Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ

Работа №176472

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы100
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 12
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ 34
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 87


Актуальность темы исследования. В условиях нестабильной финансовой и политической ситуации в мире важнейшей задачей для многих стран становится повышение эффективности государственных органов власти, как в экономической, так и в социальной сферах. Тщательно продуманные и качественно реализованные проекты способствуют развитию и отдельных организаций, и общества в целом. В системе государственного и муниципального управления современной России также начал активно использоваться «проектный подход», причем не только на уровне общенациональных программ, но и на уровне программ развития муниципальных образований.
Жилищная и коммунальная сфера муниципального образования сегодня - это многоотраслевой комплекс, в котором пересекаются все социально-экономические, организационно-технические вопросы, связанные с жилищно-коммунальным обслуживанием потребителей, включая население. В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство переживает инфраструктурный кризис. Как единый объект управления жилищно-коммунальное хозяйство уже не существует ни на федеральном, ни на региональных уровнях власти: ЖКХ относится к компетенции органов местного самоуправления.
Внедрение проектного управления в Белгородской области связано с существующей сегодня необходимостью формирования у белгородцев проектного мышления и умения организовывать и осуществлять весь цикл создания материальных ресурсов. За последние два года общее количество проектов в регионе превысило 1200, а число муниципальных достигло 890 единиц . На сегодняшний день в каждом муниципалитете созданы проектные офисы и отраслевые экспертные комиссии, разработаны нормативно - правовые акты, регламентирующие проектную деятельность, организовано обучение муниципальных служащих.
Практика показывает, что проектное управление нашло успешное применение в деятельности администрации г. Белгорода. Абсолютная прозрачность и управляемость процессом, четкое распределение персональной ответственности и измеримый конечный результат на заранее спланированную дату - это далеко не все, что делает привлекательным проектное управление органов власти г. Белгорода. Внедрение проектного управления находится в зоне ответственности глав муниципальных образований . На муниципальном уровне проектные офисы должны представлять собой центры компетенций проектного управления, оперативно предоставлять информацию о реализации проектов, а в перспективе обеспечивать обучение специалистов на местах.
Степень изученности вопросов функционирования и развития системы управления жилищно-коммунальным комплексом на муниципальном уровне отстает от потребностей современной отечественной практики, что не позволяет давать оперативные ответы и конструктивные решения многочисленных актуальных проблем развития и реформирования системы ЖКХ. Таким образом, настоятельной необходимостью в современных условиях выступает исследование закономерностей, а также научная разработка основных способов оптимизации управления системой управления ЖКХ на муниципальном уровне.
Основной проблемой является недостаточная эффективность муниципального планирования в проектной деятельности в сфере ЖКХ, формирование мышления управленческих кадров, нацеленного на достижение конечного измеримого результата в процессе труда, наблюдаются некоторые проблемы в реализации проектов на практике. Требуют внимания качественные характеристики реализуемых проектов в сфере ЖКХ.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:
- слабой проработкой муниципального планирования и недостаточной объективностью в реализации проектов в сфере ЖКХ г. Белгорода;
- необходимостью совершенствования механизмов реализации проектного управления применительно к сфере ЖКХ г. Белгорода;
- необходимостью перехода от количества муниципальных проектов в сфере ЖКХ к их качеству.
Степень научной разработанности темы. Теоретическое осмысление процессов управления проектами на протяжении последних лет является предметом исследования представителей различных областей научных знаний. Наиболее активно эти проблемы разрабатывались в рамках экономических наук и менеджмента, информационных технологий, государственного и муниципального управления, социологии управления.
Проблематика эффективного управления проектами разрабатывалась в работах таких исследователей и практиков, как А.В. Алешин, Е. Анисимова, С. Анисимов, Ф. Бэгьюли, Д. Локк, Д.А. Новиков, М. Ньюэлл, М.Ю. Рыбаков, У. Тёрк, В. Фунтов, К.В. Харченко и др.
