ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы влияния стилей семейного воспитания на толерантность личности в юношеском возрасте 10
1.1. Психологическая характеристика понятия «толерантность» 10
1.2. Особенности толерантности личности в юношеском возрасте 21
1.3. Характеристика стилей семейного воспитания 30
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование влияния стилей семейного воспитания на толерантность в юношеском возрасте 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Результаты и их обсуждение 41
2.3. Рекомендации для родителей по формированию корректного
стиля воспитания 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 108
ПРИЛОЖЕНИЯ 116
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 116
Приложение 2. Сводные таблицы по результатам эмпирического исследования 128
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 133
Приложение 4. Тренинговая программа по развитию толерантности личности в юношеском возрасте 154
Актуальность проблемы исследования. Радикальные социальные изменения, произошедшие в различных сферах (экономике, политике, культуре, сфере межэтнических отношений) нашего общества привели к социальной нестабильности. В связи с этим происходят значительные модификации в построении образа другого человека, в том числе образа представителя других этнических групп.
В последнее десятилетие во многих городах России с традиционным преобладанием русского населения произошли существенные изменения этносоциальной ситуации: повысилось число иностранных граждан,
приезжающих на работу или учебу, увеличился приток трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, появилась такая категория граждан, как «вынужденные переселенцы». В этой обстановке одним из важных условий построения позитивных отношений с представителями других национальностей является взаимодействие на основе толерантности, понимания, уважения их взглядов, мнений, традиций.
Вместе с тем, отсутствие достаточной практики межкультурных и межэтнических контактов у населения, а также определенная идеологическая деятельность СМИ способствуют формированию негативных этнических стереотипов, предубежденности, что, зачастую, приводит к распространению вербальной агрессивности, жестокости, насилия по отношению к тем или иным этническим группам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2001г. №659 была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в Российском обществе (2001-2005 годы)» (с изменениями и дополнениями
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2004 г. N 459). Одним из направлений реализации Программы являлось «создание и применение в образовательных учреждениях всех уровней образовательных программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу» [1, п.3.3].
«В настоящее время тенденции и перспективы развития молодежи представляют для общества большой интерес и практическое значение прежде всего потому, что они определяют его будущее» - говорится в постановлении администрации г. Белгород от 10.08.2012 года N149 «Об утверждении городской целевой программы «Крепкая семья на 2012 - 2016 годы» (в ред. постановлений администрации города Белгорода от 28.12.2012 N 266, от 04.09.2013 N 196) [2, р.1]. В этом же Постановлении говорится: «Главным социальным институтом общества, обуславливающим воспитание и развитие человека, является семья. Семья выполняет важнейшие, определяющие для человечества функции. Прежде всего, это воспроизводство самого общества, сохранение и передача культурного наследия, духовных и нравственных ценностей, социализация молодого поколения» [2, р.1].
Среди факторов, оказывающих существенное влияние на становление личности и формирование мировоззрения в подростковом и юношеском возрасте, наиболее значимым является семья. Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. -Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Воспитание детей в семье — специальная педагогическая деятельность родителей, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка в разных делах, в решении проблем, привлечение детей в разные виды деятельности в семье и вне ее. Именно семья впервые обеспечивает оптимальные условия для проявления способностей к сотрудничеству и терпимости, доверию, чуткости, самообладанию, сопереживанию - всему, что подразумевает толерантность. Невозможно ожидать, что дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе, и что окружающий мир прекратит быть безнравственным и враждебным без наших усилий.
Вопросы, посвященные проблеме детско -родительских отношений, стилей семейного воспитания рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые А.Л. Венгер, А.И. Захаров, B.C. Мухина, Л.Г. Саготовская, В.В. Столин, Е.Т. Столин, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и многие другие, в зарубежной - Н. Аккерман, Д. Баумринд, Д.М. Болдуин, Э. Маккоби, Дж. Мартин и другие.
Психологический аспект исследования проблемы развития толерантности в юношеском возрасте предполагает раскрытие специфики толерантности как особого явления человеческой психики, направленного на саморегулирование личностью своих действий в сфере поведения и деятельности на основе эмоционально-ценностного отношения к себе и другим.
