ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ «ЦВЕТ»В ЯЗЫКЕ ПОЭЗИИ И.А. БУНИНА
|
Введение 3
Глава 1. Лексико-семантическое поле «Цвет» как
лингвистическое понятие
1.1. Лексико-семантическое поле «Цвет» как фрагмент языковой и
художественной картин мира 7
1.2. Основные подходы к изучению лексики, называющей цвета, в
современной лингвистике 11
1.3. Состав лексико-семантического поля «Цвет» в языковой картине
мира И.А. Бунина 14
Глава 2. Роль цветообозначений в поэтической картине мира И.А. Бунина
2.1. Роль названий ахроматических цветов в поэзии И.А. Бунина
2.1.1. Семантика номинаций белого цвета 26
2.1.2. Семантика номинаций черного цвета 28
2.1.3. Семантика номинаций серого цвета 31
2.2. Роль названий хроматических цветов в поэзии И.А. Бунина
2.2.1. Семантика номинаций красного цвета 34
2.2.2. Семантика номинаций синего цвета 38
2.3. Индивидуально-авторские цветообозначения 42
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Глава 1. Лексико-семантическое поле «Цвет» как
лингвистическое понятие
1.1. Лексико-семантическое поле «Цвет» как фрагмент языковой и
художественной картин мира 7
1.2. Основные подходы к изучению лексики, называющей цвета, в
современной лингвистике 11
1.3. Состав лексико-семантического поля «Цвет» в языковой картине
мира И.А. Бунина 14
Глава 2. Роль цветообозначений в поэтической картине мира И.А. Бунина
2.1. Роль названий ахроматических цветов в поэзии И.А. Бунина
2.1.1. Семантика номинаций белого цвета 26
2.1.2. Семантика номинаций черного цвета 28
2.1.3. Семантика номинаций серого цвета 31
2.2. Роль названий хроматических цветов в поэзии И.А. Бунина
2.2.1. Семантика номинаций красного цвета 34
2.2.2. Семантика номинаций синего цвета 38
2.3. Индивидуально-авторские цветообозначения 42
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Цвет является одной из значимых категорий культуры. Данная категория является той отраслью, которая привлекает к себе внимание специалистов из различных отраслей: физика, психология, искусство, философия, литература, лингвистика и многих других. Исследования, которые направлены на изучение цвета, проводятся в различных направлениях и предоставляют интересные, а в некоторых случаях и весьма необычные результаты. По этой причине данная категория находится в ореоле системы коннотаций, разнообразных толкований, являясь носителем разнообразных нравственно-эстетических и практических ценностей.
Лингвистическое осмысление цветовых номинаций (колоративов) способствует не только расширению и углублению понимания цвета как категории культуры, но и открытию широких перспектив изучения цветообозначений, которые не подвергались научной рефлексии в иных отраслях науки.
Базисным определением нашего исследования является лексикосемантическое поле «Цвет», проблема которого находится в русле важнейших исследований. Проблема происхождения цветообозначений, их функционально-семантическая специфика в течение продолжительного времени является предметом научной заинтересованности. Языковеды, специализирующиеся на исследовании системных отношений в лексике, обосновали, что цветообозначения - это не отдельные «вкрапления в палитру». Они предполагают собою иерархическую систему слов, лексикосемантическое поле (далее - ЛСП), состоящее из отдельных микрополей, сопряженных интегральным признаком. В современной литературе изображены разнообразные подходы к установлению компонентного состава ядра и периферии ЛСП. Один из них - это структуризация лексикосемантического поля «цвет» с учетом модификации цветовосприятия человека и статистических сведений о частотности колоронимов.
Исследователями было выявлено, что к описанию семантики цветообозначений используется абсолютно особый аспект, принципиально отличный от того, который используется лексикологами в других случаях. Лингвистическое изучение цвета строятся на основе исследований, сравнивающих соответствующие слова или мыслительные образы конкретным физическим объектам — цветовым оттенкам.
