Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Работа №176360

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы171
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА СТУДЕНТОВ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХСПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 9
1.1. Проблема личностного ресурса человека в психологии 9
1.2. Особенности личностного ресурса специалистов в сфере
управления 22
1.3. Методы развития личностного ресурса студентов управленческих
специальностей 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ.. 46
2.1. Организация и методы исследования 46
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования личностного
ресурса студентов управленческих специальностей 56
2.3. Общая характеристика программы, направленной на развитие
личностного ресурса студентов управленческих специальностей 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 95
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 95
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 119
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 141
Приложение 4. Программа, направленная на развитие личностного ресурса студентов управленческих специальностей 149

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в России происходят экономические, социальные, политические изменения, вызывающие потребности общества в расширении числа специалистов способных эффективно планировать, организовывать и управлять деятельностью в различных общественных и производственных сферах.
Это в свою очередь предъявляет новые повышенные требования к уровню и качеству подготовки выпускников высшей профессиональной школы, и в частности управленцев. Перед высшей школой ставится важнейшая задача — готовить инициативных, высококвалифицированных, конкурентоспособных на рынке труда менеджеров, отвечающих всем требованиям современности. Однако, как показывает анализ современных исследований, образование все еще носит репродуктивный характер, и имеет в своем распоряжении ограниченный арсенал средств, форм и методов, необходимых для формирования и развития управленческих способностей будущих менеджеров.
Востребованность компетентных и креативных специалистов в сфере управления обострила интерес исследователей не только к выявлению закономерностей, условий, факторов и механизмов развития личности, но и к осмыслению ее потенциала или ресурса.
Изучением темы ресурсы личности занимались отечественные и зарубежные авторы такие как: Д.А. Леонтьев, В.А. Бодров, В.А. Либина, Е.А. Сергиенко, К. Муздыбаев, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий,
B. А. Толочек, так и зарубежных: П. Балтеса, Э. Динера, Р. Лазаруса,
C. Фолкман, С. Мадди, С. Хобфола, Р. Баумейстера и др.).
Исследователи все больше внимания уделяют возможностям человека, возникающим как результат влияния макроуровня (социальная система, исторические обстоятельства, природно-географические условия и др.), микроуровня (судьба, первичная социальная среда, случай, образование, воспитание), а также личностного уровня (субъектность, активность, самопознание, самосознание, самооценка, самоконтроль (локус контроля), саморегуляция, саморефлексия, самопроектирование и др.) (А.С. Гусева, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, О.С. Анисимов и др.).
В рамках исследования личностных ресурсов в последние десятилетие получила мощное развитие проблематика развития «личностного потенциала». Значительное внимание при этом уделялось вопросам успешности жизнедеятельности, саморегуляции, психологического благополучия, самореализации, саморазвития, самоактуализации, преодоления неопределенности, доведения поставленных целей до их осуществления, сохранения устойчивости и цельности личности как компонентов личностных ресурсов человека (Г.А. Берулава, Т.О. Гордеева, Л.А. Александрова, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова и др.). Выделены три подструктуры личностного потенциала, соответствующие трем функциям саморегуляции: функция ориентации или самоопределения; функция
реализации, связанная с организацией целенаправленной деятельности; функция сохранения или совладания, которая обеспечивает сохранение устойчивости на фоне неблагоприятных или враждебных обстоятельств.
Каждый из названных компонентов в разной степени представлен в теоретических конструктах и моделях, а также в методическом инструментарии, что связано со сложностью разработки отдельных сторон личностного потенциала и с неравномерным запросом на их со стороны практики.
Отмечая значимость научного вклада исследователей в понимание феноменологических особенностей личностного ресурса, укажем, что они не ставили своей задачей изучение его влияния на профессиональное и личностное самоопределение. Вместе с тем, отражая динамичность позиции личности в самых разных сферах человеческого бытия - статусно-ролевой, профессиональной, территориальной и др., личностные ресурсы способны выступить в качестве объективной меры оценки психологических особенностей самоопределения и составить основу прогноза его эффективности. Очевидно, что использованию в полной мере личностных ресурсов предшествует осознание их особенностей, уровня развития, возможностей трансформации или замещения. В наибольшей степени такое осознание необходимо человеку на этапе его вступления в самостоятельную жизнь, когда осуществляется выбор личностных приоритетов, происходит становление студента как личности и профессионала.
В период вузовской подготовки студенты управленческих специальностей должны научиться диагностировать, развивать и управлять своими личностными ресурсами, так как именно это сможет увеличить эффективность их личностного и профессионального самоопределения, составляющих основу конкурентоспособности и успешного трудоустройства.
