САМООТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ САМООТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 7
1.1. Подходы к изучению понятия «самоотношение» в отечественной и
зарубежной психологии 7
1.2. Эмоциональное выгорание: общая характеристика и условия
возникновения 16
1.3. Самоотношение как фактор эмоционального выгорания педагогов ... 23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ САМООТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.... 35
2.3. Рекомендации педагогам ДОУ по профилактике эмоционального
выгорания 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ САМООТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 7
1.1. Подходы к изучению понятия «самоотношение» в отечественной и
зарубежной психологии 7
1.2. Эмоциональное выгорание: общая характеристика и условия
возникновения 16
1.3. Самоотношение как фактор эмоционального выгорания педагогов ... 23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ САМООТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.... 35
2.3. Рекомендации педагогам ДОУ по профилактике эмоционального
выгорания 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность проблемы исследования. Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических и психологических усилий. Поиски эффективных путей воспитания, освоение нового содержания, методов и форм обучения, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле деятельности, - все это под силу лишь психологически здоровому, творчески работающему педагогу, профессионально компетентному. От психологического здоровья педагога во многом зависит и психологическое здоровье его учеников. Действие многочисленных негативных факторов вызывает у педагогов накопление усталости, нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия. Эти показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к стрессам, истощению, профессиональным кризисам и «выгоранию». Результатом этих процессов является ухудшение качества профессиональной деятельности педагога: он теряет творческий настрой к предмету, перестает справляться со своими обязанностями.
Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Оно возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. В свою очередь эмоциональное выгорание оказывает значительное негативное воздействие на
психосоматическое здоровье педагога, на эффективность его деятельности, на эмоциональные состояния и личность учащихся. Это обусловлено актуальностью проблемы профилактики и коррекции синдрома выгорания, а также разработкой проблемы личностных ресурсов преодоления стрессовых ситуаций и состояний выгорания. Реальный потенциал преодоления синдрома эмоционального выгорания образуют личностные ресурсы человека. В определении личностных ресурсов мы исходим из модели профессионального развития, согласно которой педагог характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Психологическим условием такого развития является позитивное самоотношение, которое характеризует аффективный уровень профессионального самосознания педагога (восприятие и осознание педагогом самого себя, своих жизненных ориентиров). Самоотношение включает три уровня, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовности к ним) в отношении к своему «Я»: самоуверенность; отношение других; самопринятие; саморуководство, самопоследовательность; самообвинение; самоинтерес; самопонимание. Поэтому основная цель проведенного нами исследования состоит в выявлении взаимосвязи самоотношения и синдрома эмоционального выгорания педагогов, чтобы определить в какой мере самоотношение педагога и степень его развития является внутренним ресурсом, препятствующим возникновению синдрома эмоционального выгорания.
Проблемами профессиональной деятельности и личности педагога, спецификой психологической подготовки педагога занимались: Маркова А.К., Зеер Э., Сыманюк Э.Э. и др; проблемами эмоционального выгорания Маслач К. , Форманюк Т.В., Фрейденберг Х.Дж. , и др. Куликов Л.В. и Михайлова О.А. описывают эмоциональное выгорание как форму профессионального стресса, который начинает проявляться в постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходится работать.
Проблема исследования: каковы особенности самоотношения
педагогов ДОУ с разным уровнем эмоционального выгорания?
Цель работы: изучить особенности самоотношения педагогов ДОУ с разным уровнем эмоционального выгорания.
Объектом исследования является самоотношение педагогов.
Предметом исследования выступают особенности самоотношения педагогов ДОУ с разным уровнем эмоционального выгорания.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы исследования самоотношения педагогов ДОУ с разным уровнем эмоционального выгорания.
2. Провести эмпирическое исследование по изучению самоотношения педагогов ДОУ с разным уровнем эмоционального выгорания.
3. Проанализировать особенности самоотношения педагогов ДОУ с разным уровнем эмоционального выгорания.
