ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ГРАЖДАНАМ 10
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Сущность и классификация социально-психологических услуг, 10
предоставляемых гражданам пожилого возраста
1.2. Социально-психологические услуги гражданам пожилого возраста: 18
принципы и методы оценки
2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, 29
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ГРАЖДАНАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Оценка качества социально-психологических услуг, 28
предоставляемых гражданам пожилого возраста (на примере МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода»)
2.2. Социальный проект «Обучающий тренинг для специалистов 37
комплексного центра «Быть профессионалом»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время большое количество людей пожилого возраста в повседневной жизни сталкиваются с трудностями социально-психологического характера. В связи с этим, число пожилых граждан в Российской Федерации, которые хотели бы встать на социальное обслуживание в органах социальной защиты населения, в последние годы постоянно увеличивается.
Демографические показатели, представленные Росстатом,
свидетельствуют о том, что за последние 11 лет количество пожилых людей в Российской Федерации увеличилось на 4,2% [52]. Данный показатель ежегодно имеет тенденцию к росту. В связи с чем, проблема социального обслуживания пожилых людей имеет общегосударственное значение. По данным Росстата на 2017 год 8,1% мужчин и 8,7% женщин старше 60 лет хотели бы получать услуги, которые им могут предоставить в органах социальной защиты населения по месту жительства [52].
Услуги, предоставляемые органами социальной защиты, для обслуживания граждан пожилого возраста на дому, достаточно разнообразны. Традиционными видами социального обслуживания населения в Российской Федерации принято считать социальное и социально-медицинское обслуживание на дому, стационарное социальное обслуживание и предоставление временного приюта, полустационарное обслуживание, социально-консультативную помощь, оказание материальной помощи нуждающимся, реабилитационное обслуживание и срочное социальное обслуживание.
Одним из актуальных видов социального обслуживания на сегодняшний день является социальное обслуживание в условиях социального учреждения . Данный вид социального обслуживания включает в себя огромный спектр услуг, в том числе социально-психологических, которые являются наиболее востребованными среди граждан пожилого возраста, так как они напрямую влияют на адаптацию индивидуума: социальную, бытовую и др.
Также в социальных службах большое значение принимает оценка качества социальных услуг. Разрабатываются новые способы и методы, которые следует учитывать при мониторинге качества предоставленных услуг. При помощи такого контроля всегда можно понимать насколько качественно и добросовестно были предоставлены услуги, какие недостатки имеются. Наиболее актуальные такие оценки предоставленных услуг именно для пожилых людей, так как они относятся к той категории клиентов социальных служб, которые чаще всего обращаются в комплексные центры социального обслуживания.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что пожилые люди - это одна из быстрорастущих возрастных категорий. Проблемы граждан пожилого возраста будут всегда насущны для общества, так как человечество постоянно стареет и любые затруднения, касающиеся обеспечения нормальной жизнедеятельности пожилых граждан, будут весьма значимыми для современного социума.
Степень научной разработанности проблемы. На проблемы, которые касаются граждан пожилого возраста, в своё время обращали внимание исследователи в разных областях: психологии, социологии, демографии, геронтологии, гериатрии, медицины. Одними из первых научные труды, посвященные проблемам пожилых людей стали труды Ф. Бэкона, Ж.-
А. Кондросе.
В работах Л. Кшивицкого, Э. Россета, А.А. Смолькина, Э.Е. Чекановой раскрываются особенности изменений социального положения пожилых людей на разных этапах развития цивилизации, выражающиеся в позиции общества по отношению к пожилым людям, их социальном статусе.
Процессу старения населения с точки зрения его воздействия на социальное положение пожилых людей посвящены труды А.В. Баранова, А.Г. Вишневского, М.Б. Денисенко, Г. Зундберга, И.В. Калинюк, А.Я. Кваши,
Э. Россета, А. Сови, Н.П. Федоренко и др.
