа: рабочая модель 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ УСТАНОВОК М. ЦВЕТАЕВОЙ (НА МАТЕРИАЛЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА) 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 26
ГЛАВА 3. «ВЕЧЕРНИЙ АЛЬБОМ» И «ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ»: ОПЫТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 27
3.1. «Прыжок» как сверхустановка творческого сознания Марины Цветаевой:
инобытие сказки 27
3.2. «Прыжок» как сверхустановка творческого сознания Марины Цветаевой:
инобытие Другого 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Интерес к наследию Марины Цветаевой - особенно после открытия её архивов в 2000 году - стабильно высок. Опубликованы биографические книги, в которых произведения поэтессы соотносятся с фактами ее жизни. Это книга И.В. Кудровой «Путь комет» (2007), А. Павловского «Куст рябины» (1989), А.А. Саакянц «Марина Цветаева. Жизнь и творчество» (1999), В.А. Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой» (1992) и ряд других. Пополняется и корпус литературоведческих работ, посвящённых разным аспектам поэтического, драматического, прозаического творчества поэтессы. Как одну из наиболее фундаментальных, стоит отметить монографию И.Д. Шевеленко [Швеленко, 2015]. Автор исследует творчество Цветаевой в русле интертекстуального метода, выявляя основные мотивно-образные и тематические доминанты её текстов и пытаясь найти в них типичные для литературного процесса того времени черты .
Следует отметить, что в современном цветаеведении начальный этап литературного пути Марины Цветаевой остаётся практически за скобками . Мы считаем это упущением, ведь установки, которые определили миропонимание и самопонимание Цветаевой, её реакции на явления действительности, а также специфику художественного мира, формируются в детстве и проявляются уже в первых литературных опытах. Это отмечали такие литературоведы, как М.Л. Гаспаров [Гаспаров, 2001: 136] и И.Д. Шевеленко [Шевеленко, 2015: 36]. В существующих на сегодняшних день исследованиях творчество Цветаевой изучается как готовый продукт, как «статическое целое вне категории развития и изменения» [Шевеленко, 2015: 10]. Работы, в которых исследовались бы индивидуальные установки сознания Цветаевой, «генетическое конституирование» [Деррида, 2000] лирических текстов, выявлялся специфический текстопорождающий механизм, нам пока неизвестны.
Актуальность выбранной темы связана с методологической ориентацией нашей работы. Феноменологический «взгляд» на ранние поэтические тексты М. Цветаевой позволяет по-новому увидеть особенности поэтики автора. Сам феноменологический метод в литературоведении нуждается в расширении практики его использования, с тем чтобы уточнить его аналитические возможности.
Новизна нашего исследования определяется выбранным методом, а также материалом - ранней лирикой М. Цветаевой, недостаточно изученной в отечественном литературоведении.
Цель работы - феноменологическое объяснение особенностей поэтики ранней Цветаевой.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы феноменологического метода;
- проанализировать отечественные литературоведческие работы, выполненные в феноменологическом ключе;
- исследовать автобиографические тексты Марины Цветаевой, посвящённые детству, с целью выявления специфических установок сознания, определивших поведенческие реакции, мировосприятие юной поэтессы;
- исследовать ранние поэтические тексты Марины Цветаевой, используя феноменологический подход.
Объектом работы являются такие ментальные установки молодой Марины Цветаевой, которые определили её поэтическое «поведение», предметом - «сигналы» этих установок на уровне поэтики лирических
текстов.
Теоретическую базу составили труды Ю.М. Лотмана, М.М. Бахтина, С.Ю. Бройтмана, Р. Ингардена, В.Н. Топорова, В.И. Тюпы, Ж. Деррида,
A. Геннепа, M. Фуко, учебники по философии под ред. А.Ф. Зотова и
B. В. Васильева, а также ряд статей о феноменологии (А.В. Аксёнова, А.Ю. Большаковой, В.Г. Одинокова, Д. Соболева, Е.В. Чепкасовой).