Ограниченность эмпирической базы, не позволяющей осуществить ее должное теоретическое осмысление, и высокая практическая востребованность обусловила постановку следующей проблемы исследования: возможно ли развитие личностного ресурса студентов управленческих специальностей в ходе специально организованной развивающей работы?
Цель исследования: решение указанной нами проблемы исследования является целью исследования.
Объект исследования: личностный ресурс студентов управленческих специальностей.
Предмет: развитие личностного ресурса студентов управленческих специальностей.
Гипотеза: основными компонентами личностного ресурса студентов управленческих специальностей являются: конструкты самоотношения, уровень интернальности и составляющие саморегуляции, которые недостаточно сформированы в силу того, что образовательная программа направлена не на развитие личностного ресурса.
Специально разработанная программа оказывает влияние на развитие основных компонентов личностного ресурса студентов управленческих специальностей.
В соответствии с предложенной проблемой и гипотезой определим задачи исследования:
1. Изучить разработанность проблемы личностного ресурса студентов управленческой специальности в психологии.
2. Провести анализ психологической литературы в отношении проблематики личностного ресурса специалистов управленческой сферы.
3. Разработать методическую систему диагностики личностного ресурса студентов управленческих специальностей.
4. Выявить особенности развития личностного ресурса студентов управленческих специальностей.
5. Разработать специально организованную программу по развитию личностного ресурса студентов управленческих специальностей.
Теоретико-методологические основы исследования: при проведении исследования использовались работы, освещающие содержание разных групп личностных ресурсов человека (Л.А. Александрова, О.И. Бабич, Т.С. Кабаченко); процесс личностного развития в аспекте возрастной динамики (Л.С. Выготский, А.В. Мудрик и др.); феноменологический анализ личностных ресурсов и личностного потенциала человека (Т.О. Гордеева, Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, Е.И. Рассказова и др.), особенности личностного (Г.М. Андреева, С.Л. Рубинштейн, Э. Шостром).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) эмпирические методы: психодиагностические методы
(тестирование);
2) методы статистической обработки данных: частотный анализ, сравнение независимых выборок с использованием параметрического статистического критерия Т-Вилкоксона;
3) интерпретационные методы: структурный метод.
В качестве диагностического инструментария использовались методики исследования:
1) Опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев);
2) Опросник «Уровень субъективного контроля»;
3) Опросник стилевой саморегуляции поведения В.И. Моросановой;
4) Тест мотивации достижения А. Меграбян,
5) Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Е.Н. Осина, Е.И. Рассказовой).
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», и ФГБО УВО «Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова». В качестве испытуемых было привлечено 80 человек студентов 3 курса, обучающихся по направлению менеджмент.
Положения, выносимые на защиту:
1. В условиях существующего практического обучения в ВУЗе отсутствует система развития личностного ресурса студентов управленческих специальностей. Образовательная программа включает в себя дисциплины и виды практик, которые направлены преимущественно на развитие профессиональных компетенций.
2. Уровень развития личностных качеств студентов управленческих специальностей, которые являются психологическим ресурсом эффективности их будущей профессиональной деятельности недостаточен.
3. Путем реализации специально разработанной программы направленной на развитие личностных качеств, которые являются ресурсами эффективной управленческой деятельности, удается повысить уровень развития личностного ресурса студентов управленческих специальностей.
Теоретическая значимость исследования определяется следующими основными обстоятельствами: реализован комплексно-теоретический и эмпирический подход позволяющий исследовать проблемы развития личностного ресурса студентов управленческих специальностей;
предложена и реализована специально разработанная программа, направленная на развитие личностного ресурса студентов управленческих специальностей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный эмпирический материал может использоваться в рамках работы психологических служб ВУЗов с целью профилактической и коррекционной работы со студентами управленческих специальностей с целью развития личностного ресурса.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры возрастной и социальной психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета (БелГУ). Результаты исследования апробированы и внедрены в практику работы со студентами управленческих специальностей АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права» с целью развития личностного ресурса студентов.
Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников и приложений. Список использованных источников включает 74 наименования. Объем работы без приложений составляет 94 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ теоретического аспекта и практических исследований по обозначенной нами проблеме свидетельствует о том, что изучение развития личностного ресурса студентов управленческих специальностей является актуальным.
В настоящее время в России происходят экономические, социальные, политические изменения, вызывающие потребности общества в расширении числа специалистов способных эффективно планировать, организовывать и управлять деятельностью в различных общественных и производственных сферах.
