Введение 3
Глава I . Инновационные подходы к организации эколого эстетического воспитания в ДОУ 6
1.1 . Сущность эколого-эстетического воспитания 6
1.2 . Эколого-эстетическое воспитание в современном ДОУ 10
1.3 . Инновационные технологии в ДОУ 18
Выводы по первой главе 26
Глава II. Изучение опыта использования инновационных подходов при организации эколого-эстетического воспитания в ДОУ
«Ромашка» с. Тоора-Хем Тоджинского района 31
2.1. Определение уровня сформированности эколого-эстетического
отношения дошкольников к природе 31
2.2. Использование инновационных технологий в работе по эколого¬эстетическому воспитанию 36
2.3 . Отслеживание эффективности проведенной работы на
формирующем этапе 46
Выводы по второй главе 48
Заключение 52
Список использованной литературы 55
Приложения 59
Проблемы экологического воспитания очень остро стоят перед нашим обществом на протяжении нескольких последних десятилетий и является очень актуальной проблемой в обществе. Всестороннее развитие детей дошкольного возраста и подготовка их к жизни и обучению в школе является важной частью общей проблемы экологического воспитания в нашей стране.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые остаются в памяти на всю жизнь. Мир природы помогает детям увидеть и почувствовать красоту, гармонию, неповторимое своеобразие окружающего мира и выразить свои эмоции, что в свою очередь возвращает детей к пониманию ценности природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения.
В основе формирования экологической культуры у детей лежит эколого-эстетическое воспитание подрастающего поколения. Особое внимание при этом необходимо уделить детям дошкольного возраста, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования осознанного эмоционально-положительного отношения к окружающему миру. Дошкольный возрастной период, по признанию педагогов и психологов - это важный этап в развитии психики ребёнка, в котором закладываются основы для формирования новых психических образований. Поэтому, экологическое воспитание надо начинать с познания красоты природы. Экологическое воспитание должно нести не только научные знания об окружающем мире, но и быть обязательно эстетически окрашено.
На современном этапе развития происходят изменения ориентиров и требований к дошкольному образованию. Смена концепции образования, переосмысление целей и задач, содержания развития детей нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте и всех Программах дошкольного образования. Современная система дошкольного образования характеризуется разнообразием видов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), расширением спектра применяемых педагогических технологий, широким распространением инновационной и экспериментальной деятельности.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно - оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.
Эколого-эстетическое воспитание детей в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей.
Объект исследования: экологическое воспитание в современном
ДОУ.
Предмет исследования: эколого-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий в ДОУ.
Гипотеза: воспитание детей дошкольного возраста в эколого¬
эстетическом направлении будет эффективно, если систематически и целенаправленно использовать инновационные технологии в различных формах работы по этому направлению.
Цель исследования: изучить инновационные подходы эколого¬эстетического воспитания детей дошкольного возраста в современном ДОУ.
Поставленная цель и сформулированная гипотеза определили задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эколого-эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
2. Выявить инновационные подходы (теории), относящиеся к эколого-эстетическому воспитанию;
3. Провести исследовательскую работу по выявлению сформированности эстетического отношения к природе;
4. Апробировать инновационные технологии в воспитательном процессе ДОУ и оценить их эффективность.
Для решения задач исследования применялись следующие методы:
1. изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. диагностические методы исследования:
3. констатирующее наблюдение.
Методологические основы исследования составили:
- положелие психологии и педагогики о зночении формирования эстетического восприятия действительности в развитии личности ребёнка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Волков, Н.П. Сакулина, А.М. Федотовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, С.Д. Дерябо, В.А Ясвина, М.В. Грибановой и др.)
База исследования: МБДОУ детский сад «Ромашка» с. Тоора-Хем Тоджинского района.
Выборка исследования: 22 ребенка в возрасте 5-7 лет.
Практическая значимость: Материалы данной работы могут быть использованы в организации эколого-эстетического воспитания педагогами ДОУ.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Таким образом, сложившаяся в совриминном мири экологическая ситуация побуждает к периоцинки и новому осознанию всех возможных форм взаимодействия людей между собой, взаимодействия с тем миром вещей, в котором мы живим, и, конечно же, - с окружающий природой. Видь именно природа по праву является неисчерпаемой кладовой развития человека - интеллектуального, физического, духовного. Именно систематической общение с миром природы позволит решить проблему эмоционального развития ребенка, даст возможность насладиться красотой природы, удовлетворит его естественный интерес, что в совокупности и составит ценностное к ней отношении. При этом не следует рассматривать общение с позиций созерцания ребенком природных объектов и явлений. Большое значении будит иметь и процесс включения маленьких граждан в систему различных видов и форм экологически ориентированной деятельности, так как ребенок-дошкольник развивается в деятельности. И здесь огромное значение будут иметь те условия, которые в дошкольном образовательном учреждении созданы для организации экологической работы с детьми, а также методы, которые применяет в своей практики педагог при осуществлении этой деятельности. Принципиально важной стороной при этом является выбор педагогом наиболее соответствующей инновационной педагогической технологии.
В процессе изучения инновационных технологий можно убедиться, что учебный процесс всем своим содержанием, организацией, характером деятельности педагога направлен не только на вооружении детей знаниями, но и на их разносторонние воспитании.
Многие годы дошкольное образовании было ориентировано на обеспичинии познавательного развития детей. Однако предназначении дошкольного возраста заключается ни столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств иго личности.
Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие, творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
В ходе исследования мы выявили, что в ДОУ в современное время используются инновационные подходы. В нашем исследовании приняли участие дети из детского сада «Ромашка» с. Тоора-Хем Тоджинского района в количестве 22 детей.
Сравнивая результаты проведения диагностики на констатирующем и контроыьном этапах иссыедоваяия, мы можем сделать следующие выводы:
На констатирующем этапе исследования мы сделали вывод, что у большинства детей недостаточно сформировано эстетическое отношение к природе: не проявляют интерес к произведениям пейзажной живописи, не умеют определять характерные признаки изображенных явлений, не понимает эмоциональное состояние художественных образов, не умеет сопереживать им. В ходе обсуждения воспринимаемого материала, неэмоционально высказывает свои суждения или никак не комментирует. Описывает свое отношение к изображенному с помощью наводящих вопросов педагога, ответы чаще не обосновываются и характеризуют личные предпочтения («это мне не нравится»). Поэтому мы разработали технологическую модель организации эколого-эстетического воспитания с приоритетностью таких средств реализации, как наблюдения, экскурсии, походы на природу, экспериментирование и опыты, пробыемно-поисковые ситуации (право выбора поступка, действия), игры с природоведиеским содержанием. Важнейшей основой применения этих методов было в использовании инновационных педагогических технологий, таких, как личностно-ориентированные, гуманно-ыииностные, технологии
сотрудничества, технологии свободного воспитания.
И после проведенной работы на формирующем этапе исследования мы провели повторную диагностику сформированнос™ эстетического отношения детей к природе. В результате анализа и обработки данных на контрольном этапе исследования гипотеза о том, что воспитании детей дошкольного возраста в эколого-эстетическом направлении будет эффективно, если систематически и целенаправленно использовать инновационные технологии в различных формах работы по этому направлению подтвердилась.
В ходе исследования нами была определена система инновационных технологий в организации воспитательной работы.
Гипотеза данного исследования, основанная на предположении о том, что воспитании детей дошкольного возраста в эколого-эстетическом направлении будет эффективно, если систематически и целинаправлинно использовать инновационные технологии в различных формах работы по этому направлению, нашла свое подтверждение.