РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИНФЕРНАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА «ДНЕВНИК САТАНЫ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ИНФЕРНАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 7
1.1 Инфернальные герои в художественной литературе: проблема определения,
эволюция, типология 7
1.1.1 Проблема Определения понятия инфернального и его соотнесения с демоническим 7
1.1.2 Эволюция демонического в художественной литературе 9
1.1.3 Типологии инфернальных героев 22
1.2. Речевое поведение героя художественного произведения: определение понятия и методика описания 27
1.2.1. Речевое поведение: объем и содержание понятия 27
1.2.2. Особенности описания речевого поведения героев художественного произведения 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 41
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ИДИОСТИЛЯ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ «ДНЕВНИК САТАНЫ» 45
2.1. Роман «Дневник Сатаны» в контексте творчества Леонида Андреева 45
2.2. Стилевые и жанровые особенности идиостиля Леонида Андреева и их отражение в
романе «Дневник Сатаны» 51
2.3. Сюжетные особенности романа Леонида Андреева «Дневник Сатаны» 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 70
ГЛАВА 3. РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ, ТАКТИКИ И ПРИЕМЫ ИНФЕРНАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА «ДНЕВНИК САТАНЫ»: ОПЫТ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА 73
3.1. Речевое поведение Сатаны Вандергуда: стратегии, тактики и приемы 73
3.2. Речевое поведение Фомы Магнуса: стратегии, тактики и приемы 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 109
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ИНФЕРНАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 7
1.1 Инфернальные герои в художественной литературе: проблема определения,
эволюция, типология 7
1.1.1 Проблема Определения понятия инфернального и его соотнесения с демоническим 7
1.1.2 Эволюция демонического в художественной литературе 9
1.1.3 Типологии инфернальных героев 22
1.2. Речевое поведение героя художественного произведения: определение понятия и методика описания 27
1.2.1. Речевое поведение: объем и содержание понятия 27
1.2.2. Особенности описания речевого поведения героев художественного произведения 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 41
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ИДИОСТИЛЯ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ «ДНЕВНИК САТАНЫ» 45
2.1. Роман «Дневник Сатаны» в контексте творчества Леонида Андреева 45
2.2. Стилевые и жанровые особенности идиостиля Леонида Андреева и их отражение в
романе «Дневник Сатаны» 51
2.3. Сюжетные особенности романа Леонида Андреева «Дневник Сатаны» 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 70
ГЛАВА 3. РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ, ТАКТИКИ И ПРИЕМЫ ИНФЕРНАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА «ДНЕВНИК САТАНЫ»: ОПЫТ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА 73
3.1. Речевое поведение Сатаны Вандергуда: стратегии, тактики и приемы 73
3.2. Речевое поведение Фомы Магнуса: стратегии, тактики и приемы 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 109
Демонические образы, сюжеты, мотивы берут свое начало с самого зарождения культуры. Развиваясь и трансформируясь, они продолжают существовать и по сей день, при этом оставаясь актуальными. Галерея демонических образов растет: все больше деятели искусства обращаются к теме инфернального и, в частности, к демоническим героям. Всесторонне изучают демонические образы и мотивы в разных областях культурной деятельности: изобразительном искусстве, литературе, архитектуре, музыке, кинематографии (например, работы [Романчук, 2009; Шаповал, 2002; Корндорф, 2009; Кривуля, 2014; Полежаева, 2014]).
В современной русской литературе к инфернальным образам в своем творчестве обращались многие писатели, например, такие как: Ю. Машлеева, Л. Петрушевская, В. Палевин, В. Сорокина, Т. Толстая, В. Шарова. Изучению инфернального посвящен целый ряд работ в области литературоведения (см., например: [Солободнюк, 1999; Рассел, 2002; Романчук, 2012; Домахина, 2007; Нечаева 2010; Кондорф. 2009; Баль, 2009; Кулагина, 2011; Малкова, 2012; Попова, 2013; Полежаева, 2014; Зеленцева 2015; Капустин, 2016; Кузнецова, 2016]). В лингвистическом аспекте проблема инфернального не разработана так подробно, как в литературоведческом. К ней обращаются такие исследователи языка, как: Б.А. Успенский в статье «Облик черта и его речевое поведение», где исследуется вербальные и невербальные категории речевого поведения героя-черта [Успенский, 2012:17-65]. Л.Н. Виноградова «Звуковой портрет нечистой силы», в котором исследуется звуковая, междометная речь персонажей народной демонологии [Виноградова, 1999: 179-199].
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена:
■ повышенным вниманием к вопросу инфернального в культуре,
■ активной заинтересованностью и обращению современной лингвистики к проблемам изучения языкового поведения,
■ недостаточной изученностью демонических образов в лингвистическом аспекте.
Объектом нашего исследования является речевое поведение демонических героев Вандергуда и Магнуса в романе Леонида Андреева «Дневник Сатаны», предметом - особенности речевого поведения инфернальных героев Вандергуда и Магнуса в романе Леонида Андреева «Дневник Сатаны».
Гипотеза исследования заключается в том, что речевое поведение персонажей, относящихся к разным типам инфернальных героев, отличается.
Цель исследования заключается в анализе специфики речевого поведения инфернальных героев Сатаны Вандергуда и Фомы Магнуса в художественном произведении Леонида Андреева «Дневник Сатаны».
