Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Представление взрослого населения г. Красноярска о патриотизме

Работа №17641

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
783
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социологического изучения представления о патриотизме 7
1.1 Патриотизм в контексте социологического изучения 7
1.2 Основные теоретические подходы к представлению о патриотизме 19
Глава 2. Эмпирический анализ 39
представления взрослого населения г. Красноярска о патриотизме 39
2.1 Методическое обоснование социологического исследования
«Представление взрослого населения г. Красноярска о патриотизме» 39
2.2 Анализ результатов исследования 50
Заключение 60
Список использованных источников 65
Приложение А Маршрутный лист опроса взрослого населения г.
Красноярска 67
Приложение Б Описательная статистика социологического исследования 68


Патриотизм составляет духовно-нравственную основу личности. Человек, лишенный патриотических чувств, становится чужаком в своем Отечестве. Различают патриотизм как эмоционально - психологическое состояние и как активную деятельность [1]. Как эмоционально-психологическое состояние, патриотизм - глубокое, возвышенное чувство любви к Отечеству, к родному краю, осознание нераздельности, единства с Родиной. Активно - деятельностная форма проявления патриотизма — это конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа [4, с. 10].
Патриотическая деятельность многообразна в своих проявлениях: защита Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов; готовность прийти стране на помощь в сложных условиях исторического развития; добросовестный труд; самоотверженное, вплоть до самопожертвования, служение Родине. Роль и значение патриотизма возрастают в критических ситуациях исторического развития: война, резкое обострение социальных конфликтов, революционные потрясения, борьба за власть, стихийные бедствия [5, с.19]. Такие исторические переломы требуют от граждан повышенного напряжения сил и особых духовных качеств, чтобы ответить на «вызов» среды, выстоять и сохраниться как социум. Одна из важнейших характеристик патриотизма - «готовность и способность гражданина к активным действиям во имя блага Отечества. При этом важно, что настоящий патриотизм не уживается с неприязнью к отдельным народностям». Следует отметить, что искаженная интерпретация
патриотизма может привести к ряду негативных для общества последствий. Потенциально это может произойти, если идея патриотизма монополизируется какой-либо группой для достижения собственных целей, что нередко приводит к ограничению свободы критической мысли. Активизация патриотических настроений при определенных условиях может привести к тому, что патриотизм начинает обретать «негативные черты национализма», в частности, проявляющиеся в ксенофобии и нетерпимости по отношению к «чужакам» [2].
Степень научной разработанности проблемы. Проблема изучения патриотизма и отношения к нему, всегда была актуальна на разных этапах развития общества, и является одной из наиболее исследуемых тем. Среди авторов, которые занимались изучением данной проблемы, такие как М. Ломоносов, И. Киреевский, А. Хомяков, Н. Федоров, В. Соловьев, К. Леонтьев, Н. Данилевский, И. Ильин, И. Солонович, Н. Бердяев, П. Сорокин, П. Флоренский, Л. Карсавин, И. Посошков, М. Державин, Н. Карамзин, А. Пушкин, Ф. Тютчев, Н. Гоголь, В. Белинский, Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Розанов, М. Шолохов, С. Есенин, А. Солженицын, В. Распутин, Ю. Бондарев, В. Белов, Ю. Поляков, и др.
Актуальность и новизна данного исследования заключается в изучении представления взрослого населения г. Красноярска о патриотизме в период обострения геополитических конфликтов. Аналитиками ВЦИОМ и Левада Центр было спрогнозировано понижение уровня патриотизма среди россиян, после подъема, связанного с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и победой на Олимпиаде «Сочи 2014» [15, с. 132]. С другой стороны, органы государственной власти каждые пять лет формируют и реализуют Государственные программы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации [3, с.67].
Проблемой исследования является несоответствие между прогнозами о снижении уровня патриотизма, стремлением органов государственной власти к развитию патриотизма (что отражено, например, в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [24]), и недостаточной изученностью представления о патриотизме взрослого населения г. Красноярска.
Объект - взрослое население г. Красноярска.
Предмет - представление взрослого населения г. Красноярска о патриотизме.
