Формирование сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 . Исследование зарубежных и отечественных ученных по сенсорному
воспитанию 6
1.2 . Понятие о сенсорном воспитании и сенсорных эталонах 8
1.3 . Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста 14
1.4. Роль дидактических игр в формировании сенсорных эталонов детей дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2 . 1 . Констатирующий этап 33)
2.2 . Формирующий этап 44
2.3 . Контрольный этап 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 . Исследование зарубежных и отечественных ученных по сенсорному
воспитанию 6
1.2 . Понятие о сенсорном воспитании и сенсорных эталонах 8
1.3 . Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста 14
1.4. Роль дидактических игр в формировании сенсорных эталонов детей дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2 . 1 . Констатирующий этап 33)
2.2 . Формирующий этап 44
2.3 . Контрольный этап 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Актуальность исследования. В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении, что определяет для него меру значимости вещей и явлений окружающей жизни, развивает сенсорные способности. В то же время в практике прочно утвердилась система воспитания и образования, мало опирающаяся на индивидуально - личностный подход, когда все дети дошкольного возраста должны усвоить определенные знания, приобрести навыки и умения. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, наблюдается возрождение дидактических систем Ф. Фребеля, М.Монтессори, О.Декроли. При этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине XX века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка С нашей точки зрения теоретический анализ исследований Ии практики этого периода позволит внести коррективы построения педагогического процесса в целях его совершенствования в детских дошкольных воспитательно¬образовательных учреждениях.
Сенсорное развитие детей дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления), развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего
человека».
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко и многие другие.
В то же время накопленный опыт исследований и методических рекомендаций во многом утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных методов и внедрения их в практику.
Все вышесказанное определило цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование сенсорных
эталонов детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Объект исследования: сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста будет эффективным, если использовать дидактические игры.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Анализировать психолого-педагогическую и методическую литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
3. Подобрать и апробировать дидактические игры, направленные на формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
При проведении исследовательской работы были использованы
методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Сенсорное развитие детей дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления), развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего
человека».
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко и многие другие.
В то же время накопленный опыт исследований и методических рекомендаций во многом утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных методов и внедрения их в практику.
Все вышесказанное определило цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование сенсорных
эталонов детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Объект исследования: сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста будет эффективным, если использовать дидактические игры.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Анализировать психолого-педагогическую и методическую литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
3. Подобрать и апробировать дидактические игры, направленные на формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
При проведении исследовательской работы были использованы
методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Проблема сенсорного развития несомненно является актуальной в дошкольной педагогике и психологии. Одной из основных задач сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, а также результаты проведенного этапа нашего исследования позволяют говорить о важности проблемы сенсорного развития и необходимости поиска новых, более широких подходов к постановке и решению этой проблемы с позиции психолого-педагогического видения, междисциплинарной проблемы формирования всесторонней и гармонически развитой личности.
В процессе проведения нашего эксперимента на формирующем этапе представлена и апробирована система специальных дидактических игр- занятий, игр и упражнений направленных на формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста, что доказывает их эффективное влияние на общее сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, задачи исследования решены в полном объеме, гипотеза нашла свое подтверждение в результатах эксперимента.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, а также результаты проведенного этапа нашего исследования позволяют говорить о важности проблемы сенсорного развития и необходимости поиска новых, более широких подходов к постановке и решению этой проблемы с позиции психолого-педагогического видения, междисциплинарной проблемы формирования всесторонней и гармонически развитой личности.
В процессе проведения нашего эксперимента на формирующем этапе представлена и апробирована система специальных дидактических игр- занятий, игр и упражнений направленных на формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста, что доказывает их эффективное влияние на общее сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, задачи исследования решены в полном объеме, гипотеза нашла свое подтверждение в результатах эксперимента.
Подобные работы
- Формирование сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2024 - Использование технологии развивающих игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (2-3 лет) (Дошкольное образование, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Исследование процесса формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста (Нижневартовский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - Развитие сенсорных эталонов у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018