Поставленная цель определила такие задачи исследования, как:
1) рассмотреть определение, эволюцию и типологию демонических героев в художественной литературе;
2) рассмотреть понятие речевого поведения и особенности его анализа в художественном тексте;
3) выявить роль романа «Дневник Сатаны» в творчестве Леонида Андреева;
4) обозначить особенности художественного стиля писателя и их отражение в романе «Дневник Сатаны»;
5) описать речевое поведение инфернальных персонажей романа «Дневник Сатаны» Сатаны Вандергуда и Фомы Магнуса;
6) провести сопоставительный анализ речевого поведения этих героев.
Материалом исследования послужили фрагменты романа Леонида Андреева «Дневник Сатаны», которые репрезентируют речевое поведение Сатаны Вандергуда и Фомы Магнуса, являющихся инфернальными героями.
Для решения поставленных задач в данной работе использовались методы: прагмалингвистический анализ, который применяется для исследования речи персонажа художественного произведения в аспекте применяемых им речевых стратегий и тактик; контекстуальный анализ, который заключается в рассмотрении особенностей речевого поведения инфернального героя в контексте всего романа Леонида Андреева; сопоставительный анализ, применявшийся при соотносительном рассмотрении речевого поведения двух типов инфернальных героев, воплощенных в образах Сатаны Вандергуда и Фомы Магнуса.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые рассматриваются инфернальные герои в аспекте специфики их речевого поведения на материале произведения Леонида Андреева «Дневник Сатаны».
Теоретико-методологической базой исследования выступают работы в области лингвопрагматики [Винокур, 1993; Доценко, 1997; Иссерс, 2008; Чеботникова, 2011, 2012; Ишмуратова 2013]; стилистики художественной речи [Виноградов, 1971; Винокур, 1991]; литературоведения [Михеичева, 1995; Каманина,2000; Рассел,2002; Черкес, 2004;Домахина, 2007; Амфитеатров, 2010; Петрова, 2010; Романчук, 2012].
Теоретическая значимость работы заключается в описании типологических особенностей демонических героев романа Леонида Андреева «Дневник Сатаны» в зависимости от принадлежности персонажа к определенному типу инфернальных героев. Ранее в научных исследованиях сопоставительный анализ инфернальных героев одного произведения не применялся.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее результатов в дальнейшей разработке исследуемой проблемы: включения результатов в исследования типологического анализа речевого поведения инфернальных героев.
Структура работы. В первой главе рассматривается становление образа демонического героя, его появление в литературе и последующая трансформация образа до 20-х годов XX века в зависимости от культурных и социальных перемен в определённую эпоху; дается толкование терминов «инфернальный» и «демонический»; рассматривается проблема классификации демонических героев. Разбираются также вопросы речевого поведения: определение термина «речевое поведение» его особенности и компоненты, проблема изображения речевого поведения в художественной литературе, исследуется персонаж художественного текста как языковая личность, его отличие от реальной языковой личности, а также компоненты речевого поведения в тексте и их проявление.
Во второй главе рассматриваются особенности идиостиля Леонида Андреева и его воплощения в романе «Дневник Сатаны», такие как: синтетизм стилевой направленности, жанровый синтетизм, особенности сюжетостроения, коллизии и изображения героев, использование в романе игрового, карнавального и театрального начал, традиции литературы ужасов. Рассматривается также роль указанного романа в творчестве писателя.
В третьей главе анализируется речевое поведение демонический героев романа Л. Андреева «Дневник Сатаны» Сатаны Вандергуда и Фомы Магнуса, проводится сопоставительный анализ их речевого поведения, и выделяются особенности их речи, зависящие от принадлежности персонажа к определенному типу инфернальных героев.
В заключении дипломной работы подводятся итоги проведенного исследования.
Список использованной литературы включает 92 научных источника
В современной русской литературе к инфернальным образам в своем творчестве обращались многие писатели, например, такие как: Ю. Машлеева, Л. Петрушевская, В. Палевин, В. Сорокина, Т. Толстая, В. Шарова. Изучению инфернального посвящен целый ряд работ в области литературоведения (см., например: [Солободнюк, 1999; Рассел, 2002; Романчук, 2012; Домахина, 2007; Нечаева 2010; Кондорф. 2009; Баль, 2009; Кулагина, 2011; Малкова, 2012; Попова, 2013; Полежаева, 2014; Зеленцева 2015; Капустин, 2016; Кузнецова, 2016]). В лингвистическом аспекте проблема инфернального не разработана так подробно, как в литературоведческом. К ней обращаются такие исследователи языка, как: Б.А. Успенский в статье «Облик черта и его речевое поведение», где исследуется вербальные и невербальные категории речевого поведения героя-черта [Успенский, 2012:17-65]. Л.Н. Виноградова «Звуковой портрет нечистой силы», в котором исследуется звуковая, междометная речь персонажей народной демонологии [Виноградова, 1999: 179-199].
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена:
■ повышенным вниманием к вопросу инфернального в культуре,
■ активной заинтересованностью и обращению современной лингвистики к проблемам изучения языкового поведения,
■ недостаточной изученностью демонических образов в лингвистическом аспекте.
Объектом нашего исследования является речевое поведение демонических героев Вандергуда и Магнуса в романе Леонида Андреева «Дневник Сатаны», предметом - особенности речевого поведения инфернальных героев Вандергуда и Магнуса в романе Леонида Андреева «Дневник Сатаны».
