Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №176700

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы164
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1.Теоретические основы механизма привлечения инвестиций в эконо¬мику регионов 11
1.1. Сущность и классификация инвестиций как основа инвестици-онного процесса 11
1.2. Методология оценки эффективности привлечения российских и
иностранных инвестиций в экономику регионов 25
1.3. Особенности формирования механизма привлечения россий¬ских и иностранных инвестиций в экономику регионов 34
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование и оценка реализации меха¬низма по привлечению российских и иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Федерации 46
2.1. Нормативно-правовое регулирование механизма привлечения
российских и иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Федерации 46
2.2. Особенности современного состояния российских и иностран¬ных инвестиций в экономике регионов Российской Федерации 55
2.3. Оценка реализации механизма по привлечению российских и
иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Федера¬ции 72
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования эффективности меха-низма привлечения российских и иностранных инвестиций в экономику ре-гионов Российской Федерации 92
3.1. Проблемы и инвестиционные риски в реализации механизма
привлечения российских и иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Федерации 92
3.2. Направления совершенствования эффективности механизма
привлечения российских и иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Федерации 109
Заключение 121
Список использованной литературы 129
Приложения 146


Введение 4
Глава 1.Теоретические основы механизма привлечения инвестиций в эконо¬мику регионов 11
1.1. Сущность и классификация инвестиций как основа инвестици-онного процесса 11
1.2. Методология оценки эффективности привлечения российских и
иностранных инвестиций в экономику регионов 25
1.3. Особенности формирования механизма привлечения россий¬ских и иностранных инвестиций в экономику регионов 34
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование и оценка реализации меха¬низма по привлечению российских и иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Федерации 46
2.1. Нормативно-правовое регулирование механизма привлечения
российских и иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Федерации 46
2.2. Особенности современного состояния российских и иностран¬ных инвестиций в экономике регионов Российской Федерации 55
2.3. Оценка реализации механизма по привлечению российских и
иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Федера¬ции 72
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования эффективности меха-низма привлечения российских и иностранных инвестиций в экономику ре-гионов Российской Федерации 92
3.1. Проблемы и инвестиционные риски в реализации механизма
привлечения российских и иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Федерации 92
3.2. Направления совершенствования эффективности механизма
привлечения российских и иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Федерации 109
Заключение 121
Список использованной литературы 129
Приложения 146


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования является систематизация теоретических и научно-практических аспектов совершенствования механизма привлечения российских и иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Федерации.
Объектом исследования являются инвестиционные процессы, форми-рующиеся как главный элемент социально-экономического развития регио-нов РФ, в условиях «новой нормальности».
Предметом исследования данной работы является изучение особенно¬стей механизма привлечения российских и иностранных инвестиций в эко¬номику регионов Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом исследо-вания были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы механизма привлечения инвестиций в экономику регионов.
2. Исследовать особенности формирования механизма привлечения инвестиций в экономику регионов Российской Федерации.
3. Рассмотреть особенности нормативно-правового регулирования ме¬ханизма привлечения инвестиций в экономику регионов Российской Федера¬ции.
4. Проанализировать динамику и структуру российских и иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Федерации.
5. Дать оценку реализации механизма по привлечению российских и иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Федерации.
6. Изучить проблемы и основные инвестиционные риски в реализации механизма привлечения российских и иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Федерации.
7. Разработать направления совершенствования эффективности меха-низма привлечения российских и иностранных инвестиций в экономику ре-гионов Российской Федерации.
В результате проведенного исследования были получены следующие выводы:
1. Инвестиции - это имущественные и интеллектуальные ценности, ко¬торые вкладывают в объекты предпринимательской деятельности с целью получения дохода или иного полезного эффекта. Инвестиции подразделяют¬ся по следующим признакам: использованию различных финансовых ресур¬сов; целевому характеру; наличию риска вложений.
Классификация инвестиций осуществляется по следующим критериям: направлению, форме реализации, региональному признаку и сроку вложения, также по характеру участия в инвестировании. По формам собственности различают инвестиции: частные, государственные, иностранные и совмест¬ные.
