Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Работа №176365

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

финансы

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА БАНКОВСКОГО
КРЕДИТОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
1.1. Сельское хозяйство как целевой сегмент кредитования 10
1.2. Современные подходы к определению понятия механизма
кредитования сельхозпроизводителей 18
1.3. Организационно-экономическая составляющая банковского
механизма агрокредитования и его эволюция 24
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕХАНИЗМА БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ условий макроэкономической среды функционирования
сельскохозяйственного сектора, определяющих особенности формирования и реализации действующего механизма его банковского кредитования 34
2.2. Анализ механизма банковского кредитования
сельскохозяйственных предприятий 42
2.3. Оценка развития кредитных отношений банков с субъектами
аграрной сферы 51
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ К КРЕДИТНЫМ РЕСУРСАМ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ИХ БАНКОВСКОГО
КРЕДИТОВАНИЯ
3.1. Перспективные направления совершенствования кредитования
сельсхозяйственной отрасли в контексте программных документов развития отечественного АПК 60
3.2. Развитие агрокредитования на основе совершенствования
государственного регулирования финансирования
сельскохозяйственных товаропроизводителей 67
3.3. Направления повышения действенности механизма
банковского кредитования в аграрном секторе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 102

Актуальность темы исследования. Сельское хозяйство во всем мире является одной из важнейших отраслей в экономике государства. Его развитие имеет стратегически важное значение, поскольку оказывает непосредственное влияние на качество жизни населения, состояние продовольственной безопасности государства, социально-экономическую обстановку в обществе.
Аграрный сектор, начиная с 2008 года, стал драйвером социально-­экономического роста в России, чему во многом способствовало расширение объемов «вливания» кредитных ресурсов - наряду с мерами по стимулированию импортозамещения на фоне ограничивающих ввоз продовольствия и сельскохозяйственного сырья в Россию со стороны ЕС и США санкций и антисанкций, ростом цен на продукцию сельхозпроизводителей, сокращением числа личных подсобных хозяйств населения усиление государственной поддержки механизма кредитования сельскохозяйственного производства.
Сельскохозяйственная отрасль в настоящее время призвана сыграть существенную роль в предстоящем выходе из стагнации национальной экономики и возобновлении ее устойчивого развития. Решение этой важной задачи в условиях быстро меняющейся социально-экономической среды развития сельского хозяйства, нарастающих вызовов с учетом экономических санкций, необходимости обеспечения Доктрины продовольственной безопасности и, в то же время выполнения обязательств о поэтапном сокращении государственной поддержки сельского хозяйства Российской Федерацией как члена ВТО, требует новых источников роста, а, следовательно существенной трансформации аграрной и продовольственной политики.
В свою очередь это определяет необходимость существенных изменений в системе финансового обеспечения и кредитования сельского хозяйства в Российской Федерации и, в том числе, функционировании механизма банковского кредитования аграрного сектора, поскольку проблема формирования эффективной системы кредитных отношений в сельскохозяйственной сфере до сих пор остается нерешенной.
Совершенствование механизма банковского агрокредитования является значимым фактором обеспечения воспроизводства в сельском хозяйстве, важной составляющей формирования и развития современной архитектуры кредитных отношений, форм и методов кредитования. Этим и обусловлена актуальность темы данного научного исследования.
Степень научной разработанности. Основы функционирования системы банковского кредитования и проблемы развития кредитных отношений банков с сельскохозяйственными товаропроизводителями нашли широкое отражение в научных исследованиях таких отечественных ученых- экономистов, как О.И. Лаврушин, Е.Ф. Жуков, Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая, А.Г. Аганбегян, И.Г. Виноходова, Н.Ф. Зарук, Н.П. Ларионова, О.Ю. Свиридов, Т.С. Долгачева, Д.А. Коробейников, А.А. Гулько и др.
Вместе с тем, несмотря на достаточно весомую проработку исследуемой проблематики, все еще остаются дискуссионными и требуют углубления проблемы определения перспективных направлений развития системы
сельскохозяйственного кредита, отвечающих требованиям и условиям современной экономики, в том числе и с учетом необходимости проведения согласованной аграрной политики в рамках Евразийского экономического союза.
Необходимость вывода на новый качественный уровень механизма банковского кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях трансформации модели взаимодействия инструментов
государственного регулирования и саморегулирования рынка
сельскохозяйственных кредитов в условиях и изменения самой банковской архитектуры обуславливают важность новых подходов банков к выстраиванию кредитных отношений с клиентами рассматриваемого целевого сегмента, совершенствования технологий кредитования в данной сфере.
