Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы процесса физической подготовки в футболе 5
1.1.Возрастные особенности юных футболистов 5
1.2.Основные аспекты формирования системы движений в беге на
скорость у футболистов 12
1.3. Структура физической подготовки в
футболе 19
Глава 2. Методы и организация исследования 24
2.1.Методы исследования 24
2.2.Организация исследования 26
Глава 3. Экспериментальное обоснование методики развития скоростных способностей у юных футболистов в условиях дополнительного образования 27
3.1.Характеристика экспериментальной методики 27
3.2.Анализ эффективности экспериментальной методики 31
Выводы 35
Практические рекомендации 36
Список использованной литературы 39
Один из наиболее важных показателей физической подготовленности футболистов - это уровень развития скоростных способностей [30]. Сформированность скоростных качеств способствует более быстрому выполнению различных технико - тактических показателей, что обеспечивает дополнительное время для эффективного решения важных двигательных задач в футболе.
Несмотря на то, что наша экспериментальная работа построена на работе с футболистами, занимающимися в условиях дополнительного образования, интересен тот факт, что даже ведущие футболисты мира часто не обладают высоким уровнем развития скоростных способностей для данной категории занимающихся. Только отдельные футболисты (Д. Джаич, О. Блохин, Пеле, Г. Еврюжихин) пробегали 100-метровую дистанцию быстрее 11 секунд [4, 9] большинство игроков супер-лиги России показывают значительно более низкие на этой дистанции показатели (11,3 - 12,6 с). Такой уровень развития скоростных способностей российских
футболистов в определенной мере обуславливает и низкий объем перемещений с максимальной интенсивностью в процессе игровой деятельности, а также не высокую эффективность атакующих действий.
Объект исследования: процесс физической подготовки юных футболистов.
Предмет исследования: развитие скоростных способностей у юных футболистов в условиях дополнительного образования
Цель исследования - разработать методику развития скоростных способностей у юных футболистов в условиях дополнительного образования
Гипотеза исследования. Развитие скоростных способностей будет обеспечено, если принимать во внимание специфику футболистов в процессе выполнения быстрого ведения мяча и это положительно скажется на СФП. Задачи исследования:
1.Провести анализ научно-методической литературы по теме
исследования
2.Разработать методику развития скоростных способностей у юных футболистов в условиях дополнительного образования
3.Определить эффективность методики развития скоростных способности у юных футболистов в условиях дополнительного образования в ходе педагогического эксперимента.
Методы исследования. Для решения задач применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников,
педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики.
Практическая значимость фактические материалы, практические рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы тренерами-преподавателями при подготовке игроков в футболе
1.Анализ доступной нам научно-методической литературы показал, слабо разработанным элементом в системе скоростной подготовки юных футболистов остается методика. Так же мы выяснили, что игровая деятельность футболиста во многом зависит от уровня развития скоростных способностей, являющейся основой для проявления высокого технического мастерства.
2.Разработана методика развития скоростных способностей на основе учета специфики двигательных действий юных футболистов в процессе скоростного ведения мяча (обычный, эффективный и скоростной варианты).
Экспериментальная методика развития скоростных способностей юных футболистов занимающихся в условиях дополнительного образования позволила существенно улучшить показатели бега: бег 30 м (12,7%, p<0,05), бег 60 м (8,9%, p<0,05), бег 15 м с ходу (4%, p<0,05). По показателям специальной подготовки в экспериментальной группе, так же произошел достоверный прирост: бег 30 м с ведением (9%, p<0,05), бег 60 м с ведением мяча (6,2%, p<0,05), точность удара (10,1%, p<0,05), вбрасывание мяча (14,7%, p<0,05) и дальность мяча (13,4%, p<0,05). В контрольной группе полученные итоговые результаты менее значимы, что и отразилось на результатах в конце эксперимента.
1.Безруких, Н.А. Возрастная но физиология [Текст] / Н.А. Безруких, В.Д. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 128 с.
2.Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность [Текст]/ Н. А. Бернштейн - М.: Наука. 1990. - 350 с.
3.Бернштейн H.A. О ловкости и её развитии [Текст]/ Н.А. Бернштейн - М.: Физкультура и спорт, 1991.-288 с.
4.Голиков В. Г. Практикум для начинающих тренеров по футболу. [Текст] / В.Г. Голиков - Белгород: крестьянское дело, 2002. - 80 с.
5.Герасименко А.П. Совершенствование основ технико-тактического
мастерства юных футболистов: учебно-метод. пособие [Текст]/ А.П. Герасименко - Волгоград: ВГАФК, 2003. - 72 с.
6.Голомазов С. В. Теория и практика футбола. [Текст] /С.В. Голомазов - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 126 с.
7.Голомазов С. В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства [Текст] / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. - М.: СпортАкадемПресс, 2000. - 79 с.
8.Голомазов С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом [Текст] / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 99 с.
9.Голомазов С.В. Футбол. Методика тренировки "техники реализации стандартных положений" [Текст] / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 115 с.
10.Дементьев П. Т. Пека о себе, или футбол начинается в детстве [Текст] / П. Т. Дементьев. - М.: Известия, 1995. - 109с.
11.Донской Д.Д. Теория строения действий [Текст]/ Д.Д. Донской// Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 3. - С. 9-13.
12.Донской Д.Д. Двигательная задача в спортивных действиях // Теория и практика физической культуры [Текст]/ Д.Д. Донской, С.В. Дмитриев - 1994. - № 1. - С. 404.
13.Заваров А.И. Футбол для начинающих [Текст] / А.И. Заваров. - Питер, 2013. - 190 с.
14.Дыгин C.B. Физическая подготовка юных футболистов на основе
блочно-модульного проектирования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. [Текст]/ С.В. Дыгин - Волгоград, 2003. - 22 с.
15.Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: Автореф. дис. ... докт. пед. наук [Текст]/ А.П. Золотарев - Краснодар, 1997.-46 с. ... 32