Введение 3
Глава 1. Теоретические сведения по организации педагогического сотрудничества на уроках технологии 6
1.1. Теоретические аспекты педагогической технологии сотрудничества...6
1.2. Основные идеи обучения в сотрудничестве при организации изучения предмета «Технология» 13
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Реализация педагогического сотрудничества при организации занятий по технологии в основной школе 19
2.1. Развитие основных аспектов педагогического сотрудничества при организации занятий по технологии 19
2.2. Методические рекомендации по организации педагогического сотрудничества на уроках технологии 34
Выводы по второй главе 45
Заключение 47
Список использованных источников 49
Современная психолого-педагогическая наука сталкивается с принципиальным переосмыслением роли учеников и учителей в учебно-воспитательном процессе. Сегодня учитель должен научиться управлять деятельностью каждого ученика, а также всем ученическим коллективом в целом.
- генезис общения со сверстниками (Р.И. Деревенко, А.В. Мудрик, М.И. Лисина, А.Г. Рузская);
- взаимоотношение сверстников (Р.Б. Стеркина, Т.А. Репина);
- становления взаимоотношений в совместной деятельности (Н.В. Бариленко, А.А. Раек, Е.Е. Кравцова).
Главной характеристикой современных образовательных технологий является самостоятельность и рефлексия ученика, что создает условия для формирования творческой личности, которая может и должна найти свое место в постоянно меняющемся мире.
Проблема современной школы заключается в недостаточном обобщении опыта использования технологии учебного сотрудничества между детьми средней школы на уроках технологии. Внедрение технологии сотрудничества в современное образование является непростой задачей. По большому счету, это связано со старением педагогического коллектива, обучением по старому образцу и неумением педагогов пользоваться новыми, относительно современными технологиями.
Внедрение технологии педагогического сотрудничества при организации уроков технологии, представлена в данной выпускной квалификационной работе «Реализация педагогического сотрудничества при организации занятий по технологии в основной школе».
Объект исследования: технология педагогического сотрудничества в основной школе.
Предмет исследования: составляющие технологии педагогического сотрудничества при организации занятий по технологии...
Педагогика сотрудничества- эта целостная система различных идей Сухомлинского В. А., Шаталова В.Ф., Р. Штейнера, Е.Н. Илтина, Б.М. Йеменского и др., направленных на воспитание ребенка и его обучение, характерными чертами основных идей являются: создание творческой атмосферы на каждом уроке технологии, каждом занятии; постоянное превращение учащихся из объекта обучения в субъект учебного процесса; обеспечение уверенности учащихся в собственных силах, в возможности достижении успеха; исключение, как правило, методов принуждения учащихся к учению; демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринужденная атмосфера общения педагога с учащимися, учащихся между собой; создание условий продвижения вперед «слабому» и ускоренного развития «сильных»; организация добровольной взаимопомощи «сильных» учащихся «слабым»; создание на каждом уроке технологии комфортных условий учебно-воспитательного процесса: обстановка радости успеха; снятие боязни провала и отрицательной оценки; широкая практика оценочного общения педагога с учащимися; успехов учащихся, использование политики оценки для повышения качества учения; применение таких форм и методов контроля, которые стимулируют учение без принуждения; широкое применение самоконтроля и самоанализа учащимися своих учебных успехов.
Педагогика сотрудничества с каждым годом доказывает свою необходимость для достижения главной цели современного мира - создания нового гуманного общества, свободного от тоталитаризма и официоза. Педагогика сотрудничества стала основой для создания концепций личностно ориентированного образования в наши дни.
В современном образовательном процессе на уроках технологии, педагогика сотрудничества занимает особое значимое место, она помогает преодолеть инертность мышления и выйти на качественно новый уровень построения системы образования и воспитания - вот главная задача современной педагогики.
Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.
Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования,
саморазвития в ходе овладения знаниями.
1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М. : Аспект Пресс, 2012. — 365 с.
2. БеловаС. В. Диалог — основа профессии учителя : учеб.-метод, пособие / С. В. Белова. — М. :АПКиПРО, 2012. — 148 с.
3. Белухин Д. А. Личностно-ориентированная педагогика : учебное пособие / Д. А. Белухин. — М. : Моек, психол.-социал. ин-т, 2015. — 448 с.
4. Бодалев А. А. Психология общения : избр. психол. тр. ; учебно-методическое пособие / А. А. Бодалев. — Воронеж : МОДЭК, 2012. — 316 с.
5. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учебное пособие. — М. : Акад. проект, 2014. — 240 с.
6. ГуружаповВ. А. Педагогическая психология / В. А. Гуружапов., 2017. — 493 с.
7. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования / К. В. Дрозд. — 2-е изд., испр. и доп., 2018. — 329 с.
8. Елисеев А. Взаимодействие субъектов воспитательного процесса / А. Елисеев, Т. Соколова // Воспитание школьников. — 2011. — № 8—10.
9. Загвязинский В. И. Теория обучения и воспитания : учебник и практикум / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — 2-е изд., перераб. и доп., 2018. — 230 с.
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М. : Логос, 2013. — 384 с.
11. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учебное пособие для педагогических учебных заведений / под ред. А. И. Пискунова. — М. : Сфера, 2014. — 510 с.
12. Казантаева В. В. От педагогического воздействия — к взаимодействию / В. В. Казантаева // Школа. — 2013. — № 1. — С. 69—72.
13. Капранова В. А. История педагогики : учебное пособие / В. А. Капранова. — М. : Новое знание, 2015. — 160 с.
14. Корогаева Е. В. Директор — учитель — ученик: пути взаимодействия / Е. В. Корогаева. — М. : Сентябрь, 2020. — 174 с.
15. Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии / Е. В. Корогаева. — М. : Академия, 2017. — 256 с....(47)