Сущность, принципы и методы муниципального управления рассматривались в работах М.С. Богданова, А.Г. Гладышева, В.Н. Иванова, К.О. Магомедова, Н.М. Найбороденко, В.И. Патрушева и др.
Общие основы управления жилищно-коммунальным хозяйством изложены в работах В.С. Алексеевского, М.Х. Алмаева, В.Н. Макарычева, С.М. Сафарова и других .
Основные характеристики системы управления ЖКХ с правовой точки зрения даны в работах Е.М. Бутаевой, А.Е. Камышановой, Д.В. Карпухина и других .
Важными теоретическими источниками в области развития системы управления ЖКХ на региональном уровне послужили труды таких ученых как: А.Л. Ахтулов, И.А. Болдырева, Н.И. Гаврильчак, О.В. Иншаков, Н.И. Казакова .
На уровне муниципалитетов тема внедрения управления проектами в сфере ЖКХ разработана не столь широко, что позволяет сделать вывод о её недостаточной теоретико-методологической разработке в отечественной науке.
В связи с этим проблема работы заключается в противоречии между необходимостью эффективного управления проектами в сфере ЖКХ на муниципальном уровне и недостатком теоретических и практических разработок в деятельности структурных подразделений администрации города Белгорода.
Гипотеза состоит в предположении о том, что эффективное управление проектами в сфере ЖКХ города Белгорода позволит повысить экономическую эффективность предприятий ЖКХ и обеспечить на этой основе гарантии в удовлетворении потребностей населения и других потребителей жилищно - коммунальных услуг в Белгороде.
Объект исследования - управление муниципальными проектами.
Предмет исследования - механизмы проектного управления в сфере ЖКХ г. Белгорода.
Цель диссертационного исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию проектного управления развитием жилищно - коммунального хозяйства города Белгорода.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. исследовать теоретические основы проектного управления развитием жилищно-коммунального хозяйства муниципалитетов;
2. осуществить анализ проектного управления развитием жилищно - коммунального хозяйства города Белгорода;
3. определить основные направления совершенствования проектного управления развитием жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся как в общей социологии, так и в сфере социологии управления, муниципального управления и управления проектами .
При исследовании проблемы были использованы общенаучные методы анализа литературных источников, методы системного анализа, представляющие собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы, структурно-функционально метод анализа системы, при котором принимается, что наблюдаемые элементарные структуры выполняют определенные функции внутри системы; сравнительного анализа, представляющего собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем; социологические методы.
В качестве эмпирической базы исследования выступили:
- нормативно-правовые документы федерального уровня, в которых содержатся основные положения государственной политики в отношении управления проектами ;
- региональные нормативно-правовые акты, в том числе постановления Правительства Белгородской области 2;
- нормативно-правовая база, аналитические и статистические материалы администрации города Белгорода ;
- авторское социологическое исследование «Удовлетворенность населения города Белгорода сферой жилищно-коммунального хозяйства»2 .
Научная новизна исследования:
- разработаны и детализированы составляющие механизмов управления отношениями с экспертами в сфере ЖКХ для качественного управления муниципальными проектами города Белгорода, что является важнейшим условием эффективной разработки и реализации проектов и программ муниципального развития в сфере ЖКХ;
- разработан алгоритм формирования системы материального стимулирования проектной команды для осуществления проектов в сфере ЖКХ, состоящий из 4 последовательных этапов: выбора системы оплаты, выбора масштаба вознаграждения, выбор критериев вознаграждения и выбора принципа начисления фонда оплаты.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ содержания мнений специалистов позволяет установить, что жилищно-коммунальное хозяйство как объект управления представляет собой многофункциональный комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сфер. Методы регулятивного воздействия на всех субъектов, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, взаимосвязаны и образуют единый комплекс. Они нуждаются в постоянном совершенствовании содержания и способов применения, основанном на научном подходе. Так, проектное управление выступает как инструмент для реализации качественных изменений. Механизмы проектного управления в сфере ЖКХ позволяют решить ряд проблем, с которыми сталкивается привычная функциональная система управления, а именно: оптимизация распределения ресурсов и сроков работ; оперативность поступления информации для принятия обоснованных управленческих решений; повышение эффективности успешного достижения целей в установленные сроки, в рамках бюджета и с требуемым качеством для решения поставленных задач в полном объеме.
