Введение 3
Глава 1. Общетеоретические аспекты правового положения
индивидуального предпринимателя 11
1.1. Понятие индивидуальной предпринимательской деятельности 11
1.2. Источники правового регулирования деятельности
индивидуального предпринимателя 20
Глава 2. Организационно-правовые аспекты индивидуального предпринимателя 36
2.1. Возникновение деятельности индивидуального
предпринимателя 36
2.2. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя 53
Глава 3. Имущественные аспекты индивидуального предпринимателя 78
3.1. Право собственности индивидуального предпринимателя 78
3.3. Ответственность индивидуального предпринимателя 81
Заключение 92
Список использованной литературы 97
Актуальность выпускной квалификационной работы. Социально-экономические процессы, происходящие в РФ, вызвали к активной индивидуальной предпринимательской деятельности относительно большую социальную группу российских граждан. Реализуя конституционное право на свободу экономической деятельности, использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности по своему усмотрению, названная категория физических лиц выполняет важную социально-экономическую функцию в сфере производства и обращения товаров, выполнения работ и оказания услуг, способствует достижению позитивного социально-экономического эффекта, удовлетворению публичных и частных интересов, включая решение проблем занятости населения, обеспечение использования самостоятельного труда на индивидуальной основе в рамках малого и среднего бизнеса в различных сферах народного хозяйства. Индивидуальное предпринимательство получило в Российской Федерации полную легитимную основу, как на конституционном, так и на отраслевом уровне.
Согласно статистическим данным в России численность граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, постоянно увеличивается. По сведениям Федеральной налоговой службы РФ на 10 мая 2018 года в РФ было зарегистрировано 3 225 786 млн. индивидуальных предпринимателей1, что составляет около 4,3 % трудящихся2 населения страны. При этом доля малого и среднего бизнеса в российской экономике в 2017 г. составила 21,9%. Тем не менее, по оценкам Института экономики роста им. Столыпина П.А., предпринимательский потенциал нашей страны гораздо выше, - около 7 млн. чел. (5% трудоспособного населения), ввиду того, что мировой опыт показывает, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50-60%. Так, в Великобритании это 51%, в Германии - 53%, в Финляндии - 60%, в Нидерландах - 63%.3 Президент Владимир Путин, выступая в марте 2018 г. с посланием Федеральному собранию, говорил, что к 2025 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП «должен приблизиться к 40%». Параллельно с этим он поставил цель по росту числа занятых в МСП с 19 млн. до 25 млн. человек.4
В настоящее время аккумулируется, обобщается и анализируется драгоценный опыт применения арбитражными судами и иными ветвями государственной власти норм позитивного законодательства о правовом статусе индивидуальных предпринимателей. Отечественная наука сделала существенный рывок на пути исследования особенностей правосубъектности, субъективных прав и обязанностей, гражданско- правовой ответственности и защиты индивидуальных предпринимателей. Однако на многие вопросы правового положения субъектов малого и среднего бизнеса еще предстоит ответить.
Законодательство об индивидуальной предпринимательской деятельности не представляет собой полноценную законченную систему норм. Ее можно охарактеризовать как набор общих норм, не содержащих в себе всю палитру вопросов индивидуального предпринимательства. Данная система законодательства содержит внутренние противоречия. Не достаточной увязки с различными отраслями права (гражданское, административное, семейное, налоговое и др. Современные направления развития законодательства о различных сторонах предпринимательской деятельности не всегда соответствуют реальным потребностям экономики и права.
В современной доктрине очевидны новые подходы в расширении сферы индивидуальной предпринимательской деятельности, обеспечения доступа широким слоям населения доступа к предпринимательству. Нет четкого представления сущности самозанятых граждан. Требуют детального исследования вопросы банкротства индивидуального предпринимателя.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды: М.М. Брагинского, Ведяхина, ВВ. Витрянского, Г.А. Гаджиева, В.П. Грибанова, Е.П. Губина, Т.А. Гусева, И.В; Дойникова, Н.Д. Егорова,. Е.В; Ершовой, С.Э. Жилинского, О.С. Иоффе, С.А. Карелиной, B.JI. Куракова, А.Я. Курбатова, М.С. Лапина, В.В. Лаптева, Н.В. Ларина, П.Г. Лахно, А.Л. Маковского B.C. Мартемьянова, И.В. Москаленко, B.C. Нерсесянца, Л.А. Новоселовой, И.В. Петрова, И.А. Покровского, В.Ф; Попондопуло, В.В. Ровного; А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, Л.И. Шевченко, Г.Ф. Шершеневича и других учёных.
Объектом выпускной квалификационной работы являются закономерности гражданско-правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением индивидуальной предпринимательской деятельности.