Иностранное инвестирование - это важный источник финансирования инновационной и научной деятельности, прикладных разработок, способствующих обмену научно-техническим опытом, и как следствие, развитию российской экономики;
Макроэкономические показатели (ВВП, ВНП, ЧНП, НД, инвестиции в основной капитал) определяют инвестиционную политику государства в целом и регионов в частности.
Инвестиционные рейтинги («Инвестиционные рейтинги регионов Рос-сии», «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов РФ», «Нацио-нальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ») вли¬яют на реализацию конкретных инвестиционных проектов, выбор инвесторов и дальнейшую инвестиционную привлекательность регионов.
Факторы, влияющие на процесс привлечения российских и иностран-ных инвестиций в экономику регионов - экономико-географическое положе¬ние, природно-ресурсные, трудовые, экономические, научно-технические по¬тенциалы и др. - являются неотъемлемой частью инвестиционной активно¬сти и, как следствие, экономического развития регионов.
2. Механизм привлечения российских и иностранных инвестиций в экономику регионов - сложный многоступенчатый процесс, являющийся од¬ним из главных задач государственных органов управления. Классификация механизмов привлечения инвестиций в регионы делится на три группы: системы и институты, которые содействуют притоку инвестиций; механизмы, обеспечивающие финансирование и государственные меры поддержки.
Существуют различные механизмы привлечения инвестиций в экономику регионов РФ, которые действуют с помощью частных или государственных структур: федеральные целевые программы; национальные проекты, государственно-частное партнерство; инвестиционные фонды; концессионные соглашения; государственная корпорация «Банк развития»; технопарки; венчурные инструменты и т. д.
Для оценки привлечения российских и иностранных инвестиций в экономику регионов необходимо учитывать макроэкономические показатели: ВВП, ВНП, ЧНП, НД, инвестиции в основной капитал, анализ которых позволяет опираться на перспективный прогноз развития как страны в целом, так и конкретных регионов в частности. При этом инвестиционные рейтинги («Инвестиционные рейтинги регионов России», «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов РФ», «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ») определяют критерии инвестиционной деятельности регионов, отвечающие за реализацию инвестиционных проектов и дальнейший выбор потенциальных инвесторов.
3. Нормативно-правовое регулирование механизма привлечения рос-сийских и иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Феде¬рации осуществляется через федеральное и региональное законодательство: Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, федеральные законы, указы Прези¬дента РФ, постановления Правительства РФ, законы субъектов РФ и т.д.
Финансирование федеральных целевых программ развития отдельных отраслей, регионов, экономических зон осуществляется в соответствии с принятыми законодательными актами, регулирующими функционирование механизмов привлечения государственных инвестиций.
Особенности регулирования механизма привлечения инвестиций на ре¬гиональном уровне в большей степени зависит от реализации государствен¬ного регулирования инвестиций в регионах, в том числе с помощью специ¬ального комплекса мер, направленного на побуждение предприятий реально¬го сектора экономики к инвестициям.
4. Увеличение притока инвестиций - одна из приоритетных задач рос-сийской экономики.
По источникам финансирования инвестиций в основной капитал наибольший удельный вес в числе привлеченных средств принадлежит бюд¬жетным средствам всех уровней. Финансирование основного капитала за счет собственных средств увеличилось с 5271,1 млрд. руб. (50,2 %) в 2015 г. до 6283,9 млрд.руб. (52,1%) в 2017 г.;
По формам собственности инвестиций в основной капитал большую часть занимают организации российской формы собственности (84,8 %) по сравнению с организациями иностранной формы собственности (6,5 %). Гос¬ударственные инвестиции в основной капитал в 2016 г. составили 2238,1 млрд. руб. (15,2 %), прирост к показателю 2015 г. составил 0,4 %. Тогда как в 2017 г. данный показатель в сравнении с 2016 г. снизился на 5, 8 млрд. руб. (или на 1,2 %). Финансирование инвестиций со стороны организаций, нахо¬дящихся в совместной российской и иностранной собственности, увеличился с 7,4 % в 2015 г. до 8,7% в 2017 г.
