Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ МОДЕЛИ БУДУЩЕГО У СОЦИАЛЬНО ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ

Работа №176864

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы210
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения психологической коррекции модели будущего у социально депривированных подростков 9
1.1. Подходы к изучению будущего времени в психологии 9
1.2. Психологические характеристики пдростков, воспитывающихся в
условиях социальная депривация 20
1.3. Психологические модели будущего времени у социально
депривированных подростков 30
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование психологической коррекции модели будущего у социально депривированных подростков 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 46
2.3. Организация и проведение программы психологической коррекции
модели будущего у социально депривированных подростков 67
2.4. Анализ эффективности программы психологической коррекции
модели будущего у социально депривированных подростков 73
Заключение 91
Список использованных источников 98
Приложения 106


Актуальность исследования. Проблема депривации в диапазоне различных ее разновидностей в настоящее время привлекает все большее внимание со стороны исследователей различных научных отраслей - педагогов, социологов, медиков, психологов. Важно отметить тот факт, что интерес к проблеме депривации существует, начиная с 1940-х годов, однако именно в условиях современности, в рамках стремительно изменяющегося мира, психологических и социокультурных детерминант, всех жизненных составляющих, данная проблема стала привлекать все больше внимания. На данный момент в число авторов, занимавшихся проблемой депривации входят Т.П. Авдулова, Д. Бурлингем, М.А. Буянов, Н.В. Вострокнутов, Л.С. Выготский, А.О. Гордеева, М.И. Лисина, И. Лангмейер, З. Матейчек, В.С. Мухина, А.Е. Личко, И.О. Калачева, В.В. Ковалев, А.М. Прихожан, Г.Е. Сухарев, Н.Н. Толстых, Р.А. Шпиц, Э. Эриксон, Дж. Боулби и др.
Необходимо подчеркнуть, что подростковый возраст представляет собой этап перехода от детства к взрослости. Традиционно, отечественные и зарубежные исследователи, такие как: Л.И. Божович, Д. Бокум, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, Г. Крайг, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн Д.Б. Эльконин и др., придерживаются точки зрения, что подростковый возраст наиболее трудный в воспитательном отношении.
Таким образом, актуальность проблемы подростковой депривации в полной мере обусловлена вниманием к личности подростка, социализации и развитии, как одна из основных задач современного социума [3].
Выстраивание жизненных перспектив, планирование своего будущего, ясность и четкость в постановке целей, в представлении себя, своего социального окружения, статуса, навыков, которыми овладел и других возможностей, является важной составляющей каждой развитой личности. Так строится индивидуальный путь развития человека. Главное, что дает способность моделировать свое будущее, это развитие, жизнедеятельность человека, как психически здоровой личности, изменения им социального уровня, так и преобразование окружающего мира.
Проблема изучения будущего времени в психологии обусловлена недостаточной долей исследований, представляется крайне актуальной, так как способность к самостоятельному определению жизненных целей и задач, составление прогнозов, а также, наличие в картине мира личности содержательно-насыщенной временной перспективы будущего, представляет собой одну из чрезвычайно важных составляющих психического здоровья человека. Общеизвестен тот факт, что сознательное формирование отношения к будущему происходит именно в подростковом возрасте. Учитывая факт, что современный подросток, находясь в условиях высокой социальной динамики общественной жизни, определенно испытывает трудности в определении стратегий конструктивного поведения и целеполагания, изучение будущего собственной жизни в подростковом возрасте представляется крайне актуальным. Еще более актуальной темой является изучение вариантов моделей будущего у депривированных подростков.
Данную проблему анализируют в своих трудах К.А. Абульханова- Славская, Е.Б. Агафонова, О.В. Беляева, Н.А. Берштейн, А.К. Болотова, В.В. Василькова, Д.Видра, Е.И. Головаха, Ж.В. Горькая, И.С. Давыдова, В.И. Ковалев, А.А. Кроник, А. Сырцова, Е.В. Хлыбова, А.А. Шутценбергер и многие другие.