В современной отечественной и зарубежной психологии отмечается особый интерес к изучению толерантности личности, в частности, к методологическим проблемам (С.К. Бондырева), к проблемам этнической толерантности (И.Б. Андрущак, С.Н. Ениколопов, Н.М. Лебедева, В.П. Левкович, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова, Е.И. Шлягина). Толерантность рассматривается в рамках гуманистической и экзистенциальной психологии (К. Роджерс), в онтологии общественного сознания и самосознания (В.М. Золотухин, A.M. Кондаков, В.И. Красиков), в процессе обретения целостности (А.Г. Асмолов, В.А. Тишков), а также рассматриваются нравственные границы толерантности (A.B. Зимбули).
Таким образом, актуализируется роль семьи в целенаправленном управлении процессами конструирования адекватных «Я - образа» и образа других, формирования у учащихся разного возраста адекватных представлений о различных аспектах межэтнического взаимодействия, привития им навыков цивилизованного межэтнического и межкультурного общения, толерантности.
Этим и обуславливается актуальность темы нашего исследования.
Проблема исследования - каков характер влияния стилей семейного воспитания на толерантность личности в юношеском возрасте ?
Целью нашего исследования является решение поставленной проблемы.
Объект исследования: толерантность личности в юношеском возрасте.
Предмет исследования: характер влияния стиля семейного воспитания на толерантность личности в юношеском возрасте .
Гипотеза исследования: стиль семейного воспитания влияет на толерантность личности в юношеском возрасте, а именно: в семьях с демократическим стилем семейного воспитания показатели толерантности личности в юношеском возрасте будут более выражены, чем в семьях с авторитарным, либеральным и индифферентным стилем семейного воспитания.
Задачи исследования
1. Проанализировать современное состояние проблемы влияния стилей семейного воспитания на толерантность личности в юношеском возрасте;
2. Выявить уровень толерантности личности в юношеском возрасте, определить различия в толерантности личности у юношей и девушек из полных и неполных семей, а также разных сиблинговых позиций;
3. Изучить особенности стилей семейного воспитания, определить различия в стилях воспитания отцов и матерей, а также по отношению к юношам и девушкам разных сиблинговых позиций;
4. Определить степень связи между стилями семейного воспитания и толерантностью личности в юношеском возрасте;
5. Определить влияние стилей семейного воспитания на толерантность личности в юношеском возрасте;
6. Разработать рекомендации для родителей по формированию корректного стиля воспитания и тренинговую программу по развитию толерантности личности в юношеском возрасте.
Теоретико-методологические основами исследования явились представления о стиле семейного воспитания (Д. Баумринд, Д.М. Болдуин, Э. Маккоби, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), а также взглядов на особенности толерантности (А.Г. Асмолов, В.В. Бойко, Е.Ю. Жмырова, В.А. Лекторский, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова).
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.
В нашем исследовании использовались следующие методы: организационные методы: сравнительный метод (сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними); эмпирические методы: психодиагностические методы; методы обработки данных: количественный метод (статистическая обработка данных проводилась с использованием Н-критерия Крускала-Уоллиса, U-критерия Манна-Уитни, коэффициента ранговой корреляции ^-Спирмена, множественного
регрессионного анализа (МРА) на основе пакета статистических программ «SPSS 17.0»); интерпретационные методы: структурный метод (установление
структурных взаимосвязей между изучаемыми характеристиками).
Методики исследования: экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У.Солдатовой, О.А.Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой; диагностика общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко; «Стратегии семейного воспитания» С. Степанова; «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера.
Выборка и база исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе НИУ «БелГУ». В нём принимали участие 60 семей. Объем выборки составил 149 человек, из них 60 юношей (12 юношей и 48 девушек) в возрасте 17-19 лет, 60 матерей в возрасте 34-48 лет и 29 отцов в возрасте 34-54 года.
Научная новизна и теоретическая значимость определяются следующими основными обстоятельствами:
- реализован комплексно-теоретический и эмпирический подход, позволяющий исследовать проблемы влияния стиля семейного воспитания на толерантность в юношеском возрасте;
- установлено наличие связей между стилями семейного воспитания и толерантностью в юношеском возрасте;
- доказано, что стили семейного воспитания имеют влияние на толерантность в юношеском возрасте;
- предложены рекомендации семьям по формированию корректного стиля воспитания, а также тренинг для юношей и девушек по повышению толерантности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существуют различия в уровне толерантности личности юношей и девушек из полных и неполных семей: у девушек и юношей из полных семей наблюдается более высокий уровень развития толерантности личности.