Концентрация инвестиций в большей степени наблюдается в промыш¬ленных экономических центрах: Тюменская область (80,7 %), Москва (47,3 %), Санкт-Петербург (35,2 %), Краснодарский край (34,6 %), Республика Та¬тарстан (26,4%). В меньшей степени инвестируются такие регионы РФ, как Костромская область (0,5 %), Республика Тыва (0,61 %), Республика Калмы¬кия (0,75%), Курганская область (0,78 %), Еврейская автономная область (0,86 %);
По объему инвестиций в основной капитал в 2015-2017 гг. лидирую-щую позицию занимает Центральный федеральный округ. Дальневосточный федеральный округ по динамике привлеченных инвестиций занимает пер¬вое место среди федеральных округов России - 117,1 % (в целом показатель по стране - 104,4%);
5. Развитие инвестиционной деятельности на региональном уровне в значительной мере зависит от оценки реализации механизма по привлечению российских и иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Федерации.
Анализ имеющихся федеральных государственных программ по соот¬ветствующим направлениям (новое качество жизни, инновационное развитие и модернизация экономики, эффективное государство, сбалансированное ре¬гиональное развитие, обеспечение национальной безопасности) и субсидий является необходимым условием для определения эффективности поддержки ряда отраслей, нацеленных на увеличение инвестиционной привлекательно¬сти регионов РФ.
Анализ макроэкономических показателей (ВВП, инвестиции в основ-ной капитал, оборот розничной торговли и др.) дает полную картину об эко¬номических результатах деятельности страны, о ее благосостоянии и состоя¬нии экономики, что позволяет составлять прогнозы, выявлять тенденции и разрабатывать стратегию экономической политики государства. Рост ВВП в 2017 г. оценивается в размере 1,8 %. Прирост инвестиций в основной капитал по сравнению с 2016 г. составил 4,4% после трех лет снижения (за 2014 - 2016 гг. спад составил 11,6 %). Оборот розничной торговли в 2017 г. вырос на 1,3 % (в 2016 г. - спад на 4,6%), Индекс-дефлятор ВВП за 2017 г. по отношению к ценам 2016 г. составил 105,2 % (в 2016 г. - 103,5 %).
Анализ инвестиционных рейтингов российских регионов («Инвестиционные рейтинги регионов России» (Эксперт РА), «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов РФ» (НРА), «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ» (АСИ) дает возможность оценки деятельности региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявления лучших практик, что, в свою очередь, стимулирует конкуренцию в борьбе за инвестиции. Лидерами инвестиционных рейтингов за 2015-2017 гг. являются следующие регионы: Тюменская область (УФО), Москва (ЦФО), Московская область (ЦФО), Санкт-Петербург (СЗФО), Республика Татарстан (ПФО).
6. Для привлечения российских и иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Федерации создано достаточное количество эффективных механизмов. Основные проблемы, ограничивающие
инвестиционную деятельность в регионах являются: отсутствие на региональном и муниципальном уровнях выстроенной системы институтов поддержки инвестиционной деятельности; низкий уровень обеспеченности квалифицированными кадрами; наличие административных барьеров для инвесторов; проблемы финансирования инвестиционной деятельности; недостаточное информационное «продвижение» инвестиционных возможностей регионов и др.
Одним из важных аспектов разработки механизма по привлечению российских и иностранных инвестиций в экономику регионов является осу-ществление эффективной государственной инвестиционной политики. Ос-новными проблемы, ограничивающие инвестиционную деятельность в реги¬онах являются: отсутствие на региональном и муниципальном уровнях вы¬строенной системы институтов поддержки инвестиционной деятельности; низкий уровень обеспеченности квалифицированными кадрами; наличие ад¬министративных барьеров для инвесторов; проблемы финансирования инве¬стиционной деятельности; недостаточное информационное «продвижение» инвестиционных возможностей регионов и др.
