НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НОВЫЙ СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические анализ феномена неформального образования 8
1.1. Проблема неформального образования в педагогической науке и
практике 8
1.2. Опыт организации неформального образования за рубежом 24
Глава 2. Управление неформальным образованием: особенности и возможности 34
2.1. Формальное и неформальное образование:
особенности взаимодействия 34
2.2. Организация изучения актуального управления в
учреждении неформального образования 38
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложения
Глава 1. Теоретические анализ феномена неформального образования 8
1.1. Проблема неформального образования в педагогической науке и
практике 8
1.2. Опыт организации неформального образования за рубежом 24
Глава 2. Управление неформальным образованием: особенности и возможности 34
2.1. Формальное и неформальное образование:
особенности взаимодействия 34
2.2. Организация изучения актуального управления в
учреждении неформального образования 38
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложения
Актуальность исследования обусловлена тем, что система образования призвана готовить подрастающее поколение к эффективной деятельности и корректировать способы деятельности взрослого поколения. Но чтобы поддерживать актуальность образования, «необходимо непрерывно адаптировать ресурсы образования к условиям, в которых предполагается деятельность. В этом и состоят процессы адекватной организации, управления, содержания и технологий образования. Проблема состоит в том, чтобы эти благородные намерения были превращены в инструменты и механизмы организации, управления и выбора содержания и форм образования» [4, с.58]. Очевидно, что в сложившейся ситуации необходимо обратиться к новым для отечественной системы формам образования.
Постулаты «образование никогда не кончается», «учение продолжается всю жизнь», «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь» могут служить лозунгами совокупной системы непрерывного образования и обеспечивать возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и оптимальные условия для такого движения [38, с. 201-202].
В первую очередь это подтверждается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегической целью государственной политики в области образования, которая определяется как «повышение доступности высокого качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина страны».
Целый ряд исследователей в последние годы (В.И. Блинов, В.М. Демин, А.Т. Глазунов, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, И.П. Смирнов и др.) неоднократно подтверждали актуальность поиска и выработки концептуальных основ построения модели управления образовательным процессом, которая будет способствовать эффективной деятельности.
Изучением проблем содержания, ресурсной базы, моделей, субъектов неформального образования, его зарубежного опыта занимались Н.Н. Букина, Т.В. Мухлаева, А.А. Макареня, Д. Москвин, А. Хамадаш и другие. К вопросам неформального образования детей и подростков, развития системы дополнительного образования детей в контексте непрерывного и неформального образования обращались такие ученые-педагоги, как А.К. Бруднов и Л.Н. Буйлова. Тем не менее вопросы, касающиеся теоретических оснований, методологии, психолого-педагогических характеристик неформального образования, возможности его законодательной поддержки в нормативно-правовых документах, практически не исследованы соответствующими специалистами. с нашей точки зрения, необходимы проведение мониторинговых исследований, разработка механизмов поддержки структур гражданского общества, занимающихся неформальным образованием.
Несмотря на большой эмпирический материал, накоплен тын структурами неформального образования, недостаточно изучены проблемы и пути установления партнерских отношений с другими субъектами образовательного процесса, возможности для мотивирования детей и подростков искать информацию, повышающую уровень их образованности, и быть готовыми для перманентного образования. Весьма актуальной на сегодняшний день задачей, стоящей как в теоретической, так и в практической плоскости, представляется исследование потенциала неформального образования для процесса успешной социализации подрастающего поколения, самореализации и самоактуализации современной молодежи, занятия ею достойного места в российском социуме.
В процессе анализа практики деятельности организаций неформального образования выявлено, что одной из причин, не дающей в полной мере развиваться таким организациям, является низкий уровень эффективности внутреннего управления образовательным процессом. Несомненно, руководители организаций предпринимают попытки активизировать отде'льные' элементы управленческой деятельности - усиление и ужесточение контрольных мероприятий, преобразование и детализация процесса планирования, внедрение и усиление роли организационных мероприятий. Но все эти действия приводят к тому, что педагогический, управленческий состав организации все больше занимается вопросами, не направленными на улучшение образовательного процесса, воспитательной работы. руководители образовательных организаций, зачастую принимают решения, основываясь на отдельных ресурсах организации. Таким образом, существует потребность в обосновании рекомендаций о том, как эффективно использовать ресурсы организации неформального образования, которые будут способствовать повышению эффективности управления.
На основе вышеизложенного мы определили:
Цель исследования - раскрыть особенности и возможности неформального образования в современном обществе.
Объект исследования - неформальное образование.
Предмет исследования - субъективность управления неформальным образованием.
На основе цели, объекта, предмета исследования сформулированы следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать неформальное образование как актуальный
вид образования;
3. Раскрыть особенности и возможности управления неформальным образованием.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической,
психологической и учебно-методической литературы; анализ и систематизация опыта практической деятельности организаций педагогического образования; констатирующий и формирующий эксперименты по управлению образовательным процессам; анкетирование, наблюдение, диагностирование участников эксперимента; экспертных оценок результатов исследования; сравнительного анализа результатов этапов экспериментальной работы.
