ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ
СОТРУДНИКОВ БАНКА 11
1.1. Понятие организационной культуры и ее роль в деятельности
организации 11
1.2. Подходы к изучению профессионального благополучия в
психологии 26
1.3. Организационная культура как фактор профессионального
благополучия работников организации 40
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ БАНКА 46
2.1. Организация и методы исследования 46
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 48
2.3. Психологические рекомендации руководителю предприятия по
оптимизации организационной культуры 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 96
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 107
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 117
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в современных условиях эффективность деятельности предприятия, выполнение его миссии и успешное развитие деятельности, во многом зависят от организационной культуры, общепринятой на этом предприятии, что актуализирует исследования в этой области для предприятий банковского сектора в виду его реформирования.
Организационная культура - это сложный социально-психологический порядок организационно-управленческих интеракций, конституируемых и регулируемых системами этических смыслов участников взаимодействия, который формируется в процессе совместного преодоления людьми, работающими в данной организации, трудностей внешней адаптации (согласованные представления о миссии, основном предназначении организации, ее целях, средствах их достижения, о принципах и способах обслуживания клиентов, о тактике взаимодействия с конкурентами) и внутренней интеграции (формирование единого коллектива сотрудников, идеологии, поведенческих моделей).
Организационная культура сотрудников обуславливается значительным комплексом различных факторов, начиная от социальных до экономических, но в тоже время она опирается на профессиональное благополучие сотрудника в организации. Культура определяет цели, ценности нормы поведения сотрудников, а также качество их трудовой жизни. Хорошо известно, что качество трудовой жизни сказывается не только на показателях внешней результативности работы организации, но также и на стабильности персонала, его работоспособности, самочувствии, лояльности и преданности по отношению к организации, т.е. на профессиональном благополучии. Профессиональное благополучие можно определить как эмоциональный комфорт, но оно не сводится только к эмоциональной психической сфере, так как оно включает и физиологию труда, соответствие работы ценностным установкам индивида, совокупность личностных характеристик, реализуемых в труде.
Исследования проблемы организационной культуры относится к работам зарубежных ученых: К. Камерон и Р. Куинн, В. Кунде, Г. Морган, Т. Питерс, В. Сате, В. Флетчер и Ф. Джонс, Г. Хофштеде, Э. Шейн. В нашей стране социально-психологические исследования организационной культуры представлены в публикациях Т.Ю. Базарова (факторы влияния на формирование организационной культуры), Л.Н. Аксеновской (модели культуры), В.Н. Воронина (состояния организационной культуры), А.Н. Занковского (организационная культура и ее компоненты), С.А. Липатова, Л.Н. Аксеновской, Т.Ю. Базарова (коммуникации в организационной культуре), Т.А. Нестик, в том числе в диссертационных исследованиях Черных Е.А., Мисникова Н.А., Бузаева Е.Г., Савченко Л.С., Кичинина А.Ф., Романчукевич В.А., Панферовой Н.Г., Тушевой О.А., Ивановой М.Е., Кочетковой А.И., Рикель А.М., Непомнящего А.В. и др.
Если рассматривать работу в банковской сфере, то она характеризуется высокой стрессогенностью и имеет определенные особенности, главная из которых заключается в том, что она основывается на квалифицированном интеллектуальном труде, который имеет высокий уровень внутри банковской специализации. Коллективный характер труда в банковской сфере определяется тем, что один сотрудник не может осуществить все банковские операции сразу, а также необходимостью дополнительного контроля. Важно выделить, что в банках ответственность играет ведущую роль, так как любая операция в банковской сфере сопровождаются документами, которые содержат финансовую информацию и имеют юридическую силу. В связи с этим среди банковских служащих зачастую наблюдаются случаи переутомления, снижения работоспособности по причине усталости и перегрузок. Высокая ответственность, особые требования к слаженности в работе подразделений банков, частые изменения инструкций, «размытость» юридических норм - все
эти факторы создают напряженность в деятельности любого российского банка, что, соответственно, оказывает непосредственное влияние на профессиональное благополучие его сотрудников. И, наоборот, профессиональное благополучие и удовлетворенность работников осуществляемой деятельностью имеет очень большое значение для предприятия. Оно связано с мотивацией работников, возможностью применять различные тактики управления и текучестью кадров. Таким образом, изучение зависимости профессионального благополучия человека от организационной культуры банка представляет огромную практическую ценность: в
организационной деятельности необходимо понимать, как влияют различные факторы на состояние людей и к чему может привести то или иное изменение. Это делает данное исследование особенно актуальным.