Проблемы людей старшего возраста изучались Г. Бекером, Х. Деннисом, Ю. Клергком, О. Стивенсоном и др. Значительное влияние на развитие современных представлений о проблемах пожилых людей оказали
A. В. Дмитриев, А.А. Дыскин, С.П. Пирожков, Н.Н. Сачук, М.Я. Сонин,
B. Д. Шапиро и др., исследовавшие проблемы пенсионеров в социальной структуре общества. Ряд фундаментальных положений геронтосоциологии выдвинут в работах современных отечественных ученых: В.Д. Альперовича,
B. Г. Доброхлеб, М.Э. Елютиной, Т.З. Козловой, Е.Ф. Молевича,
Э.Е. Чекановой, Н.П. Щукиной и др.
В настоящее время появляются исследования психологов, посвященные изучению условий жизни пожилых людей - М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой, Г.Г. Гореловой, О.В. Красновой, А.Г. Лидерс, Л.М. Орловой,
Н.Ф. Шахматова, Р.С. Яцемирской. В них рассматриваются вопросы социально-психологической адаптации к новому статусу человека, вышедшего на пенсию, жизненные циклы пенсионеров, роль и значимость в семье, досуговая деятельность, особенности психологического консультирования пенсионеров, психологическое сопровождение подготовки выхода на пенсию.
Изучением особенностей социальной работы с пожилыми гражданами как профессиональной деятельности занимались: И.В. Бурцева,
Ю.С. Моздокова, В.С. Мякотных, А.В. Обухова, Г.Н. Провоторова, А.Б. Раимова и др.
На сегодняшний день также издано немало научных трудов, в которых подробно изучается проблематика социального обслуживания пожилых граждан. Авторами таких работ являются: Б.Г. Ананьев, Б.Д. Бердышев,
C. Г. Владимиров, М.Э. Елютина и др. В.П. Галаганова написала много научных работ, в которых изучала и анализировала основные стороны социального обслуживания пожилых граждан, технологий, методов и методик социальной работы с ними. Е.И. Ерусланова в своих научных работах подробно описывает различные технологии и методики социального обслуживания пожилых граждан, а также вопросы организации различных видов социального обслуживания.
Вопросы теории и практики предоставления социальных услуг преимущественно освещаются в контексте социальной защиты населения. Это получило отражение в достаточно большом числе работ ученых, представляющих различные направления науки: медицины, философии, социологии, психологии, экономики (Л.И. Берестова, В.Н. Бобков, Н.А. Волгин, М.М. Даурбеков, С.В. Кадамцева, Б.В. Ракитский,
Л.С. Ржаницина, В.Д. Роик, Л.П. Храпылина, Т.В. Ярыгина и др.).
Анализ структуры и состава социальных услуг с точки зрения потребителя, моделей обслуживания и оценки удовлетворенности, формирование показателей и критериев качества, ценности и конкурентности услуг рассматриваются в трудах Е.П. Голубкова, М. Ефремовой, И.М. Лифшица, Ф. Котлера, Н.Е. Николайчука, И.И. Ополченова,
Г.А. Пономаревой, М.В. Прищененко и др.
Базой для разработки специальной методологии и методики социальных проблем, отражающих сложность и многозначность развития социальных услуг в условиях модернизации социальной сферы могут служить труды социологов В.П. Васильева, А.Г. Здравомыслова, А.Л. Маршака,
В.Г. Овсянникова, В.А. Ядова и др.
Вопросы, непосредственно связанные с теорией управления качеством услуг, в том числе социально-психологичеких, главным образом, представлены в работах зарубежных ученых. Основоположниками теории управления качеством являются Э. Деминг, Дж. Джуран, А. Фейгенбаум, К. Исикава и У.А. Шухарт. Среди российских ученых, внесших значительный вклад в формирование теории и практики управления качеством, стоит отметить Г.Г. Азгальдова, В.В. Бойцова, A.B. Гличева, А.И. Субетто и др.