Необходимо отметить тот факт, что, несмотря на повышение в последние годы интереса к данной проблеме в социальных, психологических, юридических, медико-психологических исследованиях, тема будущего времени у депривированных подростков, исследования, посвященные изучению данной проблемы, исчисляются единицами.
Так, Е.Б. Агафонова в своей работе отмечает что, несмотря на очевидную актуальность проблемы, отмечается поверхностность ее рассмотрения, как в педагогической, так и в психологической литературе [3].
Таким образом, проблема изучения будущего времени у депривированных подростков и ее коррекция затрагивалась учеными и освещается в научных исследованиях, что подтверждает тот факт, что она стала актуальной не так давно и становится все более важной.
Практическая значимость работы связана с выявлением вариантов моделей будущего собственной жизни подростков и разработкой программы психологической коррекции по формированию позитивной модели будущего.
Проблема исследования - возможна ли эффективная психологическая коррекция выявленных моделей будущего собственной жизни у социально депривированных подростков?
Цель исследования - разработка и проверка эффективности программы психологической коррекции на основе выявленных моделей будущего собственной жизни у социально депривированных подростков .
Объект исследования - модель будущего у социально
депривированных подростков.
Предмет исследования - психологическая коррекция модели
будущего у социально депривированных подростков.
Гипотеза исследования: в модели будущего у социально
депривированных подростков, преобладают: отсутствие ясных целей, низкая осмысленность жизни, негативные ожидание по отношению к собственному будущему, короткая субъективная протяженность модели будущего, ориентация на события прошлого и настоящего. Включение подростков в программу психологической коррекции модели будущего путем конструирования условий для развития умения прогнозировать и эффективно определять перспективу собственной жизни способствует формированию позитивной модели будущего.
Исходя из проблемы, цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить научную разработанность проблемы будущего времени в психологии;
2. Рассмотреть психологические характеристики подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации;
3. Исследовать психологические модели будущего времени у социально депривированных подростков;
4. Разработать, внедрить и проверить эффективность программы психологической коррекции модели будущего у социально депривированных подростков.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• проблему депривации изучали в области культурно-исторического подхода Т.П. Авдулова, Л.С. Выготский, А.О. Гордеева, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Н.Н. Толстых, где взрослый осуществляет главную роль носителя культурно-исторического опыта, социальных отношений, источника развития и формирует условия для процесса интериоризации, как основного механизма развития.
• психологическое время рассматривается в рамках причинно-целевой концепции Е.И. Голохова, А.А. Кроник, где течение времени зависит от того, как связаны между собой значимые события жизни человека и личностного подхода теории субъекта жизненного пути К.А. Абульхановой- Славской, В.И. Ковалева, где личность рассматривается как высший уровень психической организации, который упорядочивает, направляет и координирует психическую деятельность в соответствии с требованиями временно-пространственной действительности.
Методами исследования явились:
• Организационный метод (сравнительный).
• Эмпирические методы (измерение, психодиагностические методы: стандартизированные тесты, методики, беседа, эксперимент).
• Математические методы обработки данных (количественный и качественный анализ; описательная статистика; проценты, критерий t- Стьюдента для независимых выборок).
• Интерпретационные методы (структурный и описательный
анализ).
В ходе проведения исследования были использованы следующие методики:
1. Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем» (Колмогорова Л.С.);
2. Методика «Твоя линия жизни» (А.А. Кроник);
3. Методика «Незаконченные предложения» (Ж. Нюттен);
4. Тест диспозиционного оптимизма (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев,
Е.Н. Осин);
5. Тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев);
6. Беседа.
База исследования: Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения (ОСГБУСОССЗН) «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в г. Белгород.
Выборку исследования составили подростки в возрасте от 12 до 16 лет в количестве 36 человек.
Внедрение результатов исследования: результаты исследования представлены на заседании кафедры общей и клинической психологии педагогического института НИУ «БелГУ», на студенческой научной международной конференции «Научное сообщество студентов:
междисциплинарные исследования» (Новосибирск, 2019), опубликованы в электронном сборнике статей по материалам LX студенческой международной научно-практическом конференции «Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: № 1 (60)».
