Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инновационные подходы к организации эколого-эстетической работы в дошкольных образовательных учреждениях

Работа №17657

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
908
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I . Инновационные подходы к организации эколого эстетического воспитания в ДОУ 6
1.1 . Сущность эколого-эстетического воспитания 6
1.2 . Эколого-эстетическое воспитание в современном ДОУ 10
1.3 . Инновационные технологии в ДОУ 18
Выводы по первой главе 26
Глава II. Изучение опыта использования инновационных подходов при организации эколого-эстетического воспитания в ДОУ
«Ромашка» с. Тоора-Хем Тоджинского района 31
2.1. Определение уровня сформированности эколого-эстетического
отношения дошкольников к природе 31
2.2. Использование инновационных технологий в работе по эколого¬эстетическому воспитанию 36
2.3 . Отслеживание эффективности проведенной работы на
формирующем этапе 46
Выводы по второй главе 48
Заключение 52
Список использованной литературы 55
Приложения 59


Проблемы экологического воспитания очень остро стоят перед нашим обществом на протяжении нескольких последних десятилетий и является очень актуальной проблемой в обществе. Всестороннее развитие детей дошкольного возраста и подготовка их к жизни и обучению в школе является важной частью общей проблемы экологического воспитания в нашей стране.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые остаются в памяти на всю жизнь. Мир природы помогает детям увидеть и почувствовать красоту, гармонию, неповторимое своеобразие окружающего мира и выразить свои эмоции, что в свою очередь возвращает детей к пониманию ценности природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения.
В основе формирования экологической культуры у детей лежит эколого-эстетическое воспитание подрастающего поколения. Особое внимание при этом необходимо уделить детям дошкольного возраста, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования осознанного эмоционально-положительного отношения к окружающему миру. Дошкольный возрастной период, по признанию педагогов и психологов - это важный этап в развитии психики ребёнка, в котором закладываются основы для формирования новых психических образований. Поэтому, экологическое воспитание надо начинать с познания красоты природы. Экологическое воспитание должно нести не только научные знания об окружающем мире, но и быть обязательно эстетически окрашено.
На современном этапе развития происходят изменения ориентиров и требований к дошкольному образованию. Смена концепции образования, переосмысление целей и задач, содержания развития детей нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте и всех Программах дошкольного образования. Современная система дошкольного образования характеризуется разнообразием видов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), расширением спектра применяемых педагогических технологий, широким распространением инновационной и экспериментальной деятельности.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно - оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.
Эколого-эстетическое воспитание детей в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей.
Объект исследования: экологическое воспитание в современном
ДОУ.
Предмет исследования: эколого-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий в ДОУ.
Гипотеза: воспитание детей дошкольного возраста в эколого¬
эстетическом направлении будет эффективно, если систематически и целенаправленно использовать инновационные технологии в различных формах работы по этому направлению.
Цель исследования: изучить инновационные подходы эколого¬эстетического воспитания детей дошкольного возраста в современном ДОУ.
Поставленная цель и сформулированная гипотеза определили задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эколого-эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
2. Выявить инновационные подходы (теории), относящиеся к эколого-эстетическому воспитанию;
3. Провести исследовательскую работу по выявлению сформированности эстетического отношения к природе;
4. Апробировать инновационные технологии в воспитательном процессе ДОУ и оценить их эффективность.
Для решения задач исследования применялись следующие методы:
1. изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. диагностические методы исследования:
3. констатирующее наблюдение.
Методологические основы исследования составили:
- положелие психологии и педагогики о зночении формирования эстетического восприятия действительности в развитии личности ребёнка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Волков, Н.П. Сакулина, А.М. Федотовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, С.Д. Дерябо, В.А Ясвина, М.В. Грибановой и др.)
База исследования: МБДОУ детский сад «Ромашка» с. Тоора-Хем Тоджинского района.
Выборка исследования: 22 ребенка в возрасте 5-7 лет.