При исследовании текстов были использованы методы структурно-типологического и феноменологического («археологического» ) анализа.
Структура работы. Дипломная работа включает в себя три главы и заключение. Первая глава «Феноменологический подход в литературоведении: теория вопроса, практика использования в отечественной науке» посвящена феноменологии как философской и - шире - научной парадигме, а также как методу литературоведения; в ней также представлен критический обзор литературоведческих исследований, обозначенных авторами как феноменологические. Во второй главе «Феноменологический опыт реконструкции установок М. Цветаевой (на материале автобиографического творчества)» изучаются автобиографические эссе о детстве и ранние письма Марины Цветаевой, которые позволяют понять особенности мировосприятия будущей поэтессы. Третья глава «“Вечерний альбом” и “Волшебный фонарь”: опыт феноменологического анализа» содержит феноменологический анализ лирических текстов, вошедших в первые два сборника поэтессы.
Материалы исследования были апробированы на конференциях («Молодёжь и наука», Красноярск, 2013, 2015, 2016; «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека», Красноярск, 2015; «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения», Томск, 2016), основные тезисы нашли отражение в публикациях:
1. Яночкина П.И. Поэтика границы в лирике Марины Цветаевой // Молодежь и наука: сб. мат-лов IX Всерос. науч.-тех. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с междунар. участием, посвященной 385- летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс]. Красноярск:
Сиб. федер. ун-т, 2013. URL: http://conf.sfu-
kras.ru/sites/mn2013/section078.html .
2. Яночкина П.И. Мир сказки в ранней лирике М.П. Цветаевой //
Проспект Свободный-2015: мат-лы науч. конф., посвящённой 70-летию Великой Победы (15-25 апреля 2015 г.) [Электронный ресурс]. Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2015. URL: http://nocmu.sfu-
kras.ru/directton/src/rvMaHHTapHoe/no3THKa%20pvccKott%20H%203apv6e^ott%
20 литературы. pdf .
3. Яночкина П.И. Семиотика границы в ранней лирике М. И. Цветаевой: сказка как инобытие // Siberia_Lingua. 2015. №2. С. 162-169.
4. Яночкина П.И. Феноменология Иного в раннем творчестве Марины
Цветаевой: жизнь как текст (на материале сб. «Вечерний альбом») // Проспект Свободный-2016: мат-лы науч. конф., посвящённой Году образования в Содружестве Независимых Государств (15-25 апреля 2016 г.) [Электронный ресурс]. Красноярск: Сиб. фед. ун-т., 2016. URL:
http://nocmu.sfu-ras.ru/digest2016/src/rvMaHHTapHoe/ncTop^%20H%20no3THKa
%20pyccKott%20nHTepaTypbi%20XX-XXI%20BB.pdf .
5. Яночкина П.И. «Археология» (жизне)текста ранней М. Цветаевой (на материале сб. «Вечерний альбом») // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: сб. мат-лов III (XVII) Междунар. конф. молодых учёных (18-23 апреля 2016 г.). Томск: Изд-во Томского ун-та, 2016. Вып. 17. С. 474-477.
Следует отметить, что в современном цветаеведении начальный этап литературного пути Марины Цветаевой остаётся практически за скобками . Мы считаем это упущением, ведь установки, которые определили миропонимание и самопонимание Цветаевой, её реакции на явления действительности, а также специфику художественного мира, формируются в детстве и проявляются уже в первых литературных опытах. Это отмечали такие литературоведы, как М.Л. Гаспаров [Гаспаров, 2001: 136] и И.Д. Шевеленко [Шевеленко, 2015: 36]. В существующих на сегодняшних день исследованиях творчество Цветаевой изучается как готовый продукт, как «статическое целое вне категории развития и изменения» [Шевеленко, 2015: 10]. Работы, в которых исследовались бы индивидуальные установки сознания Цветаевой, «генетическое конституирование» [Деррида, 2000] лирических текстов, выявлялся специфический текстопорождающий механизм, нам пока неизвестны.