Риски подразделяются на системные и несистемные, в процессе реали¬зации проекта возникают административные и финансовые барьеры, также препятствуют внешние и внутренние факторы воздействия на инвестицион¬ный климат.
Риски, вызывающие наибольшую обеспокоенность у инвесторов: во- первых, несовершенство нормативно-правовой базы (в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» отсутствуют прописанные механизмы, регулирующие вопрос компенсации ущерба инвестору в случае изменения условий работы в отрас¬ли или экономики в целом из-за определенных изменений в законодатель¬стве). В этой связи объем российских и иностранных инвестиций не отвечает потребностям страны, а иностранные инвесторы занимают выжидательную позицию. Во-вторых, неопределенность экономической ситуации в стране: Соединенные Штаты и Евросоюз продолжают продлевать экономические санкции, в том числе, против энергетического сектора России, запрещая сво¬им компаниям инвестировать в российскую экономику.
В условиях существующих проблем и инвестиционных рисков суще-ствуют позитивные примеры регионов в реализации механизма привлечения российских и иностранных инвестиций в экономику регионов: повышение инвестиционной активности (Якутия, Свердловская и Томская области); увеличение позиций в Национальном инвестиционном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ за 2016-2018 гг. (Тюменская об¬ласть, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Калининградской область); развитие государственно-частного партнерства (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область Самарская область, Республика Башкортостан); совершенствование налоговых льгот (Ленинградская об¬ласть, Хабаровский и Приморский края, Амурская и Сахалинская области и др.); повышение притока инвестиций в основной капитал (г. Севастополь, Республика Крым, Магаданская область, Ямало-Ненецкий и Чукотский авто¬номные округа).
7. Совершенствование эффективности механизма привлечения россий¬ских и иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Федера¬ции осуществляется через общегосударственные (обеспечение надежности и безопасности инвестиционных вложений; составление инвестиционных рей¬тингов; предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации региональных инвестиционных про¬ектов; снижение в два раза платы за аренду участка и др.) и региональные за¬дачи. При этом повышается конкурентоспособность субъектов и увеличива¬ется приток инвестиций.
Для совершенствования эффективности механизма привлечения рос-сийских и иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Феде¬рации государство должно корректировать сложные экономические процес¬сы посредством Прогноза социально-экономического развития страны на долгосрочный период до 2030 г., в рамках которого к 2024 г. роста инвести¬ций в основной капитал планируется достичь 6,1%.
Предложена усовершенствованная многофакторная модель влияния инвестиционной привлекательности на региональный инвестиционный про-цесс путем систематизации основных факторов: «физико-географическое по¬ложение», «экономико-географическое положение», «инфраструктура», «по¬литики региональных властей».
Разработан комплекс мер по стимулированию инвестиционной актив-ности, включающий в себя: отсутствие бюрократических и административ-ных барьеров для бизнеса, финансовые льготы, помощь в создании инфра-структуры.



1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
3. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Феде-ральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.12.2018) // Справочная пра¬вовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
4. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
5. О финансовой аренде (лизинге) [Электронный ресурс]: Федераль-ный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 16.10.2017) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
6. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осу-ществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс]: Феде-ральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочная пра¬вовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
7. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
8. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации [Электрон-ный ресурс]: Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законода¬тельство». Информ. банк «Версия Проф».
9. Об инвестиционных фондах [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
10. О концессионных соглашениях [Электронный ресурс]: Федераль-ный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
11. Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Элек-тронный ресурс]: Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
12. О банке развития [Электронный ресурс]: Федеральный закон от
17.05.2007 N 82-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Справочная правовая система
«Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
13. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии экономиче¬
ской безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» от 13.05.2017 N 208 // [Электронный ресурс] / Режим доступа:
www.consultant.ru.
14. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204 // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru.
15. Об утверждении федеральной целевой программы «Экономическое
и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» [Текст]: Распоряжение Правительства РФ от 15.04.1996 N 480 (ред. от 28.12.2016) // [Электронный ресурс] / Режим доступа:
www.consultant.ru... 137


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