ПОТЕНЦИАЛ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ТРУДОВЫХ ОТРЯДОВ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 10
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»
1.1 Теоретическое обоснование проблемы формирования и развития профессиональных компетенций студентов направления подготовки «Организация работы с молодежью» 10
1.2 Опыт решения проблемы формирования и развития профессиональных компетенций направления подготовки «Организация работы с молодежью» 22
1.3 Анализ законодательства в области профессионального образования 29
ГЛАВА II.
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ОРГАНИЗАТОРОВ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ И ЕЕ ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ 35
Проблемное исследование целевых групп 35
Паспорт проекта «Интенсив ОРМ» 48
План управления проектом «Интенсив ОРМ» 56
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА «ИНТЕНСИВ ОРМ» И ОБОСНОВАНИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 67
3.1 Показатели реализации проекта «Интенсив ОРМ» и его социальной эффективности 67
3.2 Описание мероприятий проекта «Интенсив ОРМ» 68
3.3 Условия коммерциализации проекта «Интенсив ОРМ» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день Россия вступила в Болонский процесс и перешла на новую систему обучения, которая основывается на реализации образовательных стандартов третьего поколения, кардинально изменивших подход к организации образовательного процесса. Основная отличительная особенность этого подхода заключается в том, что произошел переход от формирования
традиционных знаний, умений и навыков к формированию компетенций.
Главным требованием стандартов и реализации нового подхода является то, что студенту недостаточно просто хорошо знать предмет, свою специальность, необходимо, чтобы
выпускник обладал уже сформированными компетенциями, которые сможет применить с первых дней работы. В связи с этим, компетентностный подход является
необходимым условием подготовки конкурентоспособного специалиста,
обеспечивающим формирование универсальных и профессиональных компетенций. Однако с переходом высшей школы на уровневую систему обучения, прогнозируются потери с точки зрения востребованности выпускников вузов
профессиональной средой, особенно на уровне бакалавриата. По некоторым
данным до 80% выпускников вузов испытывают огромные сложности с поисками работы 1. Появляется противоречие между высоким дефицитом кадров на рабочих местах и одновременными потерями востребованности
выпускников вузов. Сложившаяся ситуация ведет к необходимости «доращивания» выпускников. Между тем сегодняшний работодатель имеет четкое представление о
том, каким должен быть конкурентоспособный специалист. Образ успешного
выпускника – Это хорошее базовое образование такие надпрофессиональные навыки как: креативность, организаторские качества, лидерство,
коммуникабельность,
4
умение
работать
в
команде,
предпринимательское мышление и т.д.1. Студенты, осознавая сложившуюся
ситуацию, начинают делать все возможное для того, чтобы соответствовать
требованиям работодателя. Для них уже не деньги на первом месте, как это
было раньше, а возможность карьерного и личностного роста.
Становится очевидным, что повышение уровня конкурентоспособности выпускников вузов, путем развития у них дополнительных профессиональных компетенций будет способствовать разрешению сложившегося противоречия. Мы считаем что, повышение уровня конкурентоспособности
выпускников возможно посредством организации их участия в движении
студенческих отрядов. Работа в них способствует формированию необходимых компетенций и качеств личности студентов, делает их более востребованными на современном рынке труда. В связи с этим актуальным является вопрос изучения потенциала движения студенческих отрядов в
подготовке конкурентоспособных специалистов.
Актуальность темы исследования также подчеркивает бурный рост движения студенческих отрядов в России: с 2004 по 2018 гг. количество участников движения увеличилось на 105 тысяч человек, достигнув отметки в 236 тысяч человек 2. Cтуденческие трудовые отряды играют важную роль в решении вопросов профессионального самоопределения, оказывают значительное влияние на развитие творческих сил личности в достижении ближних и дальних перспектив профессионального развития, а также способствуют: – своевременному выявлению индивидуальных возможностей и потенций человека;– формированию опыта мобильности при включении в разнообразные
виды трудовой деятельности; – накоплению профессионально значимых способов деятельности в настоящем, во имя будущего.
Степень научной разработанности
темы исследования.
Проанализировав существующие научные наработки по теме исследования,
мы разделили работы на несколько категорий:
1) Отечественные исследования, в которых определяется понятие «профессиональная компетентность специалиста» (Г. В. Безюлева, В. И. Байденко, С. А. Дружилов, В. Львов, Э. Ф. Зеер)1. Вопросы компетентности специалиста также рассматриваются в исследованиях В. А. Болотова, В. Н. Введенского, А. В. Хуторского 2. В российской науке данная проблема анализируется с позиции формирования профессиональных требований к работнику и нового подхода к конструированию образовательных стандартов. При этом, подчеркивается, что единого подхода к определению профессиональной компетентности нет. Исследуя профессиональную компетентность и компетенции, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. Г. Семушина, Н. Н. Тулькибаева3 и други указывают на такие ее составляющие как специальные знания, умения,
навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации.
