Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ (ГРАММАТИЧЕСКАЯ) СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Работа №176803

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЙ 4
«КОНЦЕПТ» И «ДИСКУРС» В ЛИНГВОКОГНИТИВНОЙ НАУКЕ
1.1 Понятие концепта в когнитивной лингвистике 4
1.2 Понятие концептосферы, как структурированной общности 10 ментальных единиц
1.3 Дискурс и текст: общее и различное 15
1.4 Педагогический дискурс и характеристика учебного текста
Выводы по ГЛАВЕ I
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНЦЕПТОВ В 16 ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
2.1 Особенности педагогического дискурса как вида коммуникации 16
2.2 Педагогический дискурс: цели, участники, ценности, стратегии и 21 жанры
2.3 Грамматическая репрезентация когнитивных структур в 25 англоязычном педагогическом дискурсе
Выводы по ГЛАВЕ II 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению концептуальной (грамматической) системы педагогического дискурса в англоязычном взаимодействии.
Педагогический дискурс является крайне важным для изучения элементом институционального дискурса. Когда мы говорим о педагогическом дискурсе, мы подразумеваем большое число межличностных взаимодействий, ведущих к формированию личности человека (обучающегося) посредством коммуникации. Формирование личности и социализация человека также является первостепенной задачей образовательного процесса в целом. Поэтому данная работа, посвященная рассмотрению взаимодействия учителя и обучающегося как участников педагогического дискурса в англоязычном взаимодействии, является попыткой проанализировать и улучшить образовательный процесс в целом, и способствовать более успешной организации иноязычной коммуникации в условиях современной школы в частности.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к сфере дискурса как в лингвистике и науке, так и в повседневной жизни в целом. Все чаще термин «дискурс» употребляется в речи политиков, в новостных репортажах, в научной публицистике и т.д. К примеру, на одном из крупнейших отечественных медиа-порталов «Лента.ру» употребление данного термина за период с 2013 по 2015 года выросло на 294% по сравнению с показателями периода 2010-2012 годов (83 упоминания и 21 упоминание в статьях за указанный период соответственно) и продолжает расти: частотность употребления термина увеличилась на 29% за период 2016-2018 гг. относительно 2013-2015 годов. Исходя из полученных данных, можно утверждать, что тема дискурса становится все более обширной и интерес людей, не связанных непосредственно с научной деятельностью, прогрессивно возрастает. В частности, это связано с практической значимостью исследований, проводимых в узкоспециализированных областях дискурса. Более углубленное понимание дискурса позволяет придать новый ракурс уже известным проблемам и предложить свои способы их решения. Например, результаты, полученные в ходе изучения педагогического дискурса и особенностей грамматических концептов, характерных для данного типа дискурса, помогают модернизировать процессы обучения, дать более ясное понимание отношений педагога и обучающегося, выраженное в языковой форме. Актуальность педагогического дискурса в отдельности обуславливается переменами, через которые прошла и до сих пор претерпевает не только международная система образования, но и российский педагогический опыт в частности. В данный момент наиболее остро ощущается кризис коммуникации между двумя главными участниками педагогического процесса - учителем и обучающимся, что явно прослеживается в новостных заметках российского медиа-пространства за октябрь-декабрь 2018 года. Необходимость исследований в данной области выражается в актуальности полного анализа педагогического дискурса как комплексной развивающейся системы взаимодействия субъектов посредством текстов педагогического характера. Учебные тексты, помимо прочего, должны рассматриваться как источник формирования навыков коммуникации. Проблема возможной неудачи взаимоотношений учителя и обучающегося обуславливается реформой педагогического процесса не столько в вопросе образования, сколько в сфере этики. Способы мышления и восприятия поколения обучающихся детей и подростков (в отдельных случаях, и взрослых) значительно отличается от поколений предыдущих обучающихся, на основе которых составлялись учебные материалы для педагогов и которые служили базой для их практики. Теперь опытному педагогу стоит уделять большее внимание отдельной личности каждого обучающегося, его психофизиологическим особенностям и индивидуальным потребностям. Процесс гуманизации, который наблюдается в современной педагогической системе, вынуждает учителей брать во внимание те факторы, которые ранее не представлялись важными для первичной цели образования - получение достаточной информации об окружающем мире и, что немаловажно, коммуникативная практика в социально-здоровых условиях. С одной стороны, процесс общения между коммуникативными агентами можно назвать более непринужденным, что дало некоторую степень свободы современным школьникам и студентам. Для них этот процесс является по сути своей одноразовым по причине того, что они вступают в уже готовую среду педагогического процесса, пройдя который, они будут воспринимать его как верный опыт. С этой точки зрения в процессе обучения школьников иностранному языку роль педагога как постоянной переменной является более сложной, так как предполагается, что опытный учитель обучает несколько поколений, каждое отличное от предыдущего, и должен адаптироваться к его особенностям, в частности, к грамматическим концептам английского языка, характерным для речи участников образовательного процесса. Проблема педагогического дискурса в иноязычном взаимодействии представляется актуальной и перспективной сферой исследования, так как участники коммуникации за процесс обучения переживают более значимые изменения, чем участники других типов дискурса с более статичными характерными чертами, например, юридического или политического дискурса.
