Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения прагматем в устной речи 8
1.1. Специфика устной речи 8
1.2. Спонтанная устная речь 14
1.3. Устная речь как объект изучения прагмалингвистики 23
1.4. Виды маркеров устной речи 29
Выводы по 1 главе 37
Глава 2. Прагмалингвистические аспекты устной научной речи 40
2.1. Общая характеристика научного стиля речи 40
2.2. Статус устной научной речи в современной лингвистике 48
2.3. Прагматемы в разных жанрах устной научной речи 52
2.4. Актуальные разряды прагматем устной научной речи 65
Выводы по 2 главе 78
Заключение 80
Список использованной литературы 83
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена проблемам исследования прагматического потенциала языковых единиц и специфики их употребления в устной речи научного стиля.
Актуальность исследования.
В настоящее время наблюдается рост интереса лингвистической науки к устной речи современных носителей языка. Разнообразная по формам представления и сферам функционирования устная речь является объектом разноаспектных исследований. Между тем, несмотря на то, что первичный статус устной речи по отношению к письменной всегда постулировался в лингвистической науке, феномен устной речи, специфика которого определяется условиями мгновенного порождения и тесной связи с мыслительными процессами, остается недостаточно изученным по сравнению с письменной формой кодифицированного литературного языка. Кроме того, сам статус устной речи в системе функциональных стилей русского литературного языка в настоящее время остается дискуссионным. Это связано прежде всего с процессами расширения форм и способов коммуникации в современном мире, что приводит к значительному расширению сферы функционирования устной речи.
Так, в частности, в настоящее время наблюдается активное расширение сферы функционирования устной научной речи, представленной не только в академических выступлениях и в учебной аудитории, но и в телевизионных программах, в радиопрограммах, в интернет-проектах, в различных массовых мероприятиях просветительского характера и т.д. Между тем изучение устной научной речи в силу ее двойственной природы долгое время не было предметом внимания исследователей. Как известно, для функциональной стилистики ядром научной речи является письменная форма, которая последовательно изучалась на протяжении всего XX в. (работы М.Н.
Кожиной, Л.В. Славгородской, Е.С. Троянской, Н.М. Разинкиной, М.Л. Котюровой, О.Д. Митрофановой и др.). Устная речь долгое время изучалась преимущественно на материале спонтанной разговорной речи в сфере бытового общения. Именно в бытовой спонтанной речи, противопоставленной книжно-письменному языку, исследовались характерные черты устной речи. Научная устная речь как речь, обладающая намного меньшей степенью спонтанности, мало интересовала исследователей. Существенный прорыв произошел благодаря коллективным исследованиям устной научной речи, осуществленным в 1970-1980-е гг. русско-чешским коллективом под руководством О. А. Лаптевой, благодаря которым был создан сборник научных трудов под названием «Современная русская устная научная речь». Однако дальнейших системных исследований научной устной речи с тех пор не проводилось.
В настоящее время научная речь становится объектом многоаспектного изучения и на первый план выходит коммуникативный аспект. Включение в научную парадигму человека как пользователя языка способствовало формированию теории речевого взаимодействия, изучающего речевое поведение человека, обнаружению взаимозависимости между целеполаганием и выбором языковых единиц. Так, рассмотрение в первую очередь функционирования языковых единиц в дискурсе, в реальных процессах коммуникации, привело к формированию интереса к прагматическим аспектам устной научной речи. В связи с тем, что прагмалингвистика является еще достаточно молодой научной дисциплиной, в настоящее время не существует полного описания прагматических характеристик единиц различных языковых уровней. Изучение прагматических единиц в устной речи научного стиля, на наш взгляд, является вкладом в системное описание прагматических единиц и особенностей их функционирования в различных сферах коммуникации.
Вышеизложенное позволило сформулировать цели и обозначить задачи настоящего исследования.
