Оглавление 3
Введение 4
Глава I. Части речи в свете когнитивного подхода 7
1.1. Формальный и функциональный подходы в лингвистике 7
1.2. Современная когнитивная лингвистика 9
1.3. Категоризация частей речи с позиции когнитивной лингвистики 12
1.4. Понятие фрейма в свете когнитивного подхода 20
1.5. Проблема изучения фрейма: субъективность в когнитивном анализе 22
Выводы по главе I 23
Глава II. Анализ фреймовой модели и выявление проблем 25
2.1. Общая характеристика фреймовых моделей с позиции частеречной
категоризации 25
2.2. Прототипические признаки категории глагола 25
2.2.1. Глаголы действия 26
2.2.2. Глаголы процесса 28
2.2.3. Глаголы состояния 29
2.3. Прототипические признаки категории существительного 33
2.4. Прототипические признаки категории прилагательного 39
2.5. Анализ фрейма «путешествие», выявление проблем 40
Выводы по главе II 42
Заключение 44
Список литературы 45
Источники 48
Современная лингвистика расширяет границы своих интересов всё больше, сливается с другими науками и взаимодействует с различными аспектами жизни человека, так как объект её изучения находится повсюду. Считается, что язык неоднороден и содержит в себе единицы, которые выполняют различные функции. Среди частей речи принято различать действие, предмет и признак. В ходе развития лингвистики научное сообщество пришло к выводу, что для облегчения анализа и углубленного изучения лингвистики необходимо конкретизировать частеречную дифференциацию в целях упрощения разностороннего анализа текстов и для удобства в употреблении терминов. Рассматривая отличия одной части речи от другой, в большинстве концепций мы можем выделить следующие признаки: синтаксис, грамматическое значение и морфология.
Когнитивный раздел лингвистической мысли, предлагает нам такую модель частеречного деления, как фреймовая модель. Изначально понятие «фрейм» в 70-е годы ХХ века предлагает Марвин Минский. С этого момента данный термин начинает всё чаще появляться в концептах обширного спектра области знания: от социологии до искусственного интеллекта и
программирования. В филологии фреймовая модель категоризации речи имеет схожие черты с концепцией семантических полей. В когнитивной лингвистике русского языка первые части речи в рамках фрейма выделяет лингвист Елена Самойловна Кубрякова.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что категоризация частей речи в свете когнитивного подхода изучается широко и интенсивно в наше время. Среди рассматриваемых моделей категоризации частей речи существует относительно новая и широко обсуждаемая фреймовая модель частеречного деления, которая занимает важное место среди таких моделей. Однако проблемы фреймовой модели исследованы недостаточно.
Цель - рассмотреть фреймовую модель категоризации частей речи, исследовать её особенности и общие характеристики, интерпретировать и систематизировать существующие представления, выявить проблемы фреймовой модели.
Задачи:
1) Проанализировать состояние вопроса категоризации частей речи в когнитивной лингвистике;
2) Рассмотреть фрейм и проблему изучения фреймовой модели;
3) Выделить и описать основные категориальные значения глаголов с позиции фреймовой семантики;
4) Выделить и описать основные категориальные значения существительных с позиции фреймовой семантики;
В дипломной работе используются такие методы исследования как: исследование литературы, лингвистическое наблюдение, метод логических обобщений, сравнения и абстрагирования, концептуальный анализ, фреймовый анализ.
Объект исследования - категоризация частей речи в когнитивной лингвистике.
Предмет - концепция фреймовой модели категоризации частей речи.
Материал исследования составляет корпус исследовательских работ по когнитивной лингвистике и повесть Джерома Клапки Джерома «Трое в одной лодке, не считая собаки».
Методологической базой исследования явились идеи Марвина Минского о понятии фрейма и семантических сетях, положения когнитивной лингвистики, разрабатываемые в трудах Р. Лангакера, Дж. Лакоффа, H.H. Болдырева, работы Е. С. Кубряковой, в которых части речи рассматриваются с позиции когнитивной лингвистики.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы при составлении курсов по когнитивной лингвистике .
Апробация работы: основные положения выпускной квалификационной работы были представлены в докладе на студенческой научной конференции на кафедре английского языка и литературы РГГМУ 10 апреля 2018 года.
