ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОПИНГ- СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 7
1.1.Эмоциональный интеллект в отечественной и зарубежной психологии..7
1.2.Подходы к изучению копинг-стратегий поведения в психологии 16
1.3.Особенности психологического развития подростка 31
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 44
2.1.Организация и методы исследования 44
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования 46
2.3.Программа тренинга развития эмоционального интеллекта
у подростков 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Актуальность проблемы исследования обусловлена недостаточной теоретической и практической разработанностью эмоционального интеллекта и копинг - стратегий.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте выступает интимноличностное общение. Многие исследователи результатом эффективного общения считают эмоциональный интеллект, понимая под ним способности человека осознавать, адекватно выражать свои эмоции и воспринимать эмоции партнера по общению. Высокий уровень эмоционального интеллекта является условием оптимальности и точности функционирования эффективного общения (Горскова Г. Г., Либина Е. В., Юсупова Г. В. и др.). В психологии представлен ряд исследований (Гаврилова Т.П., Давыдова Ю.В., Иванова Е.С., Александрова А.А., Елшанский С.П., Мешалевская С.В. и др.), раскрывающих аспекты эмоционального интеллекта, и затрагивающих, в частности, подростковый возраст. Актуальность данного вопроса обусловлена повышением уровня склонности к алекситимии в подростковой среде. Под алекситимией понимается пониженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний (Бойко В. В., Былкина Н. Д., Терещук Е. И.). Д. И. Фельдштейн отмечает, что в настоящее время происходит обеднение и ограничение общения детей, в том числе и подросткового возраста. Это происходит вследствие компьютеризации общества и увеличения доли виртуального общения, что приводит к снижению способности проявлять эмпатию, а также осознавать собственные чувства, регулировать эмоциональную составляющую общения (Иванова Е.С.).
Копинг-стратегии являются составной частью совладающего поведения, под которым понимается целенаправленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям или ситуации - через осознанные стратегии действий.
Эмоциональный интеллект играет существенную роль в наиболее распространенных типах продуктивных копинг-стратегий совладания со стрессом. Также важно отметить, что люди, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, объективно реже сталкиваются с критическими ситуациями. Это связано с тем, что они способны принимать более эффективные решения благодаря контролю собственных эмоций и управлению эмоциями других.
Таким образом, эмоциональный интеллект является «фактором стрессоустойчивости, определяющим выбор и эффективность использования копинг-стратегий». [1, с. 82].
Эмоциональный интеллект исследовался многими зарубежными (X. Вейсингер, Д. Гоулман, Д. Карузо, П. Сэловей, Г. Орме, Д Слайтер, Р. Стернберг, Дж. Мейер) и отечественными учеными (Т.П. Березовская, О.И. Власова, Г.Г. Гарскова, Н.В. Коврига, А.П. Лобанов, Д.В.Люсин, М.А. Манойлова, Э.Л. Носенко, А.С. Петровская, Г.В. Юсупова). Однако нами не обнаружено исследований, посвященных анализу влияния эмоционального интеллекта на преодоление критической, стрессовой ситуации, в то время как именно эмоциональный интеллект, на наш взгляд, способствует преодолению трудностей, совладанию со стрессом за счет анализа и контроля эмоций. Этот аспект определил актуальность темы исследования.
Проблема исследования: различаются ли и как доминирующие копинг-стратегии поведения подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта?
Цель исследования: выявление различий между копинг-стратегиями поведения подростков и уровнем развития их эмоционального интеллекта.
Объект исследования: копинг-стратегии поведения подростков.
Предмет исследования: копинг-стратегии поведения подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Гипотеза исследования: доминирующие копинг-стратегии поведения подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта будут различаться, а именно: у подростков с высоким уровнем эмоционального интеллекта преобладают продуктивные, а у подростков с низким уровнем эмоционального интеллекта непродуктивные копинг - стратегии.
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические подходы к изучению копинг- стратегий поведения и эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии;
2.Описать психологические особенности подросткового возраста;
3.Провести математико-статистический анализ результатов исследования;
4.Разработать программу тренинга.
Методы исследования:
1.Организационные методы (сравнительный).
2.Эмпирические методы (диагностический).
3.Методы обработки данных (методы количественного и качественного анализа).
4.Интерпретационные методы (структурный).
Методики исследования:
1.Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин);
2.Методика на определение уровня эмоционального интеллекта (опросник EQ Н. Холл);
3.Методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг- поведение в стрессовых ситуациях) Д. Амирхана.