Целью данной работы является выявление, систематизация и описание функций прагматем в русской устной речи научного стиля.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть историю изучения устной научной речи в отечественной лингвистике;
2) определить содержание и соотношение понятий «устная речь», «разговорная речь», «спонтанная речь»;
3) рассмотреть различные подходы к определению понятия «прагматема» с учетом результатов современных исследований в области прагмалингвистики;
4) изучить существующие классификации прагматем в современных исследованиях;
5) изучить целевые установки этапов научной речи и способы их реализации;
6) определить: факторы, оказывающие влияние на степень прагматического воздействия речи;
7) охарактеризовать современное состояние жанровой системы устной научной речи;
8) проанализировать устную речь научного стиля на основе собственных записей, материалов Национального корпуса русского языка и видеоматериалов, представленных в сети Интернет;
9) выявить актуальные разряды прагматем в научной речи, выполнить комплексный анализ этих единиц;
10) исследовать функции прагматем в современной устной речи научного стиля.В ходе выполнения исследования были применены следующие методы:
-теоретические (описательный метод; обобщение, анализ, синтез, научное обоснование фактов);
-практические (семантический анализ; наблюдение, сбор и анализ первичной информации, анализ вторичных источников информации,
лексикографический метод; контекстный метод (дискурсивный анализ). Объектом исследования является устная научная речь.
Предметом исследования является функционирование прагматем в устной речи научного стиля.
Гипотеза исследования: использование прагматем в научной речи способствует ее разбавлению и функциональному насыщению, приданию эмоциональной окраски и избеганию наличия в ней длительных пауз.
Материалом для исследования послужили случаи использования прагматических маркеров, обнаруженные в процессе расшифровки устных выступлений различных представителей научной сферы.
Данная выпускная квалификационная работа структурно представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы и приложения.
В введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель и задачи работы, объект и предмет исследования, методы исследования, раскрываются теоретическая и практическая значимость проведенного мной исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения прагматем в устной речи, выявляется специфика устной речи и виды маркеров.
Во второй главе на основании примеров и анализа происходит выявление прагмалингвистических аспектов устной научной речи, путем анализа научной речи в разных жанрах. Выявление актуальных разрядов прагматем в научной речи.
Заключение содержит обобщающие выводы по результатам проведенного исследования.
Список использованной литературы составлен в алфавитной последовательности и включает в себя 83 наименования.
Выбрав в качестве темы выпускной квалификационной работы «Прагматемы в устной речи научного стиля» и определив ее цель - выявить и систематизировать функции прагматем, мы пришли к следующим выводам.
В лингвистике прагматический аспект изучения понимается как исследование связи между адресатом и адресантом, воздействующей, или прагматической, функции текста на реципиента. Эта функция репрезентируется в тексте, в его содержании, в его языковых единицах. Для нового этапа развития лингвистики характерна особая заинтересованность в устранении возникших проблем, которые встречаются в речевом общении, а также вызванные в связи их речевого взаимодействия как неотъемлемого компонента. В качестве основного стимула для увеличения исследований является решение прагматической задачи. Языковые единицы, реализующие прагматическую функцию в тексте, называются прагматемами. Следовательно, прагматическая ценность текста зависит от прагматической ценности составляющих его прагматем, что, в конечном счете, измеряется прагматическим эффектом, то есть результатом воздействия текста на эмоции и поведение адресата.
В научной речи говорящие используют прагматемы, которые функционируют в речи не только единично, но и в составе целых конструкций. Они теряют свои денотативный и сигнификативный компоненты, становясь единицами коммуникативно-прагматического уровня. Прагматемы есть класс условно-речевых, чисто функциональных единиц, представленных только в разговорной речи. Как речевая единица, прагматическая фразема или по-другому называя прагматема, функционирует в конкретном речевом акте. Ей присуща синонимия, вызванная как результат выбора или использования разных языковых средств.