Цель: изучить представление взрослого населения г. Красноярска о патриотизме.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть патриотизм в контексте социологического изучения;
2. Проанализировать основные теоретические подходы к представлению о патриотизме;
3. Разработать методическое обоснование исследования «Представление взрослого населения г. Красноярска о патриотизме»;
4. Проанализировать результаты исследования «Представление взрослого населения г. Красноярска о патриотизме».
Гипотеза: взрослое население г. Красноярска представляет патриотизм, как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к подвигам во имя интересов своей Родины.
Обоснование и определение ключевых понятий исследования:
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа [4, с .123].
Патриотизм - моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу [5, с. 179]
Население - совокупность людей, живущих на Земле (население Земли) или в пределах конкретной территории - континента, страны, области [6, с.608].
Представление - это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека [7, с. 223].
Социальное представление - это социально выработанное и разделяемое с другими людьми знание, направленное на освоение людьми окружающей среды, понимание и объяснение фактов и идей, существующих в мире, возможность воздействия на других и действия вместе с ними, возможность позиционировать себя по отношению к другим, и отвечать на вопросы [8, с. 6].
Обоснование метода исследования
В качестве метода исследования выбран анкетный опрос. Данный метод лучше всего подходит в том случае, если нужно выяснить мнение большого количества людей относительно какой-либо проблемы, т.к. число всех респондентов данного исследования составляет 500 человек, анкетный опрос является одним из самых оптимальных методов.
По предварительной оценке Красноярскстата, на 1 января текущего года численность постоянного населения г. Красноярска составила 1 052 218 человек.
Генеральная совокупность - взрослые люди, проживающие в г. Красноярске По данным Красноярскстата (http://www.krasstatgks.ru/) численность населения г. Красноярска в возрасте от 18 до 65 лет составила 736774 чел. В качестве выборочного метода используется случайная выборка. Элементы генеральной совокупности отбирались случайным образом на улицах города Красноярска в разных районах.
Выборочная совокупность составляет 500 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Патриотизм - это явление, которое проявляется в преданность и любви к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Среди основных функций патриотизма, следует выделить военно-политическую, формирования готовности людей, особенно молодежи, к ратному труду и защиты своего Отечества, коммуникативную и функцию формирования нравственных качеств, необходимых для защиты Родины.
В тоже время, данная проблематика очень противоречива, парадоксальна и многогранна. Патриотизм характеризуется как сложное, многокомпонентное в содержательном плане, структурированное явление, имеющее различные этапы и уровни развития, проявляющееся в важнейших сферах жизни общества и во многих формах, в силу этого, он по-разному понимается, воспринимается [31, с. 203]. Проявляется не только различными социальными слоями, группами, но и многовариантно рассматривается, трактуется в научно¬исследовательской литературе, в результате чего до сих пор остается нерешенной проблема понимания его истинной сущности и, соответственно, не снята необходимость ее более глубокой теоретической разработки. Патриотизм в России имеет целый ряд характерных особенностей, обусловленных неповторимостью ее исторического развития, самой судьбы русского народа, его культуры, образа жизни, менталитета, национального самосознания, богатством этносов, необъятностью территории, многообразием природы, климата и т.д. Важной закономерностью исторического развития патриотизма в нашем Отечестве является его неравномерный характер: за небывало высоким, всеобщим подъемом, как правило, следует спад, депрессия и даже депатриотизация общества. Поэтому на протяжении последних столетий, и особенно последнего десятилетия российский патриотизм был вынужден отстаивать свое право на существование и выживание, что не может не восприниматься как парадоксальное явление, непостижимое для большинства стран мира.
Стоит отметить, что патриотизм является неотъемлемым атрибутом существования нации, народа, общества, государства, личности, он представляет собой важнейшее условие единства, культурной целостности, динамичного и успешного развития общества, государства. Но это не единственное условие их существования и развития, поэтому он не должен абсолютизироваться, ибо, в таком случае, по мнению С. Соловьева, патриотизм может принести дурные плоды, если останется самодовлеющим. И в то же время он не должен быть подвергнут забвению, ибо культурно и социально незаменим.
Выбор изучения представления именно взрослого населения города Красноярска о патриотизме обусловлен характеристикой взрослого населения в целом, как восприимчивой и динамичной социальной группы, а также обусловлен тем, что взрослое и трудоспособное население является основными участниками общественной жизни общества.
