Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АКТУАЛИЗАЦИИ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Работа №176696

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО АКТУАЛИЗАЦИИ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Психолингвистические закономерности усвоения словаря в
онтогенезе 10
1.2. Особенности усвоения словаря детьми с нарушением интеллекта 16
1.3. Анализ основных подходов к формированию словарного запаса у детей
младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АКТУАЛИЗАЦИИ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
2.1. Организация и проведение изучения словарного запаса младших
школьников с нарушением интеллекта 29
2.2. Содержание и организация логопедической работы по актуализации
словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 40
2.3. Оценка эффективности системы логопедической работы по актуализации
словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64


Речевая деятельность является главным элементом коммуникации людей. Посредствам речи человек передает свои мысли, желания, опыт и знания окружающим людям. Поэтому речь выступает важным компонентом в деятельности личности. Для того, чтобы человек мог свободно общаться у него должен быть богатый словарный запас. В связи с чем важнейший показатель благополучного всестороннее развития ребенка связан с появлением у него слов и дальнейшего развития активного словаря. При этом лексический состав является орудием мышления и средством общения. На основании чего особое внимание в первоначальном звене при обучении в школе, отводится работе над словом.
Иная картина отмечается у младших школьников с нарушением интеллекта. А именно у данной категории детей активная речь, словарный запас с самого начала развивается с отставанием. С возрастом это проявляется все больше и больше. Вообще лексический запас у них формируется со специфическими особенностями.
В научной литературе относительно хорошо рассмотрены особенности младших школьников с нарушенным интеллектом, связанные с ограниченностью словарного запаса, неправильностью употребления слов разной грамматической природы (М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Р.К. Луцкина, А.Р. Маллер, В.Г. Петрова, З.Н. Смирнова, М.С. Соловьева, Н.В. Тарасенко, Ж.И. Шиф, М.П. Феофанов). Проанализировано применение слов разнообразных тематических групп (З.Д. Будаева, В.В. Воронкова, Г.И. Данилкина, Т.Н. Иванова, Н.В. Тарасенко, Т.К.Ульянова, Ж.И. Шиф). Многими авторами отмечены промежутки в формировании между активным и пассивным словарем данной категории детей (А.К. Аксенова, Г.М. Дульнев, В.Г. Петрова, З.Н. Смирнова).
Кроме того, З.Н. Смирнова, А.К. Аксенова, Н.В. Тарасенко, М.Ф. Гнездилов указывали на проблемы функционально-семантической стороны лексического запаса у младших школьников с нарушением интеллекта.
Анализ литературных источников, в которых учеными были обобщены данные, рассматривающие особенности лексической стороны речи у младших школьников с нарушениями интеллекта, а именно: бедностью словарного запаса, не умением дифференцировать значения слов, приводящие к нарушениям употребления слов, неправильное употребление слов в предложениях и связной речи. Это способствуют трудностям самостоятельно познавать окружающий мир, самого себя и формировать человеческие отношения. Так как хорошо развитая лексическая сторона речи способствует формированию коммуникативной функции, а также развитию познавательной сферы, а это в свою очередь влияет на успешное обучение и социальную адаптацию. Поэтому необходимо подобрать направления работы по актуализации лексической стороны речи индивидуально для каждого младшего школьника с нарушением интеллекта.
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по актуализации словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Цель исследования - разработать систему логопедической работы по актуализации словаря у младших школьников с нарушением интеллекта и определить её эффективность.
Объект исследования - процесс актуализации словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования - система логопедической работы по актуализации словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены его задачи:
1) На основе анализа специальной литературы обосновать проблему исследования;
2) Организовать и провести изучения словарного запаса у младших школьников с нарушением интеллекта;
3) Разработать и внедрить систему логопедической работы по актуализации словаря у младших школьников с нарушением интеллекта;
4) Оценить эффективность предложенной системы логопедической работы по актуализации словаря у младших школьников с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: повышению уровня сформированности лексического запаса у младших школьников с нарушением интеллекта будет эффективной, если:
- логопедическая работа будет проводиться в системе на основе модулей, в которых отрабатывается конкретная лексическая тема;
- работа будет проводиться последовательно, с учетом индивидуальных особенностей сформированности познавательной и коммуникативной деятельности;
- работа будет проводиться в игровой форме и отрабатываться, закрепляться в упражнениях на конкретных жизненных ситуациях.
