Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функционально-семантические особенности родительного падежа имен существительных в современном русском языке

Работа №176708

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы48
Год сдачи2019
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. История вопроса 6
1.1 Имя существительное как часть речи, его лексико -
грамматические разряды 6
1.2 Грамматические категории имени существительного 11
1.3 Категория падежа имени существительного 15
1.4 Родительный падеж имени существительного 22
Глава 2. Функционально-семантические особенности родительного падежа имен существительных в современном русском языке 27
2.1 Вводные замечания 27
2.2 Родительный падеж имен существительных без предлогов 31
2.2.1 Имя существительное + имя существительное 33
2.2.2 Глагол + имя существительное 35
2.3 Родительный падеж имени существительного с предлогом 38
2.3.1 Родительный падеж имени существительного с предлогом
«до» 40
2.3.2 Родительный падеж имени существительного с предлогом «от» 41
2.3.3 Родительный падеж имени существительного с предлогом «с» 43
2.3.4 Родительный падеж имени существительного с предлогом «из» 44
2.3.5 Родительный падеж имени существительного с предлогом «у» 46
2.3.6 Родительный падеж имени существительного с предлогом
«без» 47
2.3.7 Родительный падеж имени существительного с предлогом «для» 48
Заключение 49
Список использованной литературы и интернет -ресурсов 51
Приложения

При изучении имени существительного особого внимания заслуживает грамматическая вaриaнтность, ярко nредстaвленнaя в русском субстaнтивном словоизменении. При этом, на фоне всей парадигмы необходимо выделить родительный падеж, поскольку активный процесс конкуренции вариантов, частотность употребления и разветвленная система значений придают ему статус особой формы.
Взаимодействие морфологических явлений с лексико -семантическими в процессе возникновения и функциональной дифференциации синонимичных форм словоизменения отчетливо обнаруживается в истории форм родительного падежа имен существительных. Именно в этих формах наблюдается наибольшее количество грамматических противоречий и своеобразных «грамматических тупиков» (термин Э.А. Балалыкиной), что часто объясняется факторами лексико-семантического характера.
Без многоаспектного изучения вариантных падежных форм имен существительных невозможно полное описание русского склонения. В условиях современной языковой ситуации особое значение имеет определение общих тенденций развития системы склонения существительных, дифференциация вариантных форм и отклонений от существующей литературной нормы, потому функциональный анализ в нашем исследовании направлен на установление узуальных (стилистических, сочетаемостных, позиционных) особенностей вариантов форм родительного падежа существительных.
Aктуaльность исследования определяется обращением к спорным и сложным проблемам современной морфологии и, прежде всего, словоизменения. Изучение словоизменительных вариантов имеет большое значение для определения тенденций в развитии как общей системы именного склонения, так и отдельных форм. Несмотря н а давний и устойчивый интерес к системе субстантивного словоизменения и проблеме.
Объектом исследования являются особенности функционирования формы родительного падежа имени существительного в различных функционально-семантических отношениях.
Предметом исследования выступают вариантные формы родительного падежа существительных мужского, женского и среднего рода в современном русском языке.
Материалом исследования послужили произведения художественной литературы, публицистические и научные тексты, журнальные и газетные публикации, частная переписка, дневники, документы и др. В работе также использованы данные нормативных грамматик русского языка и учебных пособий по морфологии.
Цель данной работы - дать комплексное грамматическое и функционально-динамическое описание нестандартных и вариантных форм родительного падежа существительных в современном русском языке, указать причины указанной вариативности.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда конкретных исследовательских задач:
1) проанализировать и обобщить накопленный лингвистической наукой опыт изучения вариантности форм родительного падежа имен существительных;
2) определить круг предлогов, с помощью которых обрaзуются нестaндaртные или вaриaтивные формы родительного пaдежa;
3) определить лексико-семaнтические и морфологические признaки имен существительных, хaрaктеризующихся нaличием нестaндaртных или вaриaнтных форм родительного пaдежa.;
4) рaссмотреть хaрaктер лексико-грaммaтического взaимодействия отдельных лексем, демонстрирующих в aриaнтность форм родительного пaдежa имен существительных;
6) выявить индивидуaльные особенности функционировaния исследуемой формы без и с предлогами в современном русском языке.
Поставленные в работе цели и зaдачи определили необходимость использования комплексной методики исследования. В ходе работы применялись описательный метод, приемы анализа и синтеза информации, метод классификации и обобщения.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы, посвященные изучению различных аспектов падежных форм имен существительных. Сложность образования форм родительного падежа имен существительных затрагивается в общих трудах по со временному русскому литературному языку. Проблему вариантности формы родительного падежа существительных отмечают авторы в работах по стилистике и культуре речи.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Слова, которые служат названием предмета, то есть имеют значение предметности, называются именами существительными. Имена существительные, как часть речи, могут быть названиями конкретных предметов, вещей, веществ, живых существ и организмов, явлений объективной реальности (весна, лето, холод, гром), отвлеченных свойств и качеств (храбрость, сила, синева), действий и состояний (питьё, скачок, уборка, отдых).
