Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы интерпретации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Работа №176418

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы47
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
I. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ 7
1.1. Проблемы понимания и восприятия текста 7
1.2. Способы интерпретации художественного произведения 9
Выводы 12
II. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РОМАНА М.А.БУЛГ АКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА» 14
2.1. Рецепция романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в критической
литературе 14
2.2. Восприятие идейно-художественного своеобразия романа М.А.
Булгакова «Мастер и Маргарита» 16
2.3. Система персонажей романа «Мастер и Маргарита» и ее интерпретации
в критических статьях 20
2.3.1 Воланд 20
2.3.2 Бегемот 24
2.3.3 Иван Бездомный (Понырев) 27
2.3.4 Мастер и Маргарита 34
2.3.5 Берлиоз 36
2.4 Проблемы интерпретации образа луны в контексте романа «Мастер и Маргарита» 38
Выводы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 45


Первая публикация романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в сокращенном виде состоялась в 1966-1967-х гг. в журнале «Москва» (№11 1966 г, №1 1967 г). Первое полное издание в СССР вышло в 1973 году.
Роман считается незавершенным. Его редактирование и сведение черновых записей уже после смерти писателя осуществляла жена М. Булгакова - Елена Сергеевна Булгакова.
Несмотря на множество работ, посвященных наследию М.А. Булгакова, до сих пор не существует всеми принятой точки зрения на его творчество. О произведениях писателя зачастую высказываются прямо противоположные суждения. Далеко не все разделяют точку зрения Н. Струве, что писатель целиком «напоен христианством, полнокровным, светлым, вселенским» . Эта оценка самым категорическим образом противоречит выводу известного литературоведа Б.В. Соколова: «Последователем христианства автор явно не был». Напротив, М. Чудакова, которую в научном кругу считают одной из самых авторитетных и объективных исследователей творчества М. Булгакова, приводит слова жены Булгакова: «Е.С. Булгакова говорила нам в 1969 году, что он /М.Булгаков/ был верующим».
Одним из серьезных упреков, высказанных Булгакову, состоит в том, что своим последним романом он якобы пытается подменить Священное Писание.
Наличие мистической составляющая романа также вызывает споры. Обусловлено это еще и тем, что М.А. Булгаков сам называл себя «писателем мистическим» .
Однако Булгаков был преимущественно сатириком. И он сам определял сатиру таким образом: «Сатира создается тогда, когда появится писатель, который сочтет несовершенной текущую жизнь, и негодуя, принится к художественному обличению ее». Художественная основа булгаковской сатиры - это апология здравого смысла.
Иронический склад мышления М. Булгакова активизировал игру противоположностями в философской концепции романа «Мастер и Маргарита»: добро - зло, тьма - свет, свобода - несвобода, истина - заблуждение.
Творчеству М. Булгакова характерна прототипичность и использование литературных источников. Булгаков интенсивно осваивал мировое литературное наследие, и, поэтому в его творчестве много заимствований, архетипических образов и реминисценций. Все эти заимствования подвергались творческой переработке и обретали художественную самостоятельность.
Отличительной особенностью романа является то, что в рол и рассказчиков выступает абсолютное большинство героев. Как заметил А.З. Вулис, в романе «несколько рассказчиков - несколько миров, каждый со своей осью. Один вращается, допустим, вокруг Воланда с его сатирико - философской задачей постичь человечество. Другой - вокруг любовной истории мастера <.. .> Третий погружен в евангельское прошлое, а четвертый выделяет <...> Сатирические оценки послеоктябрьской действительности».
Такая своеобразная структура повествования дала основания делать выводы о том, что «с точки зрения стиля этот роман - наиболее свободное творение Булгакова», что и дает толчок для множества интерпретаций.
Актуальность данного исследования обусловлена многообразием интерпретаций романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в литературоведении. В настоящий момент не существует единой точки зрения на идейно-тематическое содержание данного произведения, поэтому представляется необходимым выяснить те проблемные зоны рецепции и интерпретации булгаковского романа, которые вызывают наибольше е количество разногласий и споров. Определение таких спорных вопросов восприятия произведения М.А. Булгакова должно способствовать выработке адекватного сущности его поэтики исследовательского взгляда на данный текст писателя.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Первые критические работы, посвященные роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита, появились после его в 1966-1967-х гг. В этот период произведение было прочитано как авторская интерпретация евангельской истории. К оценке романа подходили с его позиции соответствия или отхода от марксистской идеологии. Несмотря на то, что роман был написан задолго до 1960-1970х гг, в критических статьях этого времени отражаются те проблемы, которые являлись актуальными для данной эпохи: партийность в литературе, борьба личным и классовых интересов. Таким образом, ро ман «Мастер и Маргарита» стал импульсом для полемики политических взглядов исследователей.
В критических статьях этого периода не поднимается вопрос о религиозном аспекте произведения. Однако позднее в литературоведческих работах акцентируется внимание на том, что в 1960 -1970-е гг. роман в читательской аудитории возродил интерес к хр истианству.
В этот период был собрал значительный пласт материала, который впоследствии использовался для изучения творчества М.А.Булгакова. Начинает развиваться топографическое направление в исследован иях романа «Мастер и Маргарита».
В 1980-1990-е гг. роман набирает популярность, становится массовым. Этим обусловлено большое количество исследований, опубликованных в этот период. Акцентируется вним ание на религиозной проблематике, социально-политическое звучание романа отходит на второй план. Интерпретации сводятся к сравнению текста произведения со Священным Писанием. В связи с этим обозначаются два вектора интерпретаций. В первом случае роман воспринимается как авторская переработка евангельского текста, которая позволяет М.А.Булгакову соотнести Священный текст с современной действительностью. Другая точка зрения отстаивает позицию о намеренном искажении религиозных традиций, обвиняя роман в пропаганде атеизму.
В 1990-е гг. в булгаковедении преобладает мотивный анализ текста, разбор системы персонажей, поиск прототипов. Роман закрепляется как автобиографический, давая тем самым обширный материал для новых исследований.
Начиная с 2000-х гг. и по настоящее время интерпретации основываются на мистической составляющей романа. Авторы занимаются поисками «зашифрованной» информации в тексте произведения, предпринимают попытки выявить связи с разнообразными эзотерическими учениями. Ввиду этого отдельные фразы или предложения вырываются из общего контекста произведения и рассматриваются как «код».
Вследствие популярности «эзотерического» взгляда на роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» актуализировалась противоположная точка зрения - религиозная. На сегодняшний день она отстаивается в большинстве научно-исследовательских работах, тогда как эзотерические суждения остаются предметом журнальной беллетристики. Таким образом, можно говорить о том, что философско -религиозный взгляд на роман «Мастер и Маргарита» закрепился в литературоведении как основной.
Проблемы интерпретации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» связаны со сложной и многоплановой структурой произведения. От читателя требуется не только понимание содержания романа, но и знакомство с культурно-исторической ситуацией, в которой было создано произведение.
В связи с рассмотренным материалом, можно с делать вывод, что социально-политическая тематика романа «Мастер и Маргарита» остается практически неизученной. Несомненно, данные исследования должны опираться на архивные материалы, исторические источники, которые помогут воссоздать образ эпохи, изображе нной в романе.
Интерпретацию затрудняет композиция романа, которая строится по модели «текст в тексте». Несмотря на общую фабулу, стилистику, систему персонажей, вопрос о том, кто является автором «ершалаимских» глав романа в контексте «Мастера и Маргариты » остается спорным.
Обширный интертекстуальный план произведения и установление первичных источников также представляет трудности для восприятия произведения. По этой причине среди исследователей вызывает дискуссии стратегия авторской номинации персонажей.
М.А.Булгаков использует принцип зеркальной симметрии не только для пространственно-временной организации романа, но и как средство создания художественных образов. Таким образом, художественные средства воплощения феномена двойничества и их сопоставительный анализ также являются одной из проблем интерпретации романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».