Теоретико-методологическая основа исследования: положения современной лингвистики, психолингвистики, дефектологии, педагогики и психологии, рассматривающие школьную речь, как один из главных видов деятельности и как нужное средство общения, играющее главную роль во всестороннем развитии ребенка и социализации (H.H. Малофеев, О.Л. Рубинштейн, Л.О. Выготский, Л.В. Занков и др.); положения о системной организации высших психических функций (A.A. Леонтьев, A.A. Залевская, Л.С. Цветкова, А.Р. Лурия); положение о сложной структуре речевой деятельности, о лексических операциях в структуре процесса продуцирования речевого высказывания (Т.В. Ахутина, Ю.Д. Апресян, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, Т.Г. Аркадьева, И.А. Зимняя, А.Р. Лурия, A.A. Леонтьев); труды о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (А.Р. Лурия, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.); положения о психолингвистических и лингвистических представлений рассматривающих развития лексики (A.A. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, С.Н. Шаховская, A.B. Захарова, А.Р. Лурия, O.E. Громова, М.Б. Елисеева, A.A. Залевская, Л.Г. Парамонова и др.); положения о структуре и симптоматике речевого нарушения у детей с интеллектуальной недостаточностью (С.Я. Рубинштейн, В.И. Липакова, Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, М.Ф. Гнездилов, А.Н. Граборов,); труды рассматривающие опережающее развитие семантики в сравнении с развитием формально¬языковых средств (Т.В. Ахутина, Л.Б. Халилова, Н.И. Жинкин и др.); положения рассматривающие общность и единство законов развития нормального и аномального (В.И. Лубовский, Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф и др.); положения рассматривающие ведущую роль специального обучения в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, о влиянии коммуникативно-прагматического подхода в процессе исследования и коррекции нарушений речи (MT. Певзнер, Л.Б. Баряева, P.E. Левина, Е.Т. Логинова, В.Г. Петрова, Е.А. Стребелева, Л.С. Выготский, О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Исаева, Р.И. Лалаева, H.H. Малофеев, H.H. Яковлева и др.).
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования;
эмпирические: педагогический эксперимент (этапы: констатирующий, формирующий, контрольный);
метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- экспериментальное получение данных об особенностях формирования лексической стороны речи у младших школьников с нарушением интеллекта, связанных с их особенностями развития коммуникативной, речевой и когнитивной составляющей, приводящие к трудностям правильно выбирать языковые знаки;
- отмечены трудности в возникновении нарушений актуализации словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, связанный с расстройствами взаимосвязи внутреннего и внешнего контроля приводящего к нарушению семантики слова, а именно к проблемам выбора и реализации нужного слова;
- определены факторы, приводящие к нарушению актуализации словаря у данной категории детей;
- разработана система логопедической работы с учетом индивидуальных особенностей сформированности познавательной и коммуникативной деятельности.
Теоретическая значимость исследования связана с углублением теоретических знаний об особенностях формирования лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Определена взаимосвязь формирования лексики с общим психическим развитием детей. Проведено уточнение и расширение представлений исследователей об особенностях процесса актуализации словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Теоретически обоснована организационная и содержательная составляющая система логопедической работы по актуализации словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Практическая значимость исследования связана с тем, что для изучения процесса уровня сформированности словарного запаса у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта создана диагностическая база; разработана и реализована система логопедической работы по актуализации словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта; выявлены оптимальные педагогические условия для реализации предложенной системы, приводящие к совершенствованию образования детей данной категории.
Организация и основные этапы исследования. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МКОУ ОШ № 30 г. Белгорода в течение двух лет (2016-2018 гг.).
Исследовательская работа проводилась в три этапа.
На первом этапе проводилось изучение специальной литературы по проблеме исследования; отмечены научно-теоретические основы и подобраны методики констатирующего эксперимента; также отобрана экспериментальная группа детей (8 лет - 10 лет) (20 человек) имеющие по заключению ПМПК нарушения интеллекта, с нарушением письма и чтения.
На втором этапе проводилось исследование уровня сформированности словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта словаря во время выполнения подобранных заданий, а также в свободной деятельности. Разработана система логопедической работы по актуализации словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
На третьем этапе проводилась экспериментальная работа по предложенной нами системе. А также была определена эффективность предложенной системы логопедической работы.
Структура работы: введение, две главы, заключение,
библиографический список использованной литературы и приложения.
Апробация результатов исследования. Материалы
экспериментального исследования были представлены:
- Рязанова, А.В. Особенности актуализации словаря младших школьников с нарушением интеллекта [Текст] / под ред. канд.пед. наук Г.Е.Воробьевой // сборник материалов международной научно-практической конференции «Концепции устойчивого развития науки в современных условиях». - Казань: Стерлитамак АМИ, 2018. - 241с.;
- Рязанова, А.В. Актуализация словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на основе коммуникативно- прагматического подхода [Электронный ресурс] / под ред. канд. пед. наук Г.Е. Воробьевой // научно-практический электронный журнал «Алея науки» № 11 (27), 2018. - URL: https://alley-
science. ru/domains data/files/13December2018/AKTUALIZACIY a%20 SLOVAR Ya%20U%20DETEY%20MLADShEGO%20ShKOLNOGO%20VOZRASTA%2 0S%20NARUShENIEM%20INTELLEKTA.pdf (дата обращения: 19.01.2019).