Это в свою очередь предъявляет новые повышенные требования к уровню и качеству подготовки выпускников высшей профессиональной школы, и в частности управленцев. Перед высшей школой ставится важнейшая задача — готовить инициативных, высококвалифицированных, конкурентоспособных на рынке труда менеджеров, отвечающих всем требованиям современности. Однако, как показывает анализ современных исследований, образование все еще носит репродуктивный характер, и имеет в своем распоряжении ограниченный арсенал средств, форм и методов, необходимых для формирования и развития управленческих способностей будущих менеджеров.
Востребованность компетентных и креативных специалистов в сфере управления обострила интерес исследователей не только к выявлению закономерностей, условий, факторов и механизмов развития личности, но и к осмыслению ее потенциала или ресурса.
Изучением темы ресурсы личности занимались отечественные и зарубежные авторы такие как: Д.А. Леонтьев, В.А. Бодров, В.А. Либина, Е.А. Сергиенко, К. Муздыбаев, В.И. Моросанова, А.В. Осницкий,
B. А. Толочек, так и зарубежных: П. Балтеса, Э. Динера, Р. Лазаруса,
C. Фолкман, С. Мадди, С. Хобфола, Р. Баумейстера и др.).
Проведенный нами анализ уровня развития личностного ресурса студентов-менеджеров показал: что для 59% студентов-менеджеров характерно внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» своего «Я». Ярко выраженное чувство «за» свое «Я» у 35% опрошенных. Студенты, настроенные «против» своего «Я» составляют 6% от общего числа студентов.
Уровень общей интернальности у студентов-менеджеров соответствуют 6,1 балла, что соответствует среднему уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями.
Основная часть студентов-менеджеров из выборки - 71% имеет средний уровень общей саморегуляции поведения, 21% студентов из общего объема выборки имеют высокий уровень общей саморегуляции поведения, 8% студентов менеджеров имеют низкий уровень общей саморегуляции.
В отношении выраженности такого показателя как мотивация, полученные нами результаты выглядят следующим образом: у 61% студентов менеджеров выражена мотивация избегания неудач, соответственно, у меньшинства респондентов выражена мотивация стремление к успеху, а именно 39%.
У 44% студентов менеджеров выражены низкие показатели общей жизнестойкости, у 48,5% студентов менеджеров выражены средние показатели общей жизнестойкости и у 7,5% студентов менеджеров выражены высокие показатели общей жизнестойкости. Полученные нами результаты свидетельствуют о преобладании у большинства испытуемых среднего уровня выраженности жизнестойкости.
Таким образом, уровень развития личностного ресурса студентов- менеджеров характеризуются средними значениями общей саморегуляции и ее показателей, выраженными значениями конструктов самоотношения, тенденцией к интернальности локуса контроля, выраженной мотивацией избегания неудач, средними значениями жизнестойкости и ее показателей.
В ходе проведенного нами исследования подтвердилось предположение о том, что уровень развития личностных качеств студентов управленческих специальностей, которые являются психологическим ресурсом эффективности их будущей профессиональной деятельности недостаточен.
Следующим этапом нашего исследования явилось определение структуры личностного ресурса студентов управленческих специальностей с помощью факторного анализа, который позволил нам выделить особенности развития личностного ресурса студентов управленческих специальностей: конструкты самоотношения, уровень интернальности и составляющие саморегуляции. Указанное подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что основными компонентами личностного ресурса студентов управленческих специальностей являются: конструкты самоотношения, уровень интернальности и составляющие саморегуляции, которые недостаточно сформированы в силу того, что образовательная программа направлена на усовершенствование профессиональных компетенций, а не на развитие личностного ресурса.
Для проверки нашей второй гипотезы об оказании влияния специально разработанной программы на развитие основных компонентов личностного ресурса студентов управленческих специальностей нами была апробирована данная программа, которая оказала влияние на развитие основных компонентов личностного ресурса студентов управленческих специальностей. У испытуемых наблюдаются положительные сдвиги: в развитии показателей «саморегуляции» на достоверном уровне статистической значимости р<0,05 по следующим показателям:
«моделирование» (Тэмп=-3,94), «самостоятельность» (Тэмп= -3,508*) и «общий уровень саморегуляции» (Тэмп=-3,850). У испытуемых наблюдается положительный сдвиг в развитии показателей «самоотношение» на достоверном уровне статистической значимости р<0,05 по следующим показателям: «интегральная шкала самоотношения» (Тэмп=-3,841). Так же испытуемых наблюдается положительный сдвиг в развитии показателей «уровень субъективного контроля» на достоверном уровне статистической значимости р<0,05, а именно: «общая интернальность» (Тэмп=-3,345), «интернальность в области производственных отношений» (Тэмп=-3,331). И положительные сдвиги в развитии показателя «жизнестойкость» на достоверном уровне статистической значимости р<0,05 в отношении показателя: «жизнестойкость» (Тэмп=-3,920); положительные сдвиги в развитии показателя «мотивация достижения успеха» (Тэмп=-3,833).
