Введение 3
1. Теоретические подходы к исследованию водных ресурсов
Ленинградской области 7
1.1. Характеристика Ленинградской области, как территории управления
водными ресурсами 7
1.1.1. Г еографическое положение, размеры и конфигурация территории ...7
1.1.2. Природные условия 10
1.1.3. Особенности размещения хозяйственного комплекса и
хозяйственного использования территории 21
1.2. Водные ресурсы Ленинградской области и их хозяйственное
использование 26
1.3. Особенности водных ресурсов области, как объекта управления. .37
2. Анализ региональной системы управления водными
ресурсами 43
2.1. Исследование механизма хозяйственного использования водных
ресурсов в регионе 43
2.2. Основные проблемы управления водными ресурсами Ленинградской
области 55
3. Разработка механизма управления водными ресурсами
Ленинградской области 68
3.1. Организация системы управления водными ресурсами на
территории Ленинградской области 68
3.2. Разработка механизма взаимодействие региональных структур с административно-хозяйственными системами других регионов и федерального
центра в вопросах управления водными ресурсами 82
Заключение 89
Список использованной литературы 93
Постановка проблемы: Одним из важнейших природных богатств Земли является вода, без которой невозможны ни многие природные процессы, ни сама жизнь, ни хозяйственная деятельность человека. В последнем случае вода выступает в качестве водных ресурсов, т.е. необходимого компонента того или иного вида деятельности. Водные ресурсы находят широчайшее применение и обильно потребляются обширным кругом отраслей хозяйства, несовпадающие интересы которых в этом, зачастую, пересекаются. Данная ситуация диктует необходимость нахождения баланса в использовании водных ресурсов между отраслями хозяйства и природными системами различных территорий. Нахождение и поддержание такого баланса осуществляется, как правило, системой управления водными ресурсами соответствующей территории. В условиях России, как федеративного государства, большую значимость имеет система управления водными ресурсами региона, как основной единицы административной и хозяйственной организации пространства в стране.
Для того, чтобы деятельность системы управления водными ресурсами региона была эффективной, она должна постоянно обновляться, ориентируясь на актуальное состояние территориальной хозяйственной системы и водно - ресурсного потенциала. При этом, она должна сохранять и выраженную стабильность, и последовательность деятельности в ключевых вопросах организации использования водных ресурсов. Вследствие указанных, противоречивых по сути требований к системе управления водными ресурсами региона, задача выработки подхода к ее обновлению представляется актуальной, как с научной, так и с практической точки зрения, особенно для таких регионов с высоким разнообразием видов водопользования, как Ленинградская область.
Социальная актуальность исследования обусловлена высокой значимостью водных ресурсов, как критически важного для жизни человека фактора. При этом значение имеет не только доступность воды, как таковой, но и ее качество, пригодность для питья и приготовления пищи, гигиенических процедур, бытовых нужд и пр. Не менее важны водные ресурсы и для хозяйственной системы региона, которая, в свою очередь, является основой материального благополучия его населения. А доступность и качество воды в регионе в современных условиях во многом определяются не только природными факторами (увлажненностью территории, ее гидрографической сетью и геологическими особенностями и пр.), но и особенностями размещения и функционирования хозяйственной системы, как самого региона, так и других пространств, с которыми связаны его гидрологические объекты и гидрогеологические структуры. Ленинградская область, в настоящее время, является территорией с высокой освоенностью промышленностью и транспортным комплексом и резко выраженной неравномерностью размещения населения, большая часть которого концентрируется в городской агломерации Санкт-Петербурга (в административном отношении он представляет собой отдельный регион - город федерального подчинения, который, однако, теснейшим образом связан с Ленинградской областью социальными и хозяйственными взаимодействиями). Выраженная неравномерность размещения населения области, наличие в ее центральной части городского эксклава, численность населения и промышленный потенциал которого многократно превышают соответствующие показатели региона, нахождение в области большого количества крупных промышленных, транспортных и коммунальных объектов-потребителей и потенциальных загрязнителей водных ресурсов являются условиями, способными провоцировать на тех или иных ее территориях дефицит водных ресурсов для населения, как качественный (т.е. недостаток качественной воды для удовлетворения определенных нужд), так и физический (недостаток воды, как таковой). Этот дефицит может быть, как спонтанным (возникающим при определенном сочетании природных и социальных условий), так и регулярным (если сочетания соответствующих условий регулярно повторяются) или даже перманентным. Предотвращение и преодоление (там, где он уже существует) дефицита водных ресурсов для населения, а также для хозяйственной системы в современных условиях возможно только при наличии в нем эффективно действующей системы управления водными ресурсами, способной оперативно и адекватно реагировать на процессы, влияющие на водно-ресурсный потенциал области.
...