Изучение феномена профессионального благополучия, как интегрального личностного критерия здоровья профессионала, является одним из новых направлений развития современной организационной психологии, обусловленного осознанием значимости изучения феноменов,
характеризующих позитивные и ресурсные проявления субъекта деятельности и недостаточной изученностью их природы. Кроме того, интерес к изучению благополучия в профессиональной деятельности обусловлен положительным влиянием уровня благополучия на эффективность деятельности человека.
Профессиональное благополучие личности раскрыто в работах таких авторов как М. Аргайл, Н. Брэдберн, Э. Динер, К. Рифф, М. Селигман, Р. Эммонс, Н.К. Бахарева, А.В. Ворониной, А.Е. Созонтова, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой, а также в диссертационных исследованиях Бучацкой М.В., Даниловой О.Ю., Кутузовой Д.А., Феофанова В.Н., Хащенко В.А.
Анализ практического аспекта и исследований по данной проблеме свидетельствует о том, что изучение организационной культуры предприятий и профессионального благополучия работника является актуальным. И, несмотря на многочисленность работ, раскрывающих проблемы организационной культуры и профессионального благополучия, эти феномены остаются недостаточно исследованными. Уточняются представления о сущности организационной культуры, растет потребность в создании теоретических и методических средств изучения и изменения организационной культуры.
Таким образом, актуальность проблемы влияния организационной культуры на профессиональное благополучие личности сотрудников определяется ее высокой значимостью для решения важнейших вопросов конструктивного развития и функционирования как предприятия, так и его сотрудников, с одной стороны, и недостаточностью теоретических и эмпирических исследований в данной научной области - с другой.
Исходя из вышесказанного, мы можем сформулировать проблему исследования следующим образом: как влияет организационная культура на профессиональное благополучие личности сотрудников банка?
Цель исследования: изучить влияние организационной культуры банка на профессиональное благополучие личности его сотрудников.
Объект исследования: организационная культура банка.
Предмет исследования: влияние организационной культуры на
профессиональное благополучие личности сотрудников банка.
Гипотеза исследования: организационная культура может оказывать влияние на профессиональное благополучие личности сотрудников банка, а именно: позитивное восприятие компонентов организационной культуры сотрудниками банка будет способствовать повышению уровня их профессионального благополучия и отдельных его показателей, таких как: позитивные отношения с другими участниками коллектива, удовлетворенность своими профессиональными достижениями, профессиональной
компетентностью и профессиональным ростом в целом.
В соответствии с предложенной проблемой и гипотезой определим задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование проблемы влияния организационной культуры на профессиональное благополучие личности сотрудников.
2. Изучить организационную культуру банка.
3. Определить профессиональное благополучие личности сотрудников.
4. Определить взаимосвязь между показателями организационной культуры и профессиональным благополучием сотрудников банка.
5. Изучить влияние организационной культуры на профессиональное благополучие личности сотрудников банка.
6. Разработать психологические рекомендации руководителю банка по оптимизации организационной культуры.