Объектом данного исследования является педагогический дискурс, являющийся сложной языковой системой ценностно-смысловой иноязычной коммуникации участников процесса обучения и функционирующей в образовательной среде.
Предметом исследования являются грамматические концепты английского языка, передающие особенности восприятия языковой картины мира англоязычным социумом. Особое внимание обращено к системообразующим частям педагогического дискурса: целям, участникам, ценностям, стратегиям, жанрам.
Цель исследования состоит в выделении и описании лингво-когнитивных особенностей организации педагогического дискурса в англоязычном взаимодействии, а также в определении наиболее эффективных грамматических форм реализации когнитивных образований педагогического дискурса.
Для осуществления поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Описать педагогический дискурс, т.е. охарактеризовать его
уровни и составляющие;
2. Проанализировать структуру учебных текстов на предмет
концептуальной (грамматической) системы;
3. Рассмотреть стратегии и определить особенности лексическо- грамматической репрезентации ментальных образований участников иноязычной коммуникации в образовательном процессе ;
4. Выявить оптимальную форму педагогического речевого взаимодействия на иностранном языке и определить особенности грамматической стороны речи его участников.
Материалом исследования являются тексты, представленные в учебно-методическом пособии English for Life издательства Oxford University Press, понятия, связанные с педагогическим дискурсом из английского идеографического словаря - тезауруса П. Роже (Roget), а также выделенные стратегии и жанры общения между учителями и обучающимся в условиях современной общеобразовательной школы.
Теоретической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных исследователей в области изучения общей теории текста и, в частности, педагогического дискурса. Среди отечественных авторов стоит отметить Н.Д. Десяеву, О.М. Казарцеву, В.И. Карасика, Л.Л. Леонтьева, Т.А. Ладыженскую, А.К. Михальскую, О.Н. Паршину и З.С. Смелкову. Были использованы исследования, активизирующие цели и задачи педагогической коммуникации, и определяющие законы и параметры эффективного общения А.А. Лобанова, А.Г. Исмагиловой, И.И. Рыдановой и др. Исследование обращается и к работам по изучению коммуникативного опыта учителя, где его речевая деятельность рассматривается в этико-психологическом ключе Н.Е. Богуславской, Т.М. Дридзе, Н.А. Купиной и И.А. Стернина и др.
Вопросы реализации особенностей грамматической системы языка в педагогическом дискурсе находят отражение в трудах J. Habermas, Z.S. Harris, E.A. Karabutova, D. Schiffrin, T.A. Van Dijk, и др.
Для решения задач, поставленных в данном исследовании, были выбраны такие методы, как описательный (для сбора и обобщения информации, касаемо педагогического дискурса), метод компонентного анализа (для определения особенностей функционирования
языковой/грамматической единицы в предложении) и сопоставительный (для выявления различий между типами дискурса и особенностей педагогического дискурса).
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что это исследование вносит определенный вклад в изучение и развитие, как педагогического дискурса с точки зрения грамматических концептов для оформления иноязычной речи, так и теории дискурса в целом.
Практическая ценность работы заключается в том, что положения данного исследования могут быть использованы авторами учебных пособий и педагогами, преподающими курс «Иностранный язык» для повышения эффективности образовательного процесса.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1) Дискурс является актуально произнесенным текстом, а текст абстрактной грамматической структурой произнесенной мысли. Ключевое отличие дискурса от текста - это то, что дискурс - единица процессуальная, и язык представляет как процесс, на который среди прочего воздействуют и внешние факторы в процессе коммуникации.
2) Педагогический дискурс в своих составляющих элементах - это гетерогенное интертекстуальное образование. Педагогический дискурс объединяет составляющие учебного процесса и методический аппарат пособий для обучающихся, которые формулируют задания. Педагогический дискурс становится одной из важнейших базовых основ для формирования будущего учителя как личности и как профессионала. Педагогический дискурс рассматривается в виде единицы обучения речевой деятельности в своем комплексном представлении как совокупности ее составляющих, будь то продуктивных - говорение, письмо, рецептивных - слушание, чтение, или сложных - перевод, информационная переработка речевого продукта (составление рефератов, аннотаций, конспектов). При таком подходе дискурс в ситуации учебного (профессионального) общения или педагогический дискурс трактуется достаточно широко как все, что говорится и пишется в рамках обозначенной ситуации. Выделяют несколько стратегий педагогического дискурса: объясняющую, оценивающую, контролирующую, содействующую и организующую стратегии.
3) Учебный англоязычный текст является оптимальным объектом лингвокогнитивного анализа по ряду следующих причин: он в достаточно емкой форме дает восприятие о внешнем мире, не предполагает двойной трактовки и сформирован для определенного адресата с учетом его специфических потребностей и индивидуальных характеристик.
4) К грамматическим концептам в языковой компетенции обучающихся относятся обобщенные понятия в их памяти, относящиеся к определенному кругу примеров-экземпляров, при помощи которых можно составить правильное предложение на английском языке и указать на соответствующее грамматическое явление. Для понимания грамматики английского языка необходимо усвоить определенные грамматические концепты.
