Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Договор о социальном обслуживании (Уральский государственный юридический университет)

Работа №176613

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы48
Год сдачи2025
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 6
1.1 Понятие социального обслуживания и его виды 6
1.2 Виды социальных услуг и их классификация 14
1.3 Сравнительный анализ системы социального обслуживания в РФ и зарубежных странах 16
ГЛАВА 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 21
2.1 Процедура обращения за социальным обслуживанием 21
2.2 Этапы заключения договора о социальном обслуживании 23
2.3 Содержание договора о социальном обслуживании 26
ГЛАВА 3. ГАРАНТИИ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ …30
3.1 Государственные и частные организации осуществляющие социальное обслуживание на основании договора 30
3.2 Финансирование и ресурсное обеспечение социального обслуживания на основании договора 34
3.3 Способы защиты прав получателей социальных услуг по договору о социальном обслуживании 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45

Современный социум, который характеризуется тенденциями старения населения, ростом количества граждан, нуждающихся в постоянной социальной помощи и увеличением требований к качеству жизни, обуславливает возрастание актуальности вопросов, который связаны с обеспечением доступного и результативного социального обслуживания. В данном контексте особое значение приобретает договор о социальном обслуживании как основной правовой инструмент, осуществляющий регулирование отношений между представителями социальных услуг и их получателями.
Договор о социальном обслуживании, который представляет собой соглашение, определяющее права и обязанности всех сторон в области предоставления и получения социальных услуг, играет значимую роль в исполнении конституционного права населения на социальную защиту в РФ. Он способствует закреплению гарантии предоставления качественных и отвечающих потребностям получателей услуг, а также позволяет установить инструмент контроля за их реализацией.
Однако несмотря на повышенное внимание, которое уделяется развитию системы социального обслуживания в РФ, правовое регулирование договора о социальном обслуживании, его содержание и специфика осуществления являются предметом тщательного изучения и объектом активных научных дискуссий. Существуют вопросы, которые касаются определения его юридической природы, разграничения с прочими смежными договорами, а также проблем, которые возникают в процессе его заключения и реализации.
Следовательно, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью проведения комплексного исследования содержания и специфики практической реализации договора о социальном обслуживании.
Целью настоящего исследования является анализа договора о социальном обслуживании в Российской Федерации, включая теоретические аспекты, порядок заключения и исполнения, а также практические вопросы, связанные с финансированием, защитой прав получателей услуг и деятельностью организаций, предоставляющих социальное обслуживание на основании договора в РФ.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:
1. Изучить понятие социального обслуживания и рассмотреть его виды;
2. Рассмотреть виды социальных услуг и изучить их классификацию;
3. Провести сравнительный анализ системы социального обслуживания в РФ и зарубежных странах;
4. Проанализировать процедуру обращения за социальным обслуживанием;
5. Рассмотреть этапы заключения договора о социальном обслуживании;
6. Изучить содержание договора о социальном обслуживании;
7. Рассмотреть финансирование и ресурсное обеспечение социального обслуживания на основании договора;
8. Изучить способы защиты прав получателей социальных услуг по договору о социальном обслуживании;
9. Рассмотреть государственные и частные организации, осуществляющие социальное обслуживание на основании договора.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с заключением, исполнением и прекращением договора о социальном обслуживании в Российской Федерации.
Предметом исследования является договор о социальном обслуживании как правовая форма реализации права граждан на социальное обслуживание.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы:
 В законотворческой деятельности с целью модернизации нормативно-правовой базы, которая регулирует социальное обслуживание и договорные отношения в рассматриваемой области;
 В деятельности органов государственной власти и ОМСУ для оптимизации системы социального обслуживания, увеличения результативности предоставления социальных услуг и защиты прав их получателей в РФ;
 В практической деятельности организаций, которые предоставляют социальное обслуживание, с целью повышения качества предоставляемых услуг и разработки и внедрения результативных моделей договорных отношений с получателями социальных услуг в РФ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальное обслуживание представляет собой многогранный процесс, направленный на помощь и поддержку людей, которые в ней нуждаются, с целью улучшения их жизненных условий, содействия адаптации в общество, преодоления сложных ситуаций и обеспечения нормального функционирования. Реализация этой деятельности происходит через предоставление разнообразных социальных услуг специализированными учреждениями и организациями. Несмотря на то, что различные авторы подчеркивают разные аспекты этой деятельности, все они единодушны в том, что социальное обслуживание имеет ключевое значение для поддержания социальной стабильности и обеспечения благополучия населения.
Анализируя суть социального обслуживания, можно прийти к выводу, что оно представляет собой многогранный подход к требованиям тех, кто особенно нуждается в поддержке. Это не просто набор социальных услуг, а целенаправленный инструмент, который настраивается для удовлетворения конкретных потребностей различных категорий граждан.