Морфологическими признаками имён существительных являются их изменяемость по падежам, а также наличие грамматических категорий рода, числа, одушевлённости и неодушевлённости. Таким образом, значение предметности имён существительных выражается в том, что существительные принадлежат к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему; что существительное может иметь формы или единственного числа для обозначения отдельного предмета, явления или понятия ( стул, мысль, параметр), или формы множественного числа, обладающие значением множества (поля, столбы, карандаши, сомнения).
По традиции выделяются двенадцать функционально различных форм падежа и числа имен существительных. Исчерпывающий набор падежно - числовых форм имени существительного называется его полной парадигмой.
Трудности в образовании падежных форм существительных связаны, главным образом, с теми существительными, которые допускают наличие вариантов в одной и той же падежной форме. Это могут быть варианты - дублеты, т.е. обе формы являются нормативными в пределах литературного языка, например: граблей и грабель, ставней и ставенП — форма род.пад. мн.ч., и варианты, один из которых нормативен, а другой —нет и стоит за пределами литературного языка, например: инженеры(лит. норма) и инженера(просторечн.), запчасти (лит. норма) и запчастя (просторечн.) — форма им.пад. мн.ч. Следует отметить, что морфологические варианты имеют вековую историю, тогда как для ряда фонетических вариантов характерно весьма непродолжительное существование.
Для образования форм родительного падежа имен существительных без предлога рассматривают две модели: «имя существительное + имя существительное» и «глагол + имя существительное», предложные формы образуются посредством ряда предлогов, наиболее используемыми из которых являются предлоги у, до, от, для, без, из, с и др.
Целью данной работы было дать комплексное грамматическое и функционально-динамическое описание нестандартных и вариантных форм родительного падежа существительных в современном русском языке, указать причины указанной вариативности.
Достижение поставленной цели достигалось посредством решение ряда конкретных исследовательских задач. Так, нами был проанализирован и обобщен накопленный лингвистической наукой опыт изучения вариантности форм родительного падежа имен существительных; определен круг предлогов, с помощью которых образуются нестандартные или вариативные формы родительного падежа; определены лексико -семантические и морфологические признаки им ен существительных, характеризующихся наличием нестандартных или вариантных форм родительного падежа; рассмотрен характер лексико -грамматического взаимодействия отдельных лексем, демонстрирующих вариантность форм родительного падежа имен существительных и выявлен индивидуальные особенности функционирования исследуемой формы без и с предлогами в современном русском языке.



1. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1976. - 208 с.
2. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2010. С. 176 -177.
3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002. - 528 с.
4. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. 12 -е изд. Ростов Н/Д: Феникс, 2005. — 544 с. (Высшее образование.)
5. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 448 с.
6. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. Учебное пособие. — 3-е изд. — М.: Высшая школа, 1986. — 639 с.
7. Воронцова Т.А. Культура речи. Учебное пособие. - Ижевск, 2011. - 141 с.
8. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М: Логос, 2010. - 432 с.
9. Есперсен О. Философия грамматики. М.: Издательство
иностранной литературы, 1958. — 400 с.
10. Зализняк А. А. "Русское именное словоизменение" с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 762 с.
11. Исаченко А.В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении со словацким. Морфология. Ч.2. Братислава: Изд. Словацкой Академии наук, 1960. — 570 с.
12. Камынина А. А.. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. М.: Изд-во МГУ,1999. - 240 с.
13. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 240 с.
14. Кожина М. Н. Стилистика русского языка: учебник / М.Н. Кожина, Л. P. Дускаева, В. А. Салимовский. — М.: Флинта: Наука, 2008. - 464 с.
15. Лекант П. А. Современный русский язык : учебник для бакалавров / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков ; под ред. П. А. Леканта. — 5-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 559 с. — Серия : Бакалавр. Углубленный курс.
16. Маслов Ю. С. М 31 Введение в языкознание: Учеб.для филол. спец. вузов.—2-е изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк., 1987.—272 с: ил.
17. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М.: Просвещение, 1981. — 254 с.
18. Морфология современного русского языка: учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / С. И. Богданов, В. Б. Евтюхин, Ю. П. Князев и др. СПб. : Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. — 634 с. — (Русский мир: учебники для высшей школы).
19. Пешковский А. М. Лингвистика. Поэтика. Стилистика. Избранные труды / сост. и науч. ред. О. В. Никитин — М.: Высшая школа, 2007. - 800с.