Во введении представлена актуальность исследования, разработан научный аппарат исследования (объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, теоретико-методологическая основа, методы, этапы). Определена научная, теоретическая и практическая значимость исследования, указаны положения, выносимые на защиту.
Первая глава посвящена анализу специальной литературы и обоснованию проблемы исследования.
Во второй главе организовано и проведено изучения словарного запаса младших школьников с интеллектуальной недостаточностью; разработана и внедрена система логопедической работы по актуализации словаря младших школьников с интеллектуальной недостаточностью; отмечена оценка эффективности системы логопедической работы по актуализации словаря младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В заключении отображено теоретическое обобщение результатов экспериментального исследования и подведены итоги.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа литературы по проблеме исследования можно сделать следующие выводы.
Так как речь относится к основному средству коммуникации, единицей которой выступает слово. Поэтому формирование словарного запаса является основой речевого развития, так как слово - главная единица языка. В процессе развития ребенка формирование и развитие речевой деятельности проходит поэтапно. В результате на каждом этапе происходит формирование фонематического слуха, произношения фонем родного языка, осуществляется овладение словарным запасом и правилами синтаксиса, лексическими и синтаксическими правилами в устной речи, освоение семантики языка. При этом в процессе овладения речью, ребенок приобретает способность к высшим формам анализа и синтеза, к обобщенному отражению действительности, к осознанию и регуляции своих намерений и действий, что способствует быстрой и безболезненной адаптации в окружающем мире.
По-другому обстоят дела у детей с нарушением интеллекта, которое связано со стойким нарушением познавательной деятельности, вызванное нарушениями высшей нервной системы обусловленого органическим поражением головного мозга. Приводящее к недоразвитию высших форм познавательной деятельности, одной из которых является позднее и недостаточное развитие речевой деятельности. Так как нарушения интеллекта способствуют более позднему формированию фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза, восприятию и пониманию речи. Что в свою очередь откладывает отпечаток на формирование словарного запаса, то есть у детей идет большой разрыв между пассивным и активным словарем. Для них характерен бедный словарный запас, отмечается неправильность в употреблении и понимании многих слов, в большинстве случаев происходит только механическое накопление слов. При этом нарушения в формировании семантического поля приводит к трудностям в речевом общении. Младшие школьники с нарушениями интеллекта не имеют внутреннего побуждения рассказать о пережитых событиях, не умеют составлять словесное описание, нет желания в обогащении своей речи.
Таким образом, можно выделить основные особенности лексикона у младших школьников с нарушениями интеллекта: ограниченность словаря; неумение употреблять имеющийся слова и оперировать ими; отсутствие правил применения структуры языковых средств; не умеют проводить спонтанно выбор языковых знаков и употреблять их в процессе коммуникации; не дифференцируют значения слов; неправильно употребляют слова разнообразной грамматической природы; в отличии от нормы позже появляется речь, отмечено отклонения и своеобразие формирования всех компонентов речевой деятельности.
В ряде литературных источников, многими авторами, указаны отдельные рекомендации по лексической работе с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Однако проблема активизации и обогащения словарного запаса у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта не рассмотрен в полной мере; так как не определены содержание и направления данной работы по отношению к конкретному ребенку, с ученом его уровня познавательного развития.
Исследование научной литературы позволил нам сделать вывод, что целенаправленная систематизированная логопедическая работа по актуализации словаря у детей младшего школьного, которые имеют интеллектуальную недостаточность должна иметь комплексный характер и реализовываться с учетом выявленного механизма нарушения и в процессе закрепления в разных видах деятельности.
На основе организованного экспериментального исследования по изучению уровня сформированности словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, нами отмечено то, что они понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря имен существительных близок к норме. Однако актуализация словаря в активной речи оказывается нарушенной в связи с трудностями, возникающими при восприятии и воспроизведении слова. Для младших школьников с нарушением интеллекта характерна крайняя ограниченность глагольного словаря. Значения слов, закрепленные в сознании детей данной категории, отличаются неопределенностью, нечетким разграничением друг от друга. Это связано с тем, что дети выделяют не существенные признаки, а чисто внешние, случайные признаки предметов, действий. Нарушеность грамматических связей слов, неправильность употребления формо- и словообразующих компонентов языка затруднения восприятия смысла высказывания. Полученные результаты связаны с особенностями мышления школьников с интеллектуальной недостаточностью. А также, несформированностью коммуникативных умений, которые затрудняют актуализацию словарного запаса в процессе развернутого речевого высказывания.