Актуальность и недостаточная научная разработанность проблем финансирования сельского хозяйства посредством банковского кредитования определили выбор темы, цели и задачи магистерской диссертации.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является развитие теоретических положений и разработка практических рекомендаций по определению перспективных направлений развития механизма банковского кредитования сельскохозяйственных производителей.
Достижение данной цели обусловило необходимость решения следующих задач, определивших логику и структуру работы:
• изучить специфику сельского хозяйства как целевого сегмента кредитного рынка;
• исследовать современные подходы к определению понятия механизма кредитования сельхозпроизводителей и обозначить его сущностные характеристики;
• определить организационно-экономическую составляющую
механизма банковского агрокредитования;
• исследовать взаимосвязь динамики развития сельского хозяйства и объемов его кредитования;
• дать оценку действующего в России механизма банковского кредитования сельхозпроизводителей;
• обосновать перспективные пути совершенствования государственного регулирования финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- определить направления повышения доступности к кредитным ресурсам отечественных сельхозпроизводителей на основе совершенствования и усиления действенности механизма их кредитования.
Объектом исследования является механизм банковского кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений, возникающих в процессе банковского кредитования сельскохозяйственных предприятий.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные работы ученых по теории кредита, федеральное законодательство России и нормативно-правовые акты Центрального банка РФ, монографии, учебные пособия и публикации в научно-периодической печати по исследуемой тематике.
В качестве информационной базы использовались официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства сельского хозяйства РФ, материалы официальных сайтов Центрального Банка, акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» и Публичного акционерного общества «Сбербанк России», данные ежегодно публикуемых в открытой печати годовых балансов.
Методы исследования. В работе использовались методы системного анализа, экономико-математического моделирования, экономической статистики, структурно-логический, монографический, и другие.
Гипотеза магистерского исследования основана на системном подходе и научной трактовке объекта исследования, и заключается в том, что совершенствование механизма банковского кредитования
сельскохозяйственных товаропроизводителей как необходимой составляющей процесса трансформации модели взаимодействия инструментов государственного регулирования и саморегулирования рынка сельскохозяйственных кредитов будет способствовать эффективному решению проблем финансового обеспечения программных задач развития сельского хозяйства в Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается в систематизации и развитии теоретико-методических основ и разработке практических рекомендаций по совершенствованию механизма банковского агрокредитования как фактора повышения кредитной активности банков в данном сегменте в целях финансового обеспечения решения программных задач развития сельского хозяйства в Российской Федерации.
Научная новизна подтверждается следующими результатами:
1) уточнены факторы влияния на воспроизводственный процесс в аграрном секторе, определяющие специфику его финансового обеспечения и характер использования финансовых ресурсов, и определены особенности сельского хозяйства как целевого сегмента кредитования;
2) исследованы, систематизированы и расширены сущностные
характеристики понятия сельскохозяйственного кредита как самостоятельной формы кредитных отношений, характеризующейся передачей кредитными организациями ссуженной стоимости различным категориям сельскохозяйственных производителей на условиях возвратности, срочности, платности и, как правило, целевого использования и обеспеченности для финансирования их основного и оборотного капитала; высоким уровнем государственного регулирования, предполагающего возможность снижения рисков посредством реализации процедур государственной поддержки, и выраженной социально-ориентированной направленностью.
3) на основе обобщения и критического анализа современных научных подходов к трактовке механизма кредитования сельхозпроизводителей уточнено и дополнено понятие последнего в широком смысле - как важнейшего элемента системы агрокредитования, представляющего собой совокупность принципов, видов, форм и методов реализации экономических отношений преимущественно кредитного характера, посредством которых осуществляется обеспечение необходимыми кредитными ресурсами различных категорий сельскохозяйственных производителей с рациональным задействованием возможных и доступных для этого источников, в целях удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон - участников системы агрокредитования - для выполнения сельским хозяйством его экономических, политических, социальных и экологических функций.
4) систематизированы факторы, обуславливающие необходимость
эволюции реализации механизма банковского кредитования сельхозпроизводителей на макроуровне с учетом преобразований в отечественной экономике и, в том числе ее банковской отрасли; определены основные этапы в его развитии и их особенности;
5) выявлены и обобщены проблемы развития механизма банковского кредитования сельхозпроизводителей в России на основе анализа и оценки его эффективности за последние пять лет;
6) определены перспективные направления повышения действенности механизма банковского кредитования в аграрном секторе на основе развития взаимодействия инструментов государственного регулирования и саморегулирования рынка сельскохозяйственных кредитов в контексте программных документов развития отечественного АПК и с учетом межгосударственного сотрудничества в сфере агропромышленного комплекса в рамках Евразийского экономического союза, а также современных политических и экономических вызовов.
