Введение 2
Глава 1. Научно-теоретические основы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью игровых технологий 6
1.1. Формирование познавательной активности дошкольников, как
психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Использование игровых технологий , как средство актывитании
познавательной деятельности дошкольников старшей группы 13
1.3. Основные виды и характеристики игровых технологий 20
Вывод по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности игровых
технологий при активизации познавательной деятельности детей старшего
дошкольного возраста 29
2.1. Основные установки и этапы эксперимента 29
2.2. Констатирующий этап экспериментальной части 31
2.3. Формирующий эксперимент экспериментальной части 33
2.4. Контрольный эксперимент экспериментальной части 37
Вывод по второй главе 41
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Выбор темы исследования, обусловлен преобразованиями в современном российском обществе, которые привели к серьезным изменениям в системе дошкольного образования и коснулись как организационной, так и содержательной сторон данной ступени образования. В основе дошкольного образования находятся Федеральный Государственный Образовательный Стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых предлагается принцип развивающего образования, предполагающий познавательное развитие ребенка через самостоятельное добывание и применение знаний об окружающей действительности. Познавательная деятельность составляет значимый аспект становления личности детей старшего дошкольного возраста. В ходе, которой активизируются наблюдательность, любопытство и любознательность, формируются фундаментальные интеллектуальные и нравственные качества воспитуемых.
При этом познавательная деятельность в дошкольный период направлена не только на активизацию познавательного интереса, но и на формирование активности, самостоятельности и это переходная стадия, которая готовить детей к школьному обучению. Таким образом, актуальность исследования определяется потребностью в активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, поиск эффективных педагогических условий построения образовательного процесса с учетом принципа интеграции компонентов воспитательной работы.
Исходя из вышесказанного, возникает противоречие, которое проявляется в несоответствии между теорией развивающего обучения в соответствии с современными требованиями дошкольного образования (ФГОС, Концепция непрерывного образования) и недостаточностью обоснованных научных изысканий в этой области исследования.
Активизация познавательной деятельности предполагает реализацию принципа развивающего обучения, под которым понимается активно¬деятельностный способ обучения дошкольников.
Все вышесказанное позволило сформулировать тему нашего исследования: «Активизация познавательной деятельности старших
дошкольников с использованием игровых технологий»
Цель исследования: выявить и проверить экспериментальным путем эффективность игровых технологий для активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровые технологии, как средство активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: активизация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста будет эффективной, при реализации игровых технологий, как педагогического метода воспитания. При этом необходимо подобрать такие обучающие игры, которые способствовали бы развитию отдельных компонентов формирования интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогической литературу по данному вопросу, определить состояние разработанности проблемы.
2. Выявить теоретико-методологические и организационно¬практические подходы к активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при помощи игровых технологий.
3. Изучить понятие игровые технологии, их классификации и основные характеристики.
4. Разработать методическое пособие для педагогов ДОО по использованию игровых технологий, как средство активизации
познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования составляют: теоретические основы проблемы активности, представленные в трудах ведущих ученных и практиков (А.В. Белошистая, Б.Т. Лихачев, Н.Е. Веракса и т.д.).
Для выполнения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: изучение, анализ, обобщение, классификация психолого-педагогической и методической литературы; изучение педагогического опыта ДОО, педагогическое наблюдение, экспериментальная работа, оценка активности познавательной деятельности. Выбранная методологическая и теоретическая основа и поставленные задачи определили этапы исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что обоснованы необходимость и целесообразность использования игровых технологий при активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении теории дошкольной педагогики введением нового смыслового понятия «использование игровых технологий при активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Под которым понимается процесс развития ребенка и активного познания им окружающего мира и самого себя в игровой детской деятельности.
Практическая значимость исследования, внедрены в воспитательный процесс игровые технологии, которые были поделены на несколько блоков формирующих речевой аппарат, общие представления и модели социального поведения. Данные направления развития детей были выбраны в качестве критериев оценки активности познавательной деятельности детей. Кроме того результаты исследования стали основой при разработке методического пособия для педагогов ДОО, а также было экспериментальным путем подтверждено их положительное влияние на активизацию познавательной деятельности старшего дошкольного возраста.
Базой исследования является МБДОУ «Дарыяа Намзырай» с.Бай-Тал Бай-Тайгинского кожууна, в старшей группе, количество детей 12 человек.
Структура работы состоит из двух глав, к каждой из которой сделаны выводы, из ведения и заключения.
