ВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты проектирования систем мониторинга персонала .... 5
1.1 Исследование подходов к организации процесса мониторинга
персонала 5
1.2 Анализ существующих информационных систем мониторинга
персонала 16
2 Анализ организационной деятельности НИУ БелГУ 20
2.1 Организационная деятельность НИУ БелГУ 20
2.2 Анализ системы мониторинга посещаемости в НИУ БелГУ 23
3 Проектирование архитектуры системы мониторинга посещаемости 29
3.1 Анализ и выбор формальных и программных средств реализации
проекта 29
3.2 Проектирование структуры системы мониторинга 37
3.3 Разработка модуля идентификации студентов 40
3.4 Оценка эффективности проекта 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 56
Одной из главных задач государственной политики в сфере образования является обеспечение высококачественного образования, соответствующего современным стандартам. Это качество должно быть основано на нескольких факторах фундаментальности знаний и развитии творческих компетенций обучающихся в соответствии потребностям личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса.
В статье 43 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» прописано: «обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия».
Под учебной посещаемостью понимается система присутствия студентов на лекционных, практических и других видов учебных занятий, в целях усвоения образовательной программы. С одной стороны, учебная посещаемость во многом предопределяет образовательные и другие достижения студентов, с другой учебная посещаемость служит объектом управления образовательным процессом.
Актуальность мониторинга обусловлена несколькими факторами. Посещаемость занятий как явление социально-педагогическое тесно связана с решением ряда организационных задач образовательного процесса, с решением социальных проблем семьи и самой образовательной организации. Посещаемость оказывает существенное влияние на их связь между собой, а также на создание имиджа образовательной организации. Как уже отмечалось, посещение учебных занятий - одна из обязанностей учащихся. Недобросовестное посещение занятий становится причиной возникновения ряда проблем учащихся, образовательной организации и общества.
Учёт посещаемости учебных занятий, контроль, оценка, регулировка и решение возникающих проблем является управленческой функцией деканата факультета/института. Необходимость отслеживания текущего состояния посещаемости, выявления колебаний и «узких» мест, определения зависимости различных показателей и результатов образовательного процесса от качества посещаемости в НИУ БелГУ востребовало проектирование и разработку системы мониторинга посещаемости.
Получаемые в результате этого процесса данные важны для принятия важнейших управленческих решений. Также эти данные нужны для повышения качества образования.
Таким образом, объектом данного исследования является учебный процесс НИУ БелГУ.
Предметом исследования является система мониторинга посещаемости занятий.
Цель исследования - повышение эффективности процесса мониторинга посещаемости.
Разрабатываемая система должна сводить к минимуму участие человека в процессе мониторинга посещаемости. В рамках данной работы необходимо решить следующие задачи:
— проанализировать теоретические аспекты и информационные средства мониторинга посещаемости обучающихся;
— исследовать организацию учебного процесса НИУ БелГУ и существующие системы мониторинга посещаемости занятий;
— спроектировать структуру системы мониторинга посещаемости и разработать модуль идентификации студентов.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены поставленные задачи.
Проведён анализ подходов к организации процесса мониторинга персонала. По результатам анализа для разработки модуля идентификации студентов в качестве метода идентификации выбран метод идентификации по геометрии лица.
Исследован процесс мониторинга посещаемости студентов НИУ БелГУ. На основе исследования разработаны диаграммы потоков данных этого процесса «как есть» и «как будет» после внедрения системы электронной идентификации.
Проведён анализ формальных и программных средств реализации проекта. По результатам анализа было принято решении о применении языка программирования Python для разработки модуля идентификации студентов. Преимуществом этого языка является лёгкость в применении, большое количество библиотек для обработки изображений, работы с камерами видеонаблюдений, и т.д.
На основе исследования предметной области, спроектирована и разработана диаграмма взаимосвязи компонентов модуля идентификации студентов с учётом применения выбранного метода идентификации .
Для разработки модуля идентификации студентов изучен язык программирования Python и его библиотеки. Разработан алгоритм и написана программа для обработки фотографий и регистрации студентов в модуле идентификации. Разработан модуль идентификации студентов с применением библиотеки распознавания лиц face_recognition. Алгоритмически описаны разработанные программы.
Разработанная система повысит эффективность процесса мониторинга посещаемости благодаря работе на протяжении всего учебного дня и высокого процента точности идентификации. Также разработанная система сведёт к минимуму применение человеческого труда в процессе мониторинга посещаемости.
Мониторинг посещаемости позволит получить высококачественные данные для проведения различных исследований с целью повышения качества образования. Качество образования населения тесно связано с экономическим ростом страны.
Разработанный модуль идентификации также может быть использован организациях для учёта рабочего времени сотрудников, в населённых пунктах для поиска пропавших без вести людей и преступников, в торговых центрах и местах массового скопления для контроля порядка.