Практическая значимость выполненного исследования определяется актуальностью поставленных цели и задач и заключается в возможности использования его результатов при разработке и реализации мероприятий по совершенствованию механизма банковского кредитования в аграрном секторе как необходимой составляющей повышения действенности системы финансового обеспечения решения целевых задач развития сельского хозяйства в Российской Федерации.
Публикации. Результаты исследования докладывались на V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития экономических, финансовых и кредитных систем» (г. Белгород, 8 сентября 2017).
По теме диссертации опубликовано 3 печатные работы общим объемом 1,7 п. л, в том числе в изданиях из списка РИНЦ и ВАК.
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения и библиографического списка, содержащего 111 источников.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, задачи исследования, его научная новизна и практическая значимость.
В первой главе работы предметом теоретического исследования выступает механизм кредитования сельскохозяйственных
товаропроизводителей и его организационно-экономическая составляющая в международной банковской практике.
Во второй главе, являющейся аналитическим разделом магистерской работы, дана оценка действующего в России банковского механизма кредитования сельхозпроизводителей.
Третья глава представляет перспективные направления повышения действенности механизма банковского кредитования в аграрном секторе на макро- и микроуровне.
В заключении обобщены результаты диссертационного исследования, сформулированы выводы и предложения.
Работа изложена на 102 страницах текста. Расчеты оформлялись в виде таблиц, общее количество которых составило 7; в работе представлены рисунки 18 шт.; делались ссылки на приложения (11 шт.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сельское хозяйство во всем мире является одной из важнейших отраслей в экономике государства, оказывая непосредственное воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Сельскохозяйственная отрасль в России стала основным драйвером социально-экономического роста, динамично развиваясь и значительно опережая по темпам роста все остальные отрасли.
Производственно-экономические отношения в сельском хозяйстве формируются под влиянием факторов природного, экономического и социального характера. При этом на воспроизводственные процессы оказывают влияние производственные, экономические и финансовые условия.
На формирование финансовых условий значительное влияние оказывает действующая система кредитных отношений. Особенности сельскохозяйственного производства обуславливают специфику его кредитования в сравнении с кредитным финансированием других отраслей экономики, что, в свою очередь делает целесообразным, рассмотрение сельскохозяйственного кредита как самостоятельной формы кредитных отношений, характеризующейся передачей кредитными организациями ссуженной стоимости различным категориям сельскохозяйственных производителей на условиях возвратности, срочности, платности и, как правило, целевого использования и обеспеченности для финансирования их основного и оборотного капитала; высоким уровнем государственного регулирования, предполагающего возможность снижения рисков посредством реализации процедур государственной поддержки, и выраженной социально-­ориентированной направленностью.
Проведенные анализ сущностных характеристик агрокредита и критическая систематизация рассмотренных научных подходов к современной трактовке механизма банковского кредитования сельхозпроизводителей позволяют определить понятие последнего в широком смысле - как важнейшей составляющей системы агрокредитования, представляющей собой совокупность принципов, видов, форм и методов реализации экономических отношений преимущественно кредитного характера, посредством которых осуществляется обеспечение необходимыми кредитными ресурсами различных категорий сельскохозяйственных производителей с рациональным задействованием возможных и доступных для этого источников, в целях удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон - участников системы агрокредитования для выполнения сельским хозяйством его экономических, политических, социальных и экологических функций.
Особое место в источниках кредитного финансирования агросектора занимает кредит, выдаваемый банками. Действенность кредитного механизма при этом определяется работоспособностью самого канала банковского кредитования и особенностями государственного регулирования системы сельскохозяйственного кредитования, реализуемого путем организационно-экономического и правового воздействия со стороны государства на порядок формирования и функционирования оказания банками кредитной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. На различных временных отрезках экономических преобразований в России и, в том числе банковской отрасли, данный механизм реализовывался по-разному, пройдя определенные этапы своего развития.
Проведенный в исследовании анализ развития современного механизма банковского кредитования сельхозпроизводителей в Российской Федерации, позволяет констатировать, что совершенствование процедур субсидирования в 2013-2016 годах, реализация нового механизма с 2017 года, докапитализация АО «Россельхозбанк», в исследуемом периоде оказало существенное влияние на повышение доступности сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам и снижение их финансовой нагрузки, а также стимулировало инвестиционную деятельность в рассматриваемой отрасли.
Вместе с тем, в 2014 году отмечается резкое сокращение темпов агрокредитования, рост процентных ставок по краткосрочным и инвестиционным кредитам, несубсидирование процентной ставки по
значительной части краткосрочных кредитов; значительное сокращение объёмов выдачи новых инвестиционных кредитов в растениеводстве; резкое ухудшение качественных характеристик задолженности по выданным банками кредитам. В 2015 году повышению доступности для аграрного сектора к кредитам препятствовали: неограничение маржинальности по выдаваемых
кредитам для банков с государственным участием; минимальный порог регионального софинансирования; нерешенные проблемы поэтапного возмещения затрат на реализацию инвестиционных проектов. В рамках реализации мероприятий по докапитализации АО «Россельхозбанк» по итогам 2016 года им не выполнен ряд индикативных показателей.
