ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие готовности к школьному обучению в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Проблема готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста на современном этапе 14
1.3. Роль игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в формировании готовности к школе 19
1.4. Руководство играми детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ . 34
2.1. Организация исследования 34
2.2. Анализ результатов 35
2.3. Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой для развития компонентов готовности детей старшего дошкольного возраста к школе 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие готовности к школьному обучению в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Проблема готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста на современном этапе 14
1.3. Роль игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в формировании готовности к школе 19
1.4. Руководство играми детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ . 34
2.1. Организация исследования 34
2.2. Анализ результатов 35
2.3. Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой для развития компонентов готовности детей старшего дошкольного возраста к школе 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
В настоящее время, в связи со стремительными изменениями в мире, общество особое внимание уделяет воспитанию подрастающего поколения. На основании ведущих педагогических традиций и образовательных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, разрабатываются инновационные подходы и стратегии в обучении детей, постоянно совершенствуются и преобразуются учебные программы. Для повышения эффективности образовательного процесса используется множество педагогических ресурсов, которые несомненно влияют на качество подготовки детей к школе.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, одной из задач дошкольного образования является подготовка детей к школьному обучению и формирование предпосылок учебной деятельности, а также обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования [38].
Период дошкольного детства является важным жизненным этапом формирования личности ребенка и подготовки его к следующей ступени образования. Поэтому знания, умения и навыки, полученный в данный период, имеют основное значение для успешного обучения в школе.
Актуальность исследования определяется тем, что на сегодняшний день необходимо предоставлять должное место сюжетно-ролевой игре дошкольника в современном педагогическом процессе детского сада с целью повышения эффективности использования игры в выполнении социального заказа школы - формировании личности выпускника высокого уровня готовности к школе [43].
В свою очередь, одним из основных принципов дошкольного образования является полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития [38]. Но задача любой дошкольной организации нацелена, прежде всего, на социальный заказ школы, т.е. педагоги вынуждены выстраивать процессы воспитания и обучения, ориентируясь на школьные требования. И в последний год пребывания в детском саду, ребенок готовится к школе посредством развивающих занятий, подобных школьным урокам, в следствие чего, заблаговременно у ребенка пропадает желание посещать школу, т.е. отсутствует мотив стать школьником. Это противоречит принципам дошкольного образования.
Каждый год меняется программное содержание школьного образования, меняется структура и повышаются требования к детям, идущим в первый класс. Определение готовности к школе по уровню интеллектуального развития приводит к тому, что детей сажают за школьные парты раньше, чем ребенок готов к этому. К семи годам дети успешно овладевают навыками письма, счета и чтения, но это не является подлинной готовностью к школе, а чаще приводит к дезадаптации и снижению познавательного интереса уже в первые месяцы школьного обучения.
Цель данной работы: выявить, обосновать и экспериментально проверить условие, при котором педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой становится средством формирования компонентов готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
Объект исследования: процесс формирования готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой в процессе формирования компонентов готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра и педагогическое руководство ею являются значимыми условиями формирования готовности к школе детей старшего дошкольного возраста...
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, одной из задач дошкольного образования является подготовка детей к школьному обучению и формирование предпосылок учебной деятельности, а также обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования [38].
Период дошкольного детства является важным жизненным этапом формирования личности ребенка и подготовки его к следующей ступени образования. Поэтому знания, умения и навыки, полученный в данный период, имеют основное значение для успешного обучения в школе.
Актуальность исследования определяется тем, что на сегодняшний день необходимо предоставлять должное место сюжетно-ролевой игре дошкольника в современном педагогическом процессе детского сада с целью повышения эффективности использования игры в выполнении социального заказа школы - формировании личности выпускника высокого уровня готовности к школе [43].
В свою очередь, одним из основных принципов дошкольного образования является полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития [38]. Но задача любой дошкольной организации нацелена, прежде всего, на социальный заказ школы, т.е. педагоги вынуждены выстраивать процессы воспитания и обучения, ориентируясь на школьные требования. И в последний год пребывания в детском саду, ребенок готовится к школе посредством развивающих занятий, подобных школьным урокам, в следствие чего, заблаговременно у ребенка пропадает желание посещать школу, т.е. отсутствует мотив стать школьником. Это противоречит принципам дошкольного образования.