Теоретическая основа исследования. Теоретические и эмпирические аспекты организационной (корпоративной) культуры представлены в трудах И.В. Грошева, П. Друкераи, В.Н. Воронина, А.А. Бодалева. Профессиональное благополучие исследовалось такими учеными как М.Ю. Бояркиным, И.В. Заусенко, К. Рифф, Р.М. Шамионовым и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) эмпирические методы: психодиагностические методы (тестирование, анкетирование, анализ);
2) методы статистической обработки данных: непараметрический метод коэффициент ранговой корреляции Спирмена, для выявления связей между изучаемыми показателями; множественный регрессионный анализ (МРА) для исследования влияния на изучаемый показатель, U-критерий Манна-Уитни для оценки различий по уровню признака с использованием пакета математической статистической обработки данных SPSS-21,0;
3) интерпретационные методы: структурный метод (установление структурных взаимосвязей между изучаемыми характеристиками).
В качестве диагностического инструментария использовались методики исследования:
1) Методика диагностики организационной культуры «OCAI» (К.Камерон и Р.Куинн);
2) Авторская анкета «Восприятие корпоративной культуры предприятия глазами сотрудника» на основе типологии организационной культуры Ф.Харриса, Р.Морана (Шемякина Е.Е., Ткаченко Н.С.);
3) Тест «Оценка профессионального благополучия» (МОПБ) (Е.И. Рут, Л.И. Августова).
База и выборка исследования: АО «Россельхозбанк». В исследовании приняло участие 80 сотрудников банка в возрасте от 25 до 50 лет.
Положения, выносимые на защиту:
1. Организационная культура банка влияет на профессиональное благополучие личности сотрудников, а именно: чем позитивнее сотрудники воспринимают показатели организационной культуры (общий стиль лидерства в организации, управление работниками, стратегические цели, ценности и нормы и мировоззрение), тем выше уровень их профессионального благополучия.
2. Организационная культура банка характеризуется превалирующим типом бюрократической культуры (четкая иерархия власти, стандартизированность и формализованность правил и процедур с жесткими механизмами контроля и учета). Как предпочтительную в будущем работники склонны видеть адхократическую культуру (направленность на индивидуальность сотрудников, поощрение риска, предпринимательского и творческого отношения к работе).
3. При разном уровне профессионального благополучия имеются различия выраженности показателей организационной культуры, а именно: у сотрудников банка с высоким уровнем профессионального благополучия отмечается готовность рисковать, поощрение личной инициативы, свободы, умение выстраивать конструктивные взаимоотношения, наличие возможности для самореализации, развития, также присутствует направленность на предоставление уникальных услуг.
Теоретическая значимость исследования определяется следующими основными обстоятельствами:
- реализован комплексно - теоретический и эмпирический подход позволяющий исследовать проблемы влияния организационной культуры предприятия на профессиональное благополучие личности его сотрудников;
- разработано и наполнено содержанием критериально - оценочное основание определения эффективности формирования организационной культуры на исследуемом финансовом предприятии (банк);
- в научный оборот введены новые эмпирические данные, раскрывающие сущностные характеристики, факторы, средства и условия формирования организационной культуры в финансовых организациях (банке). Проведенное в работе системное рассмотрение влияния организационной культуры на профессиональное благополучие личности сотрудников вносит определенный вклад в психологию труда и управления персоналом, социальную, организационную психологию, психологию личности.
Научная новизна заключается в том, что профессиональное благополучие рассматривается в контексте организационной культуры, выделяются модели имеющейся и предпочтительной организационных культур, выявлены характеристики организационной культуры, определяющие уровень профессионального благополучия. Новизна работы обусловлена обращением к конкретному типу организаций - банку.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют повышению эффективности управления организационной культурой финансового предприятия (банка), качества труда и, как следствие, росту репутации и конкурентоспособности предприятия. Разработанная анкета позволит изучать организационную культуру банка и иных финансовых организаций.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и рекомендации исследования представлены руководству банка АО «Россельхозбанк» для дальнейшего внедрения в практику, а так же отражены в публикации научной статьи.
Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованных источников и приложений. Список использованных источников включает 85 наименований. Общий объем магистерской диссертации без приложений составляет 95 страницы.