Основная цель заключается не только в том, чтобы облегчить сложные жизненные обстоятельства, но и в том, чтобы способствовать адаптации граждан к обществу, создать условия для их самостоятельного решения проблем и повысить уровень социальной активности.
В конечном итоге, социальное обслуживание функционирует как механизм, защищающий граждан от попадания в затруднительные ситуации, а также указывающий направление к улучшению качества жизни и поддержанию их здоровья.
Анализ принципов социального обслуживания в Российской Федерации позволил сделать вывод, что реализация социальных услуг населению основывается на принципах, предназначенных для удовлетворения индивидуальных потребностей получателей и обеспечения прав и свобод граждан.
Доступность, охватывающая доступ к социальным благам вне зависимости от места жительства, возраста или социального статуса получателя, связана с принципом добровольности, который исключает принудительное предоставление услуг и требует информированного согласия как самого получателя, так и его законного представителя.
Конфиденциальность является обязательным условием доверительных отношений между представителем социальной службы и получателем, защищая личные данные от несанкционированного распространения. Принцип непрерывности гарантирует непрерывность и последовательность социальной поддержки, объединяя усилия различных организаций и уровней помощи в единую систему. Ориентация на социальную адаптацию нацелена на возвращение получателя в общество через восстановление его социального статуса.
Гуманистический принцип подразумевает уважение к достоинству личности и правам получателя услуг. Приоритетное предоставление социальных услуг несовершеннолетним, обусловленное их уязвимостью и зависимостью, подтверждает стремление государства к защите прав детей, находящихся в сложных жизненных условиях. Все вышеперечисленные принципы составляют целостную основу, которая определяет рамки и содержание государственной социальной политики в отношении самых уязвимых групп граждан в сфере социального обслуживания.
Разнообразие вариантов оказания социальной поддержки направлено на удовлетворение различных потребностей населения, нуждающегося в помощи. Например, социальное обслуживание на дому включает в себя индивидуальное предоставление услуг по месту проживания, что особенно важно для людей с ограниченной способностью к самообслуживанию.
В свою очередь, полустационарное социальное обслуживание предполагает оказание услуг в специализированных учреждениях в дневное время, что способствует определенному уровню социальной адаптации.
Стационарное социальное обслуживание рассматривается как крайняя мера, обеспечивая постоянное проживание в специализированных учреждениях для тех, кто нуждается в круглосуточном уходе.
Срочное социальное обслуживание ориентировано на быстрое реагирование в кризисных ситуациях.
Консультативная помощь информирует граждан о доступных мерах социальной защиты, их правах и льготах, что способствует реализации принципа доступности социальной поддержки.
Таким образом, перечисленные формы социального обслуживания совместно формируют эффективный механизм обеспечения социальной защиты населения, адаптированный к разнообразным условиям и потребностям.
Социальные услуги направлены на поддержку пожилых и инвалидов (активный образ жизни, адаптация), семей с детьми (укрепление семьи, защита детства), лиц без жилья и освободившихся из заключения (возвращение), а также граждан в тяжелой жизненной ситуации (преодоление кризисов). Это отражает адресный подход к социальной помощи различным категориям населения.
Федеральный закон № 442-ФЗ устанавливает обязательный порядок рассмотрения заявлений о предоставлении социальных услуг, инициируемых заявлением или обращением от имени нуждающегося. Решение о признании нуждающимся или отказе принимается в течение пяти дней с уведомлением заявителя. Отказ может быть обжалован в суде. Закон связывает нуждаемость с факторами, ухудшающими условия жизни граждан.
Предоставление социальных услуг осуществляется на основе договора, который заключается между представителем и получателем услуг, строго в соответствии с требованиями законодательства. Отношения, складывающиеся в процессе выполнения договора, регулируются нормами российского права. При этом получатель услуг имеет право отказаться от социального обслуживания, что освобождает от ответственности уполномоченный орган субъекта РФ и поставщика социальных услуг за его неоказание.
Следует подчеркнуть, что наличие медицинских противопоказаний, подтвержденных заключением медицинской организации, считается законным основанием для временного отказа в предоставлении социальных услуг как в стационарных, так и в полустационарных условиях, а также на дому, с последующим уведомлением медицинской организации по месту жительства получателя услуг.
Процесс заключения договора включает этапы, начиная от обращения и заканчивая принятием решения о зачислении на социальное обслуживание. Важно соблюдать установленные сроки, особенно касающиеся заключения договора в течение суток с момента предоставления индивидуальной программы, что является обязательным условием для защиты прав и законных интересов нуждающегося гражданина.
Договор о социальном обслуживании – правовой инструмент, регулирующий отношения между поставщиком и получателем услуг на основе индивидуальной программы.