Структура и объем работы: представленная дипломная работа, состоит из введения, основной части, состоящей из теоретической и эмпирической глав (три параграфа в первой главе и три параграфа во второй главе), заключения, библиографического списка (82 источника) и 54 приложений, 1 таблицы, 22 рисунков. Объем работы - 105 страницы
машинописного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя из проведённого анализа литературы, был сделан вывод о том, что проблема выявления вариантов моделей будущего у социально депривированных подростков и их психологическая коррекция ещё нуждается в изучении. В связи этим, исследования данной проблемы значимы как для теории, так и для практики.
Модель будущего - это представление о себе во временной перспективе, включающая проективную работу сознания через ретроспективное вскрытие отличительного в человеческом опыте. С помощью воображения «Я» перемещается в среду возможного опыта и, опираясь на наделенные знания о собственной личности, воссоздает проективные модели своего поведения и действий в будущем. Активная позиция личности интегрирует свою жизненную стратегию и становится субъектом собственного жизненного пути. Развитие позитивной модели собственного будущего является необходимым для успешной самореализации и самовыражения личности.
Временная перспектива - это особая психическая способность связывать и видеть события настоящего, прошлого и будущего, проводить анализ прошлого и будущего из настоящего (К.А. Абульханова-Славская, Е.Б. Агафонова, О.В. Беляева, Н.А. Берштейн, А.К. Болотова, Е.И. Головаха, Ж.В. Горькая, В.И. Ковалев, А.А. Кроник, А.О. Шюц и многие другие).
Временная линия - это последовательно организуемые мыслительные представления в виде образов, картин собственных событий прошлого, настоящего и возможного будущего (Т.Н. Березина).
Особенностью модели будущего является то, что она представляет собой сплав чувств, эмоций, убеждений, ожиданий, ценностей, опыта, мотивов, особенностей мышления, поведенческих проявлений, действий и активности относительно настоящего времени, тем самым образуя многообразие индивидуальных представлений о себе в будущем.
Модель собственного будущего влияет на построение определенных отношений с окружающим миром и самим собой, на поведение и деятельность человека. Она начинает активно формироваться в подростковом возрасте и обладать значимой эмоциональной окрашенностью.
Важнейшими характеристиками модели будущего являются ее функции, структура и динамика. Нарушения структуры модели будущего в связи с сужением социального поля активности ребенка и ограничением возможностей для усвоения им социальных ролей затрудняют или полностью препятствуют реализации функций модели будущего, что ведет к появлению различных расстройств и осложнений.
Условия социальной депривации оказывают крайне негативное и подавляющее влияние на развитие и формирование личности подростка, и его самореализацию (Т.П. Авдулова, Д.С. Брунер, О.А. Гордеева, М.И. Лисина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и другие). Поэтому одним из ключевых направлений в работе психолога с данной группой подростков является формирование у них психологической устойчивости, самоценности, осмысленности жизни.
Учёт особенностей представлений подростков о собственном будущем, включение в психологическую программу коррекции модели будущего способствует уменьшению отрицательных ожиданий, тревожности и неопределенности относительно будущего. Формирование адекватных представлений, позитивных ожиданий и постановка ясных целей обеспечивает подросткам уверенность в завтрашнем дне, развивает личностную целостность, мотивацию к развитию, творчеству, активности, обогащает смысловую сферу, способствует накоплению новых
возможностей преодоления жизненных препятствий, самораскрытию и самовыражению личности.
В результате исследования было установлено, что у социально депривированных подростков экспериментальной и контрольной группы в одинаковой степени преобладает негативная и малосодержательная модель будущего.
Выводы констатирующего этапа экспериментального исследования:
1. У подростков доминируют неблагополучное представление о себе во временной перспективе, заниженная самоценность, закрытость в общении и скудность в социальных контактах, дискомфорт и беспокойство. Прошлое содержит в себе важные события, которые несут общую позитивную оценку данного отрезка жизненного пути.