Апробация работы. Основные положения диссертации излагались в материалах научно-практических конференций «Новая наука и формирование интегративно-целостного мышления» (Казань, 2017), «Eurasia Science» (Moscow, 2018).
Структура работы соответствует решению поставленных в исследовании задач. Магистерская диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения.
В Введении дано обоснование актуальности диссертационного исследования, сформулирована цель, объект, предмет, задачи работы, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, представлены положения, выносимые на защиту, изложены методы исследования, указаны результаты апробации и внедрения положений исследования.
Первая глава посвящена теоретической базе исследования -
рассмотрению понятий «концепт» и «дискурс».
Вторая глава раскрывает особенности педагогического дискурса, представляет анализ источников с точки зрения грамматической репрезентации когнитивных структур.
Библиографический список представлен 105 источниками, 17 из которых англоязычные.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования рассмотрена и решена проблема определения наиболее эффективных грамматических форм реализации когнитивных образований педагогического дискурса и реализованы цели и задачи, направленные на решение проблемы. В диссертации рассмотрены понятия «концепт» и «дискурс», выявлены основные отличия дискурса от текста, а также проведен исследовательский анализ педагогического дискурса и выявлены соответствующие ему черты и элементы.
Особое внимание уделено рассмотрению термина «концепт» и «грамматический концепт», в частности, а также его функционирование в системе педагогического дискурса. Очевидно, что для эффективного овладения английским языком необходимо усвоить и научиться производить следующие грамматические концепты: части речи, их функции в предложении, порядок слов в английском предложении, вопросительные и отрицательные типы предложения.
В исследовательской работе рассмотрены учебные тексты, их особенности и критерии, такие как емкая форма восприятия о внешнем мире, отсутствие двойной трактовки и наличие определенного адресата с учетом его специфических потребностей и индивидуальных характеристик.
К речевым стратегиям, применяемым педагогом в процессе обучения, относятся: объясняющая, оценивающая, контролирующая, организующая и содействующая. Последняя признается наиболее успешной в педагогической практике, так как предполагает эмпатическое вовлечение педагога в интересы обучающегося, реализуется с учетом его индивидуальных особенностей и личностных коммуникативных потребностей.
Во второй главе проанализированы различные сценарии и грамматические концепты, реализующиеся в педагогическом дискурсе. Для наиболее успешного освоения английского языка обучающемуся необходимо не только дать информацию как единственную правую точку зрения, но дать ему ситуацию, в которой он изучает незнакомый ему концепт, разрабатывает для него грамматическое правило, обсуждает его и переходит к его использованию. Поэтому учебные тексты должны содержать такие задания, которые давали бы обучающемуся возможность рассмотреть концепт во всех его проявлениях.
Формируя грамматическую компетенцию обучающихся в процессе изучения иностранного языка учителю необходимо отойти от описания грамматической системы изучаемого языка, а вовлекать обучающихся в когнитивную деятельность по производству высказываний, передающих их представления о действительности в грамматических концептах, умело организовать работу, предполагающую вербализацию и обсуждение. Процесс формирования грамматического концепта начинается с составления самим обучащимся в его сознании гипотезы относительно изучаемого концепта, последующего обсуждения формы и значения концепта с одногруппниками, сравнения и затем полного обобщения относительно других контекстов и коммуникативных задач, что, в итоге, приводит к самостоятельному формулированию грамматического правила.
Практическая ценность представленной исследовательской работы заключается в подтверждении и распространении новых научных идей, касающихся педагогического дискурса и процесса преподавания в целом, а также популяризация и адаптация идей, разработанных иностранными лингвистами.
Перспективы развития данной исследовательской работы обуславливаются необходимостью исследований в данной области дискурса, так как процесс обучения является переменным процессом и важно вовремя адаптировать теоретический материал, необходимый для эффективного и качественного обучения обучающихся не только иностранному языку, но и другим общеобразовательным дисциплинам.



1. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка. - М.: Флинта, 2010. - 288 с.
2. Алефиренко Н.Ф. Язык, познание, культура. - Волгоград: Перемена, 2006. - 228 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980. - 415 с.
4. Антонова Н.А. Стратегии и тактики педагогического дискурса. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та Вып.7., 2007. - 236 с.
5. Апресян Ю.Д. Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 880 с.
6. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: Школа «Язык русской культуры», 1998. - 896 с.
7. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. - М.: Русские словари, 1996. - 206 с.
8. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Под ред. Ю.С. Степанова. - М.: Прогресс, 1974. - 446 с.
9. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М: Русский язык, 1977. - 288 с.
10. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. Труды. - М.:
Педагогика, 1983. - 271 с.
11. Бодалев А.А. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. - М., 2007. - 164 с.
12. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. - Тамбов: Издательство Тамбовского университета, 2001. - 123 с.
13. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова / Болдырев Н.Н., Стернин И.А. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. - 11 с.
14. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. - Новосибирск: Наука, 1989. - 189 с.
15. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Просвещение, 1978. - 111 с... 105


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