ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ БЛОГЕРОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 8
1.1. Блоггинг как социальное явление: общие и специфические признаки 8
1.2. Анализ российского опыта исследования социальных общностей блогеров в Интернет-ресурсах. 12
1.3. Анализ статистических показателей общности блогеров. 18
ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ТЕНДЕНЦИЙ ИХ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 28
2.1. Методологические основы исследования блоггинга как социальной общности и тенденций его развития 28
2.2. Методические основы исследования проблемы блоггинга 33
2.3. Управление рисками и менеджмент исследования 36
ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 39
3.1. Статистический анализ результатов эмпирической части исследования социальных общностей сети интернет 39
3.2. Корреляционный, дисперсионный и качественный анализы результатов эмпирической части исследования социальных общностей сети интернет 50
3.3. Перспективы развития феномена и рекомендации согласно полученных результатов исследования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Изменение динамики и характера социальных процессов, которые обусловлены многими факторами, политическими, экономическими, демографическими, экологическими, влекут к изменениям в коммуникационных процессах и потребности в них. Динамизм современного мира и, как следствие, социальной среды, ведет к необходимости увеличения осведомленности о различных явлениях и процессах, и одновременной необходимости снижения затрат на ее поиск, обдумывание и использование. Данное обстоятельство создало условия для развития Интернет, изначальной идеей и функцией которого была лишь передача данных, перерос в место концентрации большого числа социальных взаимодействий, которые также независимы от пространственно-географического фактора и имеют возможность создавать как свое информационное пространство, так и выбирать тематику размещаемого контента. Интернет позволяет за кратчайшие сроки находить необходимую информацию, обмениваться ей с собеседниками во всех частях света.
Интернет отвоевывает у телевидения, радио аудиторию, при этом наиболее активную и продуктивную. Интернет, на данный момент, переживает стадию своего активного развития, создавая значимую конкуренцию своим старшим братьям (радио и телевидению).
Интернет-ресурсы создают условия для развития социальных общностей, стабильных по своему составу и характеру коммуникаций, несмотря на их своеобразие и различия. Наиболее интересной для рассмотрения, с точки зрения социальных процессов, является феномен блоггинга - как феномен социальной общности, формирующейся в особой социальной среде - блогосфере, которая характеризуется большим социально¬политическим потенциалом за счет стремления ее членов к постоянному расширению социального взаимодействия, способности к капитализации принятых в рамках общности решений, нерегулярной солидарности, а также наличие специфического ресурса - репутации .
Потенциал, который заложен в этом феномене, интересен как сам по себе, так и в рамках прикладных наук, так как он открывает широкий диапазон возможностей для решения политических, маркетинговых, социальных и других задач. В связи с чем, возникает необходимость дополнительного изучения механизмов его развития и функционирования в Российском пространстве, а также решения ряда противоречий, которые возникают в социальной среде, а именно:
1. Практическим запросом различных социальных институтов по поиску ресурсов управления социальными процессами и группами с целью предсказания их реакций и поведения, а также сохранения социальной стабильности общества.
2. Научным интересом изучения феномена блоггинга, как одного из способов социальной коммуникации, для понимания механизмов и особенностей его существования, функционирования и развития в российской действительности.
3. Практическим запросом бизнес-сферы на поиск ресурсов продвижения товаров и услуг на российском рынке.
Степень разработанности темы выпускной квалификационной работы. Несмотря на повсеместную распространенность данного явления, необходимо отметить недостаточную освещенность данной проблематики в научных источниках и малоизученность в рамках эмпирических исследований, что делает тематику еще более актуальной для практического исследования в рамках данной работы.
Рассмотрение проблемы блоггинга проводится с различных сторон и аспектов, но несмотря на сторону рассмотрения, основным ее компонентом является механизм передачи и циркуляции информации. Одним из направлений исследований является маркетинг и PR, основными целями которых является поиск наиболее перспективных и эффективных механизмов завоевания и удержание новых рынков и потребительских аудиторий с целью продвижения своих товаров и услуг.