В последние годы появились публикации, посвященные проблемам оценки эффективности и стандартизации социальной работы (Б. Боденко, К. Ваисс, А. Козлов, В. Коробов, В. Луков, Д. Мейстер, Н. Стрельникова, Б. Суслаков, Л. Топчий, Н. Щукина). Однако, проблемам организации, структуры, методов, принципов, практик отношения к клиентам, оценки эффективности и качества услуг, а также перспективам дальнейшего развития социальных служб в отечественных публикациях уделено недостаточное внимание.
Сфера услуг стала объектом научных изысканий Т. Парсонса, Г. Маркузе, Д. Бурстин, Н.Л. Шкиндер, В.И. Шкиндер. Т. Парсонс рассматривает сферу услуг не в традиционной экономической плоскости, а в системе общественных отношений, приходя к выводу, что любая услуга имеет социальный аспект и служит достижению общественно важных целей. Социальные услуги как фактор повышения качества жизни населения изучал К.М. Мкртчан.
Несмотря на то, что в современной научной литературе имеется множество трудов, рассматривающих проблемы пожилых граждан, специфика и проблематика предоставления социально-психологических услуг пожилым гражданам остается малоизученной и научно неразработанной. Следовательно, тема выпускной квалификационной работы является достаточно актуальной и новой для изучения; таким образом, проблемой исследования является поиск способов и механизмов улучшения качества социально-психологических услуг для граждан пожилого возраста в условиях комплексного центра социального обслуживания.
Объект исследования - социально-психологические услуги гражданам пожилого возраста.
Предмет исследования - специфика социально-психологических услуг, предоставляемых пожилым гражданам, в условиях комплексного центра социального обслуживания населения.
Цель исследования - раскрыть специфику социально-психологических услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, в условиях комплексного центра социального обслуживания населения; разработать социальный проект «Быть профессионалом».
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы изучения социально-психологических услуг пожилым гражданам;
• изучить специфику социально-психологических услуг, предоставляемых пожилым гражданам, в условиях комплексного центра социального обслуживания населения.
• провести анализ проблем по оценке качества социально-психологических услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и предложить социальный проект по обучению специфике работы с пожилыми гражданами специалистов комплексного центра социального обслуживания.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической базой исследования послужили: теория социальной геронтологии (У.Генри, Э. Каминз), психоаналитическая концепция адаптации личности (Г. Хартман), психоаналитическая теория личности (З. Фрейд), теория социальной идентичности и социальной самокатегоризации (А. Тэшфел, Дж. Тэрнер), концепции и методологические положения зарубежных и отечественных социологов и психологов: Л.А. Китаев-Смык (о психологическом стрессе у пожилых людей), Э. Эриксон (о сензитивных и кризисных периодах развития личности), Дж. Янг (о феномене «социального одиночества» пожилых людей), Д. Перлман (о влиянии одиночества на социальное самочувствие пожилых граждан), А.Ф. Копьев (о значимости психосоциальных методов помощи пожилым людям), П. Кост, Р. Мак-Крайг (об особенностях личностного развития и «Я-концепции» в пожилом возрасте); концепции, раскрывающие значение категории переживания в процессе социализации и развития идентичности (Л.С. Выготский, Т.Д. Марцижовская, Т.Г. Стефаненко, Г.Г. Шпет), теория социальных представлений (С. Московиси).
Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы и электронных ресурсов (позволил раскрыть теоретические аспекты социально-психологических услуг, предоставляемых пожилым гражданам); анализ нормативно-правовых документов (позволил изучить нормативно¬правовую базу, выявить концептуальные подходы к решению проблем изучаемой категории, раскрыть специфику социально-психологических услуг, предоставляемых пожилым гражданам, в условиях комплексного центра социального обслуживания населения); социологические методы сбора данных (анкетирование специалистов и клиентов); анализ полученных результатов.