2. Внедрение проектного управления в деятельность администрации города Белгорода в сфере ЖКХ дает положительные результаты. От управления отдельными проектами произошел переход к сформированной системе управления проектами. Результаты авторского исследования показали, что в целом население города Белгорода не считает ситуацию в сфере ЖКХ критической. Но этот факт не должен стать утешением для городской администрации и обслуживающих организаций. Кроме того, ряд проблемных вопросов по качеству жилищно-коммунальных услуг имеет место, и требует оперативного вмешательства и активной работы. К таким вопросам относятся: необходимость совершенствования некоторых условий жилищной среды, которые накладывают отпечаток на общий фон благополучия территорий (уборка подъездов, состояние и работа лифта, внешний вид дома, благоустройство дворов, работа систем отопления и горячего водоснабжения; отсутствие (либо низкая эффективность) диагностических, информационных и технических услуг в сфере организации и проведения комплекса энергосберегающих мероприятий.
3. Успешное управление сферой ЖКХ города Белгорода с использованием технологий проектного управления возможна при реализации проекта «Команда экспертов в реализации проектов в сфере ЖКХ», цель которого заключается в совершенствовании реализации проектов в сфере ЖКХ города Белгорода. Задачами проекта являются: совершенствование инфраструктуры проектного управления в сфере ЖКХ в администрации г. Белгорода; оптимизация работы с экспертами проектов в сфере ЖКХ, реализуемых в администрации г. Белгорода; повышение квалификации муниципальных служащих в области управления проектов в сфере ЖКХ; совершенствование материального стимулирования участников проектной деятельности; совершенствование аналитической составляющей проектного управления в сфере ЖКХ в деятельности администрации г. Белгорода.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования сформулированных в нем выводов и предложений органами муниципального управления при организации мероприятий, направленных на повышение эффективности проектной деятельности в жилищно¬коммунальной сфере. Материалы могут использоваться для повышения эффективности реализации муниципальных программ и отдельных проектов в жилищно-коммунальной сфере.
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в публикациях: «Проектное управление как способ эффективного развития ЖКХ в городе Белгороде» и «Социологический анализ удовлетворенности жителей города Белгорода услугами в сфере ЖКХ» .
Структура магистерской работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Жилищно-коммунальное хозяйство является важнейшей составляющей социально-экономической структуры общества и представляет собой совокупность жилищного, коммунального секторов городского хозяйства и инвестиционно-строительного комплекса. Жилищно-коммунальное хозяйство как объект управления представляет собой многофункциональный комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сфер. В соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений возложена обязанность организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Объекты коммунальной инфраструктуры могут находиться в муниципальной, государственной или частной собственности.
На муниципальном уровне проектное управление - это эффективный способ качественной реорганизации деятельности и действенный управленческий механизм. К достоинствам использования такого подхода в муниципальном управлении можно отнести повышение уровня качества межведомственного взаимодействия, детализации и прозрачности деятельности для достижения общего и понятного всем результата, что позволяет видеть и оценивать результаты выполняемых по проекту работ, осуществлять качественный анализ трудовых, временных, человеческих и иных ресурсов.
Проекты в муниципальном управлении в сфере ЖКХ принципиально отличаются от программ по наличию конкретной цели, измеримостью результатов, наличию контрольных точек и др. Управление проектами на муниципальном уровне представляет собой деятельность, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели, сроки исполнения, конкретные исполнители, бюджет, контрольные события, рабочие группы и руководители для достижения заранее определенных социально-экономических результатов.