4. Разработать рекомендации педагогам ДОУ по профилактике эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования: у педагогов ДОУ с разным уровнем
эмоционального выгорания, проявляются следующие особенности самоотношения:
- при выраженном уровне эмоционального выгорания самоотношение характеризуется самообвинением, ожиданием положительного отношения других, низкой самоуверенностью;
- при низком уровне эмоционального выгорания самоотношение характеризуется выраженным самоуважением и саморуководством.
Методы исследования:
1. Организационные методы - сравнительный метод.
2. Эмпирические методы - психодиагностические методы.
3. Методы количественный и качественный обработки данных - U- критерий Манна-Уитни.
4. Методы интерпретации данных - структурный метод.
Методики исследования:
1. Методика «Эмоциональное выгорание» (К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой).
2. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).
Теоретической основой исследования явились работы зарубежных ученых (Гринберг Дж., Джеймс У., Маслач С. , Хекхаузер Х. и др.) и отечественных психологов (Ананьев Б.Г. , Бойко В.В. , Водопьянова Н.Е. , Орёл В.Е. , Рукавишниокв А.А., Ядов В.А. и др.).
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с № 47, МБДОУ д/с № 49 г. Белгорода, в нем приняли участие 68 педагогов, гендерный состав - женщины.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в психологической практике при индивидуальном консультировании педагогов, а также при проведении групповых развивающих занятий для педагогов ДОУ по профилактике и снижению эмоционального выгорания у педагогов в образовательном пространстве.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Оно возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. В свою очередь эмоциональное выгорание оказывает значительное негативное воздействие на
психосоматическое здоровье педагога, на эффективность его деятельности, на эмоциональные состояния и личность учащихся. Это обусловлено актуальностью проблемы профилактики и коррекции синдрома выгорания, а также разработкой проблемы личностных ресурсов преодоления стрессовых ситуаций и состояний выгорания. Реальный потенциал преодоления синдрома эмоционального выгорания образуют личностные ресурсы человека. В определении личностных ресурсов мы исходим из модели профессионального развития, согласно которой педагог характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Психологическим условием такого развития является позитивное самоотношение, которое характеризует аффективный уровень профессионального самосознания педагога (восприятие и осознание педагогом самого себя, своих жизненных ориентиров). Самоотношение включает три уровня, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовности к ним) в отношении к своему «Я»: самоуверенность; отношение других; самопринятие; саморуководство, самопоследовательность; самообвинение; самоинтерес; самопонимание. Поэтому основная цель проведенного нами исследования состоит в выявлении взаимосвязи самоотношения и синдрома эмоционального выгорания педагогов, чтобы определить в какой мере самоотношение педагога и степень его развития является внутренним ресурсом, препятствующим возникновению синдрома эмоционального выгорания.
Проблемами профессиональной деятельности и личности педагога, спецификой психологической подготовки педагога занимались: Маркова А.К., Зеер Э., Сыманюк Э.Э. и др; проблемами эмоционального выгорания Маслач К. , Форманюк Т.В., Фрейденберг Х.Дж. , и др. Куликов Л.В. и Михайлова О.А. описывают эмоциональное выгорание как форму профессионального стресса, который начинает проявляться в постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходится работать.
Проблема исследования: каковы особенности самоотношения
педагогов ДОУ с разным уровнем эмоционального выгорания?
Цель работы: изучить особенности самоотношения педагогов ДОУ с разным уровнем эмоционального выгорания.
Объектом исследования является самоотношение педагогов.
Предметом исследования выступают особенности самоотношения педагогов ДОУ с разным уровнем эмоционального выгорания.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы исследования самоотношения педагогов ДОУ с разным уровнем эмоционального выгорания.
2. Провести эмпирическое исследование по изучению самоотношения педагогов ДОУ с разным уровнем эмоционального выгорания.