Полученные результаты указали на необходимость разработки системы логопедической работы по актуализации словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Была проведена логопедическая работа основаная на коммуникативно-прагматическом подходе, который включал в себя: создание единого речевого режима, направленного на решение поставленной цели и поддерживаться в условиях школьной программы, как на логопедических занятиях, так и во внеурочное время и в процессе выполнения домашней работы; формирование слова как носителя понятия с рядом признаков: акцентологических, ритмических, морфологических, звуковых, синтаксических, коммуникативных, семантических; воздействие на развитие познавательной деятельности, психических процессов детей.
В ходе коррекционной работы большое значение мы уделяли дифференцированному подходу, который учитывался при проведении работы с каждым ребенком, с опорой на: психические особенности ребенка, моторного развития, его работоспособность, симптоматику речевых расстройств и их механизмы, особенность уровня несформированности речи и др. Логопедическая работы по предложенной программе с использованием модулей на лексические темы «Овощи, фрукты», «Домашние и дикие животные» включала в себя определенны задачи и направления работы по каждому модулю. Система логопедической работы на основе модулей включала поэтапность работы, которая заключалась в том, что на вводном этапе проводилась проверка знаний каждого ребенка прежде чем перейти к изучению лексической темы, то есть что ребенок знает. Кроме того, в конце каждого модуля также проводилась беседа для закрепления, что дети усвоили и запомнили.
С целью оценки эффективности предложенной системы логопедической работы по актуализации словаря младших школьников с интеллектуальной недостаточностью был проведен контрольный срез. Полученные результаты показали положительные. В речи младших школьников с нарушением интеллекта относительно меньше стало серьезных ошибок, способствующих трудностям понимания высказывания. Выбор грамматического оформления, слов, можно отнести к адекватным в соответствии с ситуацией общения, однако присутствует свойственная данным детям стереотипность в применении слов, отмечены аграмматизмы. По показателю лексического оформления высказывания дети продемонстрировали умение подбирать нужные слова в зависимости от деятельностного контекста, которое неоднократно организовывалось в повседневной жизни, более самостоятельное и оперативное.
Предложенная система логопедической работы, позволяет усвоить слово как носителя понятия с комплексом всех, характеризующих данную единицу признаков: ритмических, акцентологических, звуковых,
морфологических, синтаксических, семантических, коммуникативных, обеспечивающую успешность актуализацию словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. А также, формированию умения отбирать из возможных вариативных лексических средств наиболее адекватные, точно соответствующие мысли и ситуации, что обеспечивает речевое общение детей и, безусловно, их социализацию. Полученные данные указывают на эффективность логопедической работы по предложенной системе.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, были решены.



1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебник для студ. Дефект [Текст] / А.К. Аксенова. - М.: Владос, 2007. - 316 с.
2. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова. Обследование и формирования у детей с недоразвитием речи [Текст] / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. - М.: Пародигма, 2010. - 410 с.
3. Бабина, Г.В., Шарипова Н.Ю. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез [Текст] / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. - М.: Прометей, 2013. - 192 с.
4. Белопольская, Н.Л. Детская патопсихология [Текст] / Н.Л. Белопольская. - М.: Христоматия. 2010. - 351 с.
5. Белякова, Л.И. Речь ребенка [Текст] / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова. - М.: Институт психологии РАН, 2008. - 352 с.
6. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника [Текст] / Г.В. Бобровская // Начальная школа. - 2012. -№4. - С 47-51.
7. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей: Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст] / А.И. Богомолова. - СПб.: Библиополис, 2009. - 208 с.
8. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Ю. Борякова // Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Астрель, 2007.
9. Боскис, Р.М. Аномальные дети [Теккст] / Р.М. Боскис // Основы обучения и воспитания аномальных детей. - М., 2009. - 146 с.
10. Быстрова, Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Г.А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Г.А. Шуйская. - М., 2007. - 96 с.
11. Визель, Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения [Текст] / Т.Г Визель // Логопед. - 2011. № 6. С. 4-9.
12. Власова, Т.А., Лебединская К.С., Мачихина В.Ф. Отбор детей во вспомогательную школу [Тест] / Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина // Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2007. - 176 с.
13. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М: Просвещение, 2010. - 176 с.
14. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст] / Б.С. Волков // учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2006. - 208 с.
15. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст] / В.В. Воронкова // Пособие для учителей и студентов деф. факультетов. - М.: Школа-Пресс, 2008. - 416 с... 50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