В качестве объектов управления проектом выступают объемы работ и виды работ по проекту; стоимость проекта; временные параметры; ресурсы, требуемые для осуществления проекта, ограничения по ресурсам; качество проектных решений и др. Субъектами управления выступают активные участники проекта. Структурной единицей является команда проекта. Процесс управления осуществлением проекта реализуется посредством прямой и обратной связей между субъектами и объектами управления.
Управление жилищно-коммунальным хозяйством на территории города осуществляет департамент городского хозяйства в рамках реализации соответствующих полномочий органов местного самоуправления: организация устойчивой работы систем жизнеобеспечения населения города; организация работы пассажирского транспорта в городе; определение политики в жилищной сфере; создание условий для обеспечения граждан жильем. Проектная деятельность департамента городского хозяйства в части жилищно-коммунального комплекса охватывает 3 основных направления: реформирование жилищно-коммунального хозяйства; энергосбережение и повышение энергоэффективности жилищно-коммунального комплекса; развитие инженерной инфраструктуры города Белгорода и Белгородской агломерации.
Реализуемые проекты направлены, прежде всего, на эффективное управление отраслью, а также на обеспечение целевых ориентиров и задач стратегии социально-экономического развития города Белгорода до 2025 года.За 2017 год департаментом городского хозяйства успешно реализованы 6 проектов.Из успешно завершенных проектов в 2017 году следует отметить проект: «Выполнение инвестиционной программы ГУП «Белводоканал» по строительству, реконструкции, модернизации и развитию централизованных систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Белгорода на 2016 год». На 2018 год запланированы к реализации 8 проектов, из которых на сегодняшний день успешно реализуются 3 проекта, 3 проекта на стадии планирования, 2 проекта на стадии инициации.
В результате исследования были выявлены следующие проблемы: Одной из основных проблем ЖКХ в настоящее время на данный момент хорошо известна - это изношенность инфраструктуры, долги у предприятий отрасли и очевидная деградация коммунального хозяйства. Общая площадь жилищного фонда, требующая ремонта - 3 884 855 м.кв., кредиторская задолженность предприятий за жилищно-коммунальные услуги - 23 070,41 тыс. руб. Ряд проблемных вопросов по качеству жилищно-коммунальных услуг имеет место, и требует оперативного вмешательства и активной работы. К таким вопросам относятся: необходимость совершенствования некоторых условий жилищной среды, которые накладывают отпечаток на общий фон благополучия территорий (уборка подъездов, состояние и работа лифта, внешний вид дома, благоустройство дворов, работа систем отопления и горячего водоснабжения; отсутствие (либо низкая эффективность) диагностических, информационных и технических услуг в сфере организации и проведения комплекса энергосберегающих мероприятий.
Внедрение и развитие проектного управления в сфере ЖКХ в первую очередь нацелено на повышение эффективности деятельности организаций, действующих в этой сфере, создание условий для безопасного и комфортного проживания граждан, обеспечение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг, в целом на повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития сферы ЖКХ, как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях.
Анализ практики управления проектами в деятельности департамента городского хозяйства г. Белгорода показал необходимость целенаправленного совершенствования управления развитием проектной деятельности в сфере ЖКХ г. Белгорода, что возможно при реализации проекта «Команда экспертов в реализации проектов», цель которого заключается в создание команды экспертов в сфере ЖКХ при подготовке и реализации проектов в департаменте городского хозяйства администрации города Белгорода.
Задачами проекта являются: совершенствование инфраструктуры проектного управления в департаменте городского хозяйства г. Белгорода; оптимизация работы с экспертами проектов, реализуемых в сфере ЖКХ г. Белгорода; повышение квалификации муниципальных служащих в области управления проектов в сфере ЖКХ; совершенствование материального стимулирования участников проектной деятельности; совершенствование аналитической составляющей проектного управления в деятельности департамента городского хозяйства г. Белгорода.