2. Существуют различия в уровне коммуникативной толерантности личности юношей и девушек разных сиблинговых позиций: девушки и юноши, являющиеся единственными детьми в семье, более склонны к интолерантным проявлениям в общении.
3. Между стилями семейного воспитания и толерантностью в юношеском возрасте есть связь: демократический стиль семейного воспитания положительно связан с различными показателями толерантности личности в юношеском возрасте, тогда как авторитарный, либеральный и индифферентый стили - отрицательно; нарушенные стили семейного воспитания и личностные проблемы, решаемые за счет ребенка, также отрицательно связаны с различными показателями толерантности личности в юношеском возрасте.
4. Стили семейного воспитания влияют на толерантность в юношеском возрасте: демократический стиль семейного воспитания положительно влияет на различные показатели толерантности личности в юношеском возрасте, тогда как авторитарный, либеральный и индифферентый стили - отрицательно; нарушенные стили семейного воспитания и личностные проблемы, решаемые за счет ребенка, также отрицательно влияют на различные показатели толерантности личности в юношеском возрасте.
Практическая значимость исследования. Полученные в ходе эмпирического исследования данные послужили опорой для разработки рекомендаций семьям по формированию корректного стиля воспитания, а также тренинга для юношей и девушек по повышению толерантности, который может быть использован администрацией средних и высших учебных заведений, осуществляющих управленческую и воспитательную деятельность в сфере формирования толерантной личности.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены в научной статье в электронном научно-практическом журнале «Аспирант», г. Ростов-на-Дону, январь 2019 г. (в печати).
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (69 наименований), приложений. Объём работы без приложений составляет 115 страниц.
Юность - это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью (зрелостью), последний период детства и первый период взрослости, период ранней молодости. В юности осуществляется формирование личности как системы отношений: юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. В свете этих доводов, мы посчитали целесообразным изучить именно эту возрастную группу как одну из самых гибких, открытых для развития толерантных установок.
В нашем исследовании мы придерживаемся трактовки Е.Ю. Жмыровой [21], которая понимает толерантность как интегративное качество личности, проявляющееся в способности индивида принимать других людей во всем их своеобразии, признавать их индивидуальность, уважать убеждения, мнения, взгляды, образ жизни, способы самовыражения и творчества, независимо от физического и умственного состояния людей, национальности, вероисповедания, пола, возраста, социального статуса и др.
В отечественной и зарубежной психологии традиционно признается ведущая роль взрослого в психическом развитии ребенка. В работе мы говорим о связи и влиянии стиля семейного воспитания на толерантность личности в юношеском возрасте. Д. Баумринд, Э. Маккоби в ходе наблюдений выделили четыре различных по способу контроля и эмоциональной насыщенности стиля родительского отношения: авторитетные, авторитарные, снисходительные (или либеральные) и безразличные родители. В работе мы также опираемся на описание нарушенных стилей семейного воспитания, предложенных Э.Г. Эйдемиллером.
В эмпирической части нашей работы мы изучили толерантность личности в юношеском возрасте, стили воспитания в их семьях. Проанализировав результаты, мы сделали следующие выводы:
В результате исследования толерантности личности в юношеском возрасте с помощью экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), было установлено следующее: этническая толерантность на высоком уровне представлена у 27% опрошенных, на низком - у 5%; социальная толерантность на высоком уровне представлена лишь у 12%, на низком - у 5% опрошенных; толерантность как черта личности у 22% опрошенных нами юношей и девушек развита на высоком уровне, у остальных 78% - на среднем; в целом по методике у 18% опрошенных нами юношей и девушек общий уровень толерантности довольно высокий, а у 82% - средний, низкого уровня развития толерантности в ходе исследования выявлено не было.
В результате диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) получили результаты, что по всем шкалам методики большинство юношей и девушек имеют высокий уровень развития общей коммуникативной толерантности по большинству шкал методики. Наиболее высокий процент низкого уровня развития (10%) мы наблюдаем по шкале «Стремление переделать, перевоспитать партнера»; наиболее низкий процент высокого уровня развития (меньше половины - 38%, 47%) мы наблюдаем по шкалам «Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей» и «Категоричность в оценках других людей».
