Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОСВЕЩЕНИЕМ В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ «УМНЫЙ СВЕТ»

Работа №177281

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Аналитический обзор литературы 7
1.1 Мировое потребление электроэнергии на освещение 7
1.2 Проблема искусственного освещения школ 9
1. 3 Нормы и требования к организации освещенности в учебных
помещениях 11
1.4 Современные системы управления освещением 14
1.5Нормативно-правовая база в сфере освещения 17
2 Методика проведения эксперимента 19
2.1 Система сбора данных 19
2.2 Методика сбора данных световых характеристик 25
2.3 Создание макета помещения 26
2.4 Модульная структура научно-экспериментальной установки 34
2.5 Способ подбора комплекта датчиков освещенности для проведения
измерений 36
2.6 Выбор рационального порядка включения светильников 38
2.7 Методика определения взаимосвязи внешнего и внутреннего освещения 39
3 Экспериментальная часть 42
3.1 Характер распределения естественного света 42
3.2 Подбор датчиков 45
3.3 Мониторинг освещения 46
3.4 Определение порядка включения потолочных светильников 47
3.5 Определение взаимосвязи внешнего и внутреннего освещения 52
4 Описание принципа работы модуля 56
4.1 Состав модуля 56
4.2 Работа модуля управления освещением 57
4.3 Управление светильниками 58
4.4 Первичная установка модуля в аудитории 63
4.5 Проверка решения на эффективность 64
4.6 Экономическая эффективность системы 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72