Другим аспектом исследования являются социально-психологические особенности функционирования и развития феномена, пытающиеся объяснить популярность данного механизма коммуникации и причины его развития. Однако комплексных исследований, на наш взгляд, не достаточно, чтобы целиком понять полноту феномена.
К проблеме блоггинга, также можно отнести труды ученых, посвященные информационному обществу, а именно работы Д. Белл Ж. Боядрийяр, И. А. Турен, Ф. Фукуяма Г. Шиллер и др., а также отечественных ученых, представителями которых являются:
В.Г. Афанасьева, В.М. Гаушкова, Л.Г. Ионина, В.Ф. Халимов и др.
Проблема социального взаимодействия рассматривается в различных отраслях знаний, в которых наиболее актуальное освещение проблематики рассматривается в трудах отечественных: авторов П. Бурдье, В. Вундт, Г. Зиммель, а также отечественных: И.Т. Балабанова, Н.И. Гендиной, Б.В. Маркова и др.
Рассмотрение вопросов виртуальных интернет-сообществ освещены Л.В. Архиповым, Дж. Билнотом, А.Б. Скуратовым, В.И. Тищенко .
Понимание механизмов функционирования и развития блоггинга напрямую связано с теорией социальной общности, в развитии которой имеют значение следующие авторы: Б. Андерсон, М. Вебер, Г. Зиммель, Г. Лебон, Т. Парсонс и др. В рамках отечественной науки особый вклад внесли работы Г.Е. Зборовского, Г.П. Орлова, В.А. Ядова и др.
Таким образом, проблемой исследования является противоречие между потребностью общества в изучении механизмов образования, функционирования и развития интернет сообществ и недостаточной изученностью причин вовлечения людей в блогерское движение, в том числе его активного роста за последние несколько лет. Проблема исследования определяет выбор темы, объекта и предмета исследования, на основании которых определены цели и задачи.
Объект исследования - блогеры как особая социальная общность.
Предмет - особенности функционирования блогерского движения.
Целью работы является выявление особенностей становления и развития общности блогеров в российской действительности.
В рамках поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1. Изучение теоретико-методологических аспектов социальных общностей на Интернет-ресурсах.
2. Разработка методологии и методики изучения социальных общностей в сети интернет и тенденций их развития в российском обществе .
3. Анализ результатов эмпирического исследования социальных общностей в сети интернет.
Эмпирическая база исследования.
Эмпирической базой квалификационной работы стали результаты следующих социологических исследований: Политический блоггинг в
политико-коммуникативных процессах современной России; Жанровая динамика дискурса блогосферы: социолингвистический аспект; Результаты авторского социологического исследования.
Исследование проводилось методом опроса, в форме анкетирования. Генеральную совокупность составили жители России - 146880 млн. /чел Выборочная совокупность составила 1067 человек. С целью объективизации результатов предполагается проведение экспертного опроса, в котором участвуют блогеры и люди, работающие в данной тематике. Также проводился качественный анализ публикаций в СМИ, посвященных проблемам блоггинга и социальным общностям.
Научно-практическая значимость исследования.
Важным элементом как теоретической, так и практической значимости выпускной квалификационной работы является определение динамики развития и трансформации блоггинга как социального феномена и способа социальной коммуникации. Полученные результаты и выводы могут быть использованы как в коммерческой деятельности (сферах рекламы, маркетинга и PR), так и в дальнейших научных изысканиях.
Апробация выпускной квалификационной работы:
Щурова И.Ю. Динамика и перспективы развития блоггинг-движения как социального феномена современной действительности / И.Ю. Щурова // Дискурс. - 2019. - Вып. 6.
Квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, а также приложений.
Интернет, на данный момент, переживает стадию своего активного развития, и создает условия для развития социальных общностей, стабильных по своему составу и характеру коммуникаций, несмотря на их своеобразие и различия. Наиболее интересной для рассмотрения, с точки зрения социальных процессов, является блоггинг как феномен социальной общности, формирующейся в особой социальной среде - блогосфере, которая характеризуется большим социально-политическим потенциалом за счет стремления ее членов к постоянному расширению социального взаимодействия, способности к капитализации принятых в рамках общности решений, нерегулярной солидарности, а также наличие специфического ресурса - репутации.