2) Зарубежные исследования компетентности
представлены работами Р. Коллинза, В. Я. Ланшера, Дж. Равена, Г. Роберте, Л. М. и
С. М. Спенсера, С. Уиддет и С. Холлифорда 1. Так, Коллинз и Ланшер
используют понятие «компетентность» в качестве инструмента оценки
профессионализма субъекта труда.
3) Исследования, рассматривающие студенческие трудовые отряды
как одну из эффективных форм деятельности студентов, важный фактор
профессионально-личностного
развития будущего специалиста: Е. Ф. Артемьев, И. В. Бухалова, О. А. Бурахина, С. П. Иваненков,
Д. М. Олейников, И. Е. Сазонов, Е. М. Харланова, Т. В. Хорошилова. Также в
работах данных авторов отражены те профессиональные знания и умения,
которыми должен овладеть будущий специалист 2. 4) Авторы, рассматривающие производственную практику как
способ освоения и приобретения необходимых профессиональных компетенций: И. Н. Гарькин, М. В. Глухова, Т. М. Давыденко, З. С. Жиркова,
Л. М. Медведева1.
Проблема исследования заключается в противоречии между
необходимостью создания условий для развития профессиональных
компетенций будущих организаторов работы с молодежью, повышения их
конкурентоспособности и недостаточным использованием потенциала
движения студенческих отрядов в подготовке высококвалифицированных
специалистов.
Объект исследования: потенциал движения студенческих отрядов.
Предмет исследования: развитие профессиональных компетенций
будущих специалистов по работе с молодежью.
Цель исследования: изучить возможности влияния движения
студенческих трудовых отрядов на развитие профессиональных компетенций
обучающихся по направлению подготовки «Организация работы с
молодежью».
Задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основы исследования
проблемы формирования и развития профессиональных компетенций
студентов направления подготовки «Организация работы с молодежью».
2. Проанализировать проблему развития профессиональных компетенций будущих организаторов работы с молодежью и сформулировать ее проектное решение с учетом использования потенциала
студенческих трудовых отрядов.
3. Описать мероприятия проекта «Интенсив ОРМ» и обосновать его
социальную эффективность.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую
основу исследования составили работы Г. В. Безюлева, В. И. Байденко,
С. А. Дружилова, Е. Ф. Зеер, Дж. Равен, Л. М. и С. М. Спенсер, С. Уиддет,
С. Холлифорд содержащие основные положения компетентностного подхода
в образовательном процессе.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
теоретического анализа, описания, обобщения, системно-структурный метод,
метод сравнительно-правового анализа, социального проектирования,
методы сбора социологической информации.
Эмпирическая база исследования:
1.
Результаты массового опроса студентов, являющихся бойцами
педагогических отрядов Белгородской области. Основным методом сбора
первичной социологической информации является метод анкетирования.
Выборочную совокупность составили 190 человек.
2. Данные экспертного опроса. В качестве экспертов выступили
работники штаба студенческих отрядов Белгородской области (N=10).
3. Нормативно-правовые акты, регулирующие общественные
отношения в сфере образования 1.
Научно-практическая значимость исследования. Полученные в ходе
исследования результаты и разработанные материалы могут быть
использованы в практике работы образовательных учреждений,
осуществляющих подготовку кадров для отрасли молодежной политики и
смежных отраслей. В качестве одного из наиболее значимых практических
результатов работы следует выделить разработку проекта по развитию
профессиональных компетенций будущих специалистов по работе с
молодежью на базе студенческих трудовых отрядов в вузе.
Весь накопленный методологический и методический опыт может быть
использован для проведения близких по теме прикладных исследований.
Апробация результатов исследования. Проект прошел апробацию на базе НИУ «БелГУ» при студенческом педагогическом отряде «Школа
интересных каникул».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения,
списка источников и литературы и приложений.
На сегодняшний день достаточно остро стоит решение проблем подготовки конкурентоспособных специалистов, а именно развитие профессиональных компетенций студентов. Студентам, обучающимся по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» необходимо овладеть рядом профессиональных компетенций, заключенных в федеральном государственном образовательном стандарте и проекте профессионального стандарта «Специалист по работе с молодежью».
На данный момент в 59 вузах России осуществляется подготовка специалистов по работе с молодежью. Для студентов реализуются различные мероприятия, направленные на формирование активной жизненной позиции, вовлечение молодежи в проектную деятельность, формирование навыков организационно-массовой работы, развитие способности к эффекивным межличностным коммуникациям. Реализуемые проекты и мероприятия являются добровольными и зачастую не отличаются массовой вовлеченностью студентов.