Выбор творчества И А Бунина, одного из величайших мастеров в историко-литературном процессе, продиктован значительной концентрацией цветообозначений в поэтических текстах. У него цвет - это художественное средство, необходимое для передачи состояния героев и мира, в котором они живут, помогающее передать состояние окружающей среды, душевные переживания героев. Необходимо выделить тот факт, что цветовая насыщенность произведений Бунина разнообразна. Различны и тона, которые выбирает автор в разных произведениях.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью определения роли названий цветообозначений в поэтической картине мира И.А. Бунина. Цвет как совокупность оттенков предполагает собою устойчивую семантическую структуру, сопоставленную с эмоциональноличностными отличительными чертами автора. Колоративы в версификации И. А. Бунина показывают особенность авторского мировидения, также считаются отражением общего представления носителей языка о цветовой картине мира.
Новизна данного исследования состоит в систематизации колоративного лексико-семантического поля в поэзии И.А. Бунина. При помощи сопоставления цветообозначений, выявлена частотность и особенности употребления колоративов в поэтических текстах автора.
Объект исследования - поэзия И.А. Бунина.
Предметом исследования являются цветообозначения в поэзии И.А. Бунина.
Целью исследования является анализ лексико-семантического поля «Цвет» в языке поэзии И.А. Бунина.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) исследовать представление лексико-семантического поля в современном русском языке;
2) установить структуру лексико-семантического поля «цвет» в поэзии И.А. Бунина, определить наиболее используемые названия цветов;
3) определить роль названий цветообозначений в поэзии И.А. Бунина;
4) реализовать классификацию цветовых единиц поля и определить особенности их функционирования.
Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следующих методов исследования:
1) описательный (ведется посредством сплошной выборки лексических единиц с названием цвета);
2) лингвокультурологический (данный метод изучения
цветообозначений в поэтических текстах считается наиболее продуктивным, так как позволяет в какой-то мере обобщить достижения всех остальных направлений изучения);
3) семантико-стилистический (метод, который позволяет опредлить семантику цветообозначения с опорой на словарь);
4) метод контекстуального анализа (необходим для определения семантики отдельно входящего в текст слова или фразы).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена исследованию проблематики и терминологии системы ЛСП цвета в современном русском языке. Во второй главе мы определим роль лексико-семантического поля «Цвет» в поэтической картине мира И.А. Бунина, кроме того, дадим интерпретацию примерам. В заключении дан комплексный анализ изученного явления, тем самым определив роль употребления цветообозначений в поэзии И.А. Бунина.
Лингвистическое осмысление цветовых номинаций (колоративов) способствует не только расширению и углублению понимания цвета как категории культуры, но и открытию широких перспектив изучения цветообозначений, которые не подвергались научной рефлексии в иных отраслях науки.
Базисным определением нашего исследования является лексикосемантическое поле «Цвет», проблема которого находится в русле важнейших исследований. Проблема происхождения цветообозначений, их функционально-семантическая специфика в течение продолжительного времени является предметом научной заинтересованности. Языковеды, специализирующиеся на исследовании системных отношений в лексике, обосновали, что цветообозначения - это не отдельные «вкрапления в палитру». Они предполагают собою иерархическую систему слов, лексикосемантическое поле (далее - ЛСП), состоящее из отдельных микрополей, сопряженных интегральным признаком. В современной литературе изображены разнообразные подходы к установлению компонентного состава ядра и периферии ЛСП. Один из них - это структуризация лексикосемантического поля «цвет» с учетом модификации цветовосприятия человека и статистических сведений о частотности колоронимов.
Исследователями было выявлено, что к описанию семантики цветообозначений используется абсолютно особый аспект, принципиально отличный от того, который используется лексикологами в других случаях. Лингвистическое изучение цвета строятся на основе исследований, сравнивающих соответствующие слова или мыслительные образы конкретным физическим объектам — цветовым оттенкам.