Для того чтобы проанализировать представление взрослого населения г. Красноярска был проведен социологический опрос. Инструментом опроса являлась анкета.
Первый блок вопросов анкеты был направлен на изучение общего представления о патриотизме. Респондентам нужно было выразить свое представление о том, что такое истинный патриотизм, что необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей у взрослого населения и по каким признакам определяют для себя понятие патриотизм. Исходя из анализа ответов респондентов на первый блок, респонденты имеют представление о том, что понятие патриотизма неотъемлемо связано с Отечеством, Родиной, народом, государством и правителем. 47% респондентов считают, что патриотизм заключается в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы. А для воспитания патриотических настроений для респондентов наиболее приоритетным стал вариант: «Личный пример, примеры героев войн» (34%).
Второй блок вопросов был направлен на изучение частного представления взрослого населения г.Красноярска о патриотизме. Исходя из анализа ответов респондентов на вопросы второго блока, большинство респондентов являются патриотами, испытывали как стыд, так и гордость за страну. Среди истинных патриотов респонденты выделили Президента страны В. В. Путина, ученых М. Ю. Ломоносова и Д. И. Менделеева, поэта А. С. Пушкина. Респонденты уверенны, что патриотизм исключительно полезен для страны. Чувство гордости им больше всего (73% респондентов) внушает российская культура.
С помощью третьего блока вопросов было проанализировано какими личностными характеристиками, по мнению респондентов должен обладать патриот. Исходя из анализа ответов респондентов на вопросы третьего блока можно сделать вывод, что патриот должен обладать, эрудицией (52%), толерантностью (47%), религиозностью (43%), ответственностью (50%) и рационализмом (43%).
Гипотеза о том, что взрослое население г. Красноярска представляет патриотизм, как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность подвигам во имя интересов своей Родины, полностью подтвердилась.
Таким образом, подводя итог, патриотизм сложное, многогранное и интегральное понятие и социальное явление, которое стоит изучать и анализировать, а далее, на основании полученных данных, следует создавать соответствующие полученным данным государственные программы для его развития.



1. Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Науч. тр. / МАИ. - М.: Изд. МАИ, 2002. - 234.
2. Аксаков, К.С. Литературная критика / К.С. Аксаков, П.С. Аксаков. М., 1982. - 212 с.
3. Амелина, Е.М. Общественный идеал всеединства (от Вл. Соловьева к С.Л. Франку) / Е.М. Амелина. М.: Издатель Е. Разумова, 2000. — 252 с.
4. Андреев, Э.М. Культура патриотизма и консолидации общества Э.М. Андреев, А.В. Кузнецова. М.: ИСПИ, 2004. - 109 с.
5. Ахтямова, Г.Э. Проблема идеала совершенного человека в социокультурных системах чувашей и татар Г.Э. Ахтямова. — Йошкар- Ола: Изд-во Map. гос. ун-та, 2005.-230 с.
6. Бахтин, М.М. К философским основам гуманитарных наук М.М. Бахтин: в 7 т. - М., 1997.-Т. 5.
7. Барулин, B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии B.C. Барулин. М: Онега, 1994. -252 с.
8. Бек, У. Общество риска: на пути к другому модерну У. Бек; пер. с нем. - М.: Прогресс Традиция, 2000. - 386 с.
9. Белинский, В.Г. Полное собр. соч.: в 13 т. В.Г.Белинский. М., 1954. -T.V.- 18 с.
10. Бергсон, А. Творческая эволюция А.Бергсон; пер. с фр. М, 1998. -382 с.
11. Бердяев, Н.А. Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности Н.А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. - 205 с.
12. Бердяев, Н.А. Философия неравенства Н.А. Бердяев. М., 1994.
13. Беспалова, Т.В. Политический патриотизм: монография Т.В. Беспалова. Ростов н/Д, 2004.-123 с.
14. Бердяев Н.А. О русской философии. В 2 ч.. Ч. 2 Н.А. Бердяев. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. -238 с.
15. Билаонова, М.Ю. Проблема идеала как общественной ценности и ее отражение в русской философии: научное издание М.Ю. Билаонова. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005. -114 с.