Потенциал, который заложен в этом феномене, интересен как сам по себе, так и в рамках прикладных наук, так как он открывает широкий диапазон возможностей для решения политических, маркетинговых, социальных и других задач.
Блог - это регулярно обновляемый персональный веб-сайт, на котором сообщения (посты) размещаются в обратном хронологическом порядке. В свою очередь, блогосфера определяется как «совокупность всех блогов, представляющая собой сообщество или социальные сети участников блогов».
Некоторые авторы предлагают рассматривать блоггинг как инструмент, который позволяет автору/блогеру решать задачи коммуникативного присутствия в пространстве блогосферы. В данном случае коммуникация своей целью ставит формирование определенного мнения, ценностей и установок у определенной целевой аудитории. Таким образом, блоггинг можно рассматривать как вид деятельности, инструмент и социально¬коммуникативную технологию. Различия между ними обусловлены не только набором методов и /или техник, применяемых участниками блогосферы, но и, в первую очередь, их целями и задачами.
Блоггинг как социально-коммуникативная технология обладает целым рядом универсальных характеристик. Среди его преимуществ можно выделить: доступность, скорость передачи информации, создание
информационных поводов, широкие возможности по сегментированию аудитории, эффективность обратной связи. Недостатки также в технологии имеются, а именно: неэффективность прямого продвижения информации, недостаточная эффективность по изменению предпочтений аудитории в силу ее высокой сегментированности.
Эмпирические выводы, сделанные по результатам проведенного социологического исследования изучаемого феномена позволили конкретизировать следующее: существует взаимосвязь между возрастом и интенсивностью участия в блоггинге. Данная связь является связью средней степени жесткости и имеет обратную зависимость, что говорит о снижении интенсивности участия в блоггинге с возрастом. Людям свойственно терять интерес к социальным процессам в силу личной сгораемости и переориентации интересов с социальных на личные. Также прослеживается обратная сильная связь между социальным статусом, должностью и интенсивностью блоггинга.
Прямую корреляционную связь имеет уровень образования и интенсивность блоггинга. Данная связь не является достаточно жесткой, что говорит о вариабельности явления в практике.
Также определилась обратная сильная связь между социальным статусом, должностью и интенсивностью участия в блоггинге. В совокупности с другими ответами, одной из потребностей, по которой человек участвует в блоггинг-движении, является удовлетворение эгоцентрической потребности. Восхождение по карьерной лестнице также удовлетворяет у сотрудников эту потребность, и по потому ее активность снижается. Человек теряет интерес к другим способам ее удовлетворения, одним из которых вполне может быть блоггинг.
Зависимость от интернета у современных пользователей стабильно растет, однако, как показывают результаты опросов, респонденты четко отделяют жизнь в интернете от жизни в реальности, что является хорошим показателем.
Развитие блоггинга, по мнению самих блогеров, имеет далеко идущие перспективы с возможностью выделения блоггинг-сферы в отдельное направление профессиональной ориентации. Их предположения строятся на интересе к блоггингу у многих коммерческих и политических течений, как к эффективному способу коммуникации с определенными аудиториями.
Интернет-ресурсами, заработавшими наибольшую популярность, стали: Вконтате, Ютуб, Инстаграмм; на их страницах могут быть реализованы широкие возможности коммуникации разного типа. Исследуя степень доверия к феномену блоггинга можно сделать заключение о том, что современный блоггинг является монетизированной потребностью в общении, когда люди, реализовывая свои таланты, могут не только приносить пользу обществу, но и зарабатывать на этом деньги. Блоггинг все больше консолидируется в отдельное направление бизнеса и политики, что подтверждается полученными результатами опроса. Доверие к блоггингу не так уж высоко, но при этом степень уважения к представителям данной «профессии» находится на достаточно высоком уровне. Данное явление можно оценивается как позитивное, интересное и информативное, но не лишенное некоторых недостатков. Популярность и интенсивное развитие блоггинга возможно понять через потребностную сферу коммуникаторов, и, как показали результаты, наибольший процент ответивших ищут любви, общения и дружбы, при этом они удовлетворяют познавательные и эгоцентрические потребности. Также высок процент людей, стремящихся к саморазвитию, а блоггинг с большим успехом может участвовать в удовлетворении данной потребности. Большинство сообществ ориентированы на развлекательный контент: игры, шоу-бизнес, желтая пресса, имидж. Целью блоггинга, по выявленному соотношению ответов, считается экономическая эффективность,
совмещенная с жаждой личной славы и выгоды. Но надо отметить, что многие респонденты оценивают деятельность блогеров, как общественно значимую, играющую определенную социальную роль. Отношение к данному феномену не лишено амбивалентности и отражает неоднородности по различным его параметрам.