Практическая значимость: Материалы данной работы могут быть использованы в организации эколого-эстетического воспитания педагогами ДОУ.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, сложившаяся в совриминном мири экологическая ситуация побуждает к периоцинки и новому осознанию всех возможных форм взаимодействия людей между собой, взаимодействия с тем миром вещей, в котором мы живим, и, конечно же, - с окружающий природой. Видь именно природа по праву является неисчерпаемой кладовой развития человека - интеллектуального, физического, духовного. Именно систематической общение с миром природы позволит решить проблему эмоционального развития ребенка, даст возможность насладиться красотой природы, удовлетворит его естественный интерес, что в совокупности и составит ценностное к ней отношении. При этом не следует рассматривать общение с позиций созерцания ребенком природных объектов и явлений. Большое значении будит иметь и процесс включения маленьких граждан в систему различных видов и форм экологически ориентированной деятельности, так как ребенок-дошкольник развивается в деятельности. И здесь огромное значение будут иметь те условия, которые в дошкольном образовательном учреждении созданы для организации экологической работы с детьми, а также методы, которые применяет в своей практики педагог при осуществлении этой деятельности. Принципиально важной стороной при этом является выбор педагогом наиболее соответствующей инновационной педагогической технологии.
В процессе изучения инновационных технологий можно убедиться, что учебный процесс всем своим содержанием, организацией, характером деятельности педагога направлен не только на вооружении детей знаниями, но и на их разносторонние воспитании.
Многие годы дошкольное образовании было ориентировано на обеспичинии познавательного развития детей. Однако предназначении дошкольного возраста заключается ни столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств иго личности.
Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие, творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
В ходе исследования мы выявили, что в ДОУ в современное время используются инновационные подходы. В нашем исследовании приняли участие дети из детского сада «Ромашка» с. Тоора-Хем Тоджинского района в количестве 22 детей.
Сравнивая результаты проведения диагностики на констатирующем и контроыьном этапах иссыедоваяия, мы можем сделать следующие выводы:
На констатирующем этапе исследования мы сделали вывод, что у большинства детей недостаточно сформировано эстетическое отношение к природе: не проявляют интерес к произведениям пейзажной живописи, не умеют определять характерные признаки изображенных явлений, не понимает эмоциональное состояние художественных образов, не умеет сопереживать им. В ходе обсуждения воспринимаемого материала, неэмоционально высказывает свои суждения или никак не комментирует. Описывает свое отношение к изображенному с помощью наводящих вопросов педагога, ответы чаще не обосновываются и характеризуют личные предпочтения («это мне не нравится»). Поэтому мы разработали технологическую модель организации эколого-эстетического воспитания с приоритетностью таких средств реализации, как наблюдения, экскурсии, походы на природу, экспериментирование и опыты, пробыемно-поисковые ситуации (право выбора поступка, действия), игры с природоведиеским содержанием. Важнейшей основой применения этих методов было в использовании инновационных педагогических технологий, таких, как личностно-ориентированные, гуманно-ыииностные, технологии
сотрудничества, технологии свободного воспитания.
И после проведенной работы на формирующем этапе исследования мы провели повторную диагностику сформированнос™ эстетического отношения детей к природе. В результате анализа и обработки данных на контрольном этапе исследования гипотеза о том, что воспитании детей дошкольного возраста в эколого-эстетическом направлении будет эффективно, если систематически и целенаправленно использовать инновационные технологии в различных формах работы по этому направлению подтвердилась.
В ходе исследования нами была определена система инновационных технологий в организации воспитательной работы.
Гипотеза данного исследования, основанная на предположении о том, что воспитании детей дошкольного возраста в эколого-эстетическом направлении будет эффективно, если систематически и целинаправлинно использовать инновационные технологии в различных формах работы по этому направлению, нашла свое подтверждение.


1. Айджанова, Д.О. Инновационная технология “StepbyStep” дошкольных учреждениях Казахстана / Д. Айджанова, Г. Саймасаева, С. Бейсенбаева, А. Искакова, Т. Попова - Алматы: «Бшім», 2000. - 144с.
2. Айджанова, Д.О. Организация педагогической практики
StepbyStep в дошкольных учреждениях / Д.О. Айджанова, А. Искакова - Алматы, 2002. - 264с.
3. Акимова, Т.А. Экология: Учебник / Т.А. Акимова. - М.: Академия, 2007. - 214с.
4. Бабинский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабинский - М.: Педагогика, 1997. - 167с.
5. Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л.А. Байкова Л.К. Гребенкина - М.: «Педагогическое общество России», 2000. - 193с.