Каждый год меняется программное содержание школьного образования, меняется структура и повышаются требования к детям, идущим в первый класс. Определение готовности к школе по уровню интеллектуального развития приводит к тому, что детей сажают за школьные парты раньше, чем ребенок готов к этому. К семи годам дети успешно овладевают навыками письма, счета и чтения, но это не является подлинной готовностью к школе, а чаще приводит к дезадаптации и снижению познавательного интереса уже в первые месяцы школьного обучения.
Цель данной работы: выявить, обосновать и экспериментально проверить условие, при котором педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой становится средством формирования компонентов готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
Объект исследования: процесс формирования готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой в процессе формирования компонентов готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра и педагогическое руководство ею являются значимыми условиями формирования готовности к школе детей старшего дошкольного возраста...
Готовность к школе - комплексное понятие, которое предполагает усвоение ребенком части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, что предполагает достаточный уровень развития ребенка. В состав данного понятия входят психофизиологическая и физическая, интеллектуальная и личностная готовность. Полноценная готовность к школе и формирование позиции ученика складываются только в процессе первого года обучения при условии целенаправленной работы учителя в этом направлении.
Готовность к школьному обучению для ребенка является итогом дошкольного детства, когда изменяется ведущий тип деятельности, социальная ситуация развития. Ребенку необходимо подготовиться к новым формам сотрудничества, к новому объему нагрузок, к новой социальной роли.
В настоящее время проблема готовности к школе старших дошкольников остро стоит в кругу ученых педагогов и психологов. Школа ждет от дошкольных образовательных организаций учеников, соответствующих требованиям социального заказа школы, готовых не только учиться, но и взаимодействовать с окружающим миром.
На протяжении дошкольного детства игра является тем средством, которым ребенок познает мир. Игра помогает ребенку овладеть необходимыми личностными качествами и умениями, которые будут сопровождать его на протяжении всей жизни. Ребенок учится играя, также и готовится к обучению в школе.
Игровая деятельность имеет огромное влияние на становление личности. Сюжетно-ролевая игра заключает в себя правила, которые организуют волю ребенка, способствуют развитию произвольного поведения, упражняют ум и развивают его как личность. Развивая у старших дошкольников необходимые качества для школьной жизни, сюжетно-ролевая игра является оптимальным средством формирования готовности детей к обучению в школе.
Проведенное эмпирическое исследование косвенно подтвердило гипотезу исследования, что формирование готовности к школе детей старшего дошкольного возраста будет более эффективно при условии использования педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой в дошкольной образовательной организации. Обогащение предметно-пространственной среды и содержания игры в целом положительно влияют не только на устойчивость интереса к игре, но и формированию положительного отношения к школе, развитию эмоционально-волевой сфера, а также совершенствованию познавательных процессов.
Организация и проведение сюжетно-ролевых игр на тему «Школа» способствовала повышению уровня интеллектуального развития и степени сформированности внутренней позиции школьника.
Готовность к школьному обучению для ребенка является итогом дошкольного детства, когда изменяется ведущий тип деятельности, социальная ситуация развития. Ребенку необходимо подготовиться к новым формам сотрудничества, к новому объему нагрузок, к новой социальной роли.
В настоящее время проблема готовности к школе старших дошкольников остро стоит в кругу ученых педагогов и психологов. Школа ждет от дошкольных образовательных организаций учеников, соответствующих требованиям социального заказа школы, готовых не только учиться, но и взаимодействовать с окружающим миром.
На протяжении дошкольного детства игра является тем средством, которым ребенок познает мир. Игра помогает ребенку овладеть необходимыми личностными качествами и умениями, которые будут сопровождать его на протяжении всей жизни. Ребенок учится играя, также и готовится к обучению в школе.
Игровая деятельность имеет огромное влияние на становление личности. Сюжетно-ролевая игра заключает в себя правила, которые организуют волю ребенка, способствуют развитию произвольного поведения, упражняют ум и развивают его как личность. Развивая у старших дошкольников необходимые качества для школьной жизни, сюжетно-ролевая игра является оптимальным средством формирования готовности детей к обучению в школе.
Проведенное эмпирическое исследование косвенно подтвердило гипотезу исследования, что формирование готовности к школе детей старшего дошкольного возраста будет более эффективно при условии использования педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой в дошкольной образовательной организации. Обогащение предметно-пространственной среды и содержания игры в целом положительно влияют не только на устойчивость интереса к игре, но и формированию положительного отношения к школе, развитию эмоционально-волевой сфера, а также совершенствованию познавательных процессов.
Организация и проведение сюжетно-ролевых игр на тему «Школа» способствовала повышению уровня интеллектуального развития и степени сформированности внутренней позиции школьника.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021