Высокая активность в блоггинге характерна, в большей степени, для мужчин, их количество в этой деятельности значительно выше. По возрастному критерию блогерская активность присуща людям в возрасте 24 - 40 лет в большей степени, чем другим возрастным группам. Данный результат возможно объяснить тем, что большинство групп в возрасте 12 - 18 лет еще не может вести полноценную трудовую деятельность в блоггинге, так как, несмотря на кажущуюся простоту, блоггинг работает в соответствии со сложными коммерческими механизмами, которые понять детям и подросткам сложно. Поэтому эффективно работать в сфере блоггинга могут уже состоявшиеся люди, имеющие образование и практический опыт трудовой деятельности. Как видно из полученных данных, в блоггинг-движении участвует не мало людей, но основным видом работы это является только для 46,3% из всех опрошенных. Но, надо отметить, что данный процент значителен, и практически достигает половины от общего числа.
Как мы видим, большинством людей, выбравших блоггинг, как основной вид профессиональной деятельности, являются люди с высшим образованием (при р< 0.05). Блогер - лицо публичное, и это предъявляет к его профессиональной деятельности требования в части построения грамотных систем коммуникации. По этой причине, мы думаем, процент людей с высшим образованием в данном сегменте выше, чем в других.
Большинство блогеров ведут свои странички в соц. сетях не тратя ресурсов для разработки отдельных сайтов.
Качественный анализ ответов блогеров позволил объединить их высказывания в определенное содержательное поле: блогер - это создатель контента, несущий определенную пользу зрителю, до определённого этапа работающий бесплатно и зарабатывающий доверие аудитории. Но он почти всегда имеет надежду зарабатывать на этом в перспективе за счет рекламы и PR. Блогеры оценивают деятельность блоггинга, в большей степени как работу, но приятную, так как она дает эмоциональную отдачу от аудитории. А чтобы аудитория расширялась, контент должен выходить регулярно, над чем нужно работать.
Заработок в блоггинге достаточно невелик. Большинство блогеров зарабатывают, по меркам средней заработной платы, небольшие деньги. Он хорош как дополнительный источник дохода к имеющемуся основному. И как мы видим, многие блогеры именно так и ведут свои дневники, нарабатывая авторитет и доверие со стороны аудитории, в дальнейшем планируя на этом зарабатывать больше.
При этом, для зарабатывания этих денег, большинство блогеров затрачивают от 2 до 5 часов своего времени в день. Более 10 часов в день тратят около 4% блогеров, и небольшое их количество находится всегда онлайн. Таким образом мы видим, что для того, чтобы выпускаемый контент был полезным и привлекательным для публики, работа блогера требует наличия как физических, так и интеллектуальных ресурсов.
Становление и развитие блоггинга имеет значительный потенциал не только в России, но и во всем мире, так как в его основе лежат внутренние психологические потребности индивидов, удовлетворение которых происходит через интернет-коммуникацию.
Развитие феномена непосредственно связно со степенью развития интернета и масштабами покрытия территории России, которая в ближайшее время планируется быть достигнутой в сто процентов. Таким образом имеет место предположение, что блоггинг еще не достиг своих пределов, и даже если он их достигнет, то его развитие не прекратиться. а перейдет с количественного на качественный уровень трансформации.
