Введение 4
1. Описание бизнеса 6
2. Анализ отрасли и локального рынка 14
3. Организация производства и управление предприятием 29
4. Маркетинговый план 44
5. Финансовый план. Оценка эффективности проектных мероприятий 56
Заключение 65
Список использованных источников 68
Приложения 72
Туризм считается одной из наиболее перспективных и востребованных сфер бизнеса - интерес к данной индустрии не ослабевает с годами. Тем не менее, именно для неё характерны многочисленные «фирмы-однодневки», которые не задерживаются на рынке. Чтобы минимизировать риски и при¬влечь новых клиентов, необходимо тщательно спланировать бизнес ещё на стадии разработки идеи. Процесс составления бизнес-плана, с которого начинается любая предпринимательская деятельность, включает комплекс этапов не только по осуществлению финансового планирования, но и разде¬лению сфер ответственности партнеров, определению должностных обязан¬ностей сотрудников, формированию долгосрочной стратегии развития.
Разработка проекта и его успех в перспективе определяется рядом фак¬торов, среди которых:
- удачный нейминг, позволяющий повысить эффективность, отлича-ющий от конкурентов, соответствующий корпоративному стилю, ассоции-рующийся у потребителей с уникальными качественными услугами;
- определение количеств направлений отдыха, позволяющих фирме привлечь целевую аудиторию;
- выбор поставщиков услуг, доступность и прозрачность ключевой информации о текущем состоянии дел и перспективах их развития;
- тщательно разработанная маркетинговая стратегия, грамотная PR- кампания, демонстрации надежности туроператорской деятельности;
- особенности долгосрочного организационного, производственного и финансового планирования, определяющихся характером бизнеса.
Высокая степень разработанности и определение концепции проекта, анализ конкурентных преимуществ, финансового планирования позволит снизить риски и обеспечит эффективную реализацию проекта.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка про¬екта открытия туристской фирмы, занимающейся туроператорской деятель¬ностью. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- изучены теоретические основы туристского бизнеса, технологии со¬здания турпродукта;
- проведен анализ отрасли и локального рынка для определения кон¬цепции разрабатываемого бизнеса;
- разработан план организации производства и управления предприя¬тием, маркетинговый план;
- на основе финансового плана проведена оценка эффективности про¬ектных мероприятий.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являет¬ся туристский рынок, формирующий сферу услуг. Предмет - возможность открытия специализированного рецептивного туроператора.
Теоретической основной послужили исследования отечественных и за¬рубежных ученых, таких как Арустамов Э.А., Березовая Л.Г.,
Боголюбов В.С., Воскресенский В.Ю., Джурбина Е.М., Дубровин И.А., Ер¬макова Ж., Кабанова, О.В., Морозов М.А., Морозова Н.С., Скобкин С.С., Су¬хов Р.И., Трухачев А.В., Таранова И.В., Хайретдинова Н.Э.
Информационной базой исследования выступили нормативные акты и постановления правительства, данные аналитических исследований и стати¬стических материалов, периодические издания, информация из открытых источников и сети интернет.
При подготовке выпускной квалификационной работы были использо¬ваны методы эмпирического (наблюдение, сравнение) и теоретического ис¬следования (анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование).
Полученные результаты являются основой для их дальнейшего приме¬нения и внедрения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, пяти основ¬ных разделов, списка использованных источников, приложений.
Индустрия туризма характеризуется ежегодным ростом числа турист¬ских организаций. Представленный проект описывает технологию открытия новой туристской фирмы «Родные горизонты» («Native horizons») в форме специализированного рецептивного туроператора, а именно туроператора специального интереса и определённой клиентуры.
Открытие бизнеса планируется в форме частной собственности с един¬ственным учредителем в виде общества с ограниченной ответственностью на общем режиме налогообложения. В начале работы фирмы количество требу¬емых работников будет минимально - директор и два менеджера, а также бухгалтер и системный администратор, привлекаемые по договору ГПХ.
В качестве основного вида деятельности компании будет выступать ту¬роператорская деятельность по РФ с предложением следующих туров, по ко¬торым проведен расчет себестоимости и цены реализации:
- Адыгея («Г оры в мае»);
- Алтай (автотур без палаток и рюкзаков «Золото Алтая»);
- Архангельская область (тур выходного дня «Штурм Белого моря»);
- Байкал (активный отдых «Байкал - сибирское море»);
- Кавказ (треккинг-тур «Краски Приэльбрусья»);
- Камчатка (зимний тур «Вулканы в снегу»);
- Карелия (активный отдых «Летний драйв»);
- Кольский полуостров (катание на горных снегоходах «Снежные Хибины»);
- Плато Путорана (экспедиция «Поднебесье»);
- Урал (снегоходная экспедиция «Перевал Дятлова: тайны и леген-ды»).