По сути, прагматемы - это единицы языка, которые ранее обладали статусом определённой грамматической категории (части речи), однако, приобретая новое функциональное назначение в устной речи, утрачивают признаки этой категории. Им свойственно изменять свое лексическое, реже грамматическое значение в процессе прагматикализации. При всем этом они непременно становятся прагматическими единицами, которые отвечают за выражение разнообразия множества реакций говорящего в форме самостоятельного высказывания. В устной речи, прагматемы могут быть дополнены разнообразными невербальными средствами для придания большей значимости намерений адресанта. Общепризнанным является тот факт, что речевое воздействие должно рассматриваться в русле прагматики. Прагматика изучает только те языковые средства и свойственные ей закономерности речи, которые позволяют достигнуть конечной цели коммуникации - воздействие говорящего на слушающего. Для лингвистической прагматики, которая рассматривает речевую коммуникацию как одну их форм целенаправленной деятельности, является закономерным ее стремление определить компоненты, обеспечивающие выполнение говорящим определенных целей. Известно, что научный стиль речи имеет целый ряд особенностей, которые выделяют его среди прочих стилей речи. Так, значимыми являются: монологический характер повествования, строгий отбор языковых средств и потребность в нормативности речи, которая подразумевает ее точность и уместность. Появление в научном стиле речи прагматем способствовало ее разбавлению, так научный стиль речи приобретает новый вид и характер восприятия становится более понятен и интересен для адресата. Однако передача речевых сообщений никогда не является конечной целью научной речи, она является только средством достижения других целей, конечной из которых является цель управления деятельностью, мышлением слушателя. В этом и заключается прагматический аспект речи.
В практической части данной работы были рассмотрены актуальные разряды прагматем: междометные прагматемы, дискурсивные прагматемы, поисковые прагматемы, прагматемы-рефлексивы, прагматемы-аппроксиматоры, прагматемы-ксенопоказатели, метакоммуникативные прагматемы., ритмообразующие прагматемы, дейктические прагматемы. прагматемы самокоррекции. Путем анализа речи разной степени подготовленности были выявлены разряды прагматем, употребление которых наиболее часто происходит именно из-за спонтанности самой речи, также их появление может быть вызвано спецификой присущей говорящему. Была выявлена функциональность прагматем, которая меняет свое функциональное значение в зависимости от контекста их употребления. На анализе двух лекций, проведенных с временной разницей продолжительностью в 30 лет, были обнаружены изменения в значении использования отдельных прагматем и их видоизмененная со временем конструкция, выявлены новые разряды и подтверждена их актуальность использования для настоящего времени.
В заключение отметим перспективный характер темы данной работы. В будущем возможны дальнейшие исследования функционального назначения прагматем, их комплексного описания с целью разработки словаря коммуникативно-прагматических единиц. Словарь прагматем будет актуальным в профессиональной деятельности филологов-преподавателей и специалистов, которые изучают научную речь.
1. Александрова О.А. Рече-коммуникативный статус паузы колебания: дис. канд. филол. наук. Великий Новгород, 2004. 208 с.
2. Андросова Н.А., Чен Ч.В. О возможностях лексикографического описания русской спонтанной речи // Современные коммуникации: Язык. Человек. Общество. Культура. Сборник статей. Екатеринбург, 2010. С. 231-235.
3. Анощенкова А. М. Интонационные характеристики спонтанной речи и чтения диалогического текста. Автореф. дис. канд. филол. наук. М.,1977 с.10.
4. Бабенко. Л. Г. Большой толковый словарь синонимов русской речи: Идеографическое описание / под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. - М.: Аст- Пресс Книга, 2008. -784 с.
5. Барнет Вл. Проблемы изучения жанров устной научной речи // Современная русская устная научная речь. Т. 1. Москва ,2010. - с.-144-147.
6. Баженова Е. А. Средства адресации в научном тексте [Электронный ресурс] // Медиаскоп. - 2012. - Вып. 4. - URL: http://www.mediascope.ru/node/1240(дата обращения: 01.12.2020).
7. Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эмпирические исследования языка и его использования в социальном контексте) // Язык и моделирование социального взаимодействия - М.: Прогресс, 1987 с. 91.
