Введение........................................................................................................................ 3
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы развития общения и
взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Общение как важнейший фактор формирования личности ребенка 6
1.2. Характеристика детей старшего дошкольного возраста...........................11
1.3. Процесс становления взаимоотношения и особенности общения детей
старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками....................... 15
Глава II. Формирование общения и взаимодействия со взрослыми и
сверстниками детей старшего дошкольного возраста
2.1. Обоснование выбора и описание методик по выявлению особенностей
общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками детей старшего
дошкольного возраста................................................................................................ 28
2.2. Игровая терапия с детьми по формированию навыков общения со
сверстниками............................................................................................................... 33
2.3. Проведение исследования и анализа полученных данных........................49
Заключение.................................................................................................................. 57
Список литературы.....................................................................................................59
Приложения................................................................................................................. 64
ФГОС дошкольного образования отмечен, что образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, формированием готовности к совместным мероприятиям со сверстниками, формирование уважения и чувство принадлежности семье и сообществу детей и взрослых в организации и т.д. [1, в части 2.6.].
Актуальность данной темы увеличивается в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие универсального использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества связи между ребенком и взрослым. Проблему развития общения сверстников в дошкольном возрасте считают довольно молодой, но интенсивно развивающейся в возрастной психологии. Ее родоначальником был Ж. Пиаже [35], который в 30-х годах привлек внимание детских психологов к сверстнику, как относительно важному фактору и необходимому в случае социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма.
Общение - это важный компонент в жизни ребенка, и насколько он овладеет способами общения, будет зависеть его успешность в процессе взросления [6, с.34].
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Г.М. Андреевой, Б. Спока, А. Кемпински, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации, индивидуализации и формирования личности.
Целью нашей работы является изучение и выявление возможностей формирования общения и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками.
Объект исследования: процесс общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.
Предмет исследования: формирование общения и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками.
Гипотеза исследования: формирование общения и взаимодействия детей будет более эффективным, если:
- целенаправленно использовать игры, направленные на формирование общения у детей;
- создать предметно-развивающую среду
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов по проблеме общения и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.
2. Определить основные пути повышения эффективности взаимоотношения старших дошкольников со взрослыми и сверстниками.
3. Экспериментально исследовать особенности общения и взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками.
Для достижения поставленной цели и задач нами были использованы следующие методы исследования: подбор и анализ психолого¬педагогической и методической литературы по теме исследования; наблюдение, беседа; изучение и обобщение педагогического опыта в области организации предметно-развивающей среды.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 37» г. Кызыла.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе освещается проблемы развития общения и взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками.
Во второй главе обоснован выбор и описание методик по выявлению особенностей общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками детей старшего дошкольного возраста и предоставлены данные исследования, их обработка и анализ.
В заключении подведены итоги по результатам и сделаны выводы.
В последние десятилетия психологические проблемы общения детей со сверстниками привлекают пристальное внимание исследователей. Основной вопрос, волнующий ученыхразных стран, — роль и функции общения со сверстниками в жизни ребенка и его психическом развитии.
Мы, в своей работе, придерживаемся концепции М.И. Лисиной, которая дает следующие определение общению — это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
В жизни старших дошкольников общение со сверстниками имеет особое значение. В общении со сверстниками ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями других детей. В играх и реальной жизни, общаясь с товарищами, дети учатся применять на практике нормы поведения, оценивать своих товарищей и себя. Взаимоотношения дошкольников в группах сверстников характеризуются ситуативностью и неустойчивостью (ссоры и примирения друг с другом происходят по нескольку раз в продолжение дня), но это общение - необходимое условие усвоения определенных норм взаимодействия.
Что касается особенностей развития общения со сверстниками, то диагностика выявления уровня развития общения со сверстниками по основным параметрам общения дала хорошие результаты. Большинство детей, хотя и не во всех ситуациях, проявляют инициативу; и пока их инициативные обращения к сверстнику еще не отличаются настойчивостью, но все же они, пусть изредка соглашаются играть друг с другом, откликаются на предложение делать что-то совместно; дети эпизодически выражают свое эмоциональное состояние (улыбаются, сердятся), используют жесты и знакомые слова, фризы в ответ на обращения ровесника - все это в свою очередь говорит о том, что у детей развивается потребность в общении друг с другом, скенеываются предпосылки для дальнейшего взаимодействия.
Следует помнить, что в центре взаимодействий детей между собой находится взрослый. Именно он помогает ребенку выделить сверстника и общаться с ним на - равных.
Системный подход по применению условий, обеспечивающих успешное развитие у детей дошкольного возраста, общение со сверстниками сможет оказать позитивное влияние на дальнейшее становление различных форм взаимодействия детей друг с другом.Ризвитие общения у старших дошкольников со сверстниками посредством игры относится к важному направлению педагогической работы.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет говорить об эффективности игр, которые использованы нами для развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста. По исследуемым нами направлениям прослеживается положительная динамика результатов от констатирующего этапа эксперимента к контрольному этапу.
Таким образом, старший дошкольный возраст - это сложный многогранный процесс развития ребенка, за период которого ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.
В конце можно сказать, что гипотеза нашего исследования докизана,в общении со сверстниками ребенок учится:
- выражать себя;
- управлять другими;
- вступать в разнообразные отношения.
1. ФГОС дошкольного образования [Текст]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 04 декабря 2015 года №1426
2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А.Аркин. - М., 2001 - 260с.
3. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей у ребенка [Текст] / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. - Екатеринбург, «АРГО» 2007. 280с.
4. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев,- М., 2003. - 200с.
5. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. - М- Воронеж, 2002. - 320с.
6. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. И общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. - 672с.
7. Волкова, А.И. Психология общения [Текст] / А.И. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 446с.
8. Воробьёва, М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам [Текст ] / М.В. Воробьёва //Дошкольное восп-е. - 1998. - №
7. -С. 54-61.
9. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. М.: Эксмо, 2005. 512с.
10. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками [Текст] / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 111-120.
11. Горянина, В.А. Психология общения: учеб. Пособие для студ. Вузов [Текст] / В.А. Горянина. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004. - 416с.
12. Даскалова, Ф. Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучение родному языку в детском
саду [Текст] / Ф.Г. Даскнлова // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
13. Детская практическая психология [Текст] / под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 295с.
14. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст] / А.Б. Добрович. -М., 2001.-307с.
15. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин.- СПб., 2002.- 752с.
16. Истратова, О.ІІ. Большая книга детского психолога: психологический практикум [Текст] / О.Н. Истратова и др.- Ростов н /Д: Феникс, 2008.¬568с.
17. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет: психологический практикум [Текст] / О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 317с.: ил.
18. Казаринова, Н.В., Погольша В.С. Межличностное общение:
повседневные практики [Текст] / Н.В. Казаринова,- СПб.: СпбГУ, 2000. - 298с.
19. Клюева, Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 2003. - 240с.
20. Клюева, Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет [Текст] / Н.В. Клюева. - Ярославль, 2001.
21. Коломинский, Я.Л. Психология личностных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии [Текст] / Я.Л. Коломинский.- Минск, 2002. - 240с.
22. Кряжева, H.JI. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н.Л. Кряжева. - Ярославль.
23. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст] / Л.Л. Леонтьев. - М.: Знание, 2000. - 481с.
24. Леонтьев, А. А. Психология общения: уч.пособие для студ. вузов. - 4-е изд. [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл; «Академия», 2007. - 368с.
25. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. - М.: Педагогика, 2005.
26. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009.- 276с.
27. Лисина, М. И. Развитие общения у детей впервые 7 лет жизни [Текст] / М.И. Лисина // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - C. 21-53
28. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.- СПб.: Речь, 2002.- 190с.
29. Межличностные отношения от рождения до семи лет [Текст] / Под ред. Е.О. Смирновой. - М. - Воронеж, 2000. - 392с.
30. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания [Текст] / А. В. Мудрик. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 286с.
31. Немов, Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика [Текст] / Р.С. Немов. - М., 2007.
32. Немов, Р. С. Психология. Общие основы психологии Учеб. Для студентов высш. Учеб. Заведений. В 2 кн. Кн. 1. [Текст] / Р. С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 2004. - 360с.
33. Общение детей в детском саду и семье [Текст] / Под ред. Т.А.Репиной.- М., 2000.- 372с.
34. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. Пособие [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: «Академия», 2003. - 448с.
35. Пиаже Ж. Избранные психологические труды [Текст] / [пер. с фр.]. - М.: Просвещение, 1969.
36. Поливанова, К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / К.Н. Поливанова. - М.: Педагогика, 1989. - 284с.
37. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989. - 211с.
38. Рояк, А.Л. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного
возраста [Текст] / А.Л. Рояк// Вопросы психологии, 2005. - № 3. - С. 71¬83.
39. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи, развитие речи у детей [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. -М., 2006. - С.64-93.
40. Рузская, А.Г., Ганошенко, Н.Н. Развитие потребности в общении со сверстниками в дошкольном возрасте [Текст] / А.Г. Рузская, ІІ.ІІ. Ганошенко. - М.: Педагогика, 2007. - 95с.
41. Сенько, Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми: Метод.реком-ции [Текст] / Т.В. Сенько - Л.,
2001. - 348с.
42. Смирнова, Е.О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности [Текст] / Е. О. Смирнова //Дошкольное воспитание. - №4. -
2002.
43. Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам [Текст]/ Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - № 8,9. - 2003.
44. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников.
Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2003. - 160 с.
45. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова // Учебное пособие. - М.: «Академия», 2000. - 160с.
46. Смирнова, Е.О., Рузская А.Г. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет[Текст] / Е.О. Смирнова, А.Г. Рузская. - М. - Воронеж, 2001. - 240с.
47. Смирнова, Е.О. Общение, деятельность и межличностные отношения в концепции М.И. Лисиной [Текст] / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2009. - №2.- С.116 -124.
48. Субботский, Е.В. Психология отношений партнёрства у дошкольников [Текст]/ Е.В. Субботский. - М.: Педагогика, 1976. - 56с.
49. Субботский, Е. В.Стиль общения как способ формирования личности ребенка [Текст] / Е.В. Субботский // Психолого-педагогические проблемы общения. — М.: Педагогика, 2007. - 187с.
50. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 2000. - 304с.
51. Андрус, Н.Я. Искусство общения [Текст] / Л.А.Андрус, А.Б.Невелев, КИВолотская. - Челябинск, 2003. - 205с.
52. Холмогорова, В.М., Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников [Текст] / В.М. Холмогорова и др. - М.: Владос, 2005. - 160с.
53. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб.пособие [Текст] / Д.Б. Эльконин. -М.: «Академия», 2007. - 384с.
54. Веракса Н.Е. [Электронный ресурс]. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4 7 лет / Н.Е. Веракса, О. Р. Галимов. - М.: Мозаика-синтез, 2012. - 80 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=213458
55. Соломенникова О.А. [Электронный ресурс]. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 224 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index. php?page book&id 212127