В ходе социологического исследования было установлено, что большинство опрошенных респондентов не могут овладеть профессиональными компетенциями в процессе прохождения производственной практики, а из-за недостаточной информированности о деятельности студенческих отрядов студенты не осознают какими профессиональными компетенциями могли бы овладеть, участвуя в деятельности данной организации. Опрос бойцов педагогических отрядов, показал какими компетенциями можно овладеть, участвуя в деятельности студенческих педагогических отрядов. Это и коммуникативный, и организаторский навык, креативное мышление, командная работа, взаимодействие с молодежными коллективами, руководством, стрессоустойчивость, ответственность. Именно для специалиста по работе с молодежью вышеперечисленные компетенции являются важными для дальнейшей трудовой деятельности.
Для решения проблемы развития профессиональных компетенций студентов направления подготовки «Организация работы с молодежью» на базе студенческих трудовых отрядов, нами предложен проект «Интенсив ОРМ». В основном проект ориентирован на развитие у студентов педагогических навыков и соответствующих профессиональных компетенций.
В рамках описанного проекта будут привлечены педагогические отряды Белгородской области, с помощью которых будет проведен обучающий курс. Обучающий курс включает в себя 2 основных блока. Первый блок - теоретический, предполагает освоение студентами знаний, касающихся работы в детском оздоровительном лагере, а именно возрастные особенности детей и подростков, особенности работы с детьми из неблагополучных семей, особенности работы с одаренными детьми, взаимодействие с родителями детей, взаимодействие с руководством лагеря, а также знания по организации мероприятий. Второй блок - практический. Данная часть обучающего курса проходит на базе детского оздоровительного лагеря, где для студентов создаются условия, приближенные к детскому лагерю. Именно в этом блоке студенты смогут применить полученные знания на практике. Итогом прохождения обучающего курса будет сдача экзамена, по результатам которого, студентам, успешно сдавшим экзамен будет вручен сертификат об обучении по программе дополнительного профессионального образования «Подготовка кадров для работы с временным детским коллективом».
Реализация данного проекта поможет студентам, обучающимся по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» овладеть необходимыми профессиональными компетенциями.
1)Артемьев, Е. Ф. Студенческие отряды и коммунистическое
воспитание молодежи: история, опыт патриотического движения
студенческой молодежи [Текст] / Е. Ф. Артемьев. - М. : Наука, 1987. - 142 с.
2)Бажин, А. С. Карьера и профессиональные компетенции специалистов [Текст] / А. С. Бажин. - Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. - 224 с.
3)Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального [Текст] / В. В. Байденко. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 284 с.
4)Басова, В. М. Социальные технологии в работе с молодежью:
сущность и классификация [Текст] / В. М. Басова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. - 2012. - № 3. - С. 48-53.
5)Безюлева, Г. В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога // Профессиональное образование [Текст] / Г. В. Безюлева. - М. : Азбука, 2005. - 203 с.
6)Белых, И. К. Формирование профессиональных компетенций: проблема управления [Текст] / И. К. Белых. - М. : Наука, 1999. - 91 с.
7)Болотов, В. А., Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков. - М. : Наука, 2005. - 1136 с.
8)Бурахина, О. А. Студенческие стройотряды: истоки движения [Текст] / О. А. Бурахина, Д. М. Олейников // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №10. - С. 31-39.
9)Бухалова, И. В. Внеучебная воспитательная работа как фактор личностно-профессионального становления будущего специалиста [Текст] / И. В. Бухалова. - СПб. : Архей, 2008. - 334 с.
10)Вахидова, Л. В. Дополнительные профессиональные компетенции в современной подготовке специалиста [Текст] / Л. В. Вахидова. - Новосибирск : Наука, 1967. - 228 с.
11)Введенский, В. Н. Компетентность и стиль в профессиональном образовании [Текст] / В. Н. Введенский. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та,
2001.- 302 с.
12)Выпускники российских вузов [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : https://www.mk.ru/social/2017/10/29/pochemu-vypuskniki- rossiyskikh-vuzov-ne-mogut-nayti-rabotu.html - Систем. требования : IBM PC, Internet Explorer.
13)Гарькин, И. Н. Производственная практика студентов достоинства и недостатки [Текст] / И. Н. Гарькин, Л. М. Медведева, М. В. Глухова // Успехи современной науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 56-67.
14)ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : https://dkp31.ru/upload/gost_r_548692011_proektnyy_menedzhment_trebovaniya _k_upravleniyu_proektom_.pdf - Систем. требования : IBM PC, Internet Explorer.
15)ГОСТ Р ИСО 21500-2014 Руководство по проектному менеджменту [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://dokipedia.ru/document/5328124 - Систем. требования : IBM PC, Internet Explorer. ... 63