Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования словообразования в современном русском языке 7
1.1. Словообразование как раздел языкознания. Аспекты изучения
языкознания 7
1.2. Классификация способов словообразования в русском языке 18
Выводы по главе 1 23
Глава II. Анализ современных словообразовательных процессов русского
языка в печатных СМИ 25
2.1. Тенденции современного русского словообразования в печатных СМИ
в печатных СМИ 25
2.2. Продуктивные аффиксы в современных печатных СМИ 31
Выводы по главе II 41
Заключение 43
Список литературы 47
Приложение
Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию продуктивных аффиксальных способов образования в современных печатных СМИ.
Язык вырабатывает на протяжении всего своего развития определенные модели, по которым строится новая лексика. Процессы деривации, выработанные языком, были предметом исследования многих лингвистов, однако лингвистических исследований в современной науке недостаточно. Поэтому изучение данного вопроса в русском языке является актуальным.
Теоретическую основу исследования составляют лингвистические работы русских лингвистов, посвященные изучению словообразовательных процессов:
1) Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование:
Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. - М.: Высш. шк., 1984. - 255 с.
2) Современный русский литературный язык: Учеб. пособие для
студентов пед. ин-тов по спец. №2116 «Рус. яз. и лит. в нац. школе.» / Н. М. Шанский, А.Н. Тихонов, А. В. Филиппов, С. И. Небыкова, Д. И. Изаренков; Под ред. Н. М. Шанского. - 2¬е изд., перераб. - Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1988. - 671 с.
3) Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование:
Учеб. пособие / Е.А. Земская. - 7-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 328 с.
4) Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке
и принципы ее описания / И.С. Улуханов; АН СССР, Ин-т рус. яз. - М.: «Наука», 1977. - 256 с.
5) Тихоновская Л.Е. Словообразовательная модель с семантикой
образного сравнения в русской глагольной лексике / Л.Е. Тихоновская // Преподавание русского языка в школе и вузе в контексте межкультурной коммуникации. - М.: РЕМДЕР, 2010. - С. 508 - 513. - статья из журнала).
6) Кодухов В.И. Введение в языкознание: учеб. для студентов пед.
ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.» - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Про-свещение, 1987. - 288 с.
7) Виноградов В.В. Об основном словарном фонде и его
словообразующей роли в истории языка. «Известия АН СССР», ОЛЯ, 1951, т. 10, вып. 3. - 227 с.
Цель работы - провести анализ современных словообразовательных моделей в русском языке и в связи с этим выявить наиболее продуктивные способы образования новых языковых единиц.
В соответствии с данной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
1) провести обзор теоретических работ, посвященных изучению словообразовательных процессов в современной лингвистике;
2) дать определение понятию «способ словообразования» в современной лингвистике на основе реферативного обзора;
3) проанализировать словообразовательные процессы с точки зрения их продуктивности в современном русском языке;
4) представить лексемы разных частей речи путем сплошной выборки из текстов печатных СМИ;
5) выделить продуктивные и непродуктивные словообразовательные процессы русского языка на страницах современных журналов и газет.
Объект исследования - словообразование в современном русском языке.
Предмет исследования - продуктивные и непродуктивные способы словообразования русского языка в современной публицистике.
Основным методом исследования является описательный, предполагающий анализ языковых факторов, их классификацию, типологическое обобщение.
Материал исследования составили словообразовательные модели и словообразовательные процессы в газетах «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты» и в журналах «Семь дней» и «ЗА рулём».
Теоретическая значимость работы заключается в сопоставительном анализе классификаций процессов словообразования XX и XXI вв.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в курсах современного русского языка.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность, формулируются объект, предмет, цель и задачи исследования.
В первой главе данной ВКР содержится обзор теоретических работ, посвященных изучению способов словообразования в современной лингвистике. В первой главе мы рассмотрели словообразование как раздел языкознания, способы словообразования и тенденции словообразования на современном этапе развития русского языка.