На основании вышеизложенного, можно констатировать, что наша специально разработанная программа оказала положительное влияние на развитие компонентов саморегуляции как отдельного компонента личностного ресурса студентов управленческих специальностей. Наблюдается динамика и развитие показателей самоотношения: интегральная шкала самоотношения. Динамика и рост показателей уровня субъективного контроля: общая интернальность и интернальность в области производственных отношений. Динамика и рост жизнестойкости и мотивации достижения успеха.
Резюмирую вышеизложенное можно сказать о том, что личностный ресурс специалистов управленческих специальностей обозначает совокупность личностных способностей, запасов, достижений человека, которые используются или могут быть использованы для достижения определенных целей управленческой деятельности. В структуру личностного ресурса специалиста управленческих специальностей включены: конструкты самоотношения, уровень интернальности и составляющие саморегуляции.
Анализ уровня развития личностного ресурса студентов-менеджеров говорит о необходимости целенаправленного развития личностного ресурса специалистов управленческих специальностей.
Уровень развития личностного ресурса студентов - будущих менеджеров показал личностную неготовность студентов к будущей профессиональной деятельности. Для того чтобы повысить конкурентоспособность студентов в будущей профессиональной управленческой среде, необходима специальная психологическая подготовка в период обучения в ВУЗе.
Расширение образовательной программы по психологии в период обучения в ВУЗе, предусматривающее дополнение учебных курсов и дисциплин методами социально-психологического обучения в форме специально разработанных занятий, деловых игр, групповых дискуссий, проектирования квазипрофессиональной деятельности и профессионально - личностного консультирования студентов, позволит оптимизировать значение личностного ресурса студентов - будущих менеджеров и сформировать у них более высокий уровень готовности к профессиональной деятельности.
Таким образом, цель исследования достигнута, намеченные задачи выполнены, гипотеза подтверждена. Мы полагаем, что проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы данным исследованием.


1. Психология личности: учебное пособие / под. ред. А.В. Аверин - СПб.: Михайлова В.А., 1999. - 89 с.
2. Александрова, Л.А. Субъективная витальность как составляющая личностного потенциала / А.А. Александрова // Личностный потенциал: структура и диагностика: под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - C. 382-403.
3. Александрова, Л. А. Ресурсы саморегуляции студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор эффективности инклюзивного образования // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы II Международной научно-практической конференции. Ч. 2: Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции» / Л.А. Александрова [и др.]. - Кисловодск: СевКавГТУ, 2009­С. 11-16.
4. Асеев, В.Г. Мотивационные особенности личностного потенциала госслужащих / В.Г. Асеев // Научные доклады-99. - Вып. 1 - М., 1999. - С. 155-164.
5. Артемьева, Т.И. Проблема способностей: личностный аспект / Т.И. Артемова // Психологический журнал. - 1984. - № 3. - С. 50-56.
6. Артемьева, Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности / Т.И. Артемьева // Психология формирования и развития личности. - М., 1981., С. 67-87.
7. Психологическая безопасность образовательной среды: учебное пособие / И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова; под. ред. И.А.Баевой. - М.: Экон-Информ, 2009. - 248 с.
8. Богомаз, С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы научно-практических конгрессов 4 Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». / С.А. Богомаз - 2008 - т. 2. - С. 24 - 27.
9. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев [и др.] - М.: Речь, 2000. - 443 с.
10. Бодров, В.А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления / В.А. Бодров // Проблемы психологии и эргономики. - 2001. - № 4. - С. 28-33.
11. Бодров, В.А. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса [Текст] / В.А. Бодров // Психические состояния. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2000. - С.135-157.
12. Борцова, М.В. Факторы становления начальных форм
ответственности: теоретический аспект / М.В. Борцова. - Славянск-на-
Кубани, Издательский центр СГПИ, 2010. - 125 с.
13. Брушлинский, А.В. Психология субъекта [Текст] / А.В. Брушлинский. - М.: Институт психологии РАН; - СПб.: Алатейя, 2003. - 272 с.
14. Вербицкий, А.А. Категория «контекст» в педагогике и психологи / А.А. Вербицкий, В.Г. Калашников. - М.: Логос, 2010. - 298 с.
15. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова - М.: Логос, 2009. - 336 с...74


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