Результатами проекта должны стать: программа оптимизации
инфраструктуры проектного управления в администрации г. Белгорода, детализация составляющих механизмов управления отношениями с экспертами, повышение квалификации и компетентности муниципальных служащих в области управления проектов в сфере ЖКХ, алгоритм формирования системы материального стимулирования проектной команды, совершенствование мониторинга проектов и процедур оценки проектов в департаменте городского хозяйства г. Белгорода при реализации проектов в сфере ЖКХ .
На основании проведенного анализа, нами был выработан ряд практических рекомендаций в адрес Департамента городского хозяйства города Белгорода.
- осуществлять своевременное наполнение сайта Органов местного самоуправления города Белгорода соответствующими данными, включающими: информацию о состоянии ЖКХ муниципального образования, тарифах на коммунальные услуги, функционирующих ТСЖ и территориальных общественных самоуправлений, их уставы и закрепленную за ними территорию, подготовленные отчеты о результатах мониторинга сферы ЖКХ муниципального образования и др.;
- распространять через созданный Интернет-ресурс всю необходимую для населения информацию о состоянии ЖКХ в муниципальном образовании;
- в отделе проектной деятельности управления стратегического планирования, организационно-контрольной и аналитической работы администрации города Белгород следует выделить специальную штатную единицу для работы с экспертами проектов, поиска организаций или потенциальных инвесторов проектов;
- создать постоянно действующую команду внешних экспертов по проектам, реализуемых в сфере ЖКХ города Белгорода.



1. Жилищный кодекс РФ [Электронный ресурс] : от 29.12.2004 г. №
188-ФЗ (в ред. 23.07.2008 г.) // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации
[Электронный ресурс] : федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172 -ФЗ //
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти [Электронный ресурс]: Распоряжение Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. № 26Р-АУ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. ГОСТ Р ИСО 1006 - 2005. Национальный стандарт Российской
Федерации. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании [Электронный ресурс] : утверждено Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2005 г. № 221-ст // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. ГОСТ Р 5287-2007. Руководство по оценке компетентности проектных менеджеров [Электронный ресурс]: утверждено Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 423-ст // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса [Электронный ресурс] : федеральный закон от 30.12.2004г. № 210- ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс] : федеральный закон от 21.07.2007г. №185- ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. Об утверждении Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Белгородской области от 23.06.08 г. № 158 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
9. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Белгород» на 2016-2025 годы [Электронный ресурс] // Официальный сайт органов местного самоуправления города Белгорода. - Режим доступа: ’№№’№.Ье1айш.ги/айш1тз1/еуа1/.
10. Об утверждении положения о департаменте городского хозяйства
администрации города Белгорода [Электронный ресурс]: постановление администрации от 2 мая 2007 г. № 54 // Справочно -правовая система
«КонсультантПлюс».
11. Аболин, А.А. Основные направления реформирования ЖКХ муниципальных образований [Текст] / А.А. Аболин // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2015. - №2. - С. 6-8.
12. Агитаев, Е. Модернизация ЖКХ в условиях мирового финансового кризиса: объективные предпосылки [Текст] / Е. Агитаев // Социальная политика и социальное партнерство. - 2015. - № 6. - С. 49-53.
13. Алексеевский, В.С. ЖКХ: требуется самоорганизация
собственников: методы социокультурной концепции менеджмента для
управления реформированием отрасли жилищно-коммунального хозяйства [Текст] / В.С. Алексеевский, С.М. Сафаров // Российское предпринимательство. - 2012. - № 11. - С. 145-149.
14. Алексеевский, В.С. Управление развитием региональных подсистем жилищно-коммунального хозяйства: социокультурный аспект мегаполиса [Текст] / В.С. Алексеевский, С.М. Сафаров // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 1. - С. 61-67.
15. Алмаев, М.Х. Задачи совершенствования управления коммунальным хозяйством Российской Федерации [Текст] / М. Х. Алмаев, В. Н. Макарычев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 4. - С. 39-42..76



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