Объём и структура работы. Содержание изложено на 45 страницах печатного текста и содержит введение, две главы, сопровождающиеся выводами, и заключение.
Список использованной литературы состоит из 45 наименований, из них 13 источников на иностранном языке.
При решении задачи анализа частеречной категоризации нами было проанализировано состояние вопроса категоризации частей речи в свете когнитивного подхода, а также были систематизированы знания о фреймовой модели. Приведён краткий обзор исследований, посвященных классификации частей речи в отечественном и зарубежном языкознании, определяются основы выделения частей речи с общими признаками. Также был проанализирован текст произведения «Трое в лодке, не считая собаки» Дж. Джерома с позиции фреймовой семантики. В результате анализа была осуществлена попытка построения фрейма-сценария. В ходе его построения выявлена проблема субъективности фрейма, которая представляет собой препятствие в его изучении, так как фреймы отдельных индивидов отличаются. Решением данной проблемы представляется проведение сопоставительного анализа корпуса текстов о путешествии, установление универсальных национально¬специфических и социально обусловленных черт репрезентации концепта «путешествие».
В практической части был произведён анализ фреймовых моделей частеречной категоризации, выявлены прототипические и непротоипические признаки таких категорий, как глагол, существительное и прилагательное, а также проанализированы проблемы их категоризации, которые заключаются в принадлежности разного рода глаголов к нескольким категориям одновременно, а также в субъективности категоризации. Таким образом, поставленные нами задачи рассмотреть состояние вопроса категоризации частей речи в когнитивной лингвистике и проанализировать проблему изучения фреймовой модели выполнены, а цель выявить проблемы изучения фреймовой модели достигнута.
Список
1. Апресян Ю. Д. Исследования по семантике и лексикографии. В 2 томах. Том 1. Парадигматика : монография / Ю. Д. Апресян - М. : Языки славянских культур, 2009. - 568 с.
2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / - М. : Языки русской культуры, 1999. — 896 с.
3. Бабенко, Л. Большой толковый словарь русских глаголов : 25000 слов / Л. Бабенко. - М. : АСТ-Пресс, 2007. - 698 с.
4. Блох М. Я., Аралов А. М. Аспекты значения слова // Семантика и функционирование английского глагола / М. Я. Блох. - Горький : ГГПИИЯ, 1985. - 29с.
5. Болдырев, Н. Н. Когнитивная лингвистика / Н. Н. Болдырев. - М.-Берлин : ДиректМедиа, 2016. - 251 с.
6. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило. - Назрань : Пилигрим, 2010. — 44 с.
7. Зализняк А.А. Русское именное словоизменение : монография / А.А. Зализняк - М. : Наука, 1967. - 372 с.
8. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. - М., 2004. - 477 с.
9. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В.И. Карасик. - Воронеж, 2001. - 90 с.
10. Кацнельсон, С. Д. О грамматической категории / С. Д. Кацнельсон. // Вестник Ленинградского государственного университета. - 1948. - № 2. - С. 114-134.
11. Кацнельсон, С. Д. Типология языка и речевое мышление / С. Д. Кацнельсон. - Л : Наука, 1972. - 213 с.
12. Кибрик, А. А. Функционализм / А. А. Кибрик, В. А. Плунгян. - М. : Издательство МГУ, 1997. - 339 с.
13. Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования / Ин-т. языкознания РАН. — М. : Знак, 2012.
14. Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. : монография / Е.С Кубрякова - М. : Языки славянской культуры, : Рос. академия наук. Ин-т языкознания. - 2004. - 560 с.
15. Левицкий Ю.А. Альтернативные грамматики: Стадии развития
человеческого языка. 2-е изд., доп. / Ю.А. Левицкий. - М. : Изд-во ЛКИ,
2010. — 176 с
16. Маковский М. М. Лингвистическая комбинаторика : опыт
топологической стратификации языковых структур / М. М. Маковский.
— М. : КомКнига, 2006. — 232 с.
17. Минский М. Фреймы для представления знаний : пер. с англ. О.Н. Гринбаума; под ред. Ф.М. Кулакова : монография. - М. : Энергия, 1979. - 151 с.