По информации МЭА (международного энергетического агентства), 19% мирового потребления электрической энергии расходуется на освещение. В России расходуется порядка 13% вырабатываемой электроэнергии. Экономия электроэнергии возможна благодаря повышению эффективности новых осветительных устройств и данная задача считается одной из приоритетных задач правительства в области развития энергетического комплекса и модернизации экономики страны [1].
В ВУЗах и школах освещение занимает 20-50% от всего объема энергопотребления. В таких учебных заведениях возникает острая необходимость введения мер по повышению эффективности освещения с целью энергосбережения [38]. Одним из способов повышения энергоэффективности - является разработка и внедрение комплексной системы использования естественного света с помощью автоматизированной системы управления источниками света [2].
Исходя из статистических данных, около 26% молодых людей заканчивают школу с дефектом зрения, при этом за весь период обучения у детей патология возрастает в 2,4-2,5 раза [37]. Причиной считается недостаток дневного света и неправильное использование искусственного света. Это связано с тем, что в основном в школах учителя сами решают, когда включить или выключить свет в классе, исходя из своих предпочтений и ощущений [3].
Поэтому при создании автоматизированной системы освещения, необходимо учитывать, как должна расходоваться электроэнергия. Это должно происходить так, чтобы при минимальных затратах, с помощью правильного устройства и эксплуатации, было возможно обеспечить комфортные условия для глаз учеников и студентов, и высокое качество освещения, в общем, в учебных помещениях.
Объектом исследования являются системы освещения учебных помещений. Предметом исследования является процесс управления освещением.
Цель выпускной квалификационной работы - минимизация затрат на электроэнергию за счет создания модуля дискретного управления потолочными светильниками и обеспечение санитарных норм освещения в учебных помещениях.
Для достижения данной цели требуется решение следующих
исследовательских задач:
1)создание системы по сбору данных для характеристик проходящего света;
2)определение зависимости освещения внутри помещения от уровня освещения, которое поступает через окна;
3)разработка модуля управления освещением;
4)оценка экономической эффективности разработанного решения.
Научной новизной ВКР является разработка методики определения освещенности в локальных точках от естественного и искусственного освещения, поступающего в учебное помещение согласно СанПиН 2.2.1 2.1.1.1278-03.
На защиту выносятся следующие положения:
-методика определения взаимосвязи внешнего и внутреннего освещения;
-система сбора данных характеристик освещенности.
Практической ценностью данной работы является то, что разработанная система полностью автоматизирована и она требует наличие только одного датчика освещенности и по себестоимости значительно превосходит аналогичные решения.
Разработанный модуль управления освещением позволяет управлять включением потолочных светильников и производить протоколирование уровня освещенности. Датчик, установленный в оконном проеме, измеряет уровень естественной освещенности. Уровень освещенности в различных точках аудитории определяется по зависимостям, которые были рассчитаны в ходе работы и заложены в программу. Включение потолочных светильников осуществляется группами, в которые они были объединены, параллельно светонесущей стене. Если уровень освещения ниже установленной нормы, то включается дальняя от окна группа светильников. При этом постоянно просчитывается, достаточен ли уровень освещения в помещении.
Пояснительная записка состоит из введения, 4 разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность работы, сформулированы ее цель и задачи, научная новизна, практическая значимость и основные положения, выносимые на защиту.
В первом разделе ВКР проводится аналитический обзор литературы, в котором рассматриваются проблемы освещения и повышенного потребления электроэнергии в школах, также была изучена нормативно-правовая база в сфере освещения.
Во втором разделе представлена информация о научноэкспериментальной установке, ее составных частях и макете помещения. Также была разработана система сбора данных.
В третьем разделе были проведены два исследования по определению освещенности в учебных помещениях двух школ. Проводился мониторинг освещения в течение всего рабочего дня.
В четвертом разделе описан принцип работы системы управления освещением. Решение проверено на эффективность в эксплуатации, а также приведена экономическая эффективность разработанной системы.
В заключении сформулированы основные результаты ВКР.
Пояснительная записка изложена на 83 страницах, содержит 41 рисунок, 9 таблиц, список использованных источников состоит из 43 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены и изучены имеющиеся проблемы с искусственным освещением в учебных заведениях, а также рассмотрены нормы СанПиН к организации правильного освещения в учебных помещениях. Из-за того, что в РФ в большинстве школ и университетах учебные классы проектируется с боковым световым проемом, то образуется нехватка естественного света в отдаленных от окна частях помещения, таким образом свет распределяется неравномерно. Таким образом понижается уровень комфорта и качество световой среды учебного помещения. Это увеличивает утомляется и нервное возбуждение у обучающихся. Для того, чтобы не наносить вред здоровью обучающихся рекомендуется максимальное использование естественного света. Включение/выключение светильников происходит от индивидуального восприятия преподавателя в большинстве учебных заведений, а это может привести к нехватке освещения для обучающихся либо к перерасходу электроэнергии.
Благодаря созданной экспериментальной установке и макета помещения, был определен градиент распределения освещенности естественным светом в помещении. Также были определены уровни освещенности с различными комбинациями потолочных светильников. В результате исследований было выявлено, что свет в учебных помещениях распределяется неравномерно. Более интенсивно освещаются части помещения, находящиеся ближе к оконному проему. Поэтому если включается свет во всем помещении, то неравномерность освещения остается, а около светового проема становится еще и выше нормы. Это приводит к большему расходу электроэнергии, в то время как ее можно было бы сэкономить. Разница в уровне освещенности по всей длине помещения составляет 1 - 5%, а в месте расположения рабочих мест - 1 - 3%. Также было обнаружено, что освещение, в определенных локальных точках по ширине помещения, зависит от естественного света, которое поступает через окна. На основании этих данных была разработана методика определения зависимости освещения в локальных точках от естественного и искусственного освещения, был также определен правильный порядок включения светильников. Потолочные светильники необходимо объединять в группы, которые находятся параллельно светонесущей стене и включать их поочередно, в зависимости от уровня естественного света.
Полученная взаимосвязь внутреннего и внешнего освещения позволила отказаться от ненужного оборудования, из-за которого получилось уменьшить стоимость модуля управления потолочными светильниками. Был создан модуль управления для учебных помещений. Он состоит из микроконтроллера и датчика освещенности. В работе модуля используются вычисленные зависимости уровней локальной освещенности, что является его особенностью. Разработанный модуль эффективен и позволяет сэкономить до 50% электроэнергии в зависимости от продолжительности светового дня. Стоимость системы управления значительно меньше существующих на рынке систем и также она проще в создании