Актуальность выбранной темы связана с методологической ориентацией нашей работы. Феноменологический «взгляд» на ранние поэтические тексты М. Цветаевой позволяет по-новому увидеть особенности поэтики автора. Сам феноменологический метод в литературоведении нуждается в расширении практики его использования, с тем чтобы уточнить его аналитические возможности.
Новизна нашего исследования определяется выбранным методом, а также материалом - ранней лирикой М. Цветаевой, недостаточно изученной в отечественном литературоведении.
Цель работы - феноменологическое объяснение особенностей поэтики ранней Цветаевой.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы феноменологического метода;
- проанализировать отечественные литературоведческие работы, выполненные в феноменологическом ключе;
- исследовать автобиографические тексты Марины Цветаевой, посвящённые детству, с целью выявления специфических установок сознания, определивших поведенческие реакции, мировосприятие юной поэтессы;
- исследовать ранние поэтические тексты Марины Цветаевой, используя феноменологический подход.
Объектом работы являются такие ментальные установки молодой Марины Цветаевой, которые определили её поэтическое «поведение», предметом - «сигналы» этих установок на уровне поэтики лирических
текстов.
Теоретическую базу составили труды Ю.М. Лотмана, М.М. Бахтина, С.Ю. Бройтмана, Р. Ингардена, В.Н. Топорова, В.И. Тюпы, Ж. Деррида,
A. Геннепа, M. Фуко, учебники по философии под ред. А.Ф. Зотова и
B. В. Васильева, а также ряд статей о феноменологии (А.В. Аксёнова, А.Ю. Большаковой, В.Г. Одинокова, Д. Соболева, Е.В. Чепкасовой).
При исследовании текстов были использованы методы структурно-типологического и феноменологического («археологического» ) анализа.
Структура работы. Дипломная работа включает в себя три главы и заключение. Первая глава «Феноменологический подход в литературоведении: теория вопроса, практика использования в отечественной науке» посвящена феноменологии как философской и - шире - научной парадигме, а также как методу литературоведения; в ней также представлен критический обзор литературоведческих исследований, обозначенных авторами как феноменологические. Во второй главе «Феноменологический опыт реконструкции установок М. Цветаевой (на материале автобиографического творчества)» изучаются автобиографические эссе о детстве и ранние письма Марины Цветаевой, которые позволяют понять особенности мировосприятия будущей поэтессы. Третья глава «“Вечерний альбом” и “Волшебный фонарь”: опыт феноменологического анализа» содержит феноменологический анализ лирических текстов, вошедших в первые два сборника поэтессы.
Материалы исследования были апробированы на конференциях («Молодёжь и наука», Красноярск, 2013, 2015, 2016; «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека», Красноярск, 2015; «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения», Томск, 2016), основные тезисы нашли отражение в публикациях:
1. Яночкина П.И. Поэтика границы в лирике Марины Цветаевой // Молодежь и наука: сб. мат-лов IX Всерос. науч.-тех. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с междунар. участием, посвященной 385- летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс]. Красноярск:
Сиб. федер. ун-т, 2013. URL: http://conf.sfu-
kras.ru/sites/mn2013/section078.html .
2. Яночкина П.И. Мир сказки в ранней лирике М.П. Цветаевой //
Проспект Свободный-2015: мат-лы науч. конф., посвящённой 70-летию Великой Победы (15-25 апреля 2015 г.) [Электронный ресурс]. Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2015. URL: http://nocmu.sfu-
kras.ru/directton/src/rvMaHHTapHoe/no3THKa%20pvccKott%20H%203apv6e^ott%
20 литературы. pdf .
3. Яночкина П.И. Семиотика границы в ранней лирике М. И. Цветаевой: сказка как инобытие // Siberia_Lingua. 2015. №2. С. 162-169.