Гипотеза исследования заключается в том, что речевое поведение персонажей, относящихся к разным типам инфернальных героев, отличается.
Цель исследования заключается в анализе специфики речевого поведения инфернальных героев Сатаны Вандергуда и Фомы Магнуса в художественном произведении Леонида Андреева «Дневник Сатаны».
Поставленная цель определила такие задачи исследования, как:
1) рассмотреть определение, эволюцию и типологию демонических героев в художественной литературе;
2) рассмотреть понятие речевого поведения и особенности его анализа в художественном тексте;
3) выявить роль романа «Дневник Сатаны» в творчестве Леонида Андреева;
4) обозначить особенности художественного стиля писателя и их отражение в романе «Дневник Сатаны»;
5) описать речевое поведение инфернальных персонажей романа «Дневник Сатаны» Сатаны Вандергуда и Фомы Магнуса;
6) провести сопоставительный анализ речевого поведения этих героев.
Материалом исследования послужили фрагменты романа Леонида Андреева «Дневник Сатаны», которые репрезентируют речевое поведение Сатаны Вандергуда и Фомы Магнуса, являющихся инфернальными героями.
Для решения поставленных задач в данной работе использовались методы: прагмалингвистический анализ, который применяется для исследования речи персонажа художественного произведения в аспекте применяемых им речевых стратегий и тактик; контекстуальный анализ, который заключается в рассмотрении особенностей речевого поведения инфернального героя в контексте всего романа Леонида Андреева; сопоставительный анализ, применявшийся при соотносительном рассмотрении речевого поведения двух типов инфернальных героев, воплощенных в образах Сатаны Вандергуда и Фомы Магнуса.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые рассматриваются инфернальные герои в аспекте специфики их речевого поведения на материале произведения Леонида Андреева «Дневник Сатаны».
Теоретико-методологической базой исследования выступают работы в области лингвопрагматики [Винокур, 1993; Доценко, 1997; Иссерс, 2008; Чеботникова, 2011, 2012; Ишмуратова 2013]; стилистики художественной речи [Виноградов, 1971; Винокур, 1991]; литературоведения [Михеичева, 1995; Каманина,2000; Рассел,2002; Черкес, 2004;Домахина, 2007; Амфитеатров, 2010; Петрова, 2010; Романчук, 2012].
Теоретическая значимость работы заключается в описании типологических особенностей демонических героев романа Леонида Андреева «Дневник Сатаны» в зависимости от принадлежности персонажа к определенному типу инфернальных героев. Ранее в научных исследованиях сопоставительный анализ инфернальных героев одного произведения не применялся.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее результатов в дальнейшей разработке исследуемой проблемы: включения результатов в исследования типологического анализа речевого поведения инфернальных героев.
Структура работы. В первой главе рассматривается становление образа демонического героя, его появление в литературе и последующая трансформация образа до 20-х годов XX века в зависимости от культурных и социальных перемен в определённую эпоху; дается толкование терминов «инфернальный» и «демонический»; рассматривается проблема классификации демонических героев. Разбираются также вопросы речевого поведения: определение термина «речевое поведение» его особенности и компоненты, проблема изображения речевого поведения в художественной литературе, исследуется персонаж художественного текста как языковая личность, его отличие от реальной языковой личности, а также компоненты речевого поведения в тексте и их проявление.
Во второй главе рассматриваются особенности идиостиля Леонида Андреева и его воплощения в романе «Дневник Сатаны», такие как: синтетизм стилевой направленности, жанровый синтетизм, особенности сюжетостроения, коллизии и изображения героев, использование в романе игрового, карнавального и театрального начал, традиции литературы ужасов. Рассматривается также роль указанного романа в творчестве писателя.
В третьей главе анализируется речевое поведение демонический героев романа Л. Андреева «Дневник Сатаны» Сатаны Вандергуда и Фомы Магнуса, проводится сопоставительный анализ их речевого поведения, и выделяются особенности их речи, зависящие от принадлежности персонажа к определенному типу инфернальных героев.
В заключении дипломной работы подводятся итоги проведенного исследования.
Список использованной литературы включает 92 научных источника
Проблема инфернального в литературе не теряет своей актуальности на протяжении долгого периода, и последнее время писатели все чаще обращаются к изображению инфернальных образов и сюжетов, вследствие чего исследователи все больше интересуются разработкой данного вопроса. Однако в лингвистике и, в частности, в теории речевого поведения указанная проблема практически не рассматривается
Термин «инфернальный» мы понимаем синонимичным понятию «демонический», поскольку в большинстве словарей они являются тождественными и используются для обозначения одних явлений. Исходя из этого, понятие «инфернальный» мы определяем, как нечто соотносящееся с демоном, характерное или свойственное для демона.