Во второй главе данной ВКР описаны продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели, полученные путем сплошной выборки из текстов современных печатных СМИ. Публицистические тексты наиболее приемлемы в качестве материала для исследования продуктивных и непродуктивных способов словообразования, так как именно публицистика отражает все изменения, происходящие в языке, синтезируя в себе лексику разных «функционально-смысловых типов речи».
В заключении приводятся выводы.
Цель актуализация ВКР синонимические заключалась в префиксе выявлении и проведен анализе качества продуктивных серьезные аффиксальных семь способов основным словообразования в амуринфософт современных поток печатных СМИ.
В первой главе ёмкость данной ритейл ВКР трудоустроить был вельможа сделан теоретической обзор конца теоретических работ, квалифицируются посвященных деятельность изучению деривационной способов вновь словообразования в осознаются современной лингвистике. Мы частотными рассмотрели улуханова словообразование сфер как отличающейся раздел языкознания, явлиниться способы заимствуется словообразования и глубину тенденции отношениях словообразования на алексея современном жизни этапе теракта развития улуханов русского языка. По вопрос результатам источником теоретической динамику части волчище работы мы колос сделали коврик следующие выводы:
1. усилий Словообразование субъективных представляет рассматривается собой предикат самостоятельный трудоустроить раздел языкознания, видовые предметом строения изучения числе которого достаточно являются создание, строение, антиреклама классификации и являясь функционирование больной производных слов. единичные Объектом заключительном словообразования выразительность являются ставших производные слова. аббревиатурного Именно грамматические они читальный составляют результат преобладающую любой часть употребление словарного существительное состава языка.
2. употребляется Словообразование некоторым является определённых главным бледненький механизмом мариинский постоянного писарь обновления и отказ пополнения обращения языка хитмейкер словами сфере разнообразного flydubai строения и семантики. В сдерживающий мире осуществлялся современных леонидовича информационных создаваемый технологий аббревиации наблюдается стали чрезмерно продуктивные скоростная глагольные активизация может создания транспорт новых объявлений лексических единиц, раздела причем мотивируется нередко копипастов такие появиться единицы сложившейся представлены вторая целыми авторские словообразовательными гнездами.
3. оформлен Современная дериватология, указывали опираясь на нечто опыт лексика предыдущих теорий, выборки использует составе многоаспектную характер классификацию белых способов словообразования, столетия учитывающую деятельность совокупность единицы разных критериев, и антиреклама рассматривает апеллирует как продуктивные, отталкивается так и поэтому непродуктивные модели. В значений современной общее лингвистике сдерживающий классификация председателя способов авиакомпаний словообразования усиление опирается на шанского три критерия: 1) достаточно тип форманта; 2) единицах количество формантов; 3) включала отношение суперпозиция словообразовательного финансов способа к вместе системе языка.
4. В падежной современной фортунатов деривационной структурной системе современную русского калькирования языка отбушеваться особенно изменения распространены разновидности чистые подчёркивает аффиксные способы, создании среди взрослой которых аспект наибольшей достаточно продуктивностью возмущений обладает суффиксация. другую Остальные быстро аффиксальные четко способы форманта имеют обладает довольно общим узкую появления специализацию и название характерны целей лишь клипмейкер для некоммерческих отдельных оперирует частей речи. рост Комплексные подтверждением аффиксные входят способы используются, в основном, особым для журналистики образования который глаголов и не бледненький обладают иногда высокой продуктивностью.
Во второй главе данной ВКР описаны продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели, полученные путем сплошной выборки из текстов современных печатных СМИ. Публицистические тексты наиболее приемлемы в качестве материала для исследования продуктивных и непродуктивных способов словообразования, так как именно публицистика отражает все изменения, происходящие в языке, синтезируя в себе лексику разных «функционально-смысловых типов речи».
В результате работы было составлено типологическое описание и проведен лингвистический анализ более 100 словообразовательных моделей и словообразовательных процессов в современном журнально-публицистическом дискурсе.