2. Субъективная протяженность модели будущего у подростков распространяется не более чем на 5 лет. Наиболее детализированным у большинства депривированных подростков, содержательно наполненным и планируемым встречается прогнозируемый период на 1 год жизни, который не подкрепляется активной деятельностью. У депривированных подростков преобладает короткая субъективная протяженность представлений о себе в будущем, т.е. модель будущего не охватывает значительную часть периода жизни. Ориентация на удовлетворение «сегодняшних» потребностей преобладает.
3. Оценка глубины временной перспективы у подростков характеризуется малой шириной диапазона представлений и содержаний, структурированности и направленности в будущее время: подростки склонны представлять, планировать, наполнять временную перспективу своей жизни на год, настоящий момент и самое ближайшее время. Мотивация направлена на приобретение материальных ценностей, сферу отдыха и развлечений, а также на развитие собственной личности и самореализацию.
4. Для подростков характерны негативные ожидания по отношению к собственному будущему. Они в целом не ожидают того, что в будущем будет все хорошо, скорее они ориентируются на сложные и плохие ситуации.
5. Осмысленность жизни у большинства социально
депривированных подростков слабая, цели размыты, процесс жизни эмоционально не насыщен и не наполнен смыслом, результативность жизни на данном этапе неполная и управляемость жизнью неподвластна сознательному контролю. Временная направленность смысла жизни имеет низкую сформированность осмысленности.
6. Гармонично развитыми сферами для подростков является: интернальный локус контроля, понимание того, что ответственность за свои успехи и неудачи, необходимо брать на себя, обусловливая их собственными способностями и возможностями. Активность связана с самореализацией, саморазвитием и, мотивация, направленная на обладание материальными ценностями преобладает. Половая идентификация сформирована в полной мере. Прогностические способности развиты в пределах представления своего будущего в течение года.
После включения подростков в программу психологической коррекции модели будущего путем конструирования условий для развития у них умения прогнозировать и эффективно определять перспективу собственной жизни, было установлено, что в экспериментальной группе произошли положительные тенденции в формировании позитивной модели будущего.
Выводы контрольного этапа экспериментального исследования:
1. Наметилась положительная динамика в сфере отношений к собственному будущему. В частности, более гармоничной стала выраженность субъективного внутреннего благополучия представлений о себе во временной перспективе: подростки расширили и качественно продлили, напонили событиями и целями субъективную протяженность модели будущего.
2. Произошёл сдвиг в отношении субъективной глубины временной перспективы, ее структурированности, содержательного аспекта и мотивационных категорий, а также расширилась субъективная протяженность модели будущего: подростки представляют, планируют, наполняют временную перспективу своей жизни более детально на ближайшее и отдаленное будущее. Мотивация направлена на самореализацию, изменения определенных качеств собственной личности, общую активность и активность познания.
3. Повысился уровень оптимизма, как обобщенных ожиданий относительно будущих событий.
4. Временная направленность смысла жизни, которая находится в
будущем и связана с целями подростков приобрела хорошо
сформированный уровень осмысленности.
Программа психологической коррекции модели будущего путем конструирования условий для развития умения прогнозировать и эффективно определять перспективу собственной жизни способствует формированию позитивной модели будущего, а также повышению осознанности, самоценности и личной ответственности за результат собственных действий и достижение целей. В свою очередь, в контрольной группе качественных изменений, в вариантах моделей будущего собственной жизни, выявлено не было.
После реализации психологической коррекции подростки экспериментальной группы более детально и содержательно конструировали собственные жизненные пути на временной линии, что способствовало обогащению моделей будущего жизни в виде последовательности образов, мыслительных картин, планов, целей, мечтаний, отношений и ожиданий, эмоциональной окрашенности и дальнейших перспектив. Подростки взяли на себя ответственность за реализацию своих намерений и выбрали активную позицию в процессе достижений целей. Прогностическая деятельность стала эффективным способом для собственной самореализации и интеграции в социуме.
Результаты статистической обработки указывают на наличие значимых различий, выявленных вариантов моделей будущего собственной жизни, между контрольной и экспериментальной группами. Кроме того, установлены статистически значимые различия в вариантах восприятия моделей будущего у подростков экспериментальной группы «до» и «после» экспериментального воздействия. Данные результаты позволяют подтвердить эффективность разработанной программы психологической коррекции, на основе выявленных моделей будущего у социально депривированных подростков.