В первой части были разобраны теоретико-практические источники по данной проблеме, определены основные понятия и характеристики познавательной активности и игровых технологий.
Во второй главе на основе изученного в первой главе материала была разработана система игровых технологий для активизации познавательной деятельности, которая применялась на практике. Чтобы выявить эффективность предложенного способа преподавания, она была внедрена и реализована на базе исследования, где в экспериментальной группе дошкольников проводились тестирования перед и после применения коррекционной работы на основе нашей программы.
Познавательная деятельность - это инициативное, действенное отношение детей к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении. При этом она определяется познавательной активностью, которая отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, их внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность в обогащении своего умственного потенциала. Изучение литературы позволило нам выделить следующие компоненты познавательной активности - это эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно - процессуальный и компонент социальной ориентации. Каждый, из которых является элементом в развитии не только личностных, но и умственных качеств детей. В связи, с чем процесс обучения в дошкольный период должен быть направлена активизацию умственной работы ребенка, при которой воспитатель помогает и направляет его. Добиться этого можно различными методами обучения, новых рамках нашей работы мы разбирали игровые технологии.
Это обусловлено тем, что в дошкольные годы становление личности происходит, прежде всего, в игровой деятельности, которая привычнее для данного возраста, но для детей старшей группы ДОО в этот процесс необходимо добавлять элементы обучающего характера, тем самым активизировать их познание, которое занимает центральное место в развитии ребенка. От построения правильной игровой деятельности, способствующей формированию личностных качеств дошкольника, зависит не только продуктивность его познания, но и интенсивность развития его личности.
Таким образом, в этот период преподавателю необходимо уделить особое внимание активизации познавательной деятельности детей, подготавливая их к следующему этапу жизни, а собственно обучению в школе и получению статуса - ученик. Переход в школу заставит детей поменять их повседневную деятельность, они начинают систематизировано получать знания, за которые их оценивают, при этом появляется относительная самостоятельность и автономность в решении некоторых вопросов и проблем. Дети к 7 годам уже должны научиться обслуживать себя, в силу своих возможностей уже помогать взрослым, планировать свою учебную деятельность и целенаправленно осуществлять те или иные работы.
По определению, игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Существует большое количество классификации игровых технологий, каждый из которых свои виды и подвиды. Так, один из способов классификации подразумевает наличие творческих сюжетно-ролевых игр (которые обхватывают сюжетно-ролевые, драматические, строительно-конструктивные игры), строительно-конструктивные игры (характерна творческая деятельность дошкольников, когда они воспроизводят собственные познания и эмоции об окружающей действительности), игры с готовым содержанием и правилами (они созданы для формирования и становления личностных качеств детей). В дошкольной педагогике данный блок игр принято разделять на: дидактические, подвижные и музыкальные.
В педагогической практике довольно популярно использование проблемно-игровых ситуаций, которые нацелены на развитие у ребенка творческих способностей. Игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти и внимания; на овладение навыка выделять основные, присущие предмету характеристики, сравнивать и сопоставлять их. Также игры на обобщение предметов по конкретным признакам (свойствам); на развитие представлений о реальном и нереальном, фонетического слуха и смекалки.
Поэтому при воспитательной работе профессиональный преподаватель стремиться воссоздать на своих занятиях атмосферу игровой деятельности, т.к. она помогает в расслабленной, доступной и интересной форме получить необходимые знания, когда участники действия находятся на равных условиях и позициях. Игра позволяет ребенку проявить себя в различных направлениях, показать свои навыки, самостоятельность, инициативность и прочее.
В связи, с чем воспитатель детей старшей группы ДОУ, должен в процессе обучения активно использовать игровые технологии, знать их классификации, методы и требования их проведения, чтобы подбирать учебный материал осознанным и квалифицированным образом. Он должен обладать знаниями, когда какие обучающие игры применять и для чего они нужны.
Следует помнить, что в каждой обучающей игре есть игровое действие и обычно оно имеет учебно-тренировочный характер, повторяется и проверяется детьми, а при разработке собственной игровой методики, необходимо использовать игровые действия, требующие от ребенка усвоения определенной информации и не отходящее от используемой ранее информационно-логической схемы.
Проведенное, после изучения теоретического материала работа, по внедрению и реализации разработанной нами системы преподавания при помощи игровых технологий, только доказал его эффективность. На конкретном примере тестирования группы дошкольников, мы выявили, что для активизации познавательной деятельности и общего развития детей, можно воспользоваться различными блоками игр, которые влияют на разные направления интеллектуального и личностного развития.