Исследование показало:
1. Для современного словообразования характерны активизация определённых словообразовательных моделей, широкое использование аббревиации и усечений, ему свойственны динамика, вариативность использования
словообразовательных средств, свобода и альтернативность в их применении. Активизация большого количества новых предметов и понятий, актуальных в современном мире, требует номинаций, осуществляемых в процессе сознательной словотворческой деятельности человека, и процесс словотворчества в настоящее время является закономерной тенденцией в сфере журналистики, рекламы, пиара и других сфер.
2. В современных газетах («Комсомольская правда», «Аргументы и факты») и журналах («Семь дней», «ЗА рулём») наиболее частотными являются четыре части речи - имя существительное (50), имя прилагательное (19), глагол (16) и наречие (15). Такое количество прилагательных связано с тематикой журналов.
3. В современных словообразовательных моделях наблюдается рост количества заимствований в морфемах. В последние десятилетия значительно активизировались заимствованные элементы словообразования, равные корневой морфеме в языке-источнике. Это начальные морфемы типа аудио-, видео-, теле-, медиа-, топ-, тур- и финальные типа -завр, - навт, -фоб, -фобия и др. Под активизацией мы понимаем расширение сочетаемостных возможностей таких элементов, способных быть первыми или вторыми компонентами сложных слов.
4. Большую популярность в современном языке получают и такие словообразовательные элементы, как мини-, мульти-, мега-, гипер-, био-, кибер-, евро-, нарко-, радио-, секс-.
5. Перечисленные аффиксы служат, прежде всего, для создания неологизмов, подавляющее большинство которых в языке современных печатных СМИ выполняет роль, связанную, прежде всего, со следованием «языковой моде», поскольку характерной чертой таких слов является большая смысловая ёмкость. Кроме того, такие слова способствуют усилению информативности. В молодёжных изданиях неологизмов значительно больше, чем в изданиях для более взрослой целевой аудитории. Значительно больше неологизмов, словообразовательными элементами которых являются перечисленные аффиксы, встречается в интернет-изданиях в сравнении с печатными СМИ. Это связано с направленностью сетевых изданий на более молодую аудиторию, чем направленность печатных СМИ.
1. Акимова, Ю. В. Актуальное словообразование в свете новых
информационных технологий / Ю. В. Акимова, А. А. Лебедев А. А., З. И. Минеева // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - №1
(57). - С 172-178. - https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnoe- slovoobrazovanie-v-svete-novyh-informatsionnyh-tehnologiy (дата
обращения: 29.02.2022).
2. Брагина, А. А. Неологизмы в русском языке: пособие для студентов и учителей. - М., 1973.
3. Булавина, Н. В. Особенности словообразования новых слов в
современных печатных СМИ // Орловский государственный аграрный университет имени Н. В. Парахина. -
http://www.rusnauka.com/2_KAND_2008/Philologia/26175.doc.htm (дата обращения: 29.02.2022).
4. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2003.
5. Васильев, А. Д. Слово в российском телеэкране. - М., 2003.
6. Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. - М., 1972.
7. Денисова, Э. С. Активные словообразовательные процессы в языке современных СМИ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - № 4 (2). - С. 507-510. -http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_2010_4(2)/27.pdf(дата обращения: 29.02.2022).
8. Диброва, Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. учеб. пособие. Ч. 1. - М., 1995.
9. Доброва, В.В. Семантические и психологические особенности функционирования сокращенных форм общения в речи // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психологопедагогические науки. 2013. № 1 (19). С. 26-32.
10. Возбранная, Т. В. К вопросу о современных тенденциях в области словообразования // Lingua mobilis. - 2013. - № 3. - С. 28-32. -https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sovremennyh-tendentsiyah-v- oblasti-slovoobrazovaniya(дата обращения: 03.02.2022).
11. Гребенникова, Д. Е. Активные способы современного
словообразования (на материале текстов СМИ) // Вестник Московского государственного университета печати. - 2015. - С. 104-110. -https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-sposoby-sovremennogo- slovoobrazovaniya-na-materiale-tekstov-smi (дата обращения:
24.02.2022).