Организация и этапы исследования. Исследования проводились в три этапа в период с 2017-2018 г.:
На первом этапе (2017 г.) анализировались философские,
психолого-педагогические положения по проблеме исследования, формулировались цель, рабочая гипотеза, задачи исследования, разрабатывалась программа исследования, был проведен констатирующий эксперимент и анализ его результатов.
На втором этапе (2017-2018 гг.) осуществлялись формирующий и контрольный этап исследования; проходила разработка, апробация и корректировка модели управления образовательным процессов в системе неформального образования; осуществлялась обработка, проверка и систематизация полученных результатов; проводилась проверка и уточнение научно-методических выводов, полученных в ходе эксперимента; разрабатывались методические рекомендации для педагогов, и организовывалось их внедрение в практику работы учреждений неформального образования.
На третьем этапе (2018 г.) анализировались и обобщались полученные результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов, формулировались выводы.
База проведения исследования. Эксперимент проводился на базе ООО «Репетитор».
В исследовании приняли участие 56 обучающихся, 12 преподавателей, 2 представителя работодателя.
Новизна исследования: состоит в актуальном анализе неформальных образовательных учреждений и разработке модели управления образовательным процессом в системе неформального образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что апробирована модель управления образовательным процессом направленная на повышение эффективности функционирования неформального образования. Разработанный комплекс критериев и показателей эффективности модели управления образовательным процессом может быть использован руководителями организаций неформального образования.
Структура диссертации. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, приложения.
Постулаты «образование никогда не кончается», «учение продолжается всю жизнь», «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь» могут служить лозунгами совокупной системы непрерывного образования и обеспечивать возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и оптимальные условия для такого движения [38, с. 201-202].
В первую очередь это подтверждается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегической целью государственной политики в области образования, которая определяется как «повышение доступности высокого качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина страны».
Целый ряд исследователей в последние годы (В.И. Блинов, В.М. Демин, А.Т. Глазунов, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, И.П. Смирнов и др.) неоднократно подтверждали актуальность поиска и выработки концептуальных основ построения модели управления образовательным процессом, которая будет способствовать эффективной деятельности.
Изучением проблем содержания, ресурсной базы, моделей, субъектов неформального образования, его зарубежного опыта занимались Н.Н. Букина, Т.В. Мухлаева, А.А. Макареня, Д. Москвин, А. Хамадаш и другие. К вопросам неформального образования детей и подростков, развития системы дополнительного образования детей в контексте непрерывного и неформального образования обращались такие ученые-педагоги, как А.К. Бруднов и Л.Н. Буйлова. Тем не менее вопросы, касающиеся теоретических оснований, методологии, психолого-педагогических характеристик неформального образования, возможности его законодательной поддержки в нормативно-правовых документах, практически не исследованы соответствующими специалистами. с нашей точки зрения, необходимы проведение мониторинговых исследований, разработка механизмов поддержки структур гражданского общества, занимающихся неформальным образованием.
Несмотря на большой эмпирический материал, накоплен тын структурами неформального образования, недостаточно изучены проблемы и пути установления партнерских отношений с другими субъектами образовательного процесса, возможности для мотивирования детей и подростков искать информацию, повышающую уровень их образованности, и быть готовыми для перманентного образования. Весьма актуальной на сегодняшний день задачей, стоящей как в теоретической, так и в практической плоскости, представляется исследование потенциала неформального образования для процесса успешной социализации подрастающего поколения, самореализации и самоактуализации современной молодежи, занятия ею достойного места в российском социуме.
В процессе анализа практики деятельности организаций неформального образования выявлено, что одной из причин, не дающей в полной мере развиваться таким организациям, является низкий уровень эффективности внутреннего управления образовательным процессом. Несомненно, руководители организаций предпринимают попытки активизировать отде'льные' элементы управленческой деятельности - усиление и ужесточение контрольных мероприятий, преобразование и детализация процесса планирования, внедрение и усиление роли организационных мероприятий. Но все эти действия приводят к тому, что педагогический, управленческий состав организации все больше занимается вопросами, не направленными на улучшение образовательного процесса, воспитательной работы. руководители образовательных организаций, зачастую принимают решения, основываясь на отдельных ресурсах организации. Таким образом, существует потребность в обосновании рекомендаций о том, как эффективно использовать ресурсы организации неформального образования, которые будут способствовать повышению эффективности управления.
На основе вышеизложенного мы определили:
Цель исследования - раскрыть особенности и возможности неформального образования в современном обществе.
Объект исследования - неформальное образование.
Предмет исследования - субъективность управления неформальным образованием.
На основе цели, объекта, предмета исследования сформулированы следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать неформальное образование как актуальный
вид образования;
3. Раскрыть особенности и возможности управления неформальным образованием.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической,
психологической и учебно-методической литературы; анализ и систематизация опыта практической деятельности организаций педагогического образования; констатирующий и формирующий эксперименты по управлению образовательным процессам; анкетирование, наблюдение, диагностирование участников эксперимента; экспертных оценок результатов исследования; сравнительного анализа результатов этапов экспериментальной работы.