Психологическую коррекцию модели будущего у социально депривированных подростков необходимо формировать с учетом следующих методических рекомендаций:
1. Проведение оценки мотивационной готовности подростка, обеспечивающую личную значимость содержания диагностической и психокоррекционной работы.
2. Определение модели будущего обеспечивается подбором соответствующих задачам исследования диагностических средств.
3. Разработка и внедрение психокоррекционной программы должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям участников группы.
4. Психокоррекционный процесс даёт подростку возможность реализовать себя в познании, самоутверждении и социальном поведении.
5. Психокоррекционное воздействие проявляется в виде позитивной динамики обогащения содержательной наполненности, осознанности и положительного эмоционального отношения к собственному будущему.
6. Условия психоккорекционной программы создают предпосылки к развитию прогностической деятельности, способности эффективно определять перспективу своей жизни и гибкости мышления у подростков.
7. Эффективное воздействие психокоррекционной программы оценивается не только на основании конечного результата, но, в основном, на основе анализа путей достижения поставленных целей и задач подростками, их проявлению самостоятельной интеллектуальной активности.
Таким образом, цель нашего исследования - разработка и проверка эффективности программы психологической коррекции на основе выявленных моделей будущего собственной жизни у социально
депривированных подростков - была достигнута. Выдвинутая гипотеза подтвердилась: в модели будущего у социально депривированных
подростков, преобладают: отсутствие ясных целей, низкая осмысленность жизни, негативные ожидание по отношению к собственному будущему, короткая субъективная протяженность модели будущего, ориентация на события прошлого и настоящего. Включение подростков в программу психологической коррекции модели будущего путем конструирования условий для развития умения прогнозировать и эффективно определять перспективу собственной жизни способствует формированию позитивной модели будущего.
Практическая значимость исследования заключается в определении основных вариантов моделей будущего собственной жизни подростков и в разработке программы психологической коррекции по формированию позитивной модели будущего. Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов-психологов, социальных педагогов в условиях образовательных учреждений.
Перспективными направлениями в изучении данной проблемы могут быть: исследование целеполагания подростков данной категории,
субъективного благополучия, жизненного пути, жизненной стратегии личности, жизненной программы, особенностей их самореализации, самоопределения, а также специфики ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности.



1. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - М.: Алетейя, 2001. - 365 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская. - М., 1989. - 233 с.
3. Агафонова, Е.Б. Особенности образа будущего у подростков из неполных семей различного типа / Е.Б. Агафонова. - М., 2004. - 252 с.
4. Алексеенкова, Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие для студентов вузов - СПб.: Питер, 2009 . - 96 с.
5. Ананьев, Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. / Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Н.А. Кудрявцева. - М., 1968. - 381 с.
6. Березина, Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности / Т.Н. Березина. М.: ПЕР СЭ, 2012. - 319 с.
7. Березина, Т.Н. Психологическое время / Т.Н.Березина // Педагогика и психология образования. - 2011. - №3. - С. 59-69.
8. Блясова, И.Ю. Влияние депривации на развитие личности подростка / И.Ю. Блясова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №43.
- С. 189-194.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
10. Болотова, А.К. Самосознание и развитие личности как «особый временной момент» / А.К. Болотова // Культурно-историческая психология. - 2009. - № 1. - С. 19-27.
11. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби.
- 2 -е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 232 с.
12. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. - Москва, Изд-во Мысль, 1988. - 301с.
13. Брунер, Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Д. Брунер. - Изд-во: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 782 с.
14. Вечканова, Е.М. Методологические предпосылки исследования ценностно-смысловых детерминант временной перспективы личности / Е.М. Вечканова // СИСП. - 2015. - №3 (47). - С. 61-75.
15. Вечканова, Е.М. Специфика временной перспективы личности при различных уровнях переживания кризиса идентичности / Е.М. Вечканова // Вестник КемГУ. - 2014. - №4 (60). - С. 117-122... 82


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