Таким образом, можно сказать, что были решены все поставленные нами ранее задачи, мы подтвердили высказанную в начале дипломной работы гипотезу. Собственно, что использование игровых технологий для активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, является эффективным инструментом воспитательного процесса.
1. Авраменко, О.В. Игры по развитию речи для подготовки детей обучения в школе: практическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей / О.В. Авраменко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина». - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. - 30 с
2. Антонова, О.В. Развивающие игры и упражнения для детей 5 6 лет. Сто фантазий в голове / О.В. Антонова, Е.М. Юрченко. - Новосибирск: Сиб. университетское издательство, 2009. - 256 с. - ISBN 978-5-379-00961-8; [Эл. ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57524
3. Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э. , Борисова О.Э . Как научить дошкольника правильно думать. - М.: АРКТИ, 2015. - 112 с.
4. Белошистая, А.В. Мир вокруг тебя: для занятий с детьми 5 7 лет / А.В. Белошистая, Т.П. Богданец, Т.Ю. Шляхтина. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 88 с. - ISBN 978-5-691-01926-5.
5. Бондаренко Т.М . Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.¬666 с.
6. Букатов М.Б . Секреты дидактических ирр : Психология.. Методика. Дисциплина // М.Б. Букатов-Москва: М.: Сфера, 2009.-203с.
7. Бурменская Г. Л. по детской психологии// Под рдд .
Г. В. Бурменской - Москва: - М.: Издательский центр «Академия», 2005.¬308с.
8. Веракса, Н.Е. Познввттельно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. -
9. Веракса, Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.¬463 с.
10. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Кодачигова Ю.В.
Образовательная программа детского сада. - М.: АРКТИ, 2011. - 264 с.
11. Вознюк, Н.Г. Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет / Н.Г. Вознюк. - М.: Рипол Классик, 2009. - 320 с. - ISBN 978-5-38601-209-0; То же [Электронный ресурс]. - URL:
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М. :Директ-Медиа, 2014. - 570 с. - ISBN 978-5-4475-0478-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240335
13. Зебзеева, В.А. Программы экологического образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / В.А. Зебзеева. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 307 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5879-6.
14. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников // Начальная школа. - 2004- №11- С. 49-55.
15. Лихачев, Б.Т. Социология воспитания и образования / Б.Т. Лихачев. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. - 296 с. - (Педагогическое наследие). - ISBN 978-5-691-01671-4 ; То же [Эл.ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56559
16. Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. - М.: Учитель, 2013. - 399 с.
17. Лунина, Н.А. Играем в школу. Обучаемся в игре, чтобы успешно поступить в первый класс / Н.А. Лунина. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-379-00646-4; То же [Эл. ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57450
18. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет. - М.: Айрис-пресс, 2007
19. Мургазьева Г.Е. Игровые Г.Е. Mypяеаeьa. -
Волгоград: М.: Учитель, 2009. - 29с.
20. Печерога, А. Развивающие игры для дошкольников / А. Печерога. - М.: Вкоо , 2010. - 192 с. - (/Д.CIиаo.выIвав: учим, развиваем, воспитываем). - ISBN 978-8-408-0011 7-0; То же [Электрыйный ресурс]. - URL: httiA/biblioclub.ru/iBde.phr>?r>age book&id 222331
21. Paаo-ги
22. Семенова, Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста: монография / Н.В. Семенова, Л.Г. Шадрина. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2013. - 87 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9765-1588-8; То же [Эл.ресурс]. - URL: http: //biblioclub.ru/index. php?page=book&id=363730
23. Торохова, Г.Н. Занятие как одно из педагогических условий, способствующее активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в математическом развитии [Текст] / Г.Н.Торохова // Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2011. - № 8. С. 312-315.-0,4 п. л.
24. Уорнер, П. 150 развивающих игр для детей от трех до шести лет / П. Уорнер; под ред. Р. Пискотина; пер. М. Кульнева. - М.: Альпина нон- фикшн, 2014. - 330 с.: ил. - (Раннее развитие). - ISBN 978-5-91671-314-5.
25. Широкова Г.А. Справочник педагога-психолога ДОУ / Г.А. Широкова. - Подъемов н/Д: Феникс, 2011. - 446 с. - (Справочник) / Прибавление 9. Просветительская работа с опекунами - с.390