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты федерального, муниципального и локального уровней (ФЗ № 442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Национальные стандарты социального обслуживания населения в Российской Федерации, Устав МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода»), результаты анализа теоретической литературы по теории и практике социальной работы, результаты анализа интернет источников, рабочие материалы МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором выпускной квалификационной работы социального исследования: «Оценка качества социально-психологических услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста (на примере МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода»)» (апрель-май 2019 г.): анкетирование специалистов (n=24), анкетирование пожилых граждан (n=27).
Теоретико-практическая значимость исследования. В результате проведенного исследования была уточнена сущность и специфика социально- психологических услуг, предоставляемых пожилому населению, определены проблемы качества социально-психологических услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста (по мнению специалистов и клиентов комплексного центра социального обслуживания населения).
Полученные в результате исследования данные и разработанный социальный проект целесообразно адаптировать и использовать для дальнейшей работы для повышения качества социально-психологических услуг, предоставляемых пожилым гражданам в условиях комплексного центра социального обслуживания населения.
Апробация исследования. Выпускная квалификационная работа прошла апробацию в ходе прохождения преддипломной практики на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Социально-психологические услуги являются важным элементом для нормализации психологического состояния клиентов. Комплексный характер предоставления данного вида услуг способствует решению как психологических, так и социальных проблем индивидуума. Особенно распространено предоставление социально-психологических услуг для граждан пожилого возраста вследствие поведенческих и возрастных особенностей личности.
Предоставление социально-психологических услуг всегда основывается на ряде принципов, которые, в конечном счете, способствуют полноценной помощи нуждающимся людям. Особенно важным в предоставлении социально-психологических услуг является их качество, так как от этого напрямую зависит насколько эффективно будут решаться проблемы клиента, а также, если услуги предоставлены качественно, будет повышаться представительный имидж социального учреждения.
В ходе написания выпускной квалификационной работы нами были достигнуты следующие задачи:
• рассмотрены теоретические основы предоставления социально-психологических услуг пожилым гражданам;
• изучена специфика социально-психологических услуг,
предоставляемых пожилым гражданам, в условиях комплексного центра социального обслуживания населения;
• проведен анализ проблем по оценке качества социально-психологических услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста;
• предложен социальный проект по обучению специфике работы с пожилыми гражданами специалистов комплексного центра социального обслуживания.
В результате изучения теоретической базы по теме исследования предоставления нами была подробно изучена понятие «социально-психологические услуги» и сущность их предоставления. Нами подробно разобраны принципы и методы предоставления данного вида услуг, а также проанализированы основные критерии, свидетельствующие о качественности предоставляемых социально-психологических услуг.
Также для подробного анализа по теме исследования мы ознакомились с основными нормативно-правовыми актами, контролирующими
предоставление социально-психологических услуг в Российской Федерации.
Изучив теоретический материал по теме исследования, мы выявили для себя несколько важных аспектов:
• социально-психологические услуги являются крайне важным видом социальных услуг, способствующих нормализации психологического состояния клиента и профилактике каких-либо поведенческих отклонений;
• предоставление социально-психологических услуг крайне важно именно для пожилых граждан вследствие возрастных особенностей;
• качество предоставляемых социально-психологических услуг
является самым важным показателем эффективности.
Автором выпускной квалификационной работы проведено иследование: «Оценка качества социально-психологических услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста (на примере МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода»).
В ходе проведенного исследования нам удалось выяснить, что специалисты комплексного центра, а также пожилые граждане, которым предоставляются социально-психологические услуги, не оценивают высоко такие критерии качества, как:
• полнота предоставления услуги;
• своевременность.
Конкретно пожилые граждане также поставили низкие оценки критерию качества «размещение учреждения».
Также в ходе исследования мы узнали, что больше половины сотрудников МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» рассматривают вопрос о введении новой, более модернизированной методике оценки качества предоставляемых социально - психологических услуг. По мнению специалистов, это поможет оценивать качество услуг непредвзято и более расширенно.