18. Никитин М. В. Основы лингвистической теории значения / А. А. Жданова
- М. : Высш. шк., 1988. - 168 с.
19. Никитин М.В. Развернутые тезисы о концептах // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. - 64 с.
20. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. — СПб. : Питер, 2004. — 160 с.
21. Плунгян В.А. Введение в грамматическую семантику : монография / В.А. Плунгян - М. : Российский государственный гуманитарный университет,
2011. - 672 с.
22. Поппер К. Логика и рост научного знания / Пер. Л. В. Блинников — М. : Прогресс, 1983. — 599 с.
23. Равдина, Н. В. Дифференциация причастий и прилагательных
отглагольного типа в английской грамматике второй половины XIX- начала XXI вв. : автореф. дис. канд. филол. наук / Н. В. Равдина. - М. : МГУ, 2010. - 182 с.
24. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт
исследования. М., 1997. — 824 с.
25. Стернин И.А. Методика исследования структуры концепта / И. А. Стернин. - Воронеж : Воронежский государственный университет, 2001.
- 182 с.
26. Теньер, Л. Основы структурного синтаксиса знаний : пер. с франц. Редкол.: Г.В. Степанов (пред.) и др.; / Л. Теньер. - М. : Прогресс, 1988. - 656 с.
27. Тестелец Я. Г. Наблюдения над семантикой оппозиций «имя/глагол» и «существительное/прилагательное» / В. М. Алпатова. - М. : Наука, 1990.
- 95 с.
28. Тестелец, Я. Г. Введение в общий синтаксис / Я. Г. Тестелец. - М. : Издательство РГГУ, 2001. - 798 с.
29. Фрумкина Р.М. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология? / Ю.С. Степанов. - М., 1995. - 117 с.
30.Эпштейн, Г. А. Глагол / The Verb : книга / Г. А. Эпштейн, Н. М. Казанская. - М. : Каро, 2001. - 542 с.
31. Croft W., Cruse A. Cognitive Linguistics. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. - 356 p.
32. Givon Talmy On understanding grammar introduction / Talmy Givon. - Acad. Press, 1979. - 379 p.
33. Givon Talmy Syntax: a functional-typological introduction / Talmy Givon. - Amsterdam : Benjamins Pub. Co., 1984. - 464 p.
34. Hopper P. The Discourse Basis for Lexical Categories in Universal / P. Hopper // Grammar Linguistic Society of America, 1984., Vol. 60, No. 4 - p. 752.
35. Hopper, P. J. Grammaticalization / P. J. Hopper. - Cambridge : Cambridge University Press, 2003. - 276 c.
36. Lakoff G. Classifiers as a reflection of mind / G. Lakoff. - A. : Ph. : Benjamins, 1986. P.13-51.
37. Lakoff G. Women, Fire and Dangerous Things: What categories reveal about the mind. Chicago; London, 1987. - 632 p.
38. Lakoff G. The Invariance Hypothesis: Is abstract reason based on image-schemas? / G. Lakoff. - A. : Ph. : Benjamins, 1990 - 74 p.
39. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: The University of Chicago Press, 1980. - 242 p.
40. Langacker R W. Foundations of Cognitive Grammar. Vol. 1. Theoretical Prerequisites. Stanford, 1987. - 394 p.
41. Langacker R. W. Assessing the cognitive linguistic enterprise // Cognitive Linguistics: Foundations, Scope, and Methodology / Eds T. Jenssen, G. Redeker. - Berlin; N.Y., 1999. - 59 p.
42. Lasswell H.D. The Analysis of Political Behaviour: An Empirical Approach / H.D. Lasswell London : Shoe String Pr Inc, 1998. - 510 p.
43. Verschueren J. 1987 - Metapragmatics and universals of linguistic action // Linguistic action: Some empirical-conceptual studies. - Norwood (N.J.): Ablex, 1987. - 140 p.
44. Waismann F. Verifiability // Logic and language: (First and second series). - Doubleday Anchor, 1953. - 394 p.
Источники
45. Jerome K. Jerome Three Men in a Boat (To Say Nothing of the Dog) / J. W. Arrowsmith, 11 quay street - Bristol, 1889 - 130 p.