ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…5
1.1 Особенности формирования графических, каллиграфических и орфографических навыков….5
1.2 Особенности обучения письменной речи на уроке иностранного языка...10
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПИСЬМА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА……………………………………….15
2.1 Методика формирования графических и орфографических навыков на уроке в школе (на примере французского языка)……………………15
2.2 Дидактические материалы для обучения школьников письменной речи на начальном этапе обучения (на примере французского языка)…………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………26
В современном мире, где цифровизация затрагивает все сферы жизни, особенно важно сосредоточиться на развитии письменной коммуникации, в том числе и при изучении иностранных языков, например, французского. Электронные средства общения, такие как интернет и электронная почта, ставят перед обучающимися задачу не только воспринимать разговорную речь, но и овладевать навыками грамотного письма. Это включает знание орфографических правил и развитие моторики, необходимой для написания текстов.
Преподаватели французского языка находятся перед необходимостью создать образовательную среду, способствующую эффективному усвоению учащимися данных компетенций. Овладение способностями к графическому изображению письменных символов начинается с изучения стандартных элементов букв и типографских шрифтов. Развитие каллиграфических навыков требует точности и четкости в формировании букв, слогов и слов. Также важным аспектом является овладение орфографией, что особенно сложно во французском языке из-за его многочисленных исключений и исторически сложившихся орфографических норм.
На начальных этапах обучения французскому языку критически важно развивать графические, каллиграфические и орфографические умения. При этом часто встречающаяся проблема недостаточного количества учебных часов и недооценка важности письменной коммуникации подчеркивает значимость обучения иностранному письму. В этом контексте ключевую роль играет анализ типичных методов преподавания письма на уроках французского языка, начиная с базовых уровней обучения.
Объектом исследования в рамках данной темы выступает письмо как один их видов деятельности учащихся.
Центральной темой данной курсовой работы является анализ навыков письменной речи на французском языке на начальных этапах обучения. Основная цель исследования заключается в детальном изучении и оценке методик обучения письму, что включает следующие задачи:
- Детализация процесса формирования графических, каллиграфических и орфографических компетенций учащихся;
- Глубокий анализ основных стратегий преподавания письменного французского языка в школьной и вне школьной средах;
- Оценка современных методических подходов к развитию умений в области графики и орфографии на примере французского языка;
- Разработка и внедрение дидактических ресурсов для начинающих изучение французского языка.
Для достижения этих целей использовались разнообразные исследовательские методики, такие как теоретический анализ существующих научных работ, сопоставительный анализ, экспериментальное изучение педагогических практик и систематизация наработанных данных.
Структура работы соответствует целям и задачам исследования и включает в себя введение, две основные главы, заключение и список литературы, использованной в процессе работы.
На начальном этапе обучения французскому языку в школьной программе особое внимание уделяется основам письма, что подчеркивает его значимость для овладения языковыми навыками. Обучение начинается с освоения технических аспектов письма, представляющих собой предпосылки для использования письменной речи в коммуникативных целях.
Различия в навыках письма и применении письменного языка являются ключевыми в образовательном процессе. Технический аспект охватывает грамотное владение графикой и орфографией, что является фундаментом для дальнейшего изучения языка. Введение письменных заданий способствует запоминанию нового материала, делает учебный процесс более индивидуализированным и расширяет образовательные возможности за счет различных письменных упражнений.
В начальной школе закладывается важная основа для последующего овладения иностранным языком. Успех в дальнейшем обучении во многом определяется качеством начального образовательного процесса. В этот период у школьников формируются базовые умения письма, которые затем развиваются и укрепляются, способствуя совершенствованию письменной речи.
Различные методы обучения включают практику написания букв по шаблону, переписывание слов, а также сравнение букв французского и русского алфавитов. Эффективные упражнения также включают категоризацию буквосочетаний и разнообразные формы диктантов, направленные на улучшение графических навыков и минимизацию орфографических ошибок.
Для развития орфографических навыков вводятся задания, такие как копирование текстов для закрепления орфографических правил, упражнения на списывание со сложными задачами, группировка слов по орфографическим признакам, а также орфографические игры, включающие кроссворды и загадки.
Таким образом, основная цель обучения письму на французском языке на начальном этапе — заложить надёжные основы иноязычной письменной культуры, обучив учащихся графическим, каллиграфическим и орфографическим навыкам. Недооценка этого этапа может привести к серьёзным трудностям в дальнейшем обучении, осложняя процесс усвоения французского языка как для учителя, так и для ученика.
1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.
2. Буракина К.С., Смирнова Ю.Л. Интерактивные методы обучения младших школьников каллиграфии / Шаг в науку. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – М., 2018. – С. 260-264.
3. Бычкова О.А. Формирование графического навыка у младших школьников // Начальное образование. – 2015. Т. 6. – № 1. – С. 181-186.
4. Гак В.Г. Французская орфография. - М.: Просвещение, 1985. - 240 с.
5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / Изд. 8-е, испр. и доп. - М.: Академия, 2015. - 363 с.
6. Гареева Л.Р. Проблемы обучения технике иноязычного письма в начальной школе / Иноязычное образование и межкультурная коммуникация в поликультурном пространстве. Сборник научных трудов. – М., 2019. – С. 52-55.
7. Головина Е.В. Практика письменной речи (французский язык): методические указания; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2020. – 23 с.
8. Ершова Н.Р., Кривоногова В.С. Формирование орфографической зоркости на уроках французского языка у школьников // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки. – 2019. - №2. – С. 46-51.
9. Иванченко А.И. Практическая методика обучения иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2016. - 256 с.
10. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. - М.: Альянс, 2012. - 224 с.
11. Никитенко З.Н. Формирование техники иноязычного письма в начальной школе: теория и практика // Иностранные языки в школе. – 2016. – № 2. – С. 2-10.
12. Осипова А.А. Методика обучения технике иноязычного письма младших школьников // Студент и наука (гуманитарный цикл) – 2021. Материалы международной студенческой конференции. - Магнитогорск, 2021. – С. 782-788.
13. Савкина Н.Г., Квашнина И.С. Каллиграфия и ее роль в обучении младших школьников // Аллея науки. – 2020. Т. 1. – № 1 (40). – С. 778-781.
14. Саковец С.А. Проблемы формирования орфографических навыков // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. Материалы докладов XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М., 2020. – С. 278-283.
15. Семочкина Е.В. Трудности овладения навыками письма на начальном этапе обучения иностранному языку // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях. Под редакцией Л.П. Полянской. – М., 2018. – С. 112-114.
16. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
17. Суслова Е.А. Использование интернет-ресурсов на уроках французского языка. – 26.05.2020. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/680645?ysclid=m9r6fxdhda702228062 (дата обращения: 19.04.2025).
18. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. - Ростов-на-Дону: Анион, 2004. - 416 с.
19. Щербашина И.В. К вопросу о теоретических основах формирования орфографического навыка у младших школьников // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2009. - № 2. - C. 144–147.
20. Усачева С.А. Французский алфавит: учимся, играя. – Ростов (Ярославская область), 2015. – 51 с.
21. Шелухина А.Д. Взаимосвязанное обучение иноязычной графике и орфографии на начальном этапе // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков. Сборник научных трудов XV Международной научно-практической конференции. – М., 2018. – С. 314-322.
22. Щукина А.В. Коммуникативно‑когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. – М., 2003. - 488 с.
23. Bescherelle, L'orthographe pour tous [Text] / Bescherelle. - Paris: HATIER, 2011. – 229 р.