Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития спортивной гимнастики в Белгородской области

Работа №177503

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы54
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ
ГИМНАСТИКИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД
СОЦИАЛИЗМА.
1.1. Субъективные и объективные факторы становления и развития
спортивной гимнастики в Белгородской области…………………………….9
1.2. Содержание и направленность развития спортивной гимнастики в
Белгородской области в период социализма…………………………..….…15
Выводы по главе 1……………………………………………………………..16
ГЛАВА 2. СУЩОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ
СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 1991 – 2019 гг.
2.1. Детерминанты развития спортивной гимнастики в Белгородской области
на современном этапе………………………………………………………....18
2.2. Тенденции развития спортивной гимнастики в Белгородской области на
современном этапе………………………………………………………….…20
2.3. Проблемы и перспективы развития спортивной гимнастики в
Белгородской области на современном этапе…………………………..…...36
Выводы по главе 2………………………………………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….49
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………53

Спортивная гимнастика является сравнительно молодым видом спорта,
однако за сравнительно небольшой срок своего существования этот вид
спорта завоевал признательность не только на территории Российской
Федерации, но и на мировой арене. Так, в настоящее время гимнастика
относится к олимпийским видам спорта, сутью которого является
соревновательные мероприятия в техническом мастерстве и выразительности
исполнения сложных движений телом в сочетании с ритмичными
манипуляциями. Именно в гимнастике воспитываются волевые качества,
вкус и музыкальность, формируются понятия о красоте тела.
Большое развитие гимнастика получила в советское время. Начали
развиваться различные виды гимнастики, начали открываться кафедры
гимнастики в институтах физической культуры. В них наряду с подготовкой
квалифицированных специалистов по гимнастике велась большая научная и
научно - методическая работа в области теории и практики.
Говоря о спортивной гимнастики в Белгородской области следует
сказать, что она получила свое развитие в 1920 году за счет введения
гимнастических упражнений в качестве обязательных в школьную
программу по физической культуре, а с 1931 годы – в нормативы ГТО.
Именно с этого периода начали организовываться всевозможные
гимнастические соревнования. С 1936 года роль гимнастики усиливается в
связи с проведением всесоюзных соревнований школьников, а с 1955 – Кубка
СССР по многоборью.
В связи с вышесказанным можно заключить, что спортивная гимнастика
играет огромную роль в развитии спорта в Белгородской области и имеют
большое значение для личностного становления современной молодежи. К
примеру, с 2000 года проводятся ежегодные турниры на призы двукратной
олимпийской чемпионки Светланы Хоркиной. В 2010 году турнир получил
статус всероссийского и в нем так же стали участвовать юноши. В турнирах принимают участие свыше 700 спортсменов, из 44 регионов страны, а так же
гости из ближнего и дальнего зарубежья, ЛНР, ДНР, Латвия и Норвегия.
Исследование данного вопроса во многом актуально еще и потому, что
до настоящего времени в нашей историко-педагогической литературе он не
поднимался ранее ни кем в таком ключе, и как следствие, не был освещен
должным образом.
История развития спортивной гимнастики в Белгородской области, на
наш взгляд, должна быть неотъемлемой частью учебно-тренировочного
процесса подготовки спортсменов. Общие знания об особенностях
спортивной гимнастики, их основателях, продолжателях традиций, являются
значимым в становлении начинающего спортсмена. А углубленное изучение
развития гимнастики в спортивной подготовке квалифицированных
спортсменов, является приоритетным в стремлении повышать своё
мастерство, основываясь на опыте удач и ошибок выдающихся спортсменов
и тренеров, и недопустимости грубых ошибок в спортивной карьере молодых
поколений, которые могут почерпнуть для себя методы и средства
совершенствования всех сторон подготовки спортсмена.
Значительный вклад в развитие теории и практики спортивной
гимнастики внесли Б.В. Пилкин, Алла Чиликина, Тамара Фоменко, Светлана
и Юлия Хоркина, Пилкина Анна Ивановна, Ткачева Елена, Топирман
Дариммая, Детявцева Лариса Николаевна.
Особая роль и неоценимая заслуга в развитии спортивной гимнастики
на Белгородчине принадлежит Борису Васильевичу Пилкину, тренеру
двукратной олимпийской чемпионки Светланы Хоркиной.
В последние десятилетия активно разрабатываются теоретические и
методические аспекты спортивной гимнастики
Исторические аспекты исследования спортивной гимнастики
отражены в работах В.Н. Ирхина; развития спортивной гимнастики в
Белгородской области – в исследованиях В.Н. Ирхина и Т.А. Мироновой и
др.Проведенный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о
том, что вне поля зрения исследователей остается разработка проблемы
развития спортивной гимнастики в период с 50-х годов ХХ века по
настоящее время.