4. Яночкина П.И. Феноменология Иного в раннем творчестве Марины
Цветаевой: жизнь как текст (на материале сб. «Вечерний альбом») // Проспект Свободный-2016: мат-лы науч. конф., посвящённой Году образования в Содружестве Независимых Государств (15-25 апреля 2016 г.) [Электронный ресурс]. Красноярск: Сиб. фед. ун-т., 2016. URL:
http://nocmu.sfu-ras.ru/digest2016/src/rvMaHHTapHoe/ncTop^%20H%20no3THKa
%20pyccKott%20nHTepaTypbi%20XX-XXI%20BB.pdf .
5. Яночкина П.И. «Археология» (жизне)текста ранней М. Цветаевой (на материале сб. «Вечерний альбом») // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: сб. мат-лов III (XVII) Междунар. конф. молодых учёных (18-23 апреля 2016 г.). Томск: Изд-во Томского ун-та, 2016. Вып. 17. С. 474-477.
Феноменологически изучив эссе Марины Цветаевой о детстве, мы пришли к важным выводам - о специфике мировосприятия, самопонимания и взаимоотношений поэтессы с близкими людьми. Цветаева-ребёнок познавала мир творчески. Чтобы понять и принять вещь (явление, личность), ей недостаточно было узнать некоторую совокупность объективных фактов о ней; Цветаевой важно было наполнить эту вещь новым индивидуальным смыслом, переозначить. Этот процесс может быть назван семиотизацией. К частным проявлениям семиотизации мы относим «дорисовывание» реальности, гиперболизацию (например, некоторых личностных характеристик других людей). Причинами такого поведения являются «книжное» воспитание, строгость, власть и ограничения со стороны матери, «дух борьбы», бегство от прозаической реальности.
Семиотизация - это процесс, характерный для творческого сознания вообще. Поэтому мы обозначили её механизм более индивидуально - как цепочку взаимосвязанных сверхустановок сознания Марины Цветаевой: «прыжок» - «нарушение» - «присвоение», главной из которых является первая. «Прыжок» - метафора, схватывающая постоянную устремлённость/открытость Цветаевой к инобытию как объекту познания. Познание возможно только тогда, когда инобытие присваивается, наделяется новым смыслом, то есть - семиотизируется. «Прыжок» предполагает нарушение границы - очень важной и семантически нагруженной области в художественном мире поэтессы, так как фактически граница и есть основное пространство, в котором находится Цветаева: физически существуя в объективной реальности, она как бы заключает её в скобки, и ей открывается новый художественный мир.
Феноменологическое прочтение первых поэтических сборников с учётом автобиографических текстов и сформулированных установок позволило сделать выводы о принципах текстопорождения и особенностях поэтики.Выявленные ментальные установки проясняют законы цветаевского поэтического мира. Он всегда имеет два плана - реальный и инобытийный, которые объединяются границей. Именно в лиминальном пространстве существует лирическая героиня, которая не возвращается полностью в реальность, но и не пропадает навсегда в инобытии. Воображаемое пространство для героини непременно ближе и гармоничнее, чем реальность, но последняя необходима как точка опоры.
Лирическая героиня «Вечернего альбома» - ребёнок, поэтому основной формой инобытия в сборнике стала сказка, что неудивительно - маленькая Цветаева жила среди книг, они были её единственной реальностью. Сказка изображается ярко и подробно, она осязаема и динамична. «Прыжок» в неё обычно происходит с помощью проводника (Луна, Чародей, книга и др.) и сразу из пограничной области, а возвращение нежелательно или не предполагается вовсе. Цветаева в первых «сказочных» стихотворениях часто заимствовала мотивы, образы и сюжеты из народных и литературных сказок Андерсена, братьев Гримм, Перро. Цветаева в детстве - ребёнок, поэтически одаренный, воспитанный книгами - постигала реальность средствами же поэзии: «Чтобы понятъ самую простую вещь, нужно окунутъ ее в стихи, оттуда увидеть» [CC5: 28]. Окунуть в стихи - значит присвоить и нарушить границы привычного порядка вещей, переозначить. Цветаева в своих стихотворениях создавала свою реальность, жизнь перетекала в текст, а текст - в жизнь.
