Введение
1 Теоретические аспекты изучения социально -психологической помощи детям из неполных семей в период адаптации к школе
1.1 Социально-психологическая помощь: понятие, характеристика
1.2 Особенности адаптации к школе детей из неполных семей
1.3 Специфика социально-психологической помощи детям из неполных семей в период адаптации к школе
2 Экспериментальное изучение возможности оказания социально¬ психологической помощи детям из неполных семей в период адаптации к школе
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики
2.2 Описание системы социально-психологической помощи детям из неполных семей в период адаптации к школе
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Результаты первичной диагностики по методике «Хорошо ли ребенку в школе?» (автор - О. Н. Истратова)
Приложение Б Результаты первичной диагностики по методике «Опросник родительского отношения» (авторы - А. Я. Варга, В. В. Столпи)
Приложение В Содержание занятий социально-психологического сопровождения
Приложение Г Результаты повторной диагностики по методике «Хорошо ли ребенку в школе?» (автор - О. Н. Истратова)
Приложение Д Результаты повторной диагностики по методике «Опросник родительского отношения» (авторы - А. Я. Варга, В. В. Столпи)
Тенденция к росту количества неполных семей в нашей стране представляет собой одну из самых сложных и противоречивых проблем, вызывающих интерес многих ученых. Указанная проблема относится к комплексному социально-психологическому явлению, характеризующему состояние общества на современном этапе.
Согласно статистическим данным в Красноярском крае число неполных семей с 2019 года по 2020 год увеличилось на 3,6 % [40]. При неполном типе семьи чаще всего возникают нарушенные типы воспитания, относящиеся к типам девиации. Это подтверждается результатами исследований С. Г. Бобровой [7], Н. В. Быстровой [9], Д. В. Шлыковой [42], на нарушения адаптивных механизмов и социализации у детей из неполных семей.
В связи с этим системе образования необходимо учитывать это явление и быть адаптированной к потребностям и возможностям родителей, учитывать специфику формирования личности ребенка, в ситуации воспитания одним родителем, а также особенности прохождения этапа адаптации к школьному обучению, требующего социально-психологического сопровождения.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме социально-психологической помощи детям из неполных семей в период адаптации к школе в современной науке, с другой стороны, её недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Цель исследования: изучение в теоретическом и практическом аспектах возможности оказания социально-психологической помощи детям из неполных семей в период адаптации к школе.
Объект исследования: социально-психологическая помощь.
Предмет исследования: социально-психологическая помощь детям из неполных семей в период адаптации к школе.
Гипотеза: мы предполагаем, что дети из неполных семей имеют низкий уровень адаптации к школе, связанный с эмоциональной неустойчивостью, низкой самооценкой и сложностями взаимодействия со сверстниками и учителями.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие социально-психологической помощи, ее составляющие.
2. Выявить особенности адаптации к школе детей из неполных семей.
3. Подобрать методы и провести диагностику адаптации к школе детей, в том числе из неполных семей.
4. Провести систему занятий по социально-психологическому сопровождению детей в период адаптации к школе, в том числе детей из неполных семей, определить эффективность работы.
Для достижения задач исследования были определены следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: методика (Анкета «Хорошо ли ребенку в школе?») (автор - О. Н. Истратова); методика «Опросник родительского отношения» (авторы - А. Я. Варга, В. В. Столпи).
3. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
Методологическую основу исследования составляют труды психологов по проблеме социально-психологической помощи детям из неполных семей в период адаптации к школе Г. М. Бардиер [3], М. Р. Битяновой [6], О. С. Газман [11], И. В. Дубровиной [19], Е.И. Казаковой [24] и других....
Мы рассмотрели понятие социально-психологической помощи, и под ней будем понимать совокупность методов и технологий, направленных на преодоление детьми социальных и психологических проблем, что необходимо им для успешной социализации и социальной адаптации.
Изучив взгляды ученых, мы выявили особенности адаптации к школе детей из неполных семей, которые характеризуются наличием психологических проблем, обусловленных спецификой внутрисемейных отношений и выраженных эмоциональной неустойчивостью, низкой самооценкой, тревожностью, сложностями взаимодействия со сверстниками и учителями.