8. Блейкмор Д. Понимание высказываний: введение в прагматику. Оксфорд: Бэзил Блэкуэлл, 1992. 191 с.
9. Богданов В.В. Речевое общение: Прагматические и семантические аспекты. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1980. - 216 с.
10. Богданова-Бегларян Н. В. Прагматемы в устной повседневной речи: определение понятия и общая типология // Вестник Пермского университета.
- 2014. - 3 (27). - С.7-20.
11. Богданова-Бегларян Н. В., Кислощук А. И., Шерстинова Т. Ю. О ритмообразующей функции дискурсивных единиц // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. Вып. 2 (22). С. 7¬17.
12. Богданова-Бегларян Н.В. Лингвистические этюды (о некоторых особенностях русской разговорной речи) // Вестник Пермского научного центра УРО РАН. - 2014. - №1 (Январь - Март). - С.50-66
13. Бондарко А.В. Теория функциональной грамматики - Л.: Наука (Лен. отд.), 1987. - 237 с.
14. Богданов, В. В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты/ В. В. Богданов. Л., 1990.
15. Бондарко Л.В. Спонтанная речь и организация системы языка// Бюллетень Фонетического Фонда № 8 «Фонетические свойства русской спонтанной речи» / Под ред. Л.В. Бондарко, М. Краузе. - СПб, 2001. - С. 17¬23.
16. Булыгина Е. Ю., Трипольская Т. А. Интерпретационный потенциал прагматически маркированного слова: взаимодействие идеологического и оценочного компонентов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2015. - № 5. - С. 8-22.
17. Вежбицкая А. Речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике Вып. XVI: Лингвистическая прагматика / Общ.ред. Е.В. Падучевой. - М.: Прогресс, 1985. - С. 251 -275.
18. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / Пер. с англ. А.Д. Шмелева под ред. Т.В. Булыгиной. - М.: Языки русской культуры, 1999. - I-XII. - 780 C.
19. Виноградов В. В. Русский язык: (Граммат. учение о слове): [Учеб. пособие для высш. учеб. заведений]. М., Л.: Учпедгиз, 1947. 784 с.
20. Виноградов С. И., Платонова О. В., Культура русской речи: учебник для вузов; отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 1999. - 323-324 с.
21. Ворошкевич Д.В. Роль интонации в формировании социокультурного компонента межличностного общения. Авто-реф. дисс. канд. Филол. Наук. М., 2003.
22. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство "Лабиринт", Редактор: Г. Н. Шелогурова, М., 1999. - 352 с.
23. Галяшина Е. И. Установление факта предварительной подготовки письменных и устных текстов: методические рекомендации. М.: ГУ ЭКЦ МВД России, 2003. 104 с.
24. Грабовская И. В. Теоретические основания изучения
метакоммуникативных вопросов. М.: Издательство ЛКИ, 2013. - 79 с.
25. Грайс Г. П. Логика и речевое общение. М.: Прогресс, 1985. - Вып. 16. Лингвистическая прагматика. - 23 с.
26. Данилова Н. Ю. Научный стиль речи: учебно-методическое пособие / Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина., 2009. - 99 с.
27. Девкин В. Д. Разговорная речь: Синтаксис и лексика. - М.: Международные отношения, 1979. - 15 с.
28. Жабин Д.В. Формальные признаки спонтанной речи говорящего в ситуации стресса: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Д.В. Жабин. - Воронеж, 2006. - 330 с.
29. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». 2010. 330 с.
30. Заботкина В.И. Основные параметры прагматики нового слова
[Электронный ресурс] // Проблемы семантики и прагматики: сб. науч. тр. - Калининград, 1996. -
URL:https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/probl/index.php (дата
обращения: 04.02.2021).
31. Земская Е.А., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь: итоги и перспективы исследования // Русистика сегодня. М., 1988. 43. Зубкова Л.Г. Фонологическая типология слова. М., 1988, с.8-258.