Сказочный мир первого сборника сменяется инобытием-прошлым в «Волшебном фонаре». Вместо конфликта «реальность - сказка» основной становится оппозиция «прошлое - настоящее - будущее». Это обусловлено взрослением Цветаевой - как психологическим, так и поэтическим. Первое предполагает экзистенциальный кризис: поэтесса на пороге взрослой жизни, детство заканчивается и вместе с ним рушатся сказочные иллюзии, настоящее не затягивает, а будущее пугает; появляется опыт столкновения со смертью других людей (матери, отца). Схватывание ускользающего прошлого, которое по привычке Цветаева ещё наделяет сказочными характеристиками, - это попытка нащупать почву под ногами в момент кризиса. Второе означает отказ от следования художественным законам, созданным другими писателями; у Цветаевой появляется потребность создать оригинальный мир. В «Волшебном альбоме» - это мир прошлого, в котором отражён индивидуальный опыт детства поэтессы.
Эти же установки проясняют принципы «перевода» знакомых Марине Цветаевой людей в художественное пространство. Она совершала «прыжок» в мир Другого, нарушала границы его индивидуального бытия, «переписывала» сценарий его - и заодно своей - жизни. Поэтесса создавала новый олитературенный образ, отталкиваясь от такой характеристики человека, которая была близка ей или которую она обнаруживала в себе самой. Этот образ мог иметь мало общего с «двойником» из реальности и нередко подменял его.
Несмотря на разный эмоциональный тон сборников, на разные формы инобытия, изображаемые Цветаевой, принципы конструирования текстов в них одинаковы и диктуются они ментальными сверхустановками поэтессы.
В дальнейшем, оперируя теми же установками и/или вычленяя возможные новые, необходимо исследовать и другие сборники Марины Цветаевой. Её зрелая лирика более интересна для исследователей, чем ранние тексты, и изучена достаточно хорошо в контексте разных лингвистических и литературоведческих методов. Тем интереснее будет взглянуть на неё с нового - феноменологического - ракурса.
Семиотизация - это процесс, характерный для творческого сознания вообще. Поэтому мы обозначили её механизм более индивидуально - как цепочку взаимосвязанных сверхустановок сознания Марины Цветаевой: «прыжок» - «нарушение» - «присвоение», главной из которых является первая. «Прыжок» - метафора, схватывающая постоянную устремлённость/открытость Цветаевой к инобытию как объекту познания. Познание возможно только тогда, когда инобытие присваивается, наделяется новым смыслом, то есть - семиотизируется. «Прыжок» предполагает нарушение границы - очень важной и семантически нагруженной области в художественном мире поэтессы, так как фактически граница и есть основное пространство, в котором находится Цветаева: физически существуя в объективной реальности, она как бы заключает её в скобки, и ей открывается новый художественный мир.
Феноменологическое прочтение первых поэтических сборников с учётом автобиографических текстов и сформулированных установок позволило сделать выводы о принципах текстопорождения и особенностях поэтики.Выявленные ментальные установки проясняют законы цветаевского поэтического мира. Он всегда имеет два плана - реальный и инобытийный, которые объединяются границей. Именно в лиминальном пространстве существует лирическая героиня, которая не возвращается полностью в реальность, но и не пропадает навсегда в инобытии. Воображаемое пространство для героини непременно ближе и гармоничнее, чем реальность, но последняя необходима как точка опоры.
