Введение 3
1. Сущность, цель и задачи планирования на предприятии 5
2. Особенности бизнес - планирования в туризме 9
3. Анализ деятельности ТА «Мир путешествий» 17
4. Организация планирования нового туристского продукта и его сбыта 22
Заключение 33
Список используемой литературы 36
Приложения 39
Актуальность темы работы. Усложнение технологии и организации производственно-торгового процесса современных предприятий обусловливает необходимость совершенствования теории и практики планирования их деятельности с учетом особенностей различных отраслей и форм собственности. Для многих предприятий практическая работа по созданию и модернизации внутрифирменной системы финансового учета, анализа и планирования является одной из наиболее проблемных сфер их управленческой деятельности. Важным направлением этой работы является создание специализированных методик планирования, учитывающих отраслевую и региональную специфику предприятий. На этом пути первостепенное значение имеет углубление и специализация методологии финансового планирования - стержневого элемента внутрифирменного планирования, направляющего деятельность предприятия во всех его функциональных сферах.
Одной из таких отраслей, обладающих ярко выраженными особенностями финансовой и хозяйственной деятельности, является туристская индустрия, в настоящее время представляющая собой один из интенсивно развивающихся секторов мировой экономики.
Отечественная экономическая наука внесла заметный вклад в становление теории планирования, обогатив мировую науку работами Кондратьева Н.Д. и Леонтьева В.В. Тем не менее, в течение длительного времени основной темой отечественных исследований было планирование деятельности предприятий в условиях командно-административной системы, задачи и методы которого принципиально отличны от задач и методов внутрифирменного планирования в условиях рынка. Как следствие, с началом экономических преобразований отечественные авторы вынуждены были ориентироваться прежде всего на достижения западной экономической теории и практики. Среди современных авторов, исследующих проблематику финансов предприятий и внутрифирменного финансового планирования, особо следует выделить имена Алексеевой М.М., Балабанова И.Т., Бланка И.А., Бухалкова М.И., Крейниной М.Н., Павловой Л.Н., Родионовой В.М., Попова В.М., Уткина Э.А. и др.
Актуальность указанных вопросов определила выбор темы работы, ее цель и круг решаемых в процессе ее написания задач.
Целью работы является изучения организации планирования деятельности предприятия.
Задачи работы:
раскрыть сущность, цель и задачи планирования на предприятии СКСиТ;
изучить особенности бизнес-планирования в туризме;
провести анализ деятельности ТА «Мир путешествий»;
раскрыть особенности организации деятельности предприятия на примере планирования нового туристского продукта.
Объектом исследования выступает туристское агентство «Мир путешествий».
Предмет исследования – особенности планирования разработки нового турпродукта в процессе повседневной деятельности ТА «Мир путешествий».
Структурно работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Российский туристический бизнес в какой-то степени явление уникальное. Туристический продукт на российском рынке – сама по себе вещь необычная, несравнимая ни с какой другой услугой или товаром. Это демонстрируется такими его свойствами, как: неосязаемость (покупается некая мечта или ожидание клиента), достаточно высокая стоимость (недельный отдых минимально обходится клиенту в месячный заработок, не считая дополнительных расходов на месте), ограниченность использования (намеченную поездку нельзя перенести или отказаться от нее, полностью вернув себе деньги), кредитование со стороны клиента (оплата турпоездки в визовые страны происходит за несколько недель и даже месяцев). Сюда можно добавить риски, связанные с техническими и природными катастрофами, а в последние годы – и с угрозой терроризма. Поэтому не случайно динамика изменения числа туристических фирм очень подвижна, а сроки их существования невелики.
Планирование, как известно, является одной из важнейших управленческих функций. В современном менеджменте ему уделяют особое внимание. В то же время теоретики и практики экономики используют не всегда однозначные трактовки и четкие определения функций планирования, прогнозирования и проектирования. До сих пор не определены дефиниции разновидностей планирования: стратегического и оперативного; краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного; ситуационного и рабочего.
Планирование относится к числу наиболее интенсивно исследуемых проблемных областей в теории экономики производства. Оно занимает важнейшее место и в практической деятельности предприятия. Вместе с тем тщательный анализ внутрифирменного планирования свидетельствует о наличии в этой области ряда недостатков, наиболее важные из которых заключаются в следующем.
Во-первых, в рамках стратегического планирования постановка целей на многих предприятиях излишне формализована. Процесс оказывается недостаточно прозрачным в отношении базовых идей и интуитивно выдвигаемых целевых установок. Попытки разработок оригинальной стратегии с помощью бюрократических структур, как правило, не дают желаемого результата.
Во-вторых, отсутствует необходимая связь между стратегическим и оперативным планированием. Одна ...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
2. Федеральный Закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «о рекламе», принят ГД ФС РФ 22.02.2006 (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2008): Российская газета, № 51, 15.03.2006,
3. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г.): Российская газета. 1993. № 6.
4. Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германия и Французской Республики о постепенной отмене контроля на общих границах: Конвенция от 19июня 1990 г. // Закон. 1999. № 9.
5. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны: Международный договор от 24 июня 1994 г. // СЗ РФ. 1998. № 16.
6. Соглашение о сотрудничестве в области туризма: Соглашение государств-участников СНГ от 23 декабря 1993 // Бюллетень международных договоров. 1994. № 3.
7. Приказ ГКФТ РФ от 04.12.1998 № 402 «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью».
8. Приказ ГКФТ РФ от 08.06.1998 № 210 «Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.08.1998 № 1595) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 22, 07.09.1998.
9. Афитов Э. А. Планирование на предприятии. – Минск.: «Вышэйшая школа», 2009.
10. Байлик С.И. Гостиничное хозяйство: организация, управление, обслуживание. – Киев: Альтерпресс, 2009.
11. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.
12. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Учебник. – М.: Изд-во «Экономикс», 2008.
13. Гершун В., Горский М. технология сбалансированного управления. М.: «Олимп-Бизнес», 2005.
14. Гостиничное и ресторанное дело, туризм. Сборник нормативных документов. - Ростов-на-Дону, 2009.
15. Друкер Питер Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: Издательско-торговый дом «ГРАНД», «ФАИР-ПРЕСС», 2010.
16. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. – М.: Институт дистанционного образования; МЭСИ, 2000.
17. Запесоцкий А.С. Стратегическое планирование в туризме.: Уч.пособие.-Спб.: СПбГУП, 2009.
18. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2007.
19. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации. Применяющие сбалансированную систему показателей. / Пер. с нгл. М.: «Олимп-Бизнес», 2009.
20. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. М.: «Олимп-Бизнес», 2008.
21. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: «Олимп-Бизнес», 2007.
22. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. Учебник. М., 2005.
23. Когда турфирма - налоговый агент (Н.Н. Шишкоедова, «Главбух», Отраслевое приложение «Учет в туристической деятельности», № 2, II квартал 2008 г.)
24. Романенко Э. В. Экономика предприятия. - М.: «Финансы и статистика», 2010.
25. Романов В. А., Цветкова С. Н., Шевцова Т. В. Туристские агентства. Организация и функционирование/Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008.