Предметом выпускной квалификационной работы выступает система гражданско-правовых норм, определяющих правое положение индивидуальных предпринимателей.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение гражданско-правового статуса индивидуальных предпринимателей на основе современных достижений общей теории права, цивилистической науки и практики, исследование проблем, возникающих при осуществлении деятельности индивидуальных предпринимателей и путей их решения. Поставленная цель исследования обусловила постановку следующих задач:
• проанализировать общую характеристику гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя, рассмотрев понятие и предмет статуса индивидуального предпринимателя, структуру гражданско- правового статуса индивидуального предпринимателя, а также содержание гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя;
• исследовать существующие в науке гражданского права различные точки зрения по поводу правовой природы предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
• изучить гражданско-правовую характеристику статуса индивидуального предпринимателя, в частности рассмотреть порядок регистрации индивидуального предпринимателя, а также права и обязанности индивидуального предпринимателя,
• рассмотреть современное состояние гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя, при этом изучить привлечение к ответственности за предпринимательскую деятельность без регистрации индивидуального предпринимателя и тенденции развития гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются общенаучные и частно-научные способы познания: диалектический, исторический, системный, формально-логический, анализ и синтез, статистический, сравнительно-правовой, моделирование.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составили положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, действующих федеральных законов и иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Научная новизна выпускной квалификационной работы обосновывается следующими основными положениями и выводами, выносимыми на защиту:
1. Объем нормативного материала, закрепленного в ст. 23 ГК о правовом статусе индивидуального предпринимателя явно недостаточно. Массовое участие граждан в предпринимательской деятельности, а так же опыт стран СНГ (Республика Казахстан, Республика Беларусь) и ряда стран дальнего зарубежья, требует специального правового регулирования данных отношений в едином федеральном законе «Об индивидуальном предпринимательстве в РФ». В законе необходимо в РФ установить перечень гражданских прав и обязанностей индивидуального предпринимателя. Широкое участие в хозяйственной практике индивидуальных предпринимателей требует наличия в законодательстве, во-первых, четко определенных общих положений, единых для всех предпринимателей независимо от сферы их деятельности; во-вторых, специальных положений, определяющих правовой статус индивидуального предпринимателя в конкретной сфере деятельности. В законе необходимо будет закрепить принципы деятельности индивидуальных предпринимателей. Необходимо ввести критерий систематичности незаконного осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности не более трех раз в течение отчетного года.
2. Индивидуальный предприниматель является субъектом частных правоотношений, в которые он вступает со другими контрагентами в процессе осуществления своей деятельности. С другой стороны индивидуальные предприниматель подчиняется значительному объему публично-правовых норм и процедур (государственная регистрация, лицензирование, сертификация, стандартизация и др.). Индивидуальная предпринимательская деятельность подлежит контролю со стороны уполномоченных государственных органов и органов муниципальной власти. Таким образом, особенность гражданско-правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности гражданина заключается в тесном взаимодействии частноправовых и публично-правовых норм и методов регулирования. Комплексный императивно-диспозитивный правовой метод регулирования является сущностной особенностью правового обеспечения предпринимательской сферы.
3. В науке гражданского права сложились различные подходы к
определению признаков предпринимательской деятельности. Достаточно обоснованным представляется разделение всех признаков
предпринимательской деятельности на две группы: обязательные и факультативные. К первой группе следует отнести направленность на получение прибыли, рисковый характер и систематическая деятельность. В качестве факультативных признаков можно назвать самостоятельность и наличие государственной регистрации. При этом наличие у лица государственной регистрации предлагается считать факультативным (легализующим) признаком.
4. Проведенный анализ порядка и специфики государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя позволяет сделать вывод о том, что существующая нормативная основа легализации субъектов предпринимательства не является окончательно проработанной и способной абсолютно адекватно регулировать данный уровень общественных отношений. Поступательное развитие современного законодательства о государственной регистрации, выраженное в принятии Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым был установлен единый порядок правового регулирования отношений, связанных с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, обязательный для исполнения на всей территории РФ. Современные тенденции развития нормативного регулирования вопросов-государственной регистрации субъектов предпринимательства подтверждают стремление законодательства к унификации механизмов создания и прекращения деятельности индивидуальных и коллективных субъектов предпринимательства, что, однако, не означает объединение соответствующих регистрационных процедур.