Выбор творчества И А Бунина, одного из величайших мастеров в историко-литературном процессе, продиктован значительной концентрацией цветообозначений в поэтических текстах. У него цвет - это художественное средство, необходимое для передачи состояния героев и мира, в котором они живут, помогающее передать состояние окружающей среды, душевные переживания героев. Необходимо выделить тот факт, что цветовая насыщенность произведений Бунина разнообразна. Различны и тона, которые выбирает автор в разных произведениях.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью определения роли названий цветообозначений в поэтической картине мира И.А. Бунина. Цвет как совокупность оттенков предполагает собою устойчивую семантическую структуру, сопоставленную с эмоциональноличностными отличительными чертами автора. Колоративы в версификации И. А. Бунина показывают особенность авторского мировидения, также считаются отражением общего представления носителей языка о цветовой картине мира.
Новизна данного исследования состоит в систематизации колоративного лексико-семантического поля в поэзии И.А. Бунина. При помощи сопоставления цветообозначений, выявлена частотность и особенности употребления колоративов в поэтических текстах автора.
Объект исследования - поэзия И.А. Бунина.
Предметом исследования являются цветообозначения в поэзии И.А. Бунина.
Целью исследования является анализ лексико-семантического поля «Цвет» в языке поэзии И.А. Бунина.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) исследовать представление лексико-семантического поля в современном русском языке;
2) установить структуру лексико-семантического поля «цвет» в поэзии И.А. Бунина, определить наиболее используемые названия цветов;
3) определить роль названий цветообозначений в поэзии И.А. Бунина;
4) реализовать классификацию цветовых единиц поля и определить особенности их функционирования.
Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следующих методов исследования:
1) описательный (ведется посредством сплошной выборки лексических единиц с названием цвета);
2) лингвокультурологический (данный метод изучения
цветообозначений в поэтических текстах считается наиболее продуктивным, так как позволяет в какой-то мере обобщить достижения всех остальных направлений изучения);
3) семантико-стилистический (метод, который позволяет опредлить семантику цветообозначения с опорой на словарь);
4) метод контекстуального анализа (необходим для определения семантики отдельно входящего в текст слова или фразы).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена исследованию проблематики и терминологии системы ЛСП цвета в современном русском языке. Во второй главе мы определим роль лексико-семантического поля «Цвет» в поэтической картине мира И.А. Бунина, кроме того, дадим интерпретацию примерам. В заключении дан комплексный анализ изученного явления, тем самым определив роль употребления цветообозначений в поэзии И.А. Бунина.
Изучение названий цветообозначений сегодня представляется актуальным и перспективным, так как дает возможность заметить то, что спрятано в цветовом символе: человек вносит в цвет что-то большее, нежели просто определение тона. Соответственно, языковой символ приближает нас к осмыслению действий сознания, а, кроме того, к осмыслению их взаимодействия и соответствия. С уверенностью можно утверждать, что в лингвистической поэтике одним из более результативных считается полевый метод. Подробное исследование поэтических текстов И.А. Бунина в аспекте цветовой лексики содействует более глубокому осознанию поэтической картины мира и в целом его мировоззрения.
В данной работе проведен комплексный анализ цветообозначений подгруппы ахроматических цветов (микрополей белого, черного, серого цвета) и хроматических цветов (микрополей красного, синего цветов), также осуществлена выборка индивидуально-авторский цветообозначений. Для этого были решены следующие задачи:
1) посредством сплошной выборки определили в поэзии И.А. Бунина
все случаи использования цветообозначений: Бунинское лексико
семантическое поле «Цвет», также как и общеязыковое представлено микрополями белого, черного, серого, красного, синего, желтого, зеленого цветов.
2) определили состав лексико-семантического поля «Цвет» в поэзии И.А. Бунина, выявили наиболее используемые названия цветов: частоупотребляемыми являются прилагательные белый (микрополе белого цвета), черный (микрополе черного цвета), красный (микрополе красного цвета).
3) установили семантику номинаций ахроматических, хроматических цветов в поэзии И.А. Бунина;
4) выявили значение индивидуально-авторских колоризмов в поэтических текстах И.А. Бунина.