20. Плунгян В.А. Общая морфология: Введение в проблематику: учебное пособие. Изд. 2-е, исправленное. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 384 с.
21. Рубцова, В.А. Норма и вариативное употребление глаголов (на материале переходных глаголов речи с отрицанием не) [Текст] / В.А. Р убцова // Актуальные вопросы грамматики и лексики. - М., 1976. - С. 76-89.
22. Русский язык и культура речи: Учебник / Под.ред. проф. В. И. Максимова. - М.: Гардарики, 2001. - 413 с.
23. Русский язык и культура речи: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 240 с.
24. Рядинская, С.В. Падежная грамматика Ч. Филлмора и современное понимание ролевой семантики глагола / С.В. Рядинская, В.А. Мигачев ; БелГУ // Иностранные языки в профессиональном образовании: лингвометод. контекст : материалы межвуз. науч. -практ. конф., Белгород, 17¬18 мая 2006 г. / Белгор. ун-т потреб. кооперации. - Белгород, 2006. - С. 181¬183.
25. Современный русский язык: Курс лекций / И. В. Евсеева, Т. А. Лузгина, И. А. Славкина, Ф. В. Степанова; Под ред. И. А. Славкиной; Сибирский федеральный ун -т. - Красноярск, 2007. - 642 с.
26. Современный русский язык: морфология: пособие / В. Д. Стариченок, Т. В. Балуш, О. Е. Горбацевич [и др.]; под ред. В. Д. Стариченка. - Минск: БГПУ, 2009. - 189 с.
27. Современный русский язык: Морфология: Учебник для студентов филологических факультетов вузов / С. И. Богданов, М. Д. Воейкова, В. Б. Евтюхин и др. — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2007. — 664 с.
28. Современный русский язык: учебник и практикум для академического бакалавриата: в 3 т. Том 2: Морфология / С. М. Колесникова, Н. А. Николина, В. А. Лаврентьев [и др.]; под ред. С. М. Колесниковой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 208 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
29. Труды Института лингвистических исследований РАН / Отв. ред. Н. Н. Казанский. Т. XI. Ч. 1. Категории имени и глагола в системе функциональной грамматики / Ред. М. Д. Воейкова, Е. Г. Сосновцева. СПб.: Наука, 2015. — 901 с.
30. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. — 188 с.
31. Психология. Психические процессы и состояния. [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/vidy- psihicheskih-sostoyaniy.html. [дата обращения: 30.04.2016]-загл.с экран
32. Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс] // Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. — Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3. Режим доступа: http://iph.ras.ru/enc.htm#[дата обращения: 3.02.2 016]: —Загл с экрана.
33. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.:Наука, 1974. -428 с.
34. Телия В.Н. Метафоризация и её роль в создании языковой картины мира. // Роль человеческого фактора в языке. // Язык и картина мира.
- Высшая школа, 1988. - С. 170-203.
35. Сусов, И. П. Введение в языкознание. - М.: Восток - Запад, 2006. - 382 с.
36. Телия В.Н Типы языковых значений. // Связное значение слов в языке. - М.: Наука, 1981. С. 269.
37. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. - М.: Наука, 1986. С. 143.
38. Анохина С.П. Сравнительная типология немецкого и русского языков: учеб.пособие [Текст]/ С.П. Анохина, О.А. Кострова; под общ. ред. О.А. Костровой. - М.: Флинта: Наука, 2012. -208с.
39. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора. Синтаксис и лексика. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры, 1999. - С.346-357.
40. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - С. 473.
41. Баранов А.Н. Основы фразеологии: краткий курс : учебное пособие / А. Н. Баранов, Д. О. Добровольский ; Российский гос. гуманитарный ун-т, Ин-т лингвистики, Российская акад. наук, Ин -т русского языка им. В. В. Виноградова. - Москва : ФЛИНТА : Наука, 2013. -307 с.
42. К.Бабаева,(4,с.138-148)
43. Виноградов В.В. Лексика и лексикография: Избранные труды. - М.: Наука, 1993. - С. 312.
44. Виноградов В.В. Русский язык. - М.: Наука, 1972. - С. 639.
45. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография: избранные труды. - М.: Наука, 1977. - С. 312.
46. Влахов С., Флорин С. Непереводимое в переводе. - М.: Международные отношения, 1986.
47. Гак В.Г. Эмоции и оценки в структуре высказывания и тексте. - Вестник МГУ: Филология №3, 1997. - С. 23-29.
48. Гак В.Г. Язык как средство трансляции культуры. - М.: Наука, 2000. - С. 312.
49. Изард К.Э. Психология эмоций [Текст] / К. Изард. — СПб. : Изд- во «Питер», 1999. - 464 с.
50. Б.Кербабаева,Решающий шаг.(роман).Изд -во Ашхабад,1965.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