3. Проанализировать особенности самоотношения педагогов ДОУ с разным уровнем эмоционального выгорания.
4. Разработать рекомендации педагогам ДОУ по профилактике эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования: у педагогов ДОУ с разным уровнем
эмоционального выгорания, проявляются следующие особенности самоотношения:
- при выраженном уровне эмоционального выгорания самоотношение характеризуется самообвинением, ожиданием положительного отношения других, низкой самоуверенностью;
- при низком уровне эмоционального выгорания самоотношение характеризуется выраженным самоуважением и саморуководством.
Методы исследования:
1. Организационные методы - сравнительный метод.
2. Эмпирические методы - психодиагностические методы.
3. Методы количественный и качественный обработки данных - U- критерий Манна-Уитни.
4. Методы интерпретации данных - структурный метод.
Методики исследования:
1. Методика «Эмоциональное выгорание» (К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой).
2. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).
Теоретической основой исследования явились работы зарубежных ученых (Гринберг Дж., Джеймс У., Маслач С. , Хекхаузер Х. и др.) и отечественных психологов (Ананьев Б.Г. , Бойко В.В. , Водопьянова Н.Е. , Орёл В.Е. , Рукавишниокв А.А., Ядов В.А. и др.).
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с № 47, МБДОУ д/с № 49 г. Белгорода, в нем приняли участие 68 педагогов, гендерный состав - женщины.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в психологической практике при индивидуальном консультировании педагогов, а также при проведении групповых развивающих занятий для педагогов ДОУ по профилактике и снижению эмоционального выгорания у педагогов в образовательном пространстве.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Поставленные в исследовании задачи были решены в полном объеме. По результатам теоретического анализа можно сделать ряд выводов. Самоотношение понимается многими исследователями как сложное когнитивно-аффективное образование, сформированность которого определяется уровнем взаимосвязи и степенью согласованности всех его составляющих (когнитивного, конативного и эмоционального). В структуре самоотношения принято выделять два основных компонента: рациональное отношение к себе как субъекту проявления социальной активности («Я- концепция») и эмоционально-ценностное отношение к себе - собственные переживания в отношении собственной значимости как социального субъекта. Самоотношение является сложно-структурированным
психическим образованием личности, отражающим ее эмоциональную позицию по отношению к самой себе. Анализ многочисленных публикаций и психологических исследований отечественных и зарубежных авторов по теме самоотношения подтверждает, что самоотношение можно рассматривать в качестве стержневого психологического образования, состоиящего из трех основных компонентов: эмоционального, когнитивного и конативного.
Педагогическая работа известна своей высокой психической напряженностью. Потому стремление воспитателя к саморазвитию, любовь к себе и правильное отношение к отдыху способны не допустить развитие излишней усталости и эмоционального выгорания, что напрямую отразится и на детях, которых важно уберегать от любого негативного психологического воздействия.
Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Оно возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
Проанализировав все полученные данные, мы пришли к следующим выводам:
- наибольшее число испытуемых обладают средним уровнем
самоуважения, который определяется непоследовательностью
положительного отношения к себе, иногда нереалистичного взгляда на мир и на себя, склонность к занижению своих достоинств, иногда неудовлетворенность собой, своими качествами и поведением;
- третья часть педагогов обладает низким уровнем глобального самоотношения, который указывает на общую антипатию человека к самому себе, негативный баланс оценок своих свойств и качеств;
- большая часть педагогов характеризуется высоким уровнем профессионального выгорания, что проявляется в эмоциональном истощении, деперсонализации или редукции;
- у педагогов, с положительным глобальным самоотношением наблюдается высокая степень устойчивости и эмоциональной стабильности;
- педагоги с высоким уровнем глобального самоотношения, то есть в целом позитивно относящиеся к себе, которые положительно оценивают свойства и качества своей личности, характеризуется эмоциональной стабильностью и устойчивостью.
