Введение 3
Глава I. Междисциплинарные связи как важный аспект образовательного процесса 13
1.1. Нормативно-правовая база реализации междисциплинарных связей на уроках истории и обществознания 13
1.2. Междисциплинарные связи и их виды 21
1.3. Роль междисциплинарных связей в повышении качества обучения в образовательном учреждении 33
Глава II. Практический аспект реализации междисциплинарных связей на уроках истории и обществознания в 9 классе 36
2.1. Методы и приемы реализации межпредметных связей на уроках истории и обществознания 36
2.2. Методические разработки по реализации междисциплинарных связей на уроках истории и обществознания 38
2.3. Апробация методических разработок 53
Заключение 66
Список источников и литературы 69
Приложение 1 75
В XXI веке одной из главных задач образовательных учреждений является воспитание и развитие свободной, творческой, инициативной и самостоятельной личности, а главное всесторонне развитой. Последнее качество возможно реализовать в процессе обучения с помощью применения междисциплинарных связей на каком-либо предмете. Так, на уроках истории для полноценного усвоения знаний о тех или иных событиях на определенном периоде истории, необходимы знания из другого, не менее важного предмета, обществознания - например, изучение политики России в XXI веке невозможно без основных знаний о политике и политической системе в целом. То есть, опираясь на знания, полученные в ходе изучения «базиса» на уроках истории и обществознания, мы можем иметь объективное представление о современных процессах, а главное применять данные знания в жизни. Кроме того, междисциплинарные связи являются одним из требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями определена ФГОС третьего поколения. Однако на практике учителя сталкиваются с проблемами при практическом применении междисциплинарных связей, зачастую это связано с нехваткой методических разработок. Поэтому данный вопрос является актуальным.
Целью данного исследования является разработка методического материала для уроков истории и обществознания с использованием междисциплинарных связей в 9 классе и выявление оптимальных приемов их реализации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие междисциплинарных связей
2) Выделить виды междисциплинарных связей
3) Охарактеризовать методы и приемы реализации междисциплинарных связей на предметах истории и обществознания
4) Выявить роль междисциплинарных связей в повышении качества обучения
5) Разработать методические рекомендации по реализации междисциплинарных связей на предметах истории и обществознания в 9 классе
Объектом курсовой работы являются способы реализации межпредметных связей на уроках истории и обществознания
В качестве предмета курсовой работы выступают методы и приемы реализации межпредметных связей на уроках истории и обществознания в 9 классе
Степень изученности темы
Теоретические основы изучения межпредметных связей были заложены в исследованиях классиков педагогической науки. Так, Ян Амос Коменский в своей работе пишет о том, что «система знаний позволяет подняться до высоких логических и философских отвлечений, а обособленность знаний приводит к омертвлению идей, понятий».
Исследовалась проблема и в отечественной науке. В 1950-70-е годы в отечественной педагогике активно разрабатывались вопросы, касающиеся межпредметных связей, Г. И. Беленьким , В. В. Давыдовым , В. И. Максимовой , И. Д. Зверевым . Авторы вывели единую гипотезу о том, что межпредметные связи — это связи реальной действительности, отражающие объективность мира, и, следовательно, должны определять содержание, методы и формы обучения....
В заключении исследования можно отметить, что реализация межпредметных связей в рамках урока в общеобразовательных учреждениях актуальна и важна. Применение межпредметных связей будет способствовать систематизации, глубине и прочности знаний, а также поможет формировать у обучающихся целостную картину окружающего мира.
Положительным результатом применения межпредметных связей должно стать повышение эффективности обучения и воспитания, возможность сквозного применения навыков и умений, полученных на уроках по разным учебным дисциплинам.
Межпредметные связи являются основополагающим принципом в педагогике, который:
- координирует и систематизирует учебный материал, формирующий у учащихся в различных видах деятельности общепредметные знания, навыки, способы их получения;
- реализуется через систему нормативных функций и общих методов познания природы совместными усилиями учителей различных предметов.
- выступают в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, выходящих за пределы предмета без потери его качественных особенностей.
Цель выпускной квалификационной работы была достигнута - были созданы методическая разработки в виде таблиц, содержащих комплекс заданий, направленных на реализацию межпредметных связей на уроках истории и обществознания для 9 класса. Данные разработки можно применять как для проведения уроков, так при проведении внеурочных занятий по данным предметам. Путем апробации части данных методических разработок нам удалось сделать ряд выводов относительно оптимальных и наиболее эффективных приемов реализации межпредметных связей.
Анализ результатов апробации показали, что наиболее оптимальным и эффективным приемом реализации межпредметных связей является - «перенос знаний» в новые условия. Кроме того, возможна реализации данного вида приема на различных этапах урока. Например, на этапе актуализации знаний для решения проблемного вопроса, обучающиеся используют знания по теме собственность; на этапе закрепления нового материала, задействую базу знаний по налоговой системе, обучающиеся успешно определяют изменения в налоговой системе Российского государства XX века.
Кроме того, наиболее эффективным и динамичным уроком оказался тот, который был реализован при следующих условиях - единая временная рамка изучения нового материала и реализация межпредметных происходит на основе базового предмета истории.
При реализации межпредметных связей, предметы начинают «помогать друг другу». Подобные связи содержат в себе огромный резерв для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. Поэтому необходимо усиливать реализацию межпредметных связей, ведь благодаря им обучающиеся в дальнейшем смогут более конкретно определять роль наших предметов в будущей жизни.
Нормативные источники
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”. [Эл. ресурс]. URL: https: //www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 16.04.2024)
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования" [Эл. ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202404120003 (дата обращения: 05.05.2024)
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников” [Эл. ресурс]. URL: https: //www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/405490287/ (дата обращения: 04.03.2023)
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15). [Эл. ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/03/primernaj a-osnovnaj aobrazovatelnaj a-programma- osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf (дата обращения: 30.03.2024)
5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з). [Эл. ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/wp- content/uploads/2015/07/Primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya- programma-srednego-obshhego-obrazovaniya.pdf(дата обращения: 30.03.2024).
6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования «Обществознание» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 27.09.2021). [Эл. ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/2a4edadaa52c9dba5466a5718782df3b.pdf
7. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). [Эл. ресурс]. URL:https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=osnov (дата обращения: 30.03.2024).
8. Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.). [Эл. ресурс]. URL:https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=sred (дата обращения: 30.03.2024).
9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.04.2024) «Об образовании в Российской Федерации». [Эл. ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617(дата обращения: 30.05.2021).
Учебная литература
1. Арсентьев Н.М, Данилов А.А. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч.1/ Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2023. - 142 с.
2. Арсентьев Н.М, Данилов А.А. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч.2/ Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2023. - 142 с.
3. Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая под ред. А.А. Искендерова. - М.: Просвещение, 2023. - 320 с.
4. Кудина М.В, Чурзина И.В. Обществознание. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций/ М.В. Кудина, И.В. Чурзина под ред. В.А. Никонова. - М.: Русское слово, 2022. - 223 с.
5. Юдовская А.Я, Баранов П.А. История. Всеобщая история. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций/ А.Я. Юдовская, П.А. Баранов под ред. А.А. Искендерова. - М.: Просвещение, 2023. - 239 с.
6. Юдовская А.Я, Баранов П.А. История. Всеобщая история. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций/ А.Я. Юдовская, П.А. Баранов под ред. А.А. Искендерова. - М.: Просвещение, 2023. - 240 с....(52)