Анализ практического аспекта и исследований по данной проблеме свидетельствует о том, что изучение организационной культуры предприятий и профессионального благополучия работника является актуальным. В современных условиях эффективность деятельности организации, выполнение его миссии и успешное развитие деятельности, во многом зависят от организационной культуры, общепринятой на этом предприятии, что актуализирует исследования в этой области для предприятий банковского сектора в виду его реформирования. Привлекательность организационной культуры определяется потребностями индивида, выполняет функцию «энергетизации действия» и объясняет целенаправленность деятельности и динамику развития адаптационных (стрессовых) реакций, определяя его профессиональное благополучие. Уровень и особенности структуры которого обусловлены системой взаимовлияющих факторов, а совокупное взаимодействие этих факторов в направлении позитивной активности и функционирования личности в условия труда обеспечивает устойчивое ощущение благополучия. Вышеизложенное указывает на то, что изучение зависимости профессионального благополучия работника банка от организационной культуры представляет огромную практическую ценность: в организационной деятельности необходимо понимать, как влияют различные факторы на состояние людей и к чему может привести то или иное изменение.
Исследования проблемы организационной культуры относится к работам зарубежных ученых: К. Камерон и Р. Куинн [5], О.С. Базанова [2], А.Н. Занковского [4], Э. Шейн [7]. Профессиональное благополучие личности раскрыто в работах таких авторов как М. Аргайл [1], Р.А. Березовской [3], К. Рифф [8], Е.И. Рут [6]. Но, несмотря на многочисленность работ, раскрывающих проблемы организационной культуры и профессионального благополучия, эти феномены остаются недостаточно исследованным.
Уточняются представления о сущности данных факторов, растет потребность в создании теоретических и методических средств изучения и изменения организационной культуры и профессионального благополучия.
В результате проведенного нами исследования были получены
следующие данные.
Организационная культура банка характеризуется превалирующим типом бюрократической культуры. Основными критериями успеха в банке признаются рентабельность, своевременность, устойчивость
функционирования и рационализация производственных, коммерческих процессов и процессов управления. Культура банка направлена на создание условий для эффективного контроля и измерения процессов, рационального принятия управленческих решений. Преобладание бюрократического типа по большинству профилей свидетельствует о согласованности актуальной организационной культуры. В организации установились определенные стан - дарты и некоторые правила поведения, знание которых позволяет членам организации вести себя в определенных ситуациях так, как от них ожидают, разделяемые сотрудниками. Они определяют принципы взаимоотношений в организации и с внешним миром. Постоянное подчинение установленным нормам отрицательно влияет на отношения между работниками и их общее профессиональное благополучие. Сравнение культурограмм «теперь» и «предпочтительно» показывает, что в будущем сотрудники хотели бы видеть в организации преобладание черт адхократической культуры, то есть культуры, характеризуемых как гибкие и дискретные. В отличие от рынка или иерархии адхократия не использует централизованную власть и авторитарные взаимоотношения. Ярко выражен акцент на индивидуальности, поощрение риска и предвидение будущего, поскольку почти каждый работник адхократической организации оказывается причастным к общению с клиентами. Ориентир на данный тип культуры будет способствовать высокой конкурентоспособности и желанию сотрудников оставаться всегда верными данной организации, в ситуации не только стабильной, но и в чрезвычайных, нештатных ситуациях в нашу эпоху кризисов, изменений, постоянного развития и новаторства.
Рассматривая общий уровень профессионального благополучия в разрезе процентного соотношения, можно сказать, что для большинства сотрудников банка характерен уровень профессионального благополучия выше среднего. Большинство работников банка положительно относятся к себе как к личности, реализовавшей свой профессиональный потенциал. Они не склонны к переживанию не востребованности результатов собственной деятельности, профессионального опыта, оценивая их как значимые для других. Для сотрудников банка характерно дифференцированное представление о себе как члене определенного профессионального сообщества. Следовательно, положительное эмоциональное отношение к себе и производственным ценностям, не являются приоритетными. Большинство респондентов не сомневаются в своей профессиональной компетентности и уверены, что являются авторитетом для коллег, руководства и близких людей. Вместе с тем, существенную роль в оценке своих достижений играет положительное отношение со стороны окружающих и самоотношение, обусловленное значимостью профессиональных успехов.