5. В гражданском законодательстве не урегулирован вопрос, с какого
возраста возможна государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. При анализе соотношения норм ГК РФ об эмансипации (ст. 27 ГК РФ) и общих признаках предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ), выявляется противоречие, когда несовершеннолетний гражданин получает право заниматься предпринимательской деятельностью уже с шестнадцатилетнего возраста с согласия законных представителей сущностному признаку
предпринимательства - признаку самостоятельности. Необходимо устранить дуалистический подход к сущности предпринимательства, как к деятельности самостоятельной, осуществляемой на систематической основе и носящей рисковый характер, с одной стороны, и, как к деятельности, к которой могут быть допущены граждане, не обладающие полной дееспособностью - с другой. Предлагается законодательно закрепить возраст, по достижении которого возможна, государственная регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя, а именно 18 лет.
6. Применение к деятельности предпринимателей без образования юридического лица правил, регулирующих деятельность коммерческих организаций, необходимо исходить исключительно на основе индивидуального подхода при рассмотрении специфики и условий каждой конкретной ситуации, ввиду того, что имеются принципиальные различия в правовой сущности и статусе юридического лица и индивидуального предпринимателя. Так, нормы о корпоративных коммерческих организациях не могут в полной мере быть применимы к индивидуальному предпринимателю.
7. Необходимо ввести упрощенную процедуры банкротства для определенной категории лиц, в частности индивидуальных предпринимателей, которая будет носить уведомительный порядок. Вознаграждение управляющих нужно градировать в зависимости от сложности конкретной процедуры банкротства. Требует расширения список лиц, которые могут выступить финансовыми управляющими: сюда можно включить юристов и судебных приставов.
Научная и практическая значимость исследования. Выводы и предложения, сформулированные в магистерской диссертации, могут быть использованы для дальнейшего развития учения о применении института аренды транспортных средств в российском гражданском праве. Результаты исследования могут применяться при подготовке учебных и учебно-практических пособий, чтении лекций и проведения семинарских занятий по курсу "Гражданское право", «Предпринимательское право», а также могут быть использованы в правоприменительной и законотворческой деятельности.
Апробация результатов исследования. Магистерская диссертация выполнена, рассмотрена и одобрена на кафедре гражданского права и процесса НИУ Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Основные выводы и предложения исследования нашли отражение в форме докладов и сообщений на научных, научно-практических конференциях по вопросам гражданского права. Отдельные теоретические аспекты данного исследования получили отражение в научных публикациях автора.
Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, а также библиографического списка.
В ходе проведенного исследования можно сформулировать следящие положения и выводы:
1. Объем нормативного материала, закрепленного в ст. 23 ГК о
правовом статусе индивидуального предпринимателя явно недостаточно. Массовое участие граждан в предпринимательской деятельности, а так же опыт стран СНГ (Республика Казахстан, Республика Беларусь) и ряда стран дальнего зарубежья, требует специального правового регулирования данных отношений в едином федеральном законе «Об индивидуальном предпринимательстве в РФ». В законе необходимо в РФ установить перечень гражданских прав и обязанностей индивидуального предпринимателя. Широкое участие в хозяйственной практике индивидуальных предпринимателей требует наличия в законодательстве, во-первых, четко определенных общих положений, единых для всех предпринимателей независимо от сферы их деятельности; во-вторых, специальных положений, определяющих правовой статус индивидуального предпринимателя в конкретной сфере деятельности. В законе необходимо будет закрепить принципы деятельности индивидуальных предпринимателей. Необходимо ввести критерий систематичности незаконного осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности не более трех раз в течение отчетного года.
2. Индивидуальный предприниматель является субъектом частных правоотношений, в которые он вступает со другими контрагентами в процессе осуществления своей деятельности. С другой стороны индивидуальные предприниматель подчиняется значительному объему публично-правовых норм и процедур (государственная регистрация, лицензирование, сертификация, стандартизация и др.). Индивидуальная предпринимательская деятельность подлежит контролю со стороны уполномоченных государственных органов и органов муниципальной власти. Таким образом, особенность гражданско-правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности гражданина заключается в тесном взаимодействии частноправовых и публично-правовых норм и методов регулирования. Комплексный императивно-диспозитивный правовой метод регулирования является сущностной особенностью правового обеспечения предпринимательской сферы.
3. В науке гражданского права сложились различные подходы к определению признаков предпринимательской деятельности. Достаточно обоснованным представляется разделение всех признаков
предпринимательской деятельности на две группы: обязательные и факультативные. К первой группе следует отнести направленность на получение прибыли, рисковый характер и систематическая деятельность. В качестве факультативных признаков можно назвать самостоятельность и наличие государственной регистрации. При этом наличие у лица государственной регистрации предлагается считать факультативным (легализующим) признаком.