1.Рекомендации по вопросам политики энергоэффективности
[Электронный ресурс]. - МЭА. 2009. - URL:
http://www.iea.org/media/translations/russian/EE _recommendations _ russian. pdf (дата обращения 02.02.2019).
2.Гагарин, В.Г. Об оценке энергетической эффективности энергосберегающих мероприятий [Текст] / В.Г. Гагарин, П. Пастушков // Инженерные системы: журнал / АВОК - СевероЗапад. - Санкт-Петербург, 2014. - Выпуск 2. - С. 26-29.
3.Правила поведения, способствующие сохранению энергии в
образовательных учреждениях: Методическое пособие по
энергоэффективности для образовательных учреждений [Текст] / Центр комплексной энергоэффективности и энергосбережения. - Москва: Энергоиздательство, 2012. - 48 с.
4.Боммел, В.Ван. Качество освещения и эффективность: критический обзор [Текст] / В.Ван Боммел // Светотехника: сб. статей. - Москва, 2016. - Вып. 1. - С. 6-11.
5.Энергоэффективное электрическое освещение: учебное пособие [Текст] / С.М. Гвоздев, Д.И Панфилов, Т.К. Романова; под общ ред. Л.П. Варфаламеева - Москва: Издательский дом МЭИ, 2014. - 288 с.
6.Шкрадюк, И.Э. Технологическая картина мировой энергетики до 2050 г. [Текст] / И.Э. Шкрадюк, В.А Чупров. - Москва: WWF России, 2015. - 78 с.
7.Данилов, Н.И. Основы энергосбережения: учебник [Текст] / Н.И. Данилов, Я.М. Щелоков - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2016. - 564 с.
8.Энергосбережение и повышение энергетической эффективности: Учеб. пособие для ответственных за энергосбережение / Е.А. Борголова, Ф.Ф. Лавриненко, Ю.Ф. Тихоненко, А.В. Стежка, В.А Брянцев, М.К Агеев, Ю.Г Жокин. - Москва: КЭУ, 2014. - 234 с.
9.Башмаков, И.А. Сравнение мер российской политики по повышению энергоэффективности в промышленности с мерами, принятыми в развитых странах [Электронный ресурс] / И.А Башмаков, В.И. Башмаков. - Москва: ЦЭНЭФ, 2012. - URL: http://esco.co.ua/journal/2012 4/art23.pdf (дата обращения 09.02.2019).
10.Федюкина Г.В. Современное освещение школ. [Текст] / Г.В. Федюкина; под общей редакцией проф. Азенберга. - Москва: Знак, 2016. - 16 с.
11.Козловская, В.Б. Электрическое освещение: учебник для вузов [Текст] / В.Б. Козловская, В.Н. Радкевич, В.Н. Сацукевич - Минск: Техноперспектива, 2015. - 321 с.
12.Кнорринг, Г.М. Справочная книга для проектирования электрического освещения [Текст] / Г.М. Кнорринг. - Санкт-Петербург: Энергиздательство, 2016. - 448 с.
13.Савин, В.К. Строительная физика: энергоперенос,
энергоэффективность, энергосбережение [Текст] / В.К. Савин. - Москва: Лазурь, 2015. - 432 с.
14.Блази, В. Справочник проектировщика. Строительная физика: учебное пособие [Текст] / В. Блази; пер. с нем. под ред. и с доп. А. К. Соловьева. - Москва: Техносфера, 2014. - 479 с.
15.Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы
проектирования: СНиП II-65-73. Общеобразовательные школы и школы- интернаты. Нормы проектирования [Текст]: нормативно-технический
материал. - Москва: Стройиздат, 1974. - 33 с. ... 43



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