6. Бабинский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабинский - М.: Просвещение, 1982. - 312с.
7. Балбышев, И.Н. Времена года / И.Н. Балбышев - М.: Владом, 2005. - 172с.
8. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - 123с.
9. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие / К.Ю. Белая - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 154с.
10. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогические технологии / В.П. Беспалько - М.: Педагогика, 1989. - 198с.
11. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева - Минск, 2006. - 297с. - 234с.
12. Веракса, Н.Е. Работа над проектами в детском саду / Н.Е. Веракса // Современное дошкольное образование,- 2008,- № 5.
13. Виноградова, М.Р. Воспитании положительного отношения к природе / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитании. - 1981. - №5.
14. Волков, И.П. Циль одна - дорог много. Проектировании процессов обучения / И.П. Волков - М.: Просвещение, 1990. - 212с.
15. Волынкин, В.И. Художествинно-эститичискои восприятии дошкольников / В.И. Волынкин. - Ростов-на-Дону: Финикс, 2007. - 164с.
16. Воронкевич, О.А. "Добро пожаловать в экологих" - современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич//Дошкольная педагогика- - 2006. - № 3.
17. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О.С. Газман // Новые ценности образования - № 6. - 1996. - 198с.
18. Гончарова, Е.В. Формировании эстетического отношения к природе у детей старших дошкольников средствами музыки / Учебное пособии НГПИ Ч.1, Ч.2 / Е.В. Гончарова - Нижневартовск, 2002. - 157с.
19. Гузеев, В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий / В.В. Гузиев // Журнал «Директор школы» - №4.- 2006. - 244с.
20. Загвязинский, В.И. Педагогической предвидение / В.И.
Загвязинский - М.: Знании, 1987. - 155с.
21. Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд - Дошкольное воспитании - № 1 - 2010. - С.122 -135.
22. Касаткина, Е.Д. Игровые технологии в воспитании и образовании / Е.Д. Касаткина - Дошкольное воспитании - 2009.- № 12. - С. 35 - 45.
23. Козлова, С.А. Нравственной воспитании дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром / С.А. Козлова - М.: Педагогика, 1998. - 148с.
24. Корепанова, М.В. Это - я / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова - М.: Баласс, 2008. -197с.
25. Корепанова, М.В. Диагностика развития воспитания дошкольников в Образовательной системе Школа 2100 / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова - М.: Баласс, 2005. - 245с.
26. Косминская В. Вопросы развития чувства красоты у ребенка в педагогической литературе / В. Косминская - Дошкольное воспитание - №8 - 2009. - 176с.
27. Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / Т.С.Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина / Изд. 3-е, испр. И доп. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 276с.
28. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания / Т.С.Комарова М.: Зимородок, Карапуз, 2006. - 321с.
29. Крылова, Н.М. Детский сад - дом радости. Подготовительная группа. Май.: Книга для воспитателей / Н.М. Крылова, В.Т. Иванова- СПб., 1996. - 311с.
30. Крылова, Н.М. Детский сад - дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности / Н.М. Крылова - Пермь: Книжный мир, 2005. - 166с.
31. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие / Л.П. Молодова - М., 2003. - 276с.
32. Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В.М. Монахов - Волгоград: Перемена, 1995. - 197с.
33. Мясищев, В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / В.Н. Мясищев // Вопросы психологии - №5.- 1957. - С. 118 - 122.
34. Николаева, С.Н. Методика экологическое воспитания дошкольников: учеб.пособие для студ. / С.Н. Николаева - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 176с.
35. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / Учиб.пособии для студ. высш. пид. учеб, заведений / С.Н. Николаева - М., 2002. - 149с.
36. Педагогический энциклопедический словарь - М., 2002. - 265с.
37. Силивко, Г. КН-ровыи технологии / Г.К.Силевко-Школьныи технологии - № 4 - 2006. - С. 44 - 57с.
38. Силивко, Г.К. Новое педагогической мышлении: педагогический поиск и экспериментировании / Г.К.Силивко, А.В. Басов- Ярославль, 1991.
39. Силивко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Силивко - М.: «Народное образовании», 1998. - 132с.
40. Серебрякова, Т.А. Экологическое образовании в дошкольном возрасти / Т.А. Серебрякова - Академия, 2006. - 157с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