Он устанавливает взаимные обязательства, определяя объем услуг и обязанности сторон для обеспечения надлежащего уровня обслуживания и защиты интересов обеих сторон. Подчеркивается важность информирования получателя о правах и обязанностях.
Права получателя – система гарантий, обеспечивающих достойные условия, соответствующие нормам. Ответственность сторон акцентирует соблюдение обязательств с возможностью корректировки/расторжения договора по соглашению или закону.
Финансирование системы социального обслуживания в РФ осуществляется из бюджетов всех уровней, внебюджетных источников (благотворительность), платы за услуги (с регулированием использования средств). Поддерживаются негосударственные организации, ИП и социально ориентированные НКО через субсидии и закупки услуг. Уполномоченные органы могут привлекать иные законные источники финансирования, в том числе для реализации совместных проектов.
Граждане, получающие социальные услуги, обладают рядом неотъемлемых прав. К ним относятся презумпция уважения и гуманного отношения, а также право на получение информации. Это включает доступ к данным о своих правах и обязанностях, перечню доступных социальных услуг, правилам и срокам их предоставления, финансовым аспектам, таким как стоимость и условия бесплатного получения, и информацию о поставщиках социальных услуг.
Гражданин, имеющий статус получателя социальных услуг, вправе выбирать поставщика и отказываться от предлагаемых услуг. Его права и законные интересы защищены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того, важно отметить, что получатели социальных услуг имеют право активно участвовать в разработке индивидуальных программ социального обслуживания.
Организации, предоставляющие социальные услуги, должны обеспечить соответствующие условия для получения помощи, что соответствует санитарным и гигиеническим нормам, а также организовать надлежащий уход для получателей государственных услуг. Доступ к услугам обеспечивается для законных представителей, адвокатов, нотариусов, членов общественных организаций, священнослужителей, родственников и других лиц в установленные часы. Также предусмотрено социальное сопровождение, которое помогает получателю услуг адаптироваться.
Механизмы защиты прав включают возможность обращения в судебные органы, а также доступ к квалифицированной юридической помощи. В случае возникновения конфликтов существует процедура обращения к заведующему отделением.
Однако следует обратить внимание на то, что систематическое нарушение правил со стороны получателей услуг может привести к одностороннему прекращению социального обслуживания как мера ответственности за несоблюдение обязательств.
В Российской Федерации реализация социальных услуг для граждан осуществляется как государственными, так и частными организациями, действующими на основе контрактных обязательств.
Государственный сектор представлен учрежденными социального обслуживания, которые находятся под контролем федеральных и региональных органов власти, а также уполномоченными организациями, имеющими полномочия для оценки потребностей в социальных услугах и разработки индивидуальных программ обслуживания.
Частный сектор включает в себя некоммерческие и коммерческие организации, а также индивидуальных предпринимателей, занимающихся социальным обслуживанием.
Деятельность всех поставщиков социальных услуг, вне зависимости от их организационно-правовой формы, регулируется договорами о предоставлении услуг, в которых основные условия включают положения индивидуальных программ и стоимость услуг, которые могут быть как платными, так и частично платными.



1. Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" от 13.07.2020 N 189-ФЗ (последняя редакция) КонсультантПлюс. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357066/
2. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция). Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/
3. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) КонсультантПлюс. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/
4. Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 N 1236 (ред. от 14.12.2020) "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг" КонсультантПлюс. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171432/
5. Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 159н (ред. от 29.11.2022) "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2014 N 32430) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) КонсультантПлюс. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163852/
6. Приказ Минтруда России от 17.11.2014 N 886н (ред. от 01.12.2020) "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике (в... КонсультантПлюс. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171812/
7. Приказ Минтруда России от 30.07.2014 N 500н (ред. от 02.12.2020) "Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг" КонсультантПлюс. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155634/
8. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 N 935н (ред. от 28.09.2020) "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2014 N 35248) КонсультантПлюс. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172923/
9. О социальном обслуживании граждан в Республике Саха (Якутия) от 22 января 2015 - docs.cntd.ru. Электронный ресурс. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/424027911
10. О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О социальном обслуживании граждан в Республике Саха (Якутия)" и Закон Республики Саха (Якутия) "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Саха (Якутия)" от 30 июня 2021 - docs.cntd.ru. Электронный ресурс. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/574795617
Судебная практика
11. "Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020) КонсультантПлюс. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355203/
12. Решение № 2-777/2020 от 24 июля 2020 г. по делу № 2-336/2017~М-285/2017 :: СудАкт.ру. Электронный ресурс. Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/CeCLOQXC7EVa/
Литература
13. Адриановская, Т. Л. Право социального обеспечения. Институт социального обслуживания : учебное пособие / Т. Л. Адриановская, С. С. Баева, Н. И. Сапожникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ : Закон и право, 2023. - 151 с.