Также нами было отмечено, что юноши и девушки из полных семей отличаются более высоким уровнем развития этнической толерантности, социальной толерантности, толерантности как черты личности, общего уровня толерантности личности, общей коммуникативной толерантности по шкале «Стремление подогнать партнера под себя». А юноши и девушки, являющиеся младшими детьми в семье, отличаются более высоким уровнем развития общей коммуникативной толерантности по шкалам «Неприятие индивидуальности другого», «Категоричность в оценках других», «Стремление подогнать партнера под себя», «Общий уровень
коммуникативной толерантности личности». Тогда как юноши и девушки, являющиеся старшими детьми в семье, отличаются более высоким уровнем развития общей коммуникативной толерантности по шкале «Использование себя в качестве эталона при оценке других».
В результате диагностики стилей воспитания (С.С. Степанов) были получены следующие данные: матери юношей и девушек наиболее склонны воспитывать детей в рамках авторитетного (демократического) стиля (57%), тогда как отцы, напротив, наиболее склонны прибегать к совокупности различных стилей воспитания, показывая противоречивый стиль воспитания (62%).
В результате диагностики нарушенных стилей семейного воспитания (Э.Г. Эйдемиллер) были получены следующие данные: у 25% опрошенных родителей наблюдается гиперпротекция; в 47% опрошенных нами семей преобладает такой нарушенный стиль семейного воспитания как недостаточность требований-запретов; в 39% семей нами наблюдалась минимальность санкций; гипопротекция наблюдается в 4% опрошенных нами семей; в 12% семьях, принявших участие в нашем исследовании, наблюдается потворствующее отношение к юношам и девушкам; игнорирование потребностей ребенка встречается в 9% опрошенных нами семей; чрезмерность требований (обязанностей) наблюдается также в 9% семей; недостаточность требований-обязанностей наблюдается у 11% родителей; у 10% опрошенных родителей выражен стиль семейного воспитания как доминирование, или чрезмерность требований-запретов; строгость санкций - в 11% опрошенных семей; неустойчивость стиля воспитания представлена в 1% семей; в 15% опрошенных семей нами был выявлен признак расширения сферы родительских чувств; в 8% семьях испытуемых был выявлен признак предпочтения в юношах детских качеств; в 7% семьях - воспитательная неуверенность; в 18% семей выявлена фобия утраты ребенка; в 3% -
неразвитость родительских чувств; в 7% - проекция на ребенка собственных нежелательных качеств; в 7% - вынесение конфликтов между супругами в сферу воспитания; в 18% случаев нашего исследования наблюдается предпочтение в ребенке женских качеств, в 8% - мужских.
Мы выявили значимые различия в воспитании матерей и отцов: среди матерей юношей и девушек более представлен авторитетный стиль семейного воспитания, минимальность санкций, воспитательная неуверенность, предпочтение женских качеств, тогда как среди отцов, более чем среди матерей, представлен индифферентный стиль семейного воспитания, игнорирование потребностей, предпочтение мужских качеств. А также значимые различия в стилях семейного воспитания по отношению к юношам и девушкам, занимающим разные сиблинговые позиции: по отношению к единственным детям, наименее применим (по сравнению со старшими и младшими детьми) авторитетный стиль семейного воспитания, и наиболее применим авторитарный стиль семейного воспитания, а такие нарушенные стили семейного воспитания как недостаточность требований-запретов, минимальность санкций наиболее часто проявляются родителями по отношению к старшим и младшим детям, наиболее редко - к единственным.
Корреляционный анализ позволил нам обнаружить 96 значимых корреляционных связей стилей семейного воспитания и толерантности личности в юношеском возрасте, из них 62 положительных (прямых) и 34 отрицательных (обратных) корреляционных связей. Обобщая данные по полученным корреляционным связям, мы сделали вывод о том, что юноши и девушки, воспитывающиеся семьях с авторитарным, либеральным, индифферентным стилями семейного воспитания, нарушенными стилями - гипопротекцией, чрезмерностью требований-обязанностей и запретов, строгостью санкций, потворствованием, а также такими личностными проблемами родителей, решаемых за счет ребенка, как предпочтение детских качеств, воспитательная неуверенность, неразвитость родительских чувств, вынесение супружеских конфликтов в сферу воспитания, предпочтение мужских качеств отрицательно связаны с толерантностью личности в юношеском возрасте, тогда как авторитетный (демократический) стиль семейного воспитания имеет положительные связи с толерантностью личности в юношеском возрасте.