32. Златоустова Л. В. Язык и речь: проблемы и решения / Под ред. Г. Е. Кедровой, В. В. Потапова. МАКС Пресс Москва, редактор Потапов Всеволод Викторович. 2006, с. 62-76.
33. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М.: Знание, 1998., - 126 с.
34. Кибрик А. А. Лекция «Дискурсивные маркеры» [Электронный ресурс] // -
М.: Факультет филологии МГУ, 2009. -
URL:https://scienceforum.ru/2015/article/2015017616 (дата обращения:
26.12.2020
35. Киселева Л. А. Вопросы теории речевого воздействия. - Ленинград: Изд- во ЛГУ, 1978. - 160 с.
36. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение,1993. - 224с.
37. Кормилицына М. А. Рефлексивы в речевой коммуникации // Проблемы речевой коммуникации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. С. 20-25.
38. Крижанская, Ю. С. Грамматика общения / Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков. Л., 1990
39. Курбанова З. Ф. Диалогичность научной речи в аспекте экспрессивности и прагматики: АКД. - Махачкала: изд-во Дагестанского гос. пед. ун-та, 2004.
- 24 с.
40. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: Уч. пособие / Е.В. Клюев. - М.: Рипол классик, 2002. - 317 с.
41. Кржижановская Е. М. Коммуникативно-прагматическая структура научного текста: АКД. - Пермь: изд-во Перм. ун-та, 2000. - 23 с.
42. Курбанова З. Ф. Диалогичность научной речи в аспекте экспрессивности и прагматики: АКД. - Махачкала: изд-во Дагестанского гос. пед. ун-та, 2004.
- 24 с.
43. Ладыжникова В. И. Тематическое развертывание и прагматическое
фокусирование в научном тексте [Электронный ресурс] // Вестник БФУ им. И. Канта. - 2010. - Вып. 02. - URL:
https://journals.kantiana.ru/upload/iblock/6bf/aobrbwyaswbnmrxahkqaor%20oc.lq _65-70.pdf (дата обращения: 13.01.2021).
44. Лаптева О. А. Русский разговорный синтаксис. М.: УРСС, 2004. 396 с.
45. Лаптева, О. А. Разговорная речь / О. А. Лаптева // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 541
46. Лаптева, О. А. Русский разговорный синтаксис / О. А. Лаптева. - М.: Наука, 1975. - 397 с.
47. Леонтьева Ал.Б., Кипяткова И.С. Моделирование нефонемных речевых элементов и создание альтернативных транскрипций для распознавания спонтанной речи. Труды первого междисциплинарного семинара «Анализ разговорной русской речи» (АР3 - 2007). - СПб.: ГУАП, 2007, С. 77-85
48. Лотман Ю. М. Л. Культура и взрыв. - М.: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992 - с. 186.
49. Маркс К., Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М., 1966 с.13.
50. Мишанкина Н.А. Прагматика научного дискурса // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2015. - № 2. - С. 126-133.
51. Москвитина Т. Н. Ключевые слова и их функции в научном тексте // Вестник ЧГПУ. 2009. №11. С.270-283.
52. Норман Б.Ю. Лингвистическая прагматика на материале русского и других славянских языков. Минск, 2009.
53. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. - М.: Просвещение, 1991.
54. Плотникова А. М. Вокативность как словарная и прагматическая характеристика слова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2015. - № 2. - С. 58-65.
55. Подлесская В.И., Кибрик А. А. Коррекция в устной русской монологической речи по данным корпусного исследования // Русский язык в научном освещении», №2 (12), 2006, C. 7-55.
56. Подлесская В.И., Кибрик А.А. Самоисправления говорящего и другие типы речевых сбоев как объект аннотирования в корпусах устной речи // Научно-техническая информация. - Серия 2. - 2007. - № 2. - С. 2-23.
57. Подлесская В. И. Нечеткая номинация в русской разговорной речи: опыт корпусного исследования //. Основная программа конференции / гл. ред. В. П. Селегей. М.: РГГУ, 2013. С. 631-643.
58. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 437с.
59. Потапова Р.К. Коннотативная паралингвистика. - М.: Триада, 1997. - 69 с.
60. Рудык Н.Н. К проблеме толкования понятия «спонтанная речь» // Наука и образование, №4-5, 2010, Одесса, Украина, C. 188-191.
61. Самофалова, Е. И. Основные признаки научного сообщения / Е. И. Самофалова, Е. Ю. Кошелева // Молодой ученый. — 2009. — №6. — С. 96¬99.
62. Сапунова Е.М. Лингвистические особенности неподготовленного чтения как вида речевой деятельности// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия филология, востоковедение, журналистика. Выпуск 1(ч. 2), 2009, С. 145-151.
63. Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. — М.: Высшая школа, 1976. — 263 с.
64. Сибирко Н.А. Коммуникативно-когнитивные и функционально-прагматические особенности модификации публицистических текстов: дис. канд. филол. - Пятигорск, 2010. - 34 с.65. Сиротинина О. Б. Современная разговорная речь и её особенности. — М.: Просвещение, 1974. — 144 с.
66. Сиротинина О. Б. (ред.). Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка: Лексика. Изд. стереотип. М.: URSS, 2016. 256 с.
67. Скляревская Г. Н. Прагматика и лексикография //Язык - система. Язык - текст. Язык - способность. - М.: Ин-т русского языка РАН, 1995. - С. 63-71
68. Скорикова, Т..П. Речевые средства организации устного научного текста //Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. - 2015. - № 2. - Издательство: Юго-Западный государственный университет, Курск. - С. 73-78.
69. Соклакова О.В. К обучению интонации устного неподготовленного монологического высказывания (на примере англ. яз.) /О.В.Соклакова // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 2003. - № 3. - С. 12-16.
70. Степанова С.Б. Чтение vs спонтанная речь: перцептивный аспект // Слово отзовется: памяти Аллы Соломоновны Штерн и Александра Вольковича Сахарного: сб. ст. / редкол.: Т.И. Доценко и др. Пермь: Перм. ун-т, 2006. С. 250-256. Фонетика спонтанной речи / отв. ред. Н.Д. Светозарова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
71. Тарасов Е.Ф. Место речевого общения в коммуникативном акте // Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977. С. 65-95.
72. Таюпова О. И. Прагматика научно-популярного текста // Актуальные проблемы контрастивной лингвистики, типологии языков и лингвокультурологии в полиэтническом пространстве. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2011. - Ч. 2. - С. 135-143.
73. Филиппова Н. C. Операции отмены как способ организации спонтанной речи (на материале устных спонтанных монологов-описаний) // Материалы XXXVI междунар. филол. конф. Вып. 20: СПб., 2007. С.86-90.
74. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения / Н.И. Формановская. - М.: Русский язык, 1982.
75. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический аспект / Н.И. Формановская. - М.: Русский язык, 2000.
76. Фрейзер. Б. Что такое дискурсивные маркеры? // Журнал прагматики. - 1999. - № 31. - . 931-952.
77. Шведова Н. Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 1960. с. 3.
78. Шевцова Н. В. Научный дискурс и его лингвистическая прагматика //Педагогический университетский вестник Алтая. - 2003. - № 4. - C. 113¬116.
79. Шмид В. «Нарратология». Языки славянской культуры. М., Москва 2003. с. 39.
80. Шупенина В.И., Культура речи; Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005, с. 51.
81. Щерба Л.В. Современный русский литературный язык: избр. работы по русскому языку. М.: Наука, 1957. с. 118.
82. Яковлева Э. Б. Речевые хезитации: Формальный и функциональный аспекты: Аналит. обзор / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания; отв. ред. Нагорная А.В. - М., 1998. - 176 с.
83. Янко Т. Е. Обращение в структуре дискурса // Логический анализ языка: Моно-, диа-, полилог в разных языках и культурах / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. - М.: Индрик, 2010. - C. 456-468.