Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕФЛЕКСИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №176600

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2024
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ КАК УСЛОВИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 7
1.1. Сущность саморегуляции личности в психологических исследованиях 7
1.2. Связь рефлексии и саморегуляции учебной деятельности 13
1.3. Подходы к развитию рефлексии учебной деятельности 20
Выводы по Главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ КАКУСЛОВИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Анализ результатов исследования рефлексии и саморегуляции учебной деятельности старшеклассников 31
2.3. Содержание и направления развития рефлексии старшеклассников 40
2.4. Анализ результативности комплекса психолого-педагогических мероприятий развития рефлексии как условия саморегуляции учебной деятельности 49
Выводы по Главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Приложение 66

В современных условиях обучения, фокус смещается на развитие обучающихся как личностей, способных адаптироваться и процветать в условиях конкуренции, благодаря способности к самообучению, саморегуляции и эффективному решению проблем. В этом контексте, основная образовательная программа охватывает не только специфические учебные предметы, но и широкий спектр метапредметных и личностных компетенций. Стремление к самосовершенствованию и самостоятельному достижению поставленных целей начинает играть ключевую роль в учебном процессе старших классов, где учащиеся учатся управлять своими учебными задачами и реагировать на вызовы среды.
В этот период учащиеся старших классов начинают прикладывать более осознанные и целенаправленные усилия, активно работая над исправлением своих ошибок и проблем в учебе. Они учатся анализировать причины этих проблем и ценить свои успехи. Исследования показывают, что развитие способности к саморегуляции в подростковом возрасте не только повышает уровень мотивации и успехов в учебе, но и способствует формированию таких важных черт характера, как независимость и инициативность (М.И. Боришевский, А.К. Осницкий, С.Д. Самоненко, В.И. Чирков).
Рефлексия - важный компонент в структуре саморегуляции учебной деятельности. Она предполагает: умение оценить процесс и результат своей деятельности, понимание собственных барьеров и затруднений, умение оценить себя и своё состояние.
Для того чтобы старшеклассники могли самостоятельно осмысливать новые учебные задания, оценивать свои возможности и ресурсы, как личностные, так и индивидуальные, им необходимо развивать рефлексию. Это включает в себя умение анализировать каждый аспект их деятельности, что является ключевым элементом в формировании их системы саморегуляции.
Рефлексия и саморегуляция деятельности являются традиционными предметами исследования в психологии, в ходе которых анализируется не только их психологическое содержание, но и предпринимаются попытки выявить определённые взаимосвязи между ними (И.А. Баева, А.Н. Тауренис и др.).
Изучению особенностей рефлексии в онтогенезе посвятили свои психолого-педагогические исследования Н.И. Гуткина, Г.А. Ковалёв, B. Н. Козиев, С.В. Кондратьева, Ю.Н. Кулюткин, И.Н. Семёнов,
C. Ю. Степанов, Г.С. Сухобская и др. Развитие рефлексивных умений рассматривается ими как фактор психического развития старшеклассников, как залог успеха в совершенствовании психологической подготовки вступающих во взрослую жизнь.
Мы опираемся на доказательства значимости рефлексии в процессе обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.И. Божович, Т.В. Машарова, В.И. Слободчиков, Г.И. Щукина). Анализируя учебный процесс, обучающиеся начинает понимать свою роль и ответственность за достигаемые результаты, что является основой для развития самоконтроля и саморегуляции. Этот процесс включает в себя способность к самоосмыслению и критической оценке собственных мыслей и действий, а также понимание целей учения. Особенно важно это для обучающихся старших классов, поскольку они учатся управлять самыми сложными аспектами учебного процесса, такими как самонаблюдение и оценка своей деятельности.
Таким образом, рефлексия играет ключевую роль в формировании сознательного отношения к учебе и самому себе как к действующему лицу, что способствует развитию всех составляющих саморегуляции....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках базового образования, установленные федеральными стандартами образовательные нормы направлены на развитие современной учебной среды. Важным аспектом является обеспечение возможностей для развития рефлексивного мышления у учащихся, поддержка их в приобретении умений по самостоятельной работе и управлению собственными действиями. Это также включает в себя научиться контролировать свои мыслительные процессы, улучшать навыки взаимодействия и сотрудничества с другими, а также способствовать пониманию личностного роста и раскрытию индивидуальных способностей.
В период юности часто возникает несоответствие в развитии способности к сознательному управлению собой. Эта способность к самоконтролю, хотя и проявляется в инициативе индивида по планированию своих действий, взаимодействию с другими и управлению своим поведением, зачастую остается невидимой для окружающих. Индивид может не полностью осознавать эту способность, несмотря на то что она отражает направленность и осмысленность его действий и поведения.
Особенности, свойственные индивидуальной саморегуляции, определяются способностью человека к планированию и стратегическому подходу к целям, принимают во внимание важность как внешних, так и внутренних факторов, проводят оценку достигнутых итогов и адаптируют свои действия для достижения результатов, которые они считают приемлемыми для себя.
Способ саморегуляции у каждого человека уникален и определяется через комплексные стилевые черты системы саморегулирования. Эти черты включают в себя как уровень развития саморегуляции на индивидуальном уровне, так и особенности взаимодействия между ее ключевыми регулятивными процессами и элементами.
Для развития рефлексии в учебной деятельности нами были подобраны психолого-педагогические мероприятия;
- Организация рефлексии подростков на каждом уроке по алгоритму (Паравян Е.В., Пономаревой Е.В.);
- Использование на уроках приемов формирования рефлексии (Ушева Т.Ф);
- Комплекс занятий с элементами тренинга , направленные на развитие рефлексивных умений старшеклассников (12 занятий);
- Комплекс занятий с элементами тренинга по развитию рефлексии учебной деятельности «Разрешение личностью трудных учебных ситуаций» (4 занятия).
После реализации коррекционно-развивающих занятий и рефлексивных приемов на уроках старшеклассники стали меньше использовать зависимый стиль. Следовательно, у старшеклассников повысилась уверенность в себе, в деятельности, осуществляют развитый самоконтроль, реализуют склонность к самостоятельному выполнению любой деятельности.
Следует отметить положительную динамику по шкалам:
Показатели развития саморегуляции по шкале «планирование» (Пл) повысились. В равной мере распределились показатели на высоком и среднем уровнях - по 43,5% подростков. Подростки стали в большей степени выбирать и определять цели, планирование последовательности их достижения в процессе обучения осуществляется ситуативно.
Показатели развития саморегуляции по шкале «оценивание результатов» распределились в равной мере на среднем и высоком уровнях - по 39,1% старшеклассников. Подростки чаще стали и качественнее осуществляют оценку своих действий и результатов деятельности, но не всегда соотносят полученный результат с целью и критериям успешности ее достижения.....