Корреляционный анализ показал, что между организационной культурой банка и профессиональной удовлетворенностью его сотрудников есть связь, чем позитивнее сотрудники воспринимают показатели организационной культуры, тем выше уровень их профессионального благополучия.
На основе регрессионного анализа, можно сказать, что организационная культура может оказывать влияние на профессиональное благополучие личности сотрудников банка, так позитивное восприятие компонентов организационной культуры сотрудниками банка будет способствовать повышению уровня их профессионального благополучия и отдельных его показателей: позитивные отношения с другими участниками коллектива, удовлетворенность своими профессиональными достижениями,
профессиональной компетентностью и профессиональным ростом в целом,
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, но вместе с тем, изучаемая проблема требует дальнейшего исследовния по выявлению особенностей организационной культуры в разрезе специфики выполняемой профессиональной деятельности (аналитический отдел, расчетно-кассовых отдел, отдел по обслуживанию клиентов и т.д.), занимаемой должности (работники, руководители среднего и высшего звена), а также гендерных различий в данном контексте.
Так же на основе данных проведенного нами исследования были даны рекомендации руководителям банка и его отдельных структурных подразделений, направленные на решение задач формирования ор - ганизационной культуры. Всё это будет способствовать объединению интересов членов организации всех уровней, формированию ощущения принадлежности, идентичности, вовлеченности в дела организации и приверженности ей, и в целом повысит общий уровень профессиональной удовлетворенности сотрудников банка. Тем самым мы подтверждаем практическую значимость проведенного нами исследования и возможность его использования.
1. Аргайл, М. Психология счастья / М.Аргайл. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
2. Батурин, Н.А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н.В. Гафарова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2013. - № 4. - С. 4-14.
3. Белинская, Д.Б. Управление «Организационной культурой» предприятия / Д.Б. Белинская // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 3. - С. 908-913.
4. Белоусова, Е.Ю. Механизм управления организационной культурой предприятия / Е.Ю. Белоусова // Экономика. Теория и практика. - 2016. - № 1. - С. 26-29.
5. Белоусова, Е.Ю. Функции и методы управления организационной культурой / Е.Ю. Белоусова // Инновационное развитие российской экономики. - 2016. - № 2. - С. 304-307.
6. Березовская, Р.А. Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований / Р.А. Березовская // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2016. - № 45. - С. 2.
7. Березовская, Р.А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития / Р.А. Березовская // Психологические исследования. - 2012. - № 26. - С. 12-13.
8. Бессонова, Ю.В. Психологическое благополучие личности в труде / Ю.В. Бессонова // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. - 2012. - № 3. - С. 412-415.
9. Биктагирова, А.Р., Тагирова, Р.Ф. Особенности организационной культуры банка / А.Р. Биктагирова, Р.Ф. Тагирова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. - 2016. - № 3. - С. 95-100.
10. Бонивелл, И. Ключи к благополучию: что может позитивная психология / И. Бонивелл. - М.: Время, 2009. - 192 с.
11. Бородкина, Е.В. К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности / Е.В. Бородкина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012.- № 28.- С. 31-34.
12. Бочарова, Е.Е. Соотношение эмоциональных компонентов и когнитивных компонентов субъективного благополучия в разных условиях социализации / Е.Е. Бочарова // Проблемы социальной психологии личности. СГУ им. Н.Г. Чернышевского. - 2008. - № 1. - С. 41 - 48.
13. Бочарова, Е.Е. Теоретико-концептуальные основания исследования проблемы субъективного благополучия / Е.Е Бочарова // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психол. Науки. - 2012. - №2. - С. 38-45.
14. Бояркин, М.Ю. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих: монография / М.Ю. Бояркин, О.А. Долгоплова. - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. - 216 с.
15. Виханский, О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст] / О. С. Виханский, А. И. Наумов, - М.: «Гардарики», 2011. - 416 с... 85