База и выборка исследования: МБОУ СОШ № 41 г. Белгорода. В качестве испытуемых выступили 80 школьников в возрасте 15 лет.
Практическая значимость исследования: заключается в получении эмпирических данных относительно связи выбора копинг-стратегий и преодоления стресса с эмоциональным интеллектом, а также активизации внимания к проблеме. В этой связи следующим шагом работы в данном направлении может стать разработка обучающей программы тренингов, направленных на преодоление стресса путем развития эмоционального интеллекта.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 54 источника, приложения. Объем выпускной квалификационной работы без приложения - 73 страниц. В тексте выпускной квалификационной работы содержится 2 таблицы и 10 рисунков.
Исследование проблемы копинг-стратегии поведения подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта нам показало, что эмоциональный интеллект в подростковом возрасте остается стабилен на протяжении всего подросткового периода, а недостаток непосредственного межличностного общения, может способствовать выбору не продуктивных копинг-стратегий у подростков.
В подростковом возрасте мы увидели, что в эмоциональном интеллекте показатели межличностного и внутриличностного интеллекта представляют собой единство, но лучше развит межличностный интеллект. Это можно объяснить тем, что в подростковом возрасте ведущей является межличностная деятельность, что отвечает возрастной закономерности развития. Но в целом эмоциональный интеллект выражен на среднем уровне, а при анализе совладающего поведения у подростков, мы обнаружили что копинг-стратегии и эмоциональный интеллект тесно связаны.
Эмпирическая часть исследования показала, что выбор копинга разрешение проблем зависит от возможности объективного анализа конкретной в данный момент проблемной задачи, ее значимости и сложности. Корреляционный анализ также показал, что неспособность к управлению собственными эмоциями и не понимание эмоций окружающих людей и не способность распознать у них эмоции, приводит к тому, что подростки чаще выбирают копинг поиска социальной поддержки. Осознание собственных переживаний и размышлений, умелое соотнесение их с аффективными проявлениями других людей способствуют выработке оптимального поведения в стрессовой ситуации. А чем меньше уровень выраженности межличностного эмоционального интеллекта, тем меньше вероятность выбора оптимальных копингов. Высокие показатели по стратегии избегание говорит о значительном погружении подростков в эмоциональные переживания и неспособность к сосредоточенному и целенаправленному анализу ситуации. Это приводит к усилению эмоциональной составляющей копинга, к повышению контроля над своими высказываниями и чувствами, а, следовательно, к снижению эффективности совладающего поведения.
Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования о том, что копинг-стратегии поведения подростков будут связаны с такими компонентами эмоционального интеллекта как: межличностный и
внутриличностый эмоциональный интеллект, понимание и управление чужими и своими эмоциями.
В завершении нашего исследования нами была разработана программа для школьного психолога по формированию эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. При разработке, которой мы учитывали индивидуально -типологические особенности подросткового возраста.
Перспективы исследования: изучить гендерный аспект развития копинг-стратегии поведения с разным уровнем эмоционального интеллекта в подростковом возрасте и проследить динамику развития эмоционального интеллекта в старшем школьном возрасте.
1.Александрова А.А. Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков / А.А. Александрова, Т.В. Гудкова // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 617-622.
2.Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф. 6-7 ноября 2002 г., г. Минск. Минск, 2003. С. 194-196.
3.Андреева И.Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта// Психологический журнал. -2008. - №1. - С. 39.
4.Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. - 2008. - №5 - С. 83.
5.Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование
феномена // Вопросы психологии. - 2006. - №3 - С.78-86.
6.Аракелов, Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка // Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков. - М.: Изд-во УРАО, 2006. - 163 с.
7.Багдасарова Н.А. Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. - МГИМО-Университет, 2006.
8.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. Психология развития: хрестоматия/под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. - М.: Омега-Л, 2015.
9.Березовская Т.П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников / Т.П. Березовская // Когнитивная психология - Минск: БГПУ -2006. - С. 16 - 20.
12.Бхарвани Г. Эмоциональный интеллект. Тренинг «секретного интеллекта», который даёт эффективность в любом деле. СПб: ПраймЕВРОЗНАК, 2009. - 218 с.
13.Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. - 1996. - No 4. - С. 64-74.
14.Вилюнас В. Психология эмоций: Хрестоматия / автор- составитель В. Вилюнас. СПб: Питер, 2004. - 279 с.
15.Выготский Л.С. Психология развития человека //Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, 2005. - 136 с. ... 54