Управление водными ресурсами региона представляет собой сложную задачу, решение которой требует учета большого количества факторов. В современных условиях постоянно расширяющегося спектра видов водопользования и количества водопользователей данная задача постоянно усложняется необходимостью согласования их интересов и сохранением социально-значимого характера обеспечения водой населения и хозяйственной системы региона. Сложность задачи управления водопользованием в современных условиях очевидна даже для такого водоизбыточного региона, каким является Ленинградская область. Хотя в регионе в хозяйственной деятельности непосредственно задействуется всего около 1% имеющихся водных ресурсов, тем не менее, отмечаются ситуации их нехватки или несоответствия требуемому качеству, что обусловлено, во-первых, значительной неравномерностью хозяйственного освоения территории (и, соответственно, территориальных потребностей в водных ресурсах), а, во-вторых, ухудшением свойств водных ресурсов из-за непосредственного (в ходе эксплуатации) или опосредованного (при других видах хозяйственной деятельности) антропогенного воздействия на поверхностные водоемы и водоносные горизонты подземных вод. Кроме того, в области развит широкий спектр различных видов водопользования, ряд которых (например, транспортное использование водных объектов, гидроэнергетика, водоснабжение Санкт- Петербургского мегаполиса и пр.) имеет значимость межрегионального, общегосударственного и даже международного уровня.
Оценка системы управления водопользованием Ленинградской области, выполненная в настоящей работе, производилась в три этапа. На первом этапе (глава 1) рассматривалось состояние природной среды региона, как фактора формирования его водных ресурсов, а также территориального размещения социально-экономической системы, как фактора их потребления. Были охарактеризованы природные факторы, обеспечивающие водоизбыточность
Ленинградской области практически по всей ее территории и рассмотрены основные особенности расселения и хозяйства в ней, которые определяют интенсивное потребление воды, а также высокие риски ее загрязнения. Второй этап (глава 2) посвящен рассмотрению истории и современного состояния водопользования в регионе, основным проблемам во взаимодействии хозяйствующих субъектов и административных структур различных уровней в вопросах водопользования. Третий этап (глава 3) - это рассмотрение
существующей системы управления водными ресурсами региона, основных проблем в данной сфере, а также перспектив, и основных направлений ее реформирования.
Существующую в настоящее время систему управления водными ресурсами Ленинградской области нельзя считать завершенной. Представляя собой структуру, управляющую водохозяйственными объектами, значительная часть которых была унаследована еще с советских (а некоторые - даже с досоветских) времен, она вынуждена учитывать соответствие их положения и свойств, прежде всего, реалиям и потребностям прошлого и необходимость адаптировать их возможности к условиям настоящего. Следствием указанного различия между унаследованной структурой и возможностями водохозяйственных объектов региона и потребностями современности является неполное соответствие существующих возможностей управления водными ресурсами последним. В частности, не закончено объединение муниципальных водоканалов области в единую региональную структуру, хотя в этом направлении уже проведена большая работа. Значительные проблемы имеются и в вопросах управления эксплуатацией и охраной подземных вод региона. А этот вопрос становится все более важным по мере перевода питьевого водоснабжения крупных населенных пунктов области на подземные источники. Не урегулированы до конца и вопросы межрегионального и трансграничного водопользования.
...
1. Конституция Российской Федерации // Портал Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/constitution;
2. Перечень водных объектов на территории Ленинградской области, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов (утвержден распоряжением Правительства Ленинградской области от 02.04.2007 N 118-р) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/8456895;
3. Временные методические указания по комплексной оценке качества поверхностных и морских вод. Утв. Госкомгидрометом СССР 22.09.1986 г. № 250-1163. - М.: 1986. - 5 с.;
4. Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины / под. ред. А.Ф. Трёшникова. - Москва: Советская Энциклопедия, 1988. - 432 с.;
5. Головина Е. И. Экономический механизм рационального использования подземных вод // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. №1-4. - с. 951-955;
6. Даринский А.В. География Ленинградской области. - СПб.: Фирма «Глагол», 2001. - 127 с.;
7. Доклад «Об экологической ситуации в Ленинградской области в
2020 году» // Сайт Комитета по природным ресурсам Ленинградской области [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //nature.lenobl .ru/media/uploads/userfiles/2021/06/28/ДОКЛАД_ОБ_ЭКОЛО ГИЧЕСКОЙ_СИТУАЦИИ_В_ЛЕНОБЛАСТИ_В_2020_ГОДУ_7nCDiD8.pdf
8. Кичигин, В. И. Использование интегральных показателей загрязненности для анализа состояния водотоков / В. И. Кичигин, Е. Д. Палагин //ВСТ. - 2005. - № 7. - с.25.;
9. Ланко Д. А. Управление трансграничными водными ресурсами: сравнительный анализ российского и американского опыта // Балт. рег. 2013. №1. - с. 27 - 37;
10. Ленинградская область // Сайт «Вода России» [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://water-
гГ.гн/Регионы_России/2530/Ленинградская_область;
11. Матвеева Л.Г., Каплина А.В. Ресурсообеспечение экосистемы региона в разных экономических фазах: роль водных ресурсов // Вестник Академии знаний. 2021. №4 (45). - с. 176 - 184;
12. Матвеева Л. Г., Чернова О. А. Проблема рационального распределения и использования водных ресурсов трансграничных территорий // Вестник Академии знаний. 2020. №1 (36). - с. 130 - 136;
13. Молотов В. С., Гомбоев Б. О., Зомонова Э. М. Совершенствование системы управления в сфере использования, охраны и модернизации водохозяйственного комплекса России // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. №4. - с. 204 - 210;
14. Невско-Ладожское бассейновое водное управление. Официальный
сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nord-west-
water.ru/governance/activity_zone;
15. Нева // Сайт «Вода России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://water-rf.ru/Водные_объекты/72/Нева;
... всего 35 источников