14. Андрющенко, О. Е. Методика выявления и оценка индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании : учебное пособие / О. Е. Андрющенко. - Волгоград : Издательство ВолГУ, 2022. – 46 с.
15. Баркер Р. Словарь социальной работы / – М., Логос, 2014. – 113 с.
16. Бибалаева, У. Н. Развитие технологической компетенции у сотрудников учреждений социального обслуживания : диссертация … кандидата педагогических наук / Бибалаева Умайра Насруллаевна. - Казань, 2022. - 252 с.
17. Боброва А.Г., Ребенок О.Ю., Калачикова О.Н. Зарубежный опыт реализации политики активного долголетия // Экономический бюллетень. – 2021. – № 4. – С. 27-37.
18. Буркова У.В. Социальное обслуживания Соединенных Штатов Америки // Академическая публицистика. – 2021. – № 10-1. – С. 141-145.
19. Вердиян, А. А. Помощь пожилым : информационно-аналитический отчёт / Вердиян Аргам Араратович. - Москва, 2021. - 126 с.
20. Выриков, Д. В. Методические рекомендации и обзор некоторых практик по улучшению организации процессов в учреждениях социальной защиты : сборник / Д. В. Выриков. - Нижний Новгород : Логос, 2021. - 55 с.
21. Государственно-частное партнерство и инвестиционные проекты в сфере социального обслуживания : монография / Г. А. Гончаров [и др.]. - Санкт-Петербург : СПбГУП, 2022. – 207 с.
22. Гусов, К. Н. Трудовое законодательство [Текст] : сборник документов : [занятость населения, трудовой договор, оплата труда, профсоюзы, прожиточный минимум, образование, социальное страхование, государственная служба, коммерческая тайна, аттестация, судебная практика] / К. Н. Гусов. - 9-е изд., доп. и перераб. - Москва : Проспект, 2011. - 668 с.
23. Иванова, Л. Х. Создание эффективной системы оказания социальных услуг населению / Ленара Хакимовна Иванова. - Уфа : Информреклама, 2022. - 99 с.
24. Ильина Е.Ю., Федорова М.В., Васильева Ж.С. Государственно-правовое регулирование в области социального обеспечения в Германии // Актуальные проблемы юридической науки. – Чебоксары, 2021. – С. 150-153.
25. Коваленко, Т. Н. Развитие добровольческих ресурсов в системе социального обслуживания : научно-практическое пособие / Т. Н. Коваленко [и др.]. - Санкт-Петербург : СПбГИПСР, 2020. – 214 с.
26. Кошелев, Н. С. Социальное обслуживание и права населения : практическое пособие / Н. С. Кошелев. - 2-е изд., перераб. - Москва : Омега-Л, 2010. – 82 с.
27. Кучукова, Н. Ю. Теория и практика социальной работы с несовершеннолетними в трудной жизненной ситуации : научно-практическое пособие / Н. Ю. Кучукова [и др.]. - Санкт-Петербург : СПбГИПСР, 2020. – 234 с.
28. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : Учеб.-справ. пособие / Е. Е. Мачульская. - Москва, 1997. – 202 с.
29. Основы социальной поддержки и социального обслуживания населения : учебное пособие / Л. П. Храпылина [и др.]. - Москва : Дело, 2024. – 309 с.
30. Основы социальной работы : учебник / П. Д. Павленок [и др.]. - Москва : ИНФРА-М, 2012. – 532 с.
31. Панькова, Е. Г. Система социального обслуживания в России: практикум : учебно-методическое пособие / Елена Геннадьевна Панькова [и др.]. - Саранск, 2023.
32. Петухова, И. С. Взаимодействие государства и социальных институтов в обслуживании пожилых : диссертация … кандидата социологических наук / Петухова Ирина Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2022. - 429 с.
33. Профессиональная библиотека работника социальной службы : журнал. - 2021, № 11. – 255 с.
34. Социальная инфраструктура и социальное обслуживание Краснодарского края: направления исследования и развития : коллективная монография / Э. М. Черненко [и др.]. - Краснодар, 2021. - 212 с.
35. Социальная работа: теория, методы, практика : научно-методический сборник. - 2020, № 2. - 190 с.
36. Социальные услуги населению в сфере социального обслуживания: независимая оценка качества : коллективная монография / С. В. Бабакаев [и др.]. - Москва : РУСАЙНС, 2020. – 286 с.
37. Токаева, А. Б. Организация социального обслуживания в РФ : монография / А. Б. Токаева, Б. Б. Токаева. - Владикавказ : СОГУ им. К. Л. Хетагурова, 2021. - 164 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