16. Бойцов, Б.В. Качество жизни Б.В.Бойцов, Ю.В. Крянев,М.И. Кузнецов. - М.: Изд-во МАИ, 2004.- 267 с.
17. Бородин, Е.Т. Россия сегодня: философия и идеология русского патриотизма Е.Т. Бородин. М.: Изд-во газ. «Патриотизм», 1998.-121 с.
18. Блок, А.А. Собр. соч. В 8 т. Т. 5 / А.А. Блок. 1960-1963.- 16 с.
19. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения В.В. Буткевич. - Минск: Национальный институт образования, 2010. - 207 с.
20. Белоусов, Н.А. Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования Н.А.Белоусов, Т.Н.Белоусова. Патриотическое воспитание 2006. - 231 с.
21. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном Российским обществе. Монография. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград: Авторское перо, 2006. - 272 с.
22. Гладилина И.П. Проблемы воспитания патриотизма в педагогической науке и практике. Инновационные проекты в воспитании детей, подростков и молодёжи: материалы Международной научно-практической конференции (21-22 марта 2007 г.). - М., 2007.- 145-162 с.
23. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.llr.ru/razdel3.php?id_r2=55.
24. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.programs/patriot_2015.shtml.
25. Георгий Курбатов. Эволюция полисной идеологии, духовной и культурной жизни города. 2012г.- 126 с.
26. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 тт. - М.: Русс. яз.: 2009 - Т.2. - 172 с.
27. Живейко, А.Д. Идеологические аспекты формирования патриотизма и
гражданственности белорусского студенчества: информационные
материалы для преподавателей, кураторов и студентов / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования "Витебский государственный технологический университет". - Витебск: ВГТУ, 2008. - 20 с.
28. История педагогики в России. Хрестоматия / сост. С.Ф. Егоров. - М.: Академия, 2008.- 201 с.
29. Информационный материал ВЦИОМа. Отчёт об опросе общественного мнения 2006 года на тему российского патриотизма. В данном отчёте не наблюдается единого представления общества о патриотизме и патриотах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://wciom.ru/database/baza_rezultatov_oprosa_s_2006_goda/
30. Ксения Ларина; Виктор Ерофеев, Алексей Чадаев. Культурный шок :
российский патриотизм - разрушительная или созидательная сила?. Радио «Эхо Москвы» (30 августа 2008). Проверено 21 июля
2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://echo.msk.ru/blog/andrei _egorov/1735040-echo/
31. Космополитизм // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 томах. — СПб., 1907—1909. - 205 с.
32. Постановление правительства Российской Федерации от 16.02.2001 №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ybs.ru/mincult/document/G01-0122.txt.
33. Патриотизм М. М. Скибицкий Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19). - 251 с.
34. Подборка материалов на тему патриотизма на сайте ВЦИОМа.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //wciom.ru/database/baza_rezultatov
35. Столяров, Б.А. Педагогика художественного музея: история и современность [Текст] / Б.А. Столяров // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С. 37 - 43.
36. Сухомлинский В.А. Родина в сердце / сост. А.И. Сухомлинская, Л.В. Голованов. - М.: Молодая гвардия, 2013. - 76 с.
37. Советский энциклопедический словарь. - М., 2005. - С. 929.
38. Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред.А. М. Прохоров ; 1969—1978. - 221 с.
39. Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999. - 213 с.
40. Abbott Andrew. Department and Discipline: Chicago Sociology at One Hundred. — Chicago: University of Chicago Press, 1999
41. The American Journal of Sociology Through Fifty Years. American Journal of Sociology (University of Chicago Press)
42. Barnes, B. 1995. The Elements of Social Theory. London: UCL Press. Quoted in Jay J. Coakley, Eric Dunning, Handbook of sports studies
43. Giddens, Anthony "The Constitution of Society" in The Giddens Reader Philip Cassell (eds.) MacMillan Press p. 89
44. Sassen, Saskia (2001) [1991]. The global city: New York, London, Tokyo (2nd ed.). Princeton, New Jersey: Princeton University Press
45. Slattery, Martin. 1993. Key Ideas in Sociology. Cheltenham: Nelson Thornes, Ltd.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