В этой связи, обнаружено противоречие между возрастающим интересом к
спортивной гимнастики среди населения, выдающимися спортивными
достижениями спортсменов Белгородской области, с одной стороны, и, с
другой стороны, недостаточной разработанностью вопросов их развития в
нашем регионе с 50-х годов ХХ века по настоящее время. Разрешение
данного противоречия составляет проблему исследования: каковы
особенности развития спортивной гимнастики в Белгородской области с 50-х
годов ХХ века по настоящее время.
Актуальность работы заключается в изучении истории развития
спортивной гимнастики в Белгородской области, имеет большое значение
для личностного становления современной молодежи: воспитывается
чувство гордости за своих земляков, достигших вершин спортивного
мастерства, гордость за родную землю; возрастающий интерес среди
населения к гимнастике и выдающимся спортивным достижениям
белгородских спортсменов; вопросы, связанные с изучением генезиса
гимнастики не были предметом специального исследования.
Цель работы: раскрыть сущностные характеристики и направленность
развития спортивной гимнастики в Белгородской области с советского
периода по настоящее время.
Объектом исследования является особенности развития в
Белгородской области спортивной гимнастики в период социализма по
настоящее время.
Предметом исследования выступает процесс развития спортивной
гимнастики в Белгородской области в период социализма по настоящее
время.В соответствии с целью, объектом и предметом были определены
задачи исследования:
1. Обобщить теоретический и эмпирический материал по истории
развития гимнастики в Белгородской области, в период социализма по
настоящее время.
2. Определить предпосылки, субъективные и объективные факторы,
сущностные характеристики развития и современное состояние гимнастики в
Белгородской области, в период социализма по настоящее время.
3. Обосновать ведущие факторы развития гимнастики в Белгородской
области, в период социализма по настоящее время.
4. Выявить проблемы и перспективы развития гимнастики в
Белгородской области на современном этапе.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки
рабочей гипотезы был использован комплекс методов исследования:
теоретический анализ литературы по проблеме исследования; обобщение;
специфические методы истории педагогики: историографический,
детерминантно-генетический и проблемно-генетический анализы проблемы.
Источники исследования: аналитические данные Белгородской ГБУ
«СШ №3 им. В.Б. Пилкина; статьи из газет и журналов: «Белгородская
правда», учебные пособия, интернет ресурсы.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение
2017-2019 гг. в несколько этапов.
Первый этап (2017 г.) - осмысление методологических и теоретических
основ исследования. Анализ современного состояния проблемы. Изучение и
анализ первоисточников, суждений отечественных и зарубежных теоретиков
гимнастики. На этом этапе проводился поиск и систематизация источников
по гимнастики, проводилось интервьюирование российских мастеров с
высокими данами, стоявшими у истоков гимнастики в Белгородской области
(Ю.В. Хоркина, С.В. Хоркина и др.), выборочно изучалась периодическая
литература советского периода. Это позволило установить острый дефицит знаний по истории гимнастики, выявить противоречие и сформулировать
научный аппарат исследования (объект, предмет, цель, задачи, теоретикометодологическую основу).
Второй этап (январь - июль 2018 г.) - завершалась систематизация
собранного материала, производилось его структурирование, уточнялся
научный аппарат исследования.
Третий этап (июль 2018 - декабрь 2018 гг.) - обобщение результатов
исследования, оформление исследовательских материалов в виде
магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Обобщен теоретический и эмпирический материал по истории
развития спортивной гимнастики в Белгородской области, в период
социализма по настоящее время.
2. Определены предпосылки, субъективные и объективные факторы,
сущностные характеристики развития и современное состояние гимнастики в
Белгородской области, в период социализма по настоящее время.
3. Обоснованы ведущие факторы развития гимнастики в Белгородской
области, в период социализма по настоящее время.
4. Выявлены проблемы и перспективы развития спортивной гимнастики
в Белгородской области на современном этапе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно
расширяет представления о становлении и развитии спортивной гимнастики
в Белгородской области, в советский период по настоящее время;
устанавливает причинно-следственные связи, определяющие генезис
гимнастики в рассматриваемый период.
Практическая значимость исследования заключается в его
направленности на решение современных образовательных задач на основе
использования историко-педагогического опыта; в возможности
использования содержащихся в нем выводов и рекомендаций для
совершенствования деятельности физкультурных организаций и работников физической культуры в интересах воспитания подрастающего поколения и
учащейся молодежи. На основе идей основоположников гимнастики и их
последователей может осуществляться создание новых программ и методик
подготовки спортсменов. Опыт тренеров, спортсменов и организаторов в
спортивной гимнастике может быть использован при дальнейшем их
развитии в нашей области. Представленные в работе материалы позволяют
обогатить содержание учебных курсов по истории физической культуры
Белгородской области, могут быть использованы в воспитательной работе в
студенческих коллективах.