С целью подтверждения гипотезы и данных, полученных в результате корреляционного анализа мы провели множественный регрессионный анализ с целью углубленного изучения полученных связей между стилями семейного воспитания и толерантностью личности в юношеском возрасте. В результате проведенного множественного регрессионного анализа на общей выборке было обнаружено 73 значимых факта влияния, из них 52 положительных и 21 отрицательных. Авторитетный стиль материнского воспитания положительно влияет на толерантность личности в юношеском возрасте и отрицательно - на различные проявления коммуникативной интолерантности. Тогда как авторитарный, либеральный, индифферентный стили семейного воспитания, а также такие нарушенные стили как гипопротекция, чрезмерность требований - обязанностей и запретов, строгость санкций, и такие личностные проблемы родителей, решаемых за счет ребенка, как предпочтение детских качеств, воспитательная неуверенность, неразвитость родительских чувств, вынесение супружеских конфликтов в сферу воспитания, предпочтение мужских качеств, отрицательно влияют на толерантность личности в юношеском возрасте и положительно - на различные проявления коммуникативной интолерантности.
Таким образом, подтверждена основная гипотеза нашей работы, основывающаяся на предположении о том, что стиль семейного воспитания влияет на толерантность личности в юношеском возрасте, а именно: в семьях с демократическим стилем семейного воспитания показатели толерантности личности в юношеском возрасте будут более выражены, чем в семьях с авторитарным, либеральным и индифферентным стилем семейного воспитания, а также нарушенными стилями воспитания и в семьях, где родители решают личностные проблемы за счет ребенка.
В работе мы отмечаем необходимость проверки гипотезы на выборке большего объема.
На основании данного исследования были составлены рекомендации родителям по формированию корректного стиля воспитания, а также тренинговая программа по развитию толерантности личности в юношеском возрасте (Приложение 4).
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи выполнены.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от
25.08.2001г. №659 (с изменениями и дополнениями
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2004 г. N 459).
2. Постановление администрации г. Белгород от 10.08.2012 г. N149 «Об утверждении городской целевой программы «Крепкая семья на 2012 - 2016 годы» (в ред. постановлений администрации города Белгорода от 28.12.2012 N 266, от 04.09.2013 N 196).
3. Адлер, А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30-60 годы ХХ века: Тексты / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. - М.: «Издательство Московского Университета», 1986. - С. 131-140.
4. Артемьева, В.А. Чувство толерантности в подростковом возрасте / В.А. Артемьева // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 486-489.
5. Барабанова, В.В. Опыт изучения толерантности подростков / В.В. Барабанова, Е.А. Мухортова // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сб. науч. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф., Ярославль, 1-2 дек. 2011 г. / Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - С. 211-213.
6. Барсуков, А.В. Влияние типов семейного воспитания на формирование самоотношения у подростков с асоциальным поведением: дисс. ... канд. псих. наук : 19.00.10. / А.В. Барсуков. - Н. Новгород, 2011. - 203 с.
7. Белашева, И.В. Индивидуально-типологические особенности личности впостроении моделей толерантного взаимодействия в молодежной среде / И.В. Белашева // Знание. Понимание. Умение. Научный журнал Московского гуманитарного университета. - 2015. - № 2. - с.311-318.
8. Бобоева, С.Б. Семейное воспитание основа - толерантного поведения / С. Б. Бобоева // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2015. - №1 (42). - с. 222- 226.
9. Богомолова, М.И. Формирование у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды: монография / М.И. Богомолова, Ж.Н. Дюльдина. - М.: Флинта: Наука, 2013. - 96с.
10. Бойко, В.В. Практическая психодиагностика / В. В. Бойко. - М., 1998. - 672 с.
11. Большая советская энциклопедия [Текст]. В 51 т. Т.42. ТАТАРЫ - ТОПРИК / Гл. ред. Б.А. Введенский. - М.: БСЭ. — 1956. — 668 с.
12. Бондырева, С.К. Толерантность: введение в проблему / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.
13. Бубнова, И.С. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции / И.С. Бубнова // Вестник Иркутского государственного технического университета.
- 2013. - №1 (72). - С. 211-214.
14. Валитова, P.P. Вокруг тебя Мир / P.P. Валитова. - M.: МККК, 2003.
- 72 с.
15. Валитова, P.P. Толерантность: порок или добродетель? / P.P. Валитова // Вестник Московского университета. - 1996. -№1. - С. 33-37... 69