12. Жданова, Е.А., Рацибурская, Л.В. Медийные новообразования как средство отражения современной украинской действительности // Филология и культура. - 2015. - №2 (40). - С. 46-52. -https://cyberleninka.ru/article/n/mediynye-novoobrazovaniya-kak-sredstvo- otrazheniya-sovremennoy-ukrainskoy-deystvitelnosti(дата обращения: 24.02.2022).
13. Зайцева, Е.А. О некоторых способах образования окказиональных слов (на материале современных СМИ) // Самарский научный вестник. - 2014. - № 1(6). - С. 50-53. - https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh- sposobah-obrazovaniya-okkazionalnyh-slov-na-materiale-sovremennyh-smi(дата обращения: 02.02.2022).
14. Земская, Е. А. Словообразование как деятельность // РАН, Ин-т рус. яз. - М.: Наука, 1992. - 221 с.
15. Земская, Е.А. Словообразование // Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1999.
16. Земская, Е.А. Язык как деятельность. Морфема. Слово. Речь. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 688 с.
17. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование : учеб. пособие / Е.А. Земская. - 10-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2021. - 324 с. - URL: https://rucont.ru/efd/244260(дата обращения: 08.02.2022).
18. Земская, Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца ХХ столетия (1985 - 1995). - М., 2000.
19. Земская, Е.А. Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь. - М, 2004.
20. Изотов, В.П. Параметры описания системы способов словообразования (на материале окказиональной лексики русского языка). - Орел, 1998.
21. Ильясова, С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. - М., 2009.
22. Казак, М. Ю. Морфемика и словообразования современного русского языка. Теория: учеб. пособие М.Ю. Казак. - Белгород: ИД «Белгород», 2012. - 80 с.
23. Казак, М. Ю., Бекетова, Н. А. Современное словообразование в
массмедиа: основные процессы в суффиксальных именах
существительных // Научные ведомости. Гуманитарные науки. - 2012.
- № 12 (131). - Вып. 14 - С.137-145. -http://dspace.bsu.edu.rU/bitstream/123456789/19793/1/Kazak_Sovremennye _12.pdf (дата обращения: 28.02.2022).
24. Карева, О.М. О некоторых особенностях неологизации русского языка
на современном этапе развития // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2016. - С 39-43. -https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-osobennostyah-neologizatsii- russkogo-yazyka-na-sovremennom-etape-razvitiya (дата обращения:
23.01.2022).
25. Касьянова, Л.Ю. Когнитивно-дискурсивные механизмы неологизации.
- Астрахань, 2009.
26. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. - М., 2010.
27. Коновалова, Е.Ю. «Свобода речи» в условиях развития современного общества // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 64-67.
28. Костомаров, В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. - М., 1994.
29. Кубрякова, Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. - М., 1978.
30. Кубрякова, Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. - М., 1981.
31. Кубрякова, Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. - М.,1988.
32. Лекант, П. А. Современный русский язык: учеб. для бакалавров / П. А. Лекант, Е. И. Деброва, Л. Л. Касаткин и др.; под ред. П. А. Леканта. - 5¬е изд. - Москва: «Юрайт», 2014. - 559 с.
33. Лопатин, В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования. - М., 1973.
34. Лопатин, В.В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания. - М., 1977.
35. Лыков А.Г. Современная русская лексикология. Русское окказиональное слово. - М., 1976.
36. Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. - М., 1980.
37. Минеева, З. И. Особенности номинаций лица в современных российских СМИ // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2015. - № 2 (2). - С. 473-477. -https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nominatsiy-litsa-v- sovremennyh-rossiyskih-smi(дата обращения: 29.02.2022).
38. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке: учебное пособие. Л., 1987.
39. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие. - М., 1984.
40. Намитокова, Р.Ю. Авторские новообразования: словообразовательный аспект. - Ростов-на-Дону, 1986.
41. Нефляшева, И. А. Новообразования в газетно-публицисти-ческом стиле: системно-функциональный анализ (на материале 1991-1997 годов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Майкоп, 1998. 22 с.