1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Академия, 2010. 335 с.
2. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста. М.: Академия, 2012. 237 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2009. 362 с.
4. Баженова Н.Г. Формирование рефлексивной готовности будущих психологов-педагогов к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 22 с.
5. Бодалев А.А. Психология о личности. М. : Изд-во МГУ, 1988. 187 с.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2016. 199 с.
7. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте : дисс.... канд. психол. наук. М, 1983. 176 с.
8. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика: Монография. М., Белгород: БГПУ, 1995. 250 с.
9. Демидко М.Н. Рефлексия как фактор становления и развития профессионально-педагогической деятельности // Труды Белорусского государственного технологического университета. Серия VIII. Учебно-методическая работа. 2005. Вып. VIII. С. 14-17.
10. Дикая Л.Г. Психические состояния и эффективность деятельности // Психологический журнал. 1984. № 6. С. 254-257.
11. Дружинина В.Н. Рефлексия образа профессии в структуре Я- концепции сотрудников полиции. Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 4. С. 291-295.
12. Зейгарник Б.В. Саморегуляция в норме и патологии. // Психологический журнал. 1999. Т. 10. №2. С. 122-132.
13. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во УРАО, 2008. 144 с.
14. Ильин Е.П. Психология воли. СПб : Питер, 2017. 288 с.
15. Казанская В.Г. Психологические особенности кризисов подростка. М. : Форум : ИНФРА-М, 2014. 200 с...(45)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