Также для обеспечения роста показателей финансовой деятельности фирмой предполагается расширение ассортимента услуг на основе предо-ставления туристских услуг как турагент по территории России и за рубежом
66 и оказания дополнительных услуг, связанных с продажей авиа- и железнодо¬рожных билетов, услугами трансфера, подготовкой документов и консульти¬ровании в визовом обслуживании, страхованием.
В качестве основного сегмента потребителей будут:
- корпорации, крупные компании (например, ПАО «Сбербанк», МРСК Центра - Филиал «Белгородэнерго»), которые в рамках социальных программ для своих сотрудников создают аффилированные структуры, обес¬печивающие организацию не только деловых поездок, но и личный отдых сотрудников;
- сотрудники ФСБ, МВД, а также те, кто по специфике работы имеет доступ к секретным сведениям, а именно государственные гражданские слу¬жащие, имеющие доступ к сведениям второй или третьей степени секретно¬сти.
Система распределения разрабатываемого туристского продукта ори¬ентирована на широкую розничную продажу на всей сбытовой территории, это планируется осуществить по средствам различных каналов - прямые продажи туров, независимые турагентства, электронная коммерция. В рабо¬те составлен маркетинговый план, сформирован бюджет маркетинга.
Инвестиционные расходы запланированы в размере 1430,40 тыс. руб¬лей, в том числе организационные расходы - 11,50 тыс. рублей; ремонт, оснащение и автоматизация - 783,40 тыс. рублей; обучение персонала - 20,00 тыс. рублей; маркетинговые мероприятия - 495,50 тыс. рублей; проработка туристского продукта - 120,00 тыс. рублей.
Финансирование проекта будет в полном объеме осуществлено за счет заемных средств - кредитование финансовой организацией «Тинькофф Банк» под 12% сроком на 3 года.
Первый год реализации проекта обеспечит формирование выручки за счет реализации туров при работе в качестве туроператора, в качестве ту- рагента, при оказании дополнительных услуг. Текущие расходы компании формируются за счет постоянных и переменных расходов.
По итогам проведенных расчетов сформирована прогнозная бухгал¬
терская отчетность предприятия. При анализе рисков рассмотрены наиболее вероятные и предложены мероприятия по снижению их воздействия.
Для подтверждения целесообразности открытия туристской фирмы проведен расчет и интерпретация следующих показателей экономической эффективности:
- чистая современная стоимость - 3388,09 тыс. рублей;
- срок окупаемости - два года;
- индекс рентабельности - 3,37;
- внутренняя норма доходности - 104,61%;
- коэффициент эффективности инвестиций - 6,74.
1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездно¬го туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» // Справочная право¬вая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
2. Об утверждении Единого квалификационного справочника долж-ностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификацион-ные характеристики должностей работников организаций сферы туризма» : приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 № 220н // Справочная пра¬вовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
3. Алешина И. А. Корпоративный имидж. PR: учебник. М. : Финансы и статистика, 2014. 57 с.
4. Арустамов Э.А. Основы бизнеса: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. 230 с.
5. Балдин К.В. Управление инвестициями: учебник. М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. 239 с.
6. Березовая Л. Г. История туризма и гостеприимства: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 477 с.
7. Бизнес-планирование: учеб. пособие / под ред. В.З. Черняка, Г.Г. Чараева. М.: Юнити-Дана, 2015. 591 с.
8. Боголюбов В. С. Туристско-рекреационное проектирование. Оценка инвестиций: учебник. М.: Юрайт, 2019. 256 с.
9. Боголюбов В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 293 с.
10. Болодурина М. Инвестиции: учеб. пособие. Оренбург: ОГУ, 2017. 355 с.
11. Борисов Ю. Н. Маркетинг в туризме: учебник. Ростов-на-Дону: Фе¬никс, 2015. 443 с.
12. Воскресенский В. Ю. Международный туризм: учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2015. 462 с.
13. Галенко В. П. Бизнес-планирование: Создание успешного бизнес- плана на предприятии. СПб.: Герда, 2016. 348 с.
14. Гермогенова Л. Ю. Эффективный PR в России. Практика и реко-мендации: учеб. пособие. СПБ.: Питер, 2015. 252 с.
15. Гомилевская Г. А. Региональные модели организации внутреннего туризма: учебник. М.: Инфра-М, 2016. 320 с... 52