Вследствие имеющейся у нас информации мы решили предложить рекомендации по решению проблем, представленные в виде социального проекта «Обучающий тренинг для специалистов комплексного центра, предоставляющих социально-психологические услуги пожилым людям». Суть данного проекта состоит в том, чтобы повысить уровень профессиональной компетентности специалистов МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода», работающих с конкретной возрастной группой - пожилыми людьми. Реализация данного социального проекта поспособствует повышению качества предоставляемых социально-психологических услуг, а также положительно отразиться на имидже учреждения, так как показатели эффективности работы комплексного центра будут расти.
Резюмируя всю представленную нами информацию, мы можем утверждать, что предоставление социально-психологических услуг - это весьма важный процесс в нормализации социальной жизни пожилых граждан. Важно не только понимать специфику и важность предназначения этих услуг, но и предоставлять их наиболее качественно. Это позволит решать многие психологические трудности граждан пожилого возраста, будет способствовать их социальной интеграции и адаптации. Для социального учреждения качественное предоставление социально-психологических услуг важно, потому что это непосредственно влияет на показатели эффективности и на имидж учреждения в обществе. Поэтому необходимо решать любые проблемы, возникающие при предоставлении социально-психологических услуг, чтобы избежать нарастания трудностей в дальнейшем.
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2013. - 39 с.
2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон от 28.12.2013 №442-ФЗ по состоянию на 01.05.2018] // Справочная правовая система «Консультант- Плюс». Разд. «Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/do cument/cons_doc_LAW_156558/#dst0 (дата обращения: 28.01.2019)
3. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения. ГОСТ Р 52496-2005. [Электронный ресурс]: [национальный стандарт Российской Федерации от 30.12.2005] // «Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200043281 (дата обращения: 01.02.2019)
4. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений
социального обслуживания. ГОСТ Р 52498-2005 [Электронный ресурс]: [национальный стандарт Российской Федерации от 30.12.2005] //
«Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200043280 (дата обращения: 01.02.2019)
5. Социальное обслуживания населения. Основные виды социальных
услуг. ГОСТ Р 52143-2013 [Электронный ресурс]: [национальный стандарт Российской Федерации от 17.10.2013]// «Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации». - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/1200107237 (дата обращения: 01.02.2019)
6. Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания [Электронный ресурс]: [Приказ Министерства труда и социальной защиты населения от 17.04.2014 №258-н]// Справочная правовая система «Консультант-Плюс». Разд. «Законодательство». - Режим
доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163532/ (дата
обращения: 06.02.2019)
7. Албегова, И. Ф. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг [Текст] / И.Ф. Албегова, Е.А. Серова, Г.Л. Шаматонова. - Ярославь: ЯрГУ, 2015. - 116 с.
8. Александрова, М. Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения [Текст] / М.Д. Александрова // «Психология старости и старения». - 2013. - № 4. - С. 54-56.
9. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное социально-психологическое консультирование [Текст] / Ю.Е. Алешина. - М.: Класс, 2013. - 284 с.
10. Альперович, В. Д. Проблемы старения: демография, психология, социология [Текст] / В.Д. Альперович. - М.: Астрель, 2014. - 352 с.
11. Аникеева, Н. С. Социальное обслуживание населения [Текст] / Н.С. Аникеева. - Хабаровск: ДВГУПС, 2015. - 79 с.
12. Арсеньева, Т. Н. Серебряные волонтёры [Текст] / Т.Н. Арсеньева. - Тверь: Полиграфическая компания «Печатня», 2016. - 60 с.
13. Баранова, Л. С. Психосоциальная помощь населению [Текст] / Л.С. Баранова, Л.Ю. Каплина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 141 с.
14. Бойкова, Е. В. Социальное самочувствие пожилых людей [Текст] / Е.В. Бойкова // «Социальная работа». - 2012. - № 1. - С. 53-55.
15. Валеева, Н. Ш. Социальная реабилитация [Текст] / Н.Ш. Валеева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 320 с... 64