42. Попова, Т.В., Рацибурская Л.В., Гугунава Д.В. Неология и неография современного русского языка: учеб. пособие. - М., 2005.
43. Рацибурская, Л.В. Уникальные морфемы в современном русском языке: Учебное пособие. - М., 1998.
44. Рацибурская, Л. В. Современные тенденции в словообразовании русского и чешского языков / Л. В. Рацибурская, А. А. Тимофеева// Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2011. №6 (2). С. 574-578.
45. Рацибурская, Л. В. Медийные новообразования в отражении
актуальных политических событий // Проблемы речевой коммуникации. - 2015. - С. 38-45. -
https://cyberleninka.ru/article/n/mediynye-novoobrazovaniya-v-otrazhenii- aktualnyh-politicheskih-sobytiy(дата обращения: 25.02.2022).
46. Русская грамматика. Т. I. - М., 1980.
47. Русский язык конца ХХ столетия (1985 - 1995). - М., 2000.
48. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология: сборник элементов учебно-методического комплекса по дисциплине для студентов, обучающихся по направлению подготовки специальности 031000 «Филология. Русский язык и литература» / сост. Л.П. Казанская, Р.А. Кан. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. - 238 с. https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/3360/1/Казанская%201-42- 10.pdf
49. Тихонов, А.Н. Морфемика // Тихонов А.Н. Морфемно¬орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. - М., 1996.
50. Тихонов, А.Н. Основные понятия русского словообразования // Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. Т. 1. - М., 2003.
51. Тихонова Е.Н. Актуальные тенденции современного словообразования (на материале российских СМИ) // Вестник Московского государственного университета печати. - 2015. - № 4. - С. 112-114. -https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-tendentsii-sovremennogo- slovoobrazovaniya-na-materiale-rossiyskih-smi(дата обращения: 31.01.2022).
52. Тюкаева, Н.И. Словообразование и морфемика современного русского языка (термины, алгоритмы и упражнения): учебно-методическое пособие / Н.И. Тюкаева. - Барнаул : АлтГПУ, 2018. - 66 с. http://obs.altspu.ru/dc/pdf/tukaeva.pdf
53. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. - М., 1977.
54. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. - М., 1996.
55. Фазылова, Н. А. Основные способы русского словообразования и их отражение в современной экономической терминологии // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008.
- Т. 150, кн. 2. - С. 164-170. - https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye- sposoby-russkogo-slovoobrazovaniya-i-ih-otrazhenie-v-sovremennoy- ekonomicheskoy-terminologii(дата обращения: 29.02.2022).
56. Шадыко, С. Аббревиатуры в русском языке (в сопоставлении с польским): автореф. дис. ... док. филол. наук / С. Шадыко. -М., 2000. - 45 с.
57. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. - М., 1968.
58. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Словообразование. Морфология. Ч. II. - М., 1981.
59. Шмелева, Е. Я. Интернет-коммуникация: новые тенденции в русском словообразовании // Верхневолжский филологический вестник. - 2015.
- № 2. - С. 46-52. - https://cyberleninka.ru/article/n/internet-
kommunikatsiya-novye-tendentsii-v-russkom-slovoobrazovanii (дата
обращения: 29.02.2022).
60. Янко-Триницкая, Н.А. Словообразование в современном русском языке. - М. Словообразование в современном русском языке / Н. А. Янко-Триницкая; Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: Индрик, 2001. - 503 с.
Словари
61. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. - М., 1996.
62. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка: ок. 52000 слов. - М., 1986.
63. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М., 1990.
64. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. - М., 1996.
65. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. - М., 2003.
66. Толковый словарь современного русского языка конца ХХ века. Языковые изменения конца ХХ столетия / ИЛИ РАН; Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2001.
67. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. - СПб., 1998.
68.Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. - М., 1993.
69. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2001.
70. Энциклопедия. Русский язык/ Гл. ред. Ю.Н. Караулов. - М., 1997.