И потому осознание важности использования блогосферы для социальных и политических событий является архиважным. Блоггинг, как технология становиться ценным управленческим ресурсом, дающим огромный масштаб покрытия и овладения социальным мнением. Понимание важности феномена и его ресурсов уже актуализировалось и многие стремятся им воспользоваться. Однако именно здесь возникает первое и важное противоречие, которое нам бы и хотелось выделить в отдельную рекомендации
1. Необходимость контроля и правового регулирования блогосферы, как обязательного элемента управления манипуляциями общественным сознанием и социальным мнением. Внедрение правового регулирования среды блоггинга позволит снизить вероятность негативного влияния на участников блогосферы с использованием манипулятивных технологий, которые интенсивно и не всегда контролируемого развиваются и разрастаются.
2. Снижение влияния административных ресурсов на деятельность блогеров, при условии не противоречивости их деятельности основным пунктам законов.
3. Внедрение ответственности блогеров за качество и содержание предъявляемого контента, и разработка методов и механизмов административного воздействия при фактах обнаружения фальсификации в размещаемой информации, особенности той, которая имеет важные социальные, политические и культурные последствия. Меры ответственности должны быть не только административными, уголовными или другими. Вариантом решения могут стать меры социального воздействия, т.е. возможное исключение блогеров из блогосферы на некоторое время, что возможно приведет к осознанию социальной ответственности за свои поступки.
Таким образом, можно заключить, что блоггинг будет развиваться совместно в распространением интернета, и изменения эти будут как масштабные, так и качественные. И как мы предполагаем, не все эти изменения и трансформации будут носить исключительно позитивный характер. Мы думаем, что соотношение негативных и позитивных результатов его развития будет примерно в одинаковой пропорции. Блоггинг займет важное место и объем в социальной действительности, что в обязательном порядке должно привести к необходимости его контроля как глобального социального процесса, посредствам внедрения административно-правовых и социально-культурных механизмов регуляции.
1. Адамьев, Т.З. Социальная коммуникация [Текст] / Т.З. Адамье. - М.: ИС РАН, 2015. - 138 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
3. Артемьев, Е.Ю. Психология субъективной семантики [Текст] /Е.Ю. Артемьев. - М.: Изд-во Московского Университета, 2008. - 128 с.
4. Асмолова, М.Л. Искусство презентаций и ведения переговоров: учебное пособие [Текст] / М.Л. Асмолова; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ. - 3-е изд. - М.: РИ: ИНФРА-М, 2019. - 248 с.
5. Бакулев, Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Текст] /Г.П. Бакулев. - М.: Аспект-Пресс, 2015. - 176 с.
6. Бакулина, С.Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смысл: учебное пособие для студентов, преподавателей гуманитарного профиля [Текст] / С.Д. Бакулина. -4-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. - 112 с.
7. Балахонская, Л.В. Лингвистика речевого воздействия и манипулирования: учебное пособие [Текст] / Л.В. Балахонская, Е.В. Сергеева; рец.: И.А. Мартьянова, А.А. Горячев. - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА: Наука,
2017. - 352 с.
8. Бауман, З. Текучая современность [Текст] / З. Бауман; пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. - СПб.: Питер, 2018. - 240 с.
9. Беленко, В.Е. Современные средства массовой информации: типологический аспект [Текст] / В.Е. Беленко; Новосибирский государственный университет. - Новосибирск, 2009. - 174 с.
10. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст] / Т. Лукман, П. Бергер; Пер. Е. Руткевич. - М.: «Медиум», 2015. - 323 с.
11. Болдырев, Н.Н. Когнитивная лингвистика [Т екст] / Н.Н. Болдырев. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 252 с.
12. Бориснев, С.В. Социология коммуникации [Текст] / С.В. Бориснев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 270 с.
13. Брайант, Д. Основы воздействия средств массовой информации [Текст] / Д. Брайант, С. Томпсон; Пер. с англ. - М.: Издательский дом Вильямс, 2000. - 432 с.
14. Бурдье, П. Социология социального пространства [Текст] / П. Бурдье. пер. с фр.; Общая ред. перевода Н. А. Шматко; Институт экспериментальной социологии. - М.: «Алетей», 2017. - 238 с.
15. Бухарин, С.Н. Методы и технологии информационных войн [Текст] / С.Н. Бухарин. - М.: Академический проект. 2007. - 382 с..60