В ходе рассмотрения нами вопроса о положении инфернальных героев в художественной литературе было выяснено, что демонические образы появились еще в дорелигиозную эпоху как сущности, приносящие зло; в античности они представлялись духами или богами, способными как навредить, так и помочь человеку. В дальнейшем, демонические персонажи приобрели персонифицированный облик и стали использоваться в религиозных текстах как образы, воплощающие в себе мировое зло. В художественных текстах, в отличие от религиозных, инфернальные образы не понимаются так однозначно: их трактовка и изображение зависит от настроений эпохи. Так, в средневековье появляется шутовской, комический дьявол; в раннем романтизме демон становится обличителем человеческих пороков, после чего демоном-бунтарем против несправедливости мира, в период реализма и последующее эпохи инфернальные герои снова становятся. злыми существами и людьми, заключающими в себе злое начало, выражающими собой аморальность реальности. Чаще всего, в образах демонических героев воплощалось непримирение автора с действительностью, ощущение неправильности, катастрофичности реального мира и безнравственности его устоев, которые хотели обличить писатели посредством изображения демонов.
Классификация демонических героев проводится исследователями на разных основаниях, нами было рассмотрено две типологии инфернальных героев. Первая классификация основана на категории роли демонического героя в художественном произведении, в рамках которой выделяют демонических персонажей искусителей, насмешников (или игроков), добрых демонов (или помощников), бунтарей, мучителей и мучеников.
Вторая классификация демонических героев происходит по принципу трактовки демонического образа. Исследователями выделяются комические демоны, которые ничтожны и вызывают смех, и серьезные демоны, которые воплощают в себе инфернальное зло и имеют власть над миром.
В зависимости от принадлежности героя к определенному демоническому типу, у персонажей проявляются особенные черты характера, поведения и речевого поведения.
Термин «речевое поведение» представляет собой совокупность типологических и индивидуальных речевых вербальных и невербальных средств общения, проявление которых обусловлено ситуацией, целями и условиями коммуникации.
Речевое поведение человека зависит от ситуации общения: времени, места, предмета общения, социальных и ролевых положения говорящих, цели коммуникации, в зависимости от которых адресантом выбираются те или иные средства вербального и невербального ведения коммуникации.
Помимо сознательно выбранных средств общения, в речевом поведении человека неосознанно проявляются определенные специфические речевые особенности индивида, к которым относятся стереотипы речи, характерные для определенной возрастной, социальной, профессиональной группы, а также персональные речевые черты говорящего.
Речевое поведение информативно: оно отражает принадлежность говорящего или пишущего к определенному времени, социальной, возрастной, и национальной группе, сообщает о его интеллектуальном развитии, нравственном, психологическом и эмоциональном состоянии на момент общения, указывает на отношения с адресатом.
В ходе диалога речевое поведение реализуется посредством речевых стратегий, выбираемых говорящим в соответствии с целью коммуникации. Речевые стратегии - это комплекс определенных сознательно выбранных индивидом речевых действий, направленных на достижение поставленной коммуникативной цели.
Стратегии определяют конкретные тактики речевого поведения. Речевая тактика - это действие, которое способствует реализации стратегии. В соответствии с речевыми тактиками, говорящим используются те или иные вербальные и невербальные средства общения. Тактики обеспечивают стратегиям динамичность, с помощью тактик говорящий изменяет свое поведение в соответствии с данной ситуацией общения и реакцией собеседника. Каждая тактика направлена на изменение восприятия адресата по направлению к тому результату, которого пытается достичь адресант.
Речевое поведение персонажа художественного произведения отличается от речевого поведения реальной личности. Персонажи являются моделями речевых поведений, поэтому их речь клиширована и стереотипна.
Речевое поведение персонажа передается в тексте посредством самих реплик героя, описания его невербального поведения во время коммуникации, обстоятельств общения, характеристики речи персонажа, его манеры говорить, эмоционального состояния, портрета.
Анализируя речевое поведение персонажа, следует рассматривать как вербальные, так и невербальные средства речевого поведения, коммуникативный замысел автора, коммуникативные цели, речевые стратегии, разноуровневые средства языка (лексико-грамматические, синтаксические, морфологические фонологические), изобразительно¬выразительные средства языка, а также художественные детали, относящиеся к разговорному акту, портрету персонажа, описание ситуации общения.
Так как и персонаж и реальность произведения, в том числе коммуникативная, созданы автором текста, который вкладывает в них собственные идеи и смыслы, пропускает через свое сознание, представляется возможным говорить, что при анализе речи героя в определенной степени анализируется и речь самого автора, в речевом поведении героя отражаются идиостиль автора, идеи и цели, вложенные в произведение.
Исследуемое нами произведение - «Дневник Сатаны» Леонида Андреева является последним, заключительным текстом в творчестве автора, который отражает в себе все стилистические, жанровые, сюжетные и тематические особенности идиостиля писателя. В нем отражается принцип стилистического и жанрового синтетизма, с помощью которого Андреев старался уйти от традиционного реализма и романа, богоборческая тема и полное переосмысление, переворачивание мифологических, библейских сюжетов, создание собственного антимифа, разрушение конфликта, перестановка и сращение категорий добра и зла, постановка философских вопросов, использование традиции литературы ужасов, атмосфера нагнетания страха, мотив игры, карнавализации, театрализации. Леонид Андреев воплотил в романе свои ощущения разрушенности мира, его прямое стремление к катастрофе, разрушение нравственных и моральных основ - это критика всего мира. В произведении отражены скептические взгляды писателя на революции в России и капиталистический уклад в Европе.