Апробация диссертации. Материалы диссертации докладывались на
пленарном заседании научной конференции факультета физической
культуры в рамках «Неделя науки БелГУ», которая прошла в апреле 2019
года, актовом зале НИУ «БелГУ» и имела схожее название с настоящей
диссертацией в виде статьи «Роль личности тренера в достижениях
Белгородских гимнастов ( на примере В.Б. Пилкина).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Популярность спортивной гимнастики в Белгородской области на протяжении всего периода развития имела свои аспекты. Развитие спортивной гимнастики Белгородчины в 1920-е годы связано с осуществлением в стране Всевобуча. С введением гимнастических упражнений в качестве обязательных в школьную программу по физической культуре, а с 1931 годы - в нормативы ГТО. С этого времени гимнастические турниры на территории нынешней Белгородской области проводятся регулярно. С 1936 года роль гимнастики усиливается в связи с проведением всесоюзных соревнований школьников, а с 1955 - Кубка СССР по многоборью.
После создания в 1954 году Белгородской области была организована областная детско-юношеская спортивная школа, позволившая поднять уровень спортивного мастерства гимнастов. Систематически здесь проводились спортивные мероприятия по расширению кругозора учащихся, привлечению их к общественной деятельности, показательные выступления. В 1954 году, по данным архивных источников, гимнастикой на территории Белгородской области занимался 801спорсмен.
В 1970-е годы успешно осуществлялась комплексная программа развития физической культуры и спорта, утвержденная облисполкомом и одобренная обкомом КПСС. Почти ежегодно проводились областные собрания партийно-хозяйственного и физкультурно-спортивного активов, на которых подводились итоги областного социалистического соревнования на лучшую постановку физкультурно-спортивной работы в городах и районах, победителю вручались переходящие Красные знамена обкома КПСС и облисполкома. Появление Владимира Агафонова, ставшим первым белгородским гимнастом, получившим звание мастер спорта СССР.
Значение спортивной гимнастики на современном этапе в системе образования и воспитания молодежи Белгородской области возрастает. С 2000 года проводятся ежегодные турниры на призы двукратной олимпийской чемпионки Светланы Хоркиной. В 2010 году турнир получил статус всероссийского и в нем так же стали участвовать юноши. В турнирах принимают участие свыше 700 спортсменов, из 44 регионов страны, а так же гости из ближнего и дальнего зарубежья, ЛНР, ДНР, Латвия и Норвегия.
Появление на международной арене дуэта «Пилкин-Хоркина» повлиял на дальнейшее развитие спортивной гимнастики в Белгородской области. Борис Васильевич воспитал 40 мастеров спорта СССР и России за свою тренерскую деятельность.
Ведущую роль в развитии спортивной гимнастики в Белгородской области на современном этапе играют тренеры, организаторы, спортсмены.
До 2007 года весь тренерский состав работал в СДЮСШОР «Спартак». Администрация разрешала делать набор только в одну группу начальной подготовки и только одному тренеру-преподавателю. В связи с этим школа имела немногочисленный состав занимающихся гимнасток и огромный «провал» в количестве занимающихся 1995-2002 годов рождения.
А этот возраст спортсменов, которые сейчас входят в состав молодежной сборной России.
В 2007 году образовалась СДЮСШОР №3 Белгородской области на базе спорткомплекса НИУ Бел ГУ Светланы Хоркиной с количеством занимающихся 86 человек.
В 2007 году завершилась реконструкция спортивной школы №3 имени В.Б. Пилкина, основная задача которой является подготовка спортсменов высокой квалификации, способных пополнить составы кандидатов в сборные команды области, центрального федерального округа и России, укрепление и сохранения здоровья детей и подростков, привлечение их к систематическим занятиям спортивной гимнастикой.
Только с 2007 учебного года всем желающим тренерам-преподавателям разрешили проводить набор в группы начальной подготовки.
С 2007 года прошло семь лет, за это время ни физически, ни технически невозможно воспитать члена сборной команды России, так как наш вид спорта технически сложный и индивидуальный и запрограммировать чемпиона или члена сборной России невозможно.
Меньшее количество выполненных юношеских разрядов объясняется тем, что были приостановлены занятия на отделении прыжков в воду, в связи с уходом тренера-преподавателя в декретный отпуск (45 человек переведены из ГБОУ ДОД СДЮСШОР №3 Белгородской области в другие учреждения спортивной направленности), поэтому нет сохранности контингента занимающихся.