Реализация механизма с использованием льготного кредитования в 2017 дала положительный эффект для развития сельского хозяйства, но вместе с тем в качестве негативных моментов следует отметить: несформированнность в полной мере адекватной целостной системы кредитования с взаимной увязанностью интересов кредиторов, заемщиков и государства; «непостоянство» и частое изменение процедур господдержки; непрозрачность системы распределения льготных кредитов, наличие необоснованных для заемщика отказов в предоставлении кредита; сложность системы распределения лимитов; крайне узкий круг банков - участников кредитования с господдержкой; значительный дисбаланс в территориальном размещении и концентрации заемных ресурсов; ограниченность государственной поддержки выделяемыми бюджетными средствами; низкую доступность льготного кредитования для малых форм хозяйствования и др.
Отмеченное выше позволяет сделать вывод о несформированнности в полной мере адекватной целостной системы агрокредитования со взаимной увязанностью интересов кредиторов, заемщиков и государства на современном этапе развития отечественной экономики и необходимости дальнейшего развития механизма кредитования аграрного сектора.
Активизация банковского кредитовании сельскохозяйственной отрасли в существенной мере зависит от создания благоприятных макроэкономических и институциональных условий для всех его участников, развития механизма кредитования по направлению двух его составляющих - в части элементов рыночного характера и элементов на основе государственного регулирования.
На возможности расширения границ банковского агрокредитования оказывает воздействие целый комплекс факторов: мировые тренды в сфере сельского хозяйства; макроэкономические процессы; возможности
пространственного развития сельскохозяйственной отрасли на российской территории; развитие законодательно-нормативной базы; тенденции в развитии банковской архитектуры; эффективность формирования и реализации кредитной политики в аграрном сегменте на микроуровне.
При этом развитие механизма должно быть адекватным задачам и целевым ориентирам программных документов развития отечественного агропромышленного комплекса и стать одним из основных направлений экономического регулирования АПК в контексте проведения государствами- членами ЕАЭС согласованной аграрной политики с учетом норм и правил ВТО.
В целях формирования эффективной целостной системы кредитования сельхозпроизводителей целесообразно реализовать ряд мер как на макроуровне, обеспечив системный и комплексный характер оказания государственной поддержки как одного из главных принципов ее развития, так на уровне банковских институтов в части повышения качественного уровня организации их кредитных отношений с сельхозпроизводителями.
Механизм кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, являясь важнейшей составляющей системы агрокредитования, должен быть органично встроен в современную архитектуру кредитных отношений и способствовать ее развитию на основе повышения качественного уровня взаимодействия инструментов государственного регулирования и саморегулирования рынка сельскохозяйственного кредита.


1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.
2. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 года № 395-1-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru, свободный.
3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный
4. О развитии сельского хозяйства [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ // СПС «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/12151309, свободный.
5. О стратегическом планировании в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ // СПС «Гарант». - Режим доступа:
http://base.garant.ru/70684666, свободный.
6. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 / СПС «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/70210644, свободный.
7. О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1421// СПС «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/80210355.
8. Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года №1528// СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru, свободный.
9. Основные направления единой государственной денежно-кредитной
политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2018(2019-2020).pdf, свободный.
10. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года № 151-р// СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
11. О внесении изменений в пункт 2.3 порядка включения сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, содержащихся в реестре потенциальных заемщиков, в реестр заемщиков, и исключения сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, из реестра заемщиков, утвержденного приказом Минсельхоза России от 16 августа 2017 г. № 410 [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2018 года № 62// СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
12. О внесении изменения в Порядок формирования плана льготного кредитования заемщиков на очередной финансовый год, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 августа 2017 года № 396 [Электронный ресурс]: приказ Минсельхоза России от 5 февраля 2018 года № 40// СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
13. Об утверждении Порядка определения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации максимального размера льготного краткосрочного кредита, предоставляемого одному заемщику на территории каждого субъекта Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минсельхоза России от 22 февраля 2018 года № 78// СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
14. О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24 января 2017 г. № 24 «Об утверждении перечней направлений целевого использования
льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов [Электронный ресурс]: приказ Минсельхоза России от 28 марта 2018 года № 128// СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
15. О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24 января 2017 г. № 24 «Об утверждении перечней направлений целевого использования
льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов [Электронный ресурс]: приказ Минсельхоза России от 23 апреля 2018 года № 173// СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный...111


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