Обобщая материал данной работы по выявлению особо употребляемых колоративов в поэзии И.А. Бунина, можно вынести следующие положения:
1) концепт «Цвет» у И.А. Бунина репрезентируется многообразно с помощью колоративов: белый, черный, серый, красный, синий и др.;
2) цвет в поэтическом тексте Бунина обычно выполняют описательную функцию, но в художественном стихотворном тексте они часто способствуют определению эмоций и чувств;
3) в поэтических текстах используются как общеупотребляемые цвета, так и индивидуально-авторские;
4) наиболее употребляемыми колоремами в поэзии автора являются белый и черный;
5) колоративы в поэтических текстах не отличаются высокой частотностью употребления (на более чем 1200 стихотворений приходится всего лишь 372 лексемы, обозначающие тот или иной цвет);
6) цветовая палитра поэзии И.А. Бунина очень красочна и разнообразна.
Подводя итог, можно утверждать, что колоративы в поэтических текстах И.А. Бунина действительно выполняют особую роль: отражают мировоззрение автора. Процесс наполнения лексико-семантического поля «Цвет» в поэзии определен не только индивидуальными особенностями авторского письма, но и общекультурными ценностями и национальнокультурной особенностью языка.
В данной работе проведен комплексный анализ цветообозначений подгруппы ахроматических цветов (микрополей белого, черного, серого цвета) и хроматических цветов (микрополей красного, синего цветов), также осуществлена выборка индивидуально-авторский цветообозначений. Для этого были решены следующие задачи:
1) посредством сплошной выборки определили в поэзии И.А. Бунина
все случаи использования цветообозначений: Бунинское лексико
семантическое поле «Цвет», также как и общеязыковое представлено микрополями белого, черного, серого, красного, синего, желтого, зеленого цветов.
2) определили состав лексико-семантического поля «Цвет» в поэзии И.А. Бунина, выявили наиболее используемые названия цветов: частоупотребляемыми являются прилагательные белый (микрополе белого цвета), черный (микрополе черного цвета), красный (микрополе красного цвета).
3) установили семантику номинаций ахроматических, хроматических цветов в поэзии И.А. Бунина;
4) выявили значение индивидуально-авторских колоризмов в поэтических текстах И.А. Бунина.
Обобщая материал данной работы по выявлению особо употребляемых колоративов в поэзии И.А. Бунина, можно вынести следующие положения:
1) концепт «Цвет» у И.А. Бунина репрезентируется многообразно с помощью колоративов: белый, черный, серый, красный, синий и др.;
2) цвет в поэтическом тексте Бунина обычно выполняют описательную функцию, но в художественном стихотворном тексте они часто способствуют определению эмоций и чувств;
3) в поэтических текстах используются как общеупотребляемые цвета, так и индивидуально-авторские;
4) наиболее употребляемыми колоремами в поэзии автора являются белый и черный;
5) колоративы в поэтических текстах не отличаются высокой частотностью употребления (на более чем 1200 стихотворений приходится всего лишь 372 лексемы, обозначающие тот или иной цвет);
6) цветовая палитра поэзии И.А. Бунина очень красочна и разнообразна.
Подводя итог, можно утверждать, что колоративы в поэтических текстах И.А. Бунина действительно выполняют особую роль: отражают мировоззрение автора. Процесс наполнения лексико-семантического поля «Цвет» в поэзии определен не только индивидуальными особенностями авторского письма, но и общекультурными ценностями и национальнокультурной особенностью языка.
Подобные работы
- ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ КАК СРЕДСТВО ОБЪЕКТИВАЦИИ АВТОРСКОЙ КАРТИНЫ МИРА: НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ»
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2013 - Лексические средства передачи эмоций в «Повестях Белкина»
А.С. Пушкина (функционально-семантический аспект)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2016 - Лексические средства передачи эмоций в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина (функционально-семантический аспект)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - ЭКСПРЕССИВНЫЕ И ЭМОТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕКСТОВ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - КОНЦЕПТ «ДЕНЬГИ» КАК ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ ИНДИКАТОР ЭПОХИ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Цветообозначения в сказках А.С. Пушкина: лингвокультурологический аспект
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Цветообозначения в сказках А.С. Пушкина: лингвокультурологический аспект
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Лексические заимствования в русском языке начала XXI в.: парадигматика и синтагматика
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2017 - Лексические заимствования в русском языке начала XXI в.: парадигматика и синтагматика
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017