1. Абрагам П. Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Брно, 1993. 212 с.
2. Акимов В.М. Свет правды художника: перечитывая Михаила Бу лгакова: размышления, наблюдения, полемика. СПб, 2008. 108 с.
3. Андреев П. Беспросветье и просвет // Литературное обозрения, 1991. №5 С.108-112.
4. Андреевская М.И. О «Мастере и Маргарите» // Литературное обозрение, 1991. №5. С. 60-63
5. Басков А.В. Художественная целостность романа «Мастер и Маргарита» // Тезисы республиканских булгаковских чтений. Черновцы, 1991. С. 88 - 90
6. Белобровцева И.З., Кульюс С.К. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как эзотерический текст // Блоковский сборник. XII. Тарту, 1993. С.158-175
7. Белобровцева И.З. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: конструктивные принципы организации текста. Тарту, 1997. 490 с.
8. Бессонова М.И. Лейтмотивы как формы выражения авторской позиции в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Автореферат д ис.. канд.филол.наук. М., 1996. 189 с.
9. Булгаков М.А. Неизданный Булгаков: Тексты и материалы. / Предисл. Э. Проффер. - Анн-Арбор: Ардис, 1977. 210 с.
10. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. М.: Мол.гвардия, 1989. 303 с.
11. Булгаков М.А. Великий канцлер. Князь тьмы; вступ.ст. В.Лосев. М.: Гудьял-Пресс, 2000. 800 с.
12. Булгаков М.А. Собрание сочинений в 8 тт. Т.5. Мастер и Маргарита. СПб.: «Азбука-классика», 2004. 704 с.
13. Булгаков М.А. Собрание сочинений в 8 тт. Т.8. Жизнеописание в документах. СПб.: «Азбука-классика», 2004. 608 с.
14. Булгаковы Михаил и Елена. Дневник Мастера и Маргариты. М., «Варгиус», 2001. 688 с.
15. Бэлза И Ф. Генеалогия «Мастера и Маргариты» // В кн.: Контекст. М., 1978. С.175-185
... всего 91 истчоников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