Организация и этапы исследования. Исследования проводились в три этапа в период с 2017-2018 г.:
На первом этапе (2017 г.) анализировались философские,
психолого-педагогические положения по проблеме исследования, формулировались цель, рабочая гипотеза, задачи исследования, разрабатывалась программа исследования, был проведен констатирующий эксперимент и анализ его результатов.
На втором этапе (2017-2018 гг.) осуществлялись формирующий и контрольный этап исследования; проходила разработка, апробация и корректировка модели управления образовательным процессов в системе неформального образования; осуществлялась обработка, проверка и систематизация полученных результатов; проводилась проверка и уточнение научно-методических выводов, полученных в ходе эксперимента; разрабатывались методические рекомендации для педагогов, и организовывалось их внедрение в практику работы учреждений неформального образования.
На третьем этапе (2018 г.) анализировались и обобщались полученные результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов, формулировались выводы.
База проведения исследования. Эксперимент проводился на базе ООО «Репетитор».
В исследовании приняли участие 56 обучающихся, 12 преподавателей, 2 представителя работодателя.
Новизна исследования: состоит в актуальном анализе неформальных образовательных учреждений и разработке модели управления образовательным процессом в системе неформального образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что апробирована модель управления образовательным процессом направленная на повышение эффективности функционирования неформального образования. Разработанный комплекс критериев и показателей эффективности модели управления образовательным процессом может быть использован руководителями организаций неформального образования.
Структура диссертации. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, приложения.
В данной работе были сделаны попытки определить теоретические предпосылки развития неформального образования в России; была отмечена компенсаторная функция неформального образования как формы образования, которая не только дополняет и расширяет государственное образование, но и решает важные социальные задачи; выделена вариативность, мобильность и гибкость неформального образования к своему содержанию. Главной отличительной особенностью неформального образования является его прямая зависимость от социально-культурной ситуации, социального запроса потребителей образовательных услуг.
Неформальное образование, являясь относительно новым социально-педагогическим феноменом современной России, представляет собой отражение общественно-экономических, политических
преобразований в жизни общества и появившийся плюрализм в сфере оказания образовательных услуг. Учреждения неформального образования вместе с государственными и муниципальными образовательными учреждениями обеспечивают обучающихся и их родителей возможностью выбора и удовлетворения образовательных запросов не только детей и взрослых представителей общества, но и общественных, религиозных или других организаций и частных лиц.
В данной работе обозначены наметившиеся тенденции в развитии неформального образования.
Учитывая тенденции развития неформального образования в России, мы выделили несколько рекомендаций по необходимым действиям для успешного функционирования учреждений такого рода.
1. Тщательно изучать социальный запрос и потребности потребителей образовательных услуг;
2. Оперативно и гибко реагировать на изменяющуюся ситуацию на образовательном рынке;
3. Производить необходимые изменения в организации педагогической деятельности в соответствии с запросом потребителя;
4. Организовать взаимодействие и тесное сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса, по возможности вовлекать их в управление учреждением;
5. Постоянно уделять внимание на PR-продвижение учреждения неформального образования в интернете, СМИ и т. п.
Неформальное образование, являясь относительно новым социально-педагогическим феноменом современной России, представляет собой отражение общественно-экономических, политических
преобразований в жизни общества и появившийся плюрализм в сфере оказания образовательных услуг. Учреждения неформального образования вместе с государственными и муниципальными образовательными учреждениями обеспечивают обучающихся и их родителей возможностью выбора и удовлетворения образовательных запросов не только детей и взрослых представителей общества, но и общественных, религиозных или других организаций и частных лиц.
В данной работе обозначены наметившиеся тенденции в развитии неформального образования.
Учитывая тенденции развития неформального образования в России, мы выделили несколько рекомендаций по необходимым действиям для успешного функционирования учреждений такого рода.
1. Тщательно изучать социальный запрос и потребности потребителей образовательных услуг;
2. Оперативно и гибко реагировать на изменяющуюся ситуацию на образовательном рынке;
3. Производить необходимые изменения в организации педагогической деятельности в соответствии с запросом потребителя;
4. Организовать взаимодействие и тесное сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса, по возможности вовлекать их в управление учреждением;
5. Постоянно уделять внимание на PR-продвижение учреждения неформального образования в интернете, СМИ и т. п.
Подобные работы
- Неформальное образование в социальной политике современной России в отношении пожилых людей, утративших связь со своей семьей (по материалам Челябинской области)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019 - Фриланс как новая форма занятости в эпоху информационного
общества
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Гибкие формы образования в современном российском обществе
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Гибкие формы образования в современном российском обществе
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (22.00.08)
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Фриланс как стратегия адаптации специалистов к рынку труда
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Повышение эффективности деятельности организации на рынке услуг дополнительного профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016





