ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Психолого-педагогические и лингвистические предпосылки работы по обогащению словаря учащихся 8
1.2. Цели и источники обогащения словаря младших школьников
1.3. Лингвистический анализ слов тематической группы «спортивная лексика» 11
II.СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ СЛОВАМИ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ "СПОРТИВНАЯ ЛЕКСИКА" 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ 35
ЛИТЕРАТУРЫ
Лексикон человека - это базовый компонент системы языковых знаний, хранящихся в его памяти и обеспечивающих способность к восприятию и порождению речи. В лексиконе представлены знания о словах и эквивалентных им единицах, причём эти знания не ограничиваются только представлением о значении слова и стоящих за ним экстралингвистических знаний, они включают весь спектр характеристик, направленных на использование слова в процессе речевой деятельности. Работа над пополнением словарного запаса учащихся привлекала внимание методистов и учителей русского языка еще в XIX столетии. Так, Ф.И. Буслаев рекомендовал учителям родного языка «развивати в дитяти врожденный дар». И.И. Срезневский советовал преподавателям обогащать детей словами и выражениями, добиваться того, чтобы не оставалось неизвестных их памяти и непонятных их умам слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно через слово ввести дитя в область духовной жизни народа.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования младшие школьники должны овладеть первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, словобразовательных), у них должно быть сформировано позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека, а эту задачу невозможно решить без обогащения словаря учащихся.
Методика обогащения словарного запаса учащихся основывается на ряде дидактических принципов, важнейшим из которых является парадигматический принцип. Данный принцип требует при проведении словарной
работы.
Вопросам изучения лексикона человека посвящены работы А.А. За- левской, Ю.Н. Караулова, Е.С. Кубряковой. Формированию лексикона дошкольника и младшего школьника, динамике его развития посвящены труды Г.Р. Добровой, М.Б. Елисеевой, Т.Н. Ушаковой, С.Н. Цейтлин, Н.М. Юрьевой. Вопросы влияния на лексикон человека гендерных и социальных факторов нашли отражение в трудах Н.И. Бересневой, В.Е. Гольдина, Е.И. Грищук, Л.А. Дубровской, И.Г. Овчинниковой, Н.В. Уфимцевой. Необходимость в процессе обогащения словарного запаса использовать тематические группы подчеркивается в работах М.Р. Львова, М.Т. Баранова, Л.А. Новикова, Черноусовой и др.
Таким образом, в процессе анализа лингвометодической литературы нами было выявлено объективно существующее противоречие, заключающее в следующем. При организации словарной работы, направленной на обогащение словарного запаса учащихся, необходимо учитывать системный характер лексики русского языка и прежде всего наличие в ней тематических групп слов, но на сегодня нет специальных пособий, дидактического материала, позволяющего на практике реализовать парадигматический принцип в методике обогащения словарного запаса школьников.
Одна из тематических групп, выделяемых в словарном составе современного русского языка, - это спортивная лексика. Выбор тематической группы «спортивная лексика» обусловлен рядом причин. Слова этой группы относятся к общеупотребительной лексике, активно используются в разных текстах различной жанровой принадлежности. Названная тематическая группа включает более 400 лексем, изучение которых может оказать благотворное влияние на обогащение словаря учащихся. Однако знакомству с этой лексикой на уроках русского языка уделяется мало внимания.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:
• необходимостью рассмотрения лексических явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности и в то же время недостаточной теоретической разработанностью этой проблемы в школьных учебных пособиях;
• отсутствием до настоящего времени специальных пособий, дидактического материала, дающего учителю возможность расширять словарь учащихся словами тематической группы «спортивная лексика».
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы возможности уроков русского языка в обогащении словаря младших школьников лексемами тематической группы «спортивная лексика».
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - методика проведения словарной работы на уроках русского языка. Предмет исследования - процесс организации словарной работы учащихся начальной школы над словами тематической группы «спортивная лексика».
В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу, согласно которой обогащение словаря учащихся будет проходить более эффективно, если:
> работа строится с учётом тематического принципа организации русской лексики;
> в процессе словарной работы реализуется парадигматический принцип, то есть используются все системные связи, в которые вступают слова тематической группы «спортивная лексика» (синонимические, родовидовые, омонимические и т.п.);
> подбираются и используются различные виды тренировочных упражнений, направленные на отработку, усвоение и активизацию в речи школьников спортивной лексики.
Выдвинутая цель и гипотеза предопределили следующие конкретные задачи исследования:
> изучить лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;
> произвести структурно-семантический анализ слов, входящих в тематическую группу «спортивная лексика»;
> разработать систему упражнений, направленных на обогащение словаря учащихся словами тематической группы «спортивная лексика»;
> опытно-экспериментальным путем доказать справедливость выдвинутой гипотезы.
Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с учащимися и учителями начальных классов; анализ собственной деятельности в качестве учителя начальных классов; педагогическое моделирование; педагогический эксперимент, изучение Национальной доктрины образования, Концепции «Наша новая школа», нормативных документов Министерства образования РФ, ФГОС.
Структура работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показана его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников» представлен анализ методической, педагогической и лингвистической литературы, описано современное состояние проблемы; раскрыты основные подходы к понятию «словарная работа» и «тематическая организация лексики», проанализированы различные точки зрения лингвистов на эту проблему.
Во второй главе «Содержание словарной работы по обогащению словаря учащихся словами тематической группы «спортивная лексика» представлен сравнительный анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы, описан опыт работы методистов и учителей- практиков, представлены результаты проведённой в экспериментальном классе работы.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
«Обогащение словаря учащихся - одна из важнейших задач уроков русского языка. Методика обогащения словарного запаса учащихся основывается на ряде дидактических принципов, важнейшим из которых является парадигматический принцип. Парадигматическими отношениями связываются слова, составляющие тематические группы. Именно на основе существующих между словами связей возможно расширение словарного запаса учащихся.» (дмитриева, 2010)
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что
1) обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка опирается на предпосылки, реализованные в учебном процессе: лингвистические, психологические, дидактические;
2) важным источником расширения словарного запаса на уроках русского языка - межпредметный учебно-дидактический материал, который дает возможность учителю показать, что язык служит самым эффективным средством общения хранения, передачи информации;
3) основными целями обогащения словарного запаса учащихся являются - количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов; обучение имению пользоваться известными и вновь усвоенными словами;
4) к источникам обогащения словаря учащихся относятся:
1) воспринимаемые зрительно: чтение книг, учебников, газет, журналов;
2) воспринимаемые на слух: речь учителя, сверстников, взрослых, слушание радио, просмотр телепередач, кинофильмов, 3)воспринимаемые одновременно зрительно и на слух: просмотр диафильмов, посещение музеев, выставок.
1. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников /Г.В. Боб¬ровская // Начальная школа. - 2012. - № 6. - С. 76-79.
2. Бобровская Г.В. Работа с тематической группой слов «человеческие от¬ношения». Уроки русского языка и литературного чтения /Г.В. Бобров¬ская // Начальная школа. - 2011. - № 1. - С. 28-31.
3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - М.: Просвещение, 1992. - 373с.
4. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учеб¬ное пособие для студентов филологических факультетов. /Н.С. Валгина - М: Изд-во Владос, 2017. - 213с.
5. Валгина Н.С. Современный русский язык: учебное пособие для студ. филолог. факультетов : /Н.С. Валгина, Д.Е. Розенталь, М.И. Фомина /Под ред. Н.С. Валгиной - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 567с.
6. Виноградов В.В. Лексическое значение слов./ В.В. Виноградов // Во-просы языкознания. - 1974. - № 3. - С. 31-39.
7. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слов / В.В. Ви¬ноградов // Вопросы языкознания. - 1973. - № 5.
8. Гридина Т.А. Языковая картина мира в свете детской ментальности /Т.А. Гридина //Язык. Система. Личность/Урал. гос. пед. ун-т. - Екате-ринбург, 2011. - С.3-21.
9. Грушников П.А. Принципы и содержание словарной работы в началь¬ных классах // П.А. Грушников /Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. Сборник статей. Сост. П.А. Грушников. М.,1993.- 123 с.
10. Дёмичева В.В. Использование элементов семантического и этимологи-ческого анализа на уроках чтения /В.В. Дёмичева //Начальная школа. -
1998. - № 1 - С. - 24.
11. Дёмичева В.В. Работа над семантикой существительных-наименований лиц по профессии и роду занятий /В.В. Демичева, Т.В. Яковлева // Начальная школа. - 2009. - № 6.- С. 51 - 54.
12. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания: учебное пособие / П.Н. Денисов. - М., 1990. - 211 с.
13. Добромыслов В.А. Обогащение активного словарного запаса учащихся / В.А. Добромыслов // Русский язык в школе. - 1998. - № 3. - С. 30 - 36.
14. Исакова А.И. Методика работы над значением слова на основе его се-мантических связей /А.И. Исакова. - М.: Логос, 1992. - 207 с.
15. Костромина Н.В. Работа над составом слова как важнейшее средства обогащения словаря учащихся начальных классов / Н.В. Костромина // Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах: сборник статей. - Сост. П.А. Грушников. - М.: Просвещение, 1993.- 125 с... 57