- педагоги, которые обладают низким уровнем глобального самоотношения, то есть негативно оценивающие свои свойства и качества личности, характеризуются психоэмоциональным истощением, снижением своего самоотношения в отношении профессионально-личностных качеств, а также у них может возникать деперсонализация личности.
Результаты нашего исследования показали, что гипотеза нашего исследования подтвердилась: у педагогов ДОУ с разным уровнем эмоционального выгорания, проявляются следующие особенности самоотношения:
- при выраженном уровне эмоционального выгорания самоотношение характеризуется самообвинением, ожиданием положительного отношения других, низкой самоуверенностью;
- при низком уровне эмоционального выгорания самоотношение характеризуется выраженным самоуважением и саморуководством.
В результате полученных данных нами были разработаны методические рекомендации, которые направлены на профилактику и снижение уровня эмоционального выгорания у педагогов.
психическим образованием личности, отражающим ее эмоциональную позицию по отношению к самой себе. Анализ многочисленных публикаций и психологических исследований отечественных и зарубежных авторов по теме самоотношения подтверждает, что самоотношение можно рассматривать в качестве стержневого психологического образования, состоиящего из трех основных компонентов: эмоционального, когнитивного и конативного.
Педагогическая работа известна своей высокой психической напряженностью. Потому стремление воспитателя к саморазвитию, любовь к себе и правильное отношение к отдыху способны не допустить развитие излишней усталости и эмоционального выгорания, что напрямую отразится и на детях, которых важно уберегать от любого негативного психологического воздействия.
Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Оно возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
Проанализировав все полученные данные, мы пришли к следующим выводам:
- наибольшее число испытуемых обладают средним уровнем
самоуважения, который определяется непоследовательностью
положительного отношения к себе, иногда нереалистичного взгляда на мир и на себя, склонность к занижению своих достоинств, иногда неудовлетворенность собой, своими качествами и поведением;
- третья часть педагогов обладает низким уровнем глобального самоотношения, который указывает на общую антипатию человека к самому себе, негативный баланс оценок своих свойств и качеств;
- большая часть педагогов характеризуется высоким уровнем профессионального выгорания, что проявляется в эмоциональном истощении, деперсонализации или редукции;
- у педагогов, с положительным глобальным самоотношением наблюдается высокая степень устойчивости и эмоциональной стабильности;
- педагоги с высоким уровнем глобального самоотношения, то есть в целом позитивно относящиеся к себе, которые положительно оценивают свойства и качества своей личности, характеризуется эмоциональной стабильностью и устойчивостью.
- педагоги, которые обладают низким уровнем глобального самоотношения, то есть негативно оценивающие свои свойства и качества личности, характеризуются психоэмоциональным истощением, снижением своего самоотношения в отношении профессионально-личностных качеств, а также у них может возникать деперсонализация личности.
Результаты нашего исследования показали, что гипотеза нашего исследования подтвердилась: у педагогов ДОУ с разным уровнем эмоционального выгорания, проявляются следующие особенности самоотношения:
- при выраженном уровне эмоционального выгорания самоотношение характеризуется самообвинением, ожиданием положительного отношения других, низкой самоуверенностью;
- при низком уровне эмоционального выгорания самоотношение характеризуется выраженным самоуважением и саморуководством.
В результате полученных данных нами были разработаны методические рекомендации, которые направлены на профилактику и снижение уровня эмоционального выгорания у педагогов.
Подобные работы
- ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Самоактуализация как личностный ресурс профилактики синдрома
эмоционального выгорания у медицинских работников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Эмоциональное выгорание сотрудников банка
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
СОТРУДНИКОВ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ В ПЕРИОД
РЕСТРУКТОРИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Групповое консультирование как психологическая помощь врачам, переживающим синдром эмоционального выгорания
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - Занятие творчеством преподавателей высших учебных заведений как фактор совладания с эмоциональным выгоранием
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая готовность педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021