4. Проведенный анализ порядка и специфики государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя позволяет сделать вывод о том, что существующая нормативная основа легализации субъектов предпринимательства не является окончательно проработанной и способной абсолютно адекватно регулировать данный уровень общественных отношений. Поступательное развитие современного законодательства о государственной регистрации, выраженное в принятии Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым был установлен единый порядок правового регулирования отношений, связанных с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, обязательный для исполнения на всей территории РФ. Современные тенденции развития нормативного регулирования вопросов-государственной регистрации субъектов предпринимательства подтверждают стремление законодательства к унификации механизмов создания и прекращения деятельности индивидуальных и коллективных субъектов предпринимательства, что, однако, не означает объединение соответствующих регистрационных процедур.
5. В гражданском законодательстве нет урегулирован вопрос, с какого
возраста возможна государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Ст. 27 ГК РФ закрепляет возможность ведения предпринимательской деятельности
эмансипированных несовершеннолетних с согласия законных представителей: родителей, усыновителей или попечителей. При анализе соотношения норм ГК РФ об эмансипации (ст. 27 ГК РФ) и общих признаках предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ), выявляется противоречие, когда несовершеннолетний гражданин получает право заниматься предпринимательской деятельностью уже с шестнадцатилетнего возраста с согласия законных представителей сущностному признаку
предпринимательства - признаку самостоятельности. Необходимо устранить дуалистический подход к сущности предпринимательства, как к деятельности самостоятельной, осуществляемой: на систематической основе и носящей рисковый характер (полная личная ответственность индивидуального предпринимателя и пр.), с одной стороны, и, как к деятельности, к которой могут быть допущены граждане, не обладающие полной дееспособностью - с другой. Предлагается законодательно закрепить возраст, по достижении которого возможна, государственная регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя, а именно 18 лет.
6. Согласно п.3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности
граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Однако в научной литературе и в правоприменительной практике неоднозначным является вопрос, всегда ли возможно, применять к индивидуальному предпринимателю правила, регулирующие деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, как правило, не являющихся субъектами малого предпринимательства. Представляется, что применение к деятельности предпринимателей без образования юридического лица правил, регулирующих деятельность коммерческих организаций, необходимо исходить исключительно на основе индивидуального подхода при рассмотрении специфики и условий каждой конкретной ситуации, ввиду того, что имеются принципиальные различия в правовой сущности и статусе юридического лица и индивидуального предпринимателя. Так, нормы о корпоративных коммерческих организациях не могут в полной мере быть применимы к индивидуальному предпринимателю.
7. Проблемными вопросами несостоятельности индивидуального предпринимателя являются избыточное количество документов для подачи заявления и большой уровень расходов.
Перечень необходим к представлению документов перечислен в ч.3 ст. 213.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Самостоятельный сбор этих документов часто оборачивается неудачей либо занимает чересчур длительный срок. Не ясно, на чем основывается законодатель, определяя названный перечень документов, а так же лица, ответственного за их предоставление. К примеру, вызывает возражение требовать предоставления копии страхового свидетельства, копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и др. Эти документы без проблем может получить суд в порядке ст. 66 АПК РФ. Многие инстанции, особенно банки, не представляют необходимых документов о текущих долгах.
Размер стоимости процедуры банкротства может варьироваться от 15 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, а в ряде случаев превысит 1 млн рублей. Многие индивидуальные предприниматели лишены возможности нести подобные расходы. Как следствие - нерентабельность деятельности арбитражных управляющих по делам банкротстве индивидуальных предпринимателей в силу низкой оплаты их работы. В этой связи, следует поддержать позицию авторов, отстаивающих идею введения упрощенной процедуры банкротства для определенной категории лиц, которая будет носить уведомительный порядок. Вознаграждение управляющих нужно градировать в зависимости от сложности конкретной процедуры банкротства. Требует расширения список лиц, которые могут выступить финансовыми управляющими: сюда можно включить юристов и судебных приставов.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января. № 7.
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018.) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018.) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 15.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188- ФЗ (ред. от 15.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.04.2019) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.
6. Федеральный закон от 26.07.2017 N 199-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 31.07.2017, N 31 (Часть I), ст. 4748.
7. Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 23 апреля 2018 года № 106-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
8. Федеральный закон от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об
обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
9. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Федеральный закон от 25.04.2002г. № 40- ФЗ (ред. от 03.06.2016) // СЗ РФ. - 2002. - № 18. - Ст. 1720.
10. Закон Российской Федерации от 19 ноября 1992 года № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» // СПС «Консультант Плюс» (утратил силу).
11. Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» от 28.05.1991 г. № 813-XII // Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. № 19. ст. 269. С.4.
12. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 03.10.2018) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.
13. Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (в ред. от 25.05.2016) "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2012 N 24139) // http://www.nalog.ru.
II. Материалы правоприменительной практики
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 (ред. от 07.07.2015) "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 1. 2005.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 9...63