С 1.01.2014 по 04.04.2014г разрабатывалась и утверждалась ЕВСК. В этот период не было присвоено ни единого разряда.
Кандидаты в мастера спорта и первые спортивные разряды выполняются в соответствии с новыми требованиями и условиями их выполнения по виду спорта « Спортивная гимнастика» на 2014-2017 годы.
Сохранность контингента является одним из основных критериев освоения дополнительных образовательных программ и программы спортивной подготовки и работы административного персонала по созданию условий для занятий спортом.
Как показывает сравнительный анализ за 2016-2018 годы в ГБУ ДО "ДЮСШ №3 Белгородской области" происходит следующее:
- растёт интерес к виду спорта спортивная гимнастика- это видно по растущему количеству спортивно-оздоровительных групп и групп этапа начальной подготовки. (Открытие в 2015г. комплекса привело к притоку занимающихся в районе Харьковской горы)
- постепенное уменьшение количества занимающихся и в учебно-тренировочных группах обусловлено возрастающими техническими сложностями вида спорта, переходом на программу спортивной подготовки (усложнение требований предъявляемых к лицам проходящим спортивную подготовку) и текучестью кадров в ГБУ ДО "ДЮСШ №3 Белгородской области" за последние годы (уход тренеров-преподавателей в декретные отпуска и отток высококвалифицированных специалистов из Белгородской области за пределы РФ).
- в группах спортивного совершенствования наблюдается низкий % занимающихся, связанный с уходом плеяды мастеров в связи с поступлением в ВУЗы за пределами Белгородской области.
Для увеличения численности занимающихся необходимо привлечение к работе, как молодых специалистов, так и опытных тренеров- преподавателей.
История развития спортивной гимнастики в Белгородской области, на наш взгляд, должна быть неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса подготовки спортсменов. Общие знания об особенностях спортивной гимнастики, их основателях, продолжателях традиций, являются значимым в становлении начинающего спортсмена. А углубленное изучение развития спортивной гимнастики в спортивной подготовке квалифицированных спортсменов, является приоритетным в стремлении повышать своё мастерство, основываясь на опыте удач и ошибок выдающихся спортсменов и тренеров, и недопустимости грубых ошибок в спортивной карьере молодых поколений, которые могут почерпнуть для себя методы и средства совершенствования всех сторон подготовки спортсмена.



1. Адамсон К.В. Физическая культура и советский образ жизни - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 238 с.
2. Бароненко В.А., Раппорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента, М.: Альфа-м, 2003. - 417 с.
3. Барчуков И.С., Кикоть В.Я. Физическая культура и физическая подготовка М.: Юнити-Дана, 2012. - 431с .
4. Баршай В.М. Гимнастика : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 (033100) "Физическая культура" / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов; [рец.: Ю.И. Евсеев, В.Л. Сланко ; Приоритетный национальный проект "Образование", Южный федеральный ун-т]. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 316 с.
5. Баршай В.М. Гимнастика : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 (033100) "Физическая культура" / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов; рец.: Ю.И. Евсеев, В.Л. Сланко. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 332 с.
6. Борисова В.В. Гимнастика: ритмическая гимнастика - Тула, 2011. - 66с.
7. Бочкарев В.Ф. Гимнастика для всех.- Ф.: Кыргызстан, 1989. - 80с.
8. Буковский В.А., Сухинина К.В. Физиологические основы здоровья и долголетия: теория и практика оздоровительной гимнастики. Иркутск: изд-во ИГУ, 2014. - 147 с.
9. Брыкина А.Т. Гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 350 с.
10. Вишняков С.А. Спортивный силуэт страны / С.А. Вишняков. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 288 с.
11. Вишневский Р.А. История развития спортивной гимнастики в Белгородской области / Вишневский Р.А. // Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта: сб. науч. трудов.- Белгород, 2018 с. 364- 367.
12. Вишневский Р.А. Роль личности тренера в достижениях Белгородских гимнастов (на примере В.Б. Пилкина) / Вишневский Р.А. Ирхин. В.Н. // Профессионально- педагогическая культура учителя и преподавателя: сб. науч. трудов.- Белгород, 2019 с. 273-275.
13. Гайл В.В. «Краткая история физической культуры и спорта» Учебное электронное текстовое издание Подготовлено кафедрой «Теория физической культуры» Научный редактор: доц., канд. биол. наук А.В. Чудиновских.
14. Гаверденский Ю.К. Спортивная гимнастика / Под общ. ред.: Ю.К. Гавердовского, В.М. Смолевского. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 327 с.
15. Дворникова О.Б. Педагогические основы физической культуры ГОУ ВПО "Урал. гос. пед. ун-т". Екатеринбург, 2009. - 124 с... 47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