Лирическая героиня «Вечернего альбома» - ребёнок, поэтому основной формой инобытия в сборнике стала сказка, что неудивительно - маленькая Цветаева жила среди книг, они были её единственной реальностью. Сказка изображается ярко и подробно, она осязаема и динамична. «Прыжок» в неё обычно происходит с помощью проводника (Луна, Чародей, книга и др.) и сразу из пограничной области, а возвращение нежелательно или не предполагается вовсе. Цветаева в первых «сказочных» стихотворениях часто заимствовала мотивы, образы и сюжеты из народных и литературных сказок Андерсена, братьев Гримм, Перро. Цветаева в детстве - ребёнок, поэтически одаренный, воспитанный книгами - постигала реальность средствами же поэзии: «Чтобы понятъ самую простую вещь, нужно окунутъ ее в стихи, оттуда увидеть» [CC5: 28]. Окунуть в стихи - значит присвоить и нарушить границы привычного порядка вещей, переозначить. Цветаева в своих стихотворениях создавала свою реальность, жизнь перетекала в текст, а текст - в жизнь.
Сказочный мир первого сборника сменяется инобытием-прошлым в «Волшебном фонаре». Вместо конфликта «реальность - сказка» основной становится оппозиция «прошлое - настоящее - будущее». Это обусловлено взрослением Цветаевой - как психологическим, так и поэтическим. Первое предполагает экзистенциальный кризис: поэтесса на пороге взрослой жизни, детство заканчивается и вместе с ним рушатся сказочные иллюзии, настоящее не затягивает, а будущее пугает; появляется опыт столкновения со смертью других людей (матери, отца). Схватывание ускользающего прошлого, которое по привычке Цветаева ещё наделяет сказочными характеристиками, - это попытка нащупать почву под ногами в момент кризиса. Второе означает отказ от следования художественным законам, созданным другими писателями; у Цветаевой появляется потребность создать оригинальный мир. В «Волшебном альбоме» - это мир прошлого, в котором отражён индивидуальный опыт детства поэтессы.
Эти же установки проясняют принципы «перевода» знакомых Марине Цветаевой людей в художественное пространство. Она совершала «прыжок» в мир Другого, нарушала границы его индивидуального бытия, «переписывала» сценарий его - и заодно своей - жизни. Поэтесса создавала новый олитературенный образ, отталкиваясь от такой характеристики человека, которая была близка ей или которую она обнаруживала в себе самой. Этот образ мог иметь мало общего с «двойником» из реальности и нередко подменял его.
Несмотря на разный эмоциональный тон сборников, на разные формы инобытия, изображаемые Цветаевой, принципы конструирования текстов в них одинаковы и диктуются они ментальными сверхустановками поэтессы.
В дальнейшем, оперируя теми же установками и/или вычленяя возможные новые, необходимо исследовать и другие сборники Марины Цветаевой. Её зрелая лирика более интересна для исследователей, чем ранние тексты, и изучена достаточно хорошо в контексте разных лингвистических и литературоведческих методов. Тем интереснее будет взглянуть на неё с нового - феноменологического - ракурса.
Подобные работы
- ПРОЗА М. ЦВЕТАЕВОЙ: ХАРАКТЕР И СПОСОБЫ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
Диссертации (РГБ), литература. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Поэтический контекст слова «пустыня»: лингвистический аспект (на материале русской художественной литературы XVIII‒XX вв.)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - МЕТАЖАНРЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1920 – НАЧАЛА 1940-Х ГОДОВ (КОММУНИСТИЧЕСКАЯ АГИОГРАФИЯ И «ЕВРОПЕЙСКАЯ» СКАЗКА-АЛЛЕГОРИЯ)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИМЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ И.А. БУНИНА: КОМПАРАТИВНЫЙ, ФИЛОСОФСКИЙ И НАРРАТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИГРОВЫЕ СТРАТЕГИИ В ЛИТЕРАТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (М. ВОЛОШИН, Н. ГУМИЛЕВ, М. КУЗМИН)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