Специфика социально-психологической помощи детям из неполных семей в период адаптации к школе, заключается в комплексной реализации педагогом-психологом и социальным педагогом системы организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для всех субъектов образовательного учреждения (педагоги, родители и дети), оказывающих воздействие на эмоциональную сферу личности детей.
Нами проводилось эмпирическое исследование, направленное на изучение возможности оказания социально-психологической помощи детям из неполных семей в период адаптации к школе. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: методика (Анкета «Хорошо ли ребенку в школе?») (автор - О. Н. Истратова); методика «Опросник родительского отношения» (авторы - А. Я. Варга, В. В. Столпи). Проанализировав результаты первичной диагностики, мы пришли к выводу, что дети из неполных семей отличаются низким уровнем адаптации к школе, связанным с низкой самооценкой, проблемами во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями, стрессовыми состояниями.
С целью создания организационно -педагогических и социально- психологических условий для личностного развития и успешной адаптации к школе детей из неполных семей нами была разработана и реализована на базе муниципального бюджетного учреждения «Молодежный центр» Енисейского района система социально-психологической помощи детям из неполных семей.
После реализации системы социально-психологической помощи детям из неполных семей в период адаптации к школе нами была проведена повторная диагностика детей экспериментальной и контрольной групп. Обобщая полученные результаты первичной и повторной диагностики детей из неполных семей экспериментальной группы по методике (Анкета «Хорошо ли ребенку в школе?») (автор - О. Н. Истратова), мы отмечаем, что после реализации системы социально-психологической помощи у большинства детей из неполных семей (90%) выявлен средний показатель адаптации к школе.
Таким образом, реализованная система социально-психологической помощи является эффективной при работе с детьми из неполных семей в период адаптации к школе.
1. Александровская, Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе : науч. изд. / Э. М. Александровская. - Москва, 2008. - 153 с.
2. Аппаева, Я. Б. Роль семьи в процессе адаптации первоклассников к обучению в школе / Я. Б. Аппаева, Л. Н. Балабина, М. В. Липаева, М. А. Магомедова // Педагогический журнал. - 2019. - № 1. - С. 555-561.
3. Бардиер, Г. Л. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Л. Бардиер, И. Ромазан, Т. В. Чередникова. - Санкт-Петербург : Питер, 1996. - 96 с.
4. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека : науч. изд. / Ф. Б. Березин. - Ленинград : ЛГУ, 1988. - 256 с.
5. Бирман, К. Л. Школьная адаптация // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - С. 999.
6. Битянова, М. Р. Социальная психология : наука, практика и образ мыслей / М. Р. Битянова. - Москва : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с.
7. Боброва, С. Г. Проблема неполной семьи в современной психологии / С. Г. Боброва, Р. С. Хохлова // Интеллектуальный потенциал XXI века : ступени познания. - 2013. - № 6. - С. 34-37.
8. Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь : теория и практика / А. Ф. Бондаренко. - Москва : Независимая фирма «Класс», 2001. - 336 с.
9. Быстрова, Н. В. Социально-психологические особенности детей из неполных семей / Н. В. Быстрова, С. А. Цыплакова, О. Д. Коротеева // Карельский научный журнал. - 2018. - № 5. - С. 66-71.
10. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников : науч. изд. / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. - Москва : Владос-Пресс, 2001. - 160 с.
11. Газман, О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О. С. Газман // Народное образование. - 1998. - № 6. - С. 4.
12. Гакаме, Ю. Д. Трудности адаптации детей к школьному обучению [Электронный ресурс] / Ю. Д. Гакаме, М. Э. Тавадьян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 34. - С. 181-185. - Режим доступа:http://e-koncept.ru/2017/771170.htm/
13. Георгиевский, А. Б. Эволюция адаптации (историке методологическое исследование) : науч. изд. / А. Б. Гергиевский. - Москва : Наука, 2012. - 80 с.
14. Глуханюк, Н. С. Психология профессионализации педагога / Н. С. Глуханюк. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 261 с.
15. Горлова, Н. А. Об успешной адаптации к школьному обучению / Н. А. Горлова // Проблемы времени. - 2018. - № 7. - С. 4-10....(45)