На основании проведенного нами анализа речевого поведения героев романа Леонида Андреева «Дневник Сатаны» Фомы Магнуса и Генри (Сатаны) Вандергуда, принадлежащих к двум разным типам инфернальных персонажей, мы выяснили, что в речи обоих героев проявляются тактики, характерные для демонических героев:
■ тактика самовосхваления, для которой характерно превознесение себя. (и Магнусом, и Вандергудом в рамках данной тактики используются глаголы в повелительном наклонении и эмоционально-восклицательные предложения, придающие их речи величественный и самоуверенный характер; каждый из героев определяет себя как исключительную личность, стоящую над другими, что проявляется в речи Магнуса в использовании метафор, соотносящих его с руководителем, а в речи Вандергуда в положительно-оценочных словах, противопоставлениях себя и мира, графическом выделеним своих местоимений в дневнике);
■ тактика речевой маски доброжелательности, проявляющаяся в употреблении высказываний, выражающих согласие, в откровенных признаниях, открывающих тайны личности и жизни говорящих.
Оба героя используют в своей речи стратегию речевой агрессии и обращаются к следующим тактикам:
■ тактика выражения негативного отношения к окружающим (Вандергуд и Магнус не считаются с другими (как людьми, так и демонами), определяют их положение ниже своего, позволяют себе унижать их, что выражается в словах с негативной семантикой, метафор и сравнений бестиализации, основанных на отождествлении окружающих с животными);
■ тактика угрозы, используемая персонажами чтобы запугать собеседника, продемонстрировать свои возможности (в речи Магнуса оформляется за счет использования вопросительных предложений с семантикой побуждения, грубой лексики по отношению к адресату; в речи Вандергуда выражается в употреблении лексики инфернального мира и парцелляции, которые ориентированы на вызывание страха у собеседника).
При этом данные персонажи относятся к разным типам инфернальных героев: Сатана Вандергуд - комический демон-насмешник; Фома Магнус - серьезный демон-бунтарь разрушительного характера. И их речевое поведение различается в соответствии с тем, какому типу демона каждый из них относится. Так, в речи Вандергуда появляется лексика, связанная с театром и игрой, а в речи Магнуса - лексика, относящаяся к теме разрушения, революции, свержения устаревших устоев.
Различаются также коммуникативные цели персонажей и главенствующие речевые стратегии. Коммуникационная цель Вандергуда состоит в том, чтобы развлечь себя, поиграть. Эта стратегия речевой игры определяет использование следующих тактик:
■ тактика аналогий, при помощи которой Сатана разъясняет для себя человеческий мир, и которая проявляется в сравнениях и метафорах (они ассоциируют человеческий мир с явлениями, понятными для Сатаны);
■ тактика возмущения несовершенством окружающего мира, демонстрирующая, что для Сатаны непостижим мир людей, его возмущение тем, что в мире людей он не может проявить себя должным необыкновенным образом; она оформляется при помощи риторических вопросов, выражающих непонимание Вандергуда того, как ему выражать свои мысли; конструкций отрицания, в которых говорится о невозможности что-либо выразить; метафор, отражающих трудность общения на человеческом языке, и апозиопезисе, выражающем сложность формулирования мыслей и подбора слов;
■ тактика насмешки над человечеством, в которой Сатана иронично отзывается о людях и их образе жизни (прослеживается в ироничном употреблении антифразиса, гиперболы и высокой лексики, направленной на высмеивание людей, их поступков и образа жизни);
■ тактика насмешки над религией, ее заповедями и обрядами, характеризующаяся использованием цитат и образов из священных писаний в ироническом контексте и с использованием с разговорной лексики;
■ тактика театрализации происходящего, в которой Сатана интерпретирует человеческий мир как театр, театральную постановку, а самих людей как кукол-актеров в нем; выражается в использовании метафор и сравнений человеческого мира с театральным представлением, а людей - с актерами в нем, в употреблении театральных терминов;
■ тактика отождествления себя с людьми, в которой Вандергуд ставит себя на один уровень людьми, говорит о собственной тождественности с человеком путем приведения сравнений и метафор;
■ тактика рассказывания комических историй, в рамках которой Сатана использует шутливые высказывания;
■ тактика заинтересовывания собеседника путем приведения аргумента к наживе (деньгам), позволяющего скрыто вовлекать собеседника в игру (характеризуется использованием эмоционально-окрашенных восклицательных предложений и частых обращений к собеседнику для привлечения внимания слушающего; обращением к антитезе для демонстрации разносторонних возможностей);
■ тактика выражения ложного человеколюбия, выражающая несуществующую любовь Вандергуда к людям и оформляющаяся в высказываниях, содержащих демонстрацию любви к человеку.
Тактика выражения чувства страха и тактика непонимания используются персонажем как комическим демоном. Тактика выражения чувства страха демонстрирует страх персонажа перед человеческим миром. Для нее характерно использование слов с семантикой страха и смерти, восклицательных предложений, выражающих эмоциональную напряженность героя. Тактика непонимания выражает сложность восприятия и постижения человеческого мира для Вандергуда. Она проявляется в использовании вопросительных предложений и риторических вопросов, содержание которых относится к человеку и его жизни.
Помимо указанных общих тактик, в рамках стратегии речевой агрессии Вандергуд использует тактику обвинения и оскорбления, осуждая обман Магнуса и выражая негодование по этому поводу.
В речевом поведении Магнуса, в соответствии с его ролевой принадлежностью к демонам бунтарям, обнаруживается лексика, относящаяся к теме разрушения, революции, свержения устаревших устоев. Главная коммуникативная стратегия героя - агрессия, призыв к переустройству, разрушению старого мира. В рамках данной стратегии выделяются соответствующие тактики, отражающие особенности выполняемой роли героя произведения:
■ тактика собственной идеологической трактовки мира, в которой персонаж определяет окружающие явления через свою теорию разрушения;
■ тактика восхищения своей идеей о переустройстве мира, в которой выражаемая персонажем деструктивная идея представляется единственной верной и идеальной;
■ тактика проецирования своих негативных чувств на людей, в которой революционная идея Магнуса преподносится им как мысль большинства;
■ тактика компрометирующих, провокационных вопросов, разрушающих ценностные ориентиры, демонстрирующих несостоятельность существующих устоев мира;
■ тактика собственной мифологизации, в которой Магнус ассоциирует себя с Прометеем, просветителем человечества, принесшим людям «свет», то есть революцию, разрушение несостоятельного старого;
■ тактика одобрения, которая используется героем, ели собеседник поддерживает или выражает ту же самую идею разрушения, продвигаемую Магнусом;
■ тактика речевой маски отчуждения, при помощи которой Магнус пытается скрыть свою заинтересованность в Вандергуде, демонстрирует безразличие к общению.
Стратегия речевой агрессии реализуется при помощи следующих тактик:
■ тактика демонстрации правоты через давление, которую герой использует в условиях высказывания собеседником сомнений по поводу его революционной идеи;
■ тактика насмешки, используемая Магнусом для демонстрации собственного превосходства над собеседником, над которым он одержал победу.
В соответствии с типом серьезного демона, к которому относится Магнус, в его речи проявляются тактики:
■ тактика обличения и тактика наводящих вопросов, с помощью которых Магнус, как всеведующий инфернальный герой, демонстрирует, что он сумел разоблачить истинную сущность Вандергуда;
■ тактика выражения равнодушия к ужасному путем описания ужасных вещей, убийства, смерти, аморальных поступков, их преподнесение как обыденных явлений.
Несмотря на наличие в речевом поведении героев тактик и характерных речевых признаков демонических персонажей, речевое поведение Вандергуда и Магнуса различаются по коммуникационным целям и стратегиями, а также некоторым тактиками и речевыми приемам, обусловливающим принадлежность персонажей к определенному типу инфернальных героев.
Термин «инфернальный» мы понимаем синонимичным понятию «демонический», поскольку в большинстве словарей они являются тождественными и используются для обозначения одних явлений. Исходя из этого, понятие «инфернальный» мы определяем, как нечто соотносящееся с демоном, характерное или свойственное для демона.
В ходе рассмотрения нами вопроса о положении инфернальных героев в художественной литературе было выяснено, что демонические образы появились еще в дорелигиозную эпоху как сущности, приносящие зло; в античности они представлялись духами или богами, способными как навредить, так и помочь человеку. В дальнейшем, демонические персонажи приобрели персонифицированный облик и стали использоваться в религиозных текстах как образы, воплощающие в себе мировое зло. В художественных текстах, в отличие от религиозных, инфернальные образы не понимаются так однозначно: их трактовка и изображение зависит от настроений эпохи. Так, в средневековье появляется шутовской, комический дьявол; в раннем романтизме демон становится обличителем человеческих пороков, после чего демоном-бунтарем против несправедливости мира, в период реализма и последующее эпохи инфернальные герои снова становятся. злыми существами и людьми, заключающими в себе злое начало, выражающими собой аморальность реальности. Чаще всего, в образах демонических героев воплощалось непримирение автора с действительностью, ощущение неправильности, катастрофичности реального мира и безнравственности его устоев, которые хотели обличить писатели посредством изображения демонов.
Классификация демонических героев проводится исследователями на разных основаниях, нами было рассмотрено две типологии инфернальных героев. Первая классификация основана на категории роли демонического героя в художественном произведении, в рамках которой выделяют демонических персонажей искусителей, насмешников (или игроков), добрых демонов (или помощников), бунтарей, мучителей и мучеников.
Вторая классификация демонических героев происходит по принципу трактовки демонического образа. Исследователями выделяются комические демоны, которые ничтожны и вызывают смех, и серьезные демоны, которые воплощают в себе инфернальное зло и имеют власть над миром.
В зависимости от принадлежности героя к определенному демоническому типу, у персонажей проявляются особенные черты характера, поведения и речевого поведения.
Термин «речевое поведение» представляет собой совокупность типологических и индивидуальных речевых вербальных и невербальных средств общения, проявление которых обусловлено ситуацией, целями и условиями коммуникации.
Речевое поведение человека зависит от ситуации общения: времени, места, предмета общения, социальных и ролевых положения говорящих, цели коммуникации, в зависимости от которых адресантом выбираются те или иные средства вербального и невербального ведения коммуникации.
Помимо сознательно выбранных средств общения, в речевом поведении человека неосознанно проявляются определенные специфические речевые особенности индивида, к которым относятся стереотипы речи, характерные для определенной возрастной, социальной, профессиональной группы, а также персональные речевые черты говорящего.
Речевое поведение информативно: оно отражает принадлежность говорящего или пишущего к определенному времени, социальной, возрастной, и национальной группе, сообщает о его интеллектуальном развитии, нравственном, психологическом и эмоциональном состоянии на момент общения, указывает на отношения с адресатом.
В ходе диалога речевое поведение реализуется посредством речевых стратегий, выбираемых говорящим в соответствии с целью коммуникации. Речевые стратегии - это комплекс определенных сознательно выбранных индивидом речевых действий, направленных на достижение поставленной коммуникативной цели.
Стратегии определяют конкретные тактики речевого поведения. Речевая тактика - это действие, которое способствует реализации стратегии. В соответствии с речевыми тактиками, говорящим используются те или иные вербальные и невербальные средства общения. Тактики обеспечивают стратегиям динамичность, с помощью тактик говорящий изменяет свое поведение в соответствии с данной ситуацией общения и реакцией собеседника. Каждая тактика направлена на изменение восприятия адресата по направлению к тому результату, которого пытается достичь адресант.
Речевое поведение персонажа художественного произведения отличается от речевого поведения реальной личности. Персонажи являются моделями речевых поведений, поэтому их речь клиширована и стереотипна.
Речевое поведение персонажа передается в тексте посредством самих реплик героя, описания его невербального поведения во время коммуникации, обстоятельств общения, характеристики речи персонажа, его манеры говорить, эмоционального состояния, портрета.
Анализируя речевое поведение персонажа, следует рассматривать как вербальные, так и невербальные средства речевого поведения, коммуникативный замысел автора, коммуникативные цели, речевые стратегии, разноуровневые средства языка (лексико-грамматические, синтаксические, морфологические фонологические), изобразительно¬выразительные средства языка, а также художественные детали, относящиеся к разговорному акту, портрету персонажа, описание ситуации общения.
Так как и персонаж и реальность произведения, в том числе коммуникативная, созданы автором текста, который вкладывает в них собственные идеи и смыслы, пропускает через свое сознание, представляется возможным говорить, что при анализе речи героя в определенной степени анализируется и речь самого автора, в речевом поведении героя отражаются идиостиль автора, идеи и цели, вложенные в произведение.
Исследуемое нами произведение - «Дневник Сатаны» Леонида Андреева является последним, заключительным текстом в творчестве автора, который отражает в себе все стилистические, жанровые, сюжетные и тематические особенности идиостиля писателя. В нем отражается принцип стилистического и жанрового синтетизма, с помощью которого Андреев старался уйти от традиционного реализма и романа, богоборческая тема и полное переосмысление, переворачивание мифологических, библейских сюжетов, создание собственного антимифа, разрушение конфликта, перестановка и сращение категорий добра и зла, постановка философских вопросов, использование традиции литературы ужасов, атмосфера нагнетания страха, мотив игры, карнавализации, театрализации. Леонид Андреев воплотил в романе свои ощущения разрушенности мира, его прямое стремление к катастрофе, разрушение нравственных и моральных основ - это критика всего мира. В произведении отражены скептические взгляды писателя на революции в России и капиталистический уклад в Европе.
На основании проведенного нами анализа речевого поведения героев романа Леонида Андреева «Дневник Сатаны» Фомы Магнуса и Генри (Сатаны) Вандергуда, принадлежащих к двум разным типам инфернальных персонажей, мы выяснили, что в речи обоих героев проявляются тактики, характерные для демонических героев:
■ тактика самовосхваления, для которой характерно превознесение себя. (и Магнусом, и Вандергудом в рамках данной тактики используются глаголы в повелительном наклонении и эмоционально-восклицательные предложения, придающие их речи величественный и самоуверенный характер; каждый из героев определяет себя как исключительную личность, стоящую над другими, что проявляется в речи Магнуса в использовании метафор, соотносящих его с руководителем, а в речи Вандергуда в положительно-оценочных словах, противопоставлениях себя и мира, графическом выделеним своих местоимений в дневнике);
■ тактика речевой маски доброжелательности, проявляющаяся в употреблении высказываний, выражающих согласие, в откровенных признаниях, открывающих тайны личности и жизни говорящих.
Оба героя используют в своей речи стратегию речевой агрессии и обращаются к следующим тактикам:
■ тактика выражения негативного отношения к окружающим (Вандергуд и Магнус не считаются с другими (как людьми, так и демонами), определяют их положение ниже своего, позволяют себе унижать их, что выражается в словах с негативной семантикой, метафор и сравнений бестиализации, основанных на отождествлении окружающих с животными);
■ тактика угрозы, используемая персонажами чтобы запугать собеседника, продемонстрировать свои возможности (в речи Магнуса оформляется за счет использования вопросительных предложений с семантикой побуждения, грубой лексики по отношению к адресату; в речи Вандергуда выражается в употреблении лексики инфернального мира и парцелляции, которые ориентированы на вызывание страха у собеседника).
При этом данные персонажи относятся к разным типам инфернальных героев: Сатана Вандергуд - комический демон-насмешник; Фома Магнус - серьезный демон-бунтарь разрушительного характера. И их речевое поведение различается в соответствии с тем, какому типу демона каждый из них относится. Так, в речи Вандергуда появляется лексика, связанная с театром и игрой, а в речи Магнуса - лексика, относящаяся к теме разрушения, революции, свержения устаревших устоев.
Различаются также коммуникативные цели персонажей и главенствующие речевые стратегии. Коммуникационная цель Вандергуда состоит в том, чтобы развлечь себя, поиграть. Эта стратегия речевой игры определяет использование следующих тактик:
■ тактика аналогий, при помощи которой Сатана разъясняет для себя человеческий мир, и которая проявляется в сравнениях и метафорах (они ассоциируют человеческий мир с явлениями, понятными для Сатаны);
■ тактика возмущения несовершенством окружающего мира, демонстрирующая, что для Сатаны непостижим мир людей, его возмущение тем, что в мире людей он не может проявить себя должным необыкновенным образом; она оформляется при помощи риторических вопросов, выражающих непонимание Вандергуда того, как ему выражать свои мысли; конструкций отрицания, в которых говорится о невозможности что-либо выразить; метафор, отражающих трудность общения на человеческом языке, и апозиопезисе, выражающем сложность формулирования мыслей и подбора слов;
■ тактика насмешки над человечеством, в которой Сатана иронично отзывается о людях и их образе жизни (прослеживается в ироничном употреблении антифразиса, гиперболы и высокой лексики, направленной на высмеивание людей, их поступков и образа жизни);
■ тактика насмешки над религией, ее заповедями и обрядами, характеризующаяся использованием цитат и образов из священных писаний в ироническом контексте и с использованием с разговорной лексики;
■ тактика театрализации происходящего, в которой Сатана интерпретирует человеческий мир как театр, театральную постановку, а самих людей как кукол-актеров в нем; выражается в использовании метафор и сравнений человеческого мира с театральным представлением, а людей - с актерами в нем, в употреблении театральных терминов;
■ тактика отождествления себя с людьми, в которой Вандергуд ставит себя на один уровень людьми, говорит о собственной тождественности с человеком путем приведения сравнений и метафор;
■ тактика рассказывания комических историй, в рамках которой Сатана использует шутливые высказывания;
■ тактика заинтересовывания собеседника путем приведения аргумента к наживе (деньгам), позволяющего скрыто вовлекать собеседника в игру (характеризуется использованием эмоционально-окрашенных восклицательных предложений и частых обращений к собеседнику для привлечения внимания слушающего; обращением к антитезе для демонстрации разносторонних возможностей);
■ тактика выражения ложного человеколюбия, выражающая несуществующую любовь Вандергуда к людям и оформляющаяся в высказываниях, содержащих демонстрацию любви к человеку.
Тактика выражения чувства страха и тактика непонимания используются персонажем как комическим демоном. Тактика выражения чувства страха демонстрирует страх персонажа перед человеческим миром. Для нее характерно использование слов с семантикой страха и смерти, восклицательных предложений, выражающих эмоциональную напряженность героя. Тактика непонимания выражает сложность восприятия и постижения человеческого мира для Вандергуда. Она проявляется в использовании вопросительных предложений и риторических вопросов, содержание которых относится к человеку и его жизни.
Помимо указанных общих тактик, в рамках стратегии речевой агрессии Вандергуд использует тактику обвинения и оскорбления, осуждая обман Магнуса и выражая негодование по этому поводу.
В речевом поведении Магнуса, в соответствии с его ролевой принадлежностью к демонам бунтарям, обнаруживается лексика, относящаяся к теме разрушения, революции, свержения устаревших устоев. Главная коммуникативная стратегия героя - агрессия, призыв к переустройству, разрушению старого мира. В рамках данной стратегии выделяются соответствующие тактики, отражающие особенности выполняемой роли героя произведения:
■ тактика собственной идеологической трактовки мира, в которой персонаж определяет окружающие явления через свою теорию разрушения;
■ тактика восхищения своей идеей о переустройстве мира, в которой выражаемая персонажем деструктивная идея представляется единственной верной и идеальной;
■ тактика проецирования своих негативных чувств на людей, в которой революционная идея Магнуса преподносится им как мысль большинства;
■ тактика компрометирующих, провокационных вопросов, разрушающих ценностные ориентиры, демонстрирующих несостоятельность существующих устоев мира;
■ тактика собственной мифологизации, в которой Магнус ассоциирует себя с Прометеем, просветителем человечества, принесшим людям «свет», то есть революцию, разрушение несостоятельного старого;
■ тактика одобрения, которая используется героем, ели собеседник поддерживает или выражает ту же самую идею разрушения, продвигаемую Магнусом;
■ тактика речевой маски отчуждения, при помощи которой Магнус пытается скрыть свою заинтересованность в Вандергуде, демонстрирует безразличие к общению.
Стратегия речевой агрессии реализуется при помощи следующих тактик:
■ тактика демонстрации правоты через давление, которую герой использует в условиях высказывания собеседником сомнений по поводу его революционной идеи;
■ тактика насмешки, используемая Магнусом для демонстрации собственного превосходства над собеседником, над которым он одержал победу.
В соответствии с типом серьезного демона, к которому относится Магнус, в его речи проявляются тактики:
■ тактика обличения и тактика наводящих вопросов, с помощью которых Магнус, как всеведующий инфернальный герой, демонстрирует, что он сумел разоблачить истинную сущность Вандергуда;
■ тактика выражения равнодушия к ужасному путем описания ужасных вещей, убийства, смерти, аморальных поступков, их преподнесение как обыденных явлений.
Несмотря на наличие в речевом поведении героев тактик и характерных речевых признаков демонических персонажей, речевое поведение Вандергуда и Магнуса различаются по коммуникационным целям и стратегиями, а также некоторым тактиками и речевыми приемам, обусловливающим принадлежность персонажей